НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЧЛЕНСТВА ГОСУДАРСТВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ И ПРАВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И.А. Микаелян, соискатель
Российско-Армянский (Славянский) университет (Армения, г. Ереван)
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема соотношения обязательств, вытекающие из членства государств во Всемирной торговой организации, с обязательствами, вытекающими из членства государств в Евразийском экономическом союзе.
В контексте указанной проблематики освещаются как общие проблемы соотношения права Всемирной торговой организации и права отдельных региональных экономических интеграционных образований, так и практические проблематические ситуации, когда юрисдикция и право ВТО распространяется не на всех участников регионального экономического интеграционного образования.
Для разрешения возможных правовых конфликтов между правом Евразийского экономического союза и правом Всемирной торговой организации предлагается вступление Евразийского экономического союза во Всемирную торговую организацию.
Ключевые слова: региональная экономическая интеграция, право ВТО, право ЕАЭС, соотношение права ЕАЭС и права ВТО, международно-правовые обязательства государств.
Общеизвестно, что на сегодняшний день правовые и институциональные механизмы, действующие в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО) являются наиболее совершенными и эффективными механизмами регулирования международных экономических отношений в сфере международной торговли и одновременно средствами обеспечения соблюдения международного экономического правопорядка в сфере международных торговых правоотношений [ 1].
Именно поэтому вопросы международно-правового регулирования участия государств в региональных экономических интеграционных процессах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС или Союз) целесообразнее рассматривать в контексте права ВТО, с учетом его соотношения с правом ЕАЭС.
Вопрос соотношения права ВТО с правом конкретного регионального экономического интеграционного процесса в основном рассматривается в следующих аспекта:
- во-первых, право ВТО устанавливает критерии, которым должны соответствовать региональные интгерационные образования при их создании и дальнейшем
функционировании. В частности, согласно статье ХХГУ(5) Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (далее -ГАТТ), пошлины и другие меры регулирования торговли, действовавшие в отношении третьих стран до момента создания Таможенного союза, не должны стать в целом более высокими или более ограничительными, чем те, что действовали на составляющих его территориях до образования такого союза. А что касается зоны свободной торговли или временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли, то пошлины и другие меры регулирования торговли, существовавшие в каждой из составляющих ее территорий и применявшиеся, к моменту создания такой зоны свободной торговли или принятия такого временного соглашения, к торговле договаривающихся сторон, не включенных в такую зону или не являющихся участницами такого соглашения, не являются более высокими или более ограничительными, чем соответствующие пошлины и другие меры регулирования торговли, существовавшие в этих же самых составляющих территориях до создания зоны свободной торговли или, в зависимости от случая, временного соглашения [2].
- во-вторых, соглашения о региональной экономической интеграции должны передаваться в Комитет по региональной интеграции ВТО на предмет получения заключения о его соответствии критериям, установленным в статье XXIV ГАТТ. Некоторые критерии соответствия процессов создания и функционирования региональных экономических интеграционных образований закреплены также в статье V Генерального соглашения по торговле услугами 1995 года (ГАТС) [3].
- в-третьих, ВТО осуществляет контроль в отношении процесса создания и функционирования региональных экономических интеграционных образований, который заключается в том, что член ВТО полагая, что при создании или функционирования интеграционного объединения были нарушены его интересы, в частности были аннулированы либо сокращены преимущества, предоставленные ему учредившими интеграционное объединение государствами, то по его обращению Орган по разрешению споров ВТО в порядке, установленном Договоренностью о правилах и процедурах разрешении споров инициирует процедуру разбирательства, и в случае доказания нарушения правил ВТО государство-нарушитель должен в установленный Органом по разрешению споров срок его устранить [4].
Указанные аспекты соотношения права ВТО и региональных интеграционных процессах в юридической литературе в основном сводятся к проблеме обеспечения единого международного экономического правопорядка и недопущения его возможной фрагментации в связи с ростом региональных экономических интеграционных образований и в основном игнорируется вопрос соответствия обязательств, возлагаемых на государства в силу членства в ВТО и обязательств, вытекающих из участия в региональных экономических интеграционных процессах. Так например, Мельников В.В. выражает следующую позицию по указанному вопросу: «... если Всемирная Торговая Организация (ВТО) является символом глобализации, то региональные интеграционные организации (РИО) выступают основным международ-
но-правовым инструментом региональной экономической интеграции. Наличие двух видов международно-правовых механизмов регулирования международных экономических отношений (ВТО и РИО) вызывает вполне обоснованные опасения "деформации" или "фрагментации" международного экономического правопорядка» [5]; Смбатян АС выражает следующую позицию: «.соглашения системы ВТО и соглашения, подписанные в рамках региональных интеграционных объединений, обладают одинаковой юридической силой - вопреки сложившемуся стереотипу первые не имеют приоритета над последними. Вместе с тем нормативно-правовая база соглашений о региональной экономической интеграции очень тесно связана с правилами ВТО, поскольку последние регулируют большинство областей, связанных с международной торговлей товарами, услугами, защитой интеллектуальной собственности и инвестиций. Поэтому нередко основанием для выявления одного и того же предполагаемого нарушения может быть как соглашение системы ВТО, так и соглашение, подписанное в рамках интеграционного объединения» [6].
В свете вышесказанного в раках данной работы нами будет рассмотрен вопрос возможности коллективного членства государств-участников региональных экономических интеграционных процессов в ВТО и вопрос, связанный с возникаемой на практике ситуацией, когда участники региональных интеграционных процессов одновременно являются членами ВТО или же не на всех участников распространяется юрисдикция ВТО.
Результаты исследования
В преамбуле Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 года закреплено положение, согласно которому стороны договора согласовывают свои волеизъявления на предмет регулирования договора, принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации [7].
А общий анализ положений Договора о ЕАЭС свидетельствует а том, что ЕАЭС, в качестве регионального экономического интеграционного образования, воспринял
основные принципы права ВТО, имплементировав основные положения ВТО в сфере тарифного и нетарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка.
Право ВТО отдельно является обязательным также для всех членов ЕАЭС, кроме Республики Беларусь, в связи с чем, возникают определенные проблематичные вопросы в контексте выполнения государствами-членами
ЕАЭС обязательств вытекающих из членства в ВТО.
По мнению Кашкина, особенностью интеграционного правопорядка ВТО, является сочетание в нем общих и индивидуальным обязательств Членов этой организации [8].
Обшие обязательства являются одинаковыми для всех членов ВТО. К ним обычно относят обязательства возникающие из запрета некоторых антиконкурентных действий, из введения режима наибольшего благоприятствования или обязательство публикации внутренних правовых актов. Кашкин с некоторыми оговорками к общим обязательствам относит также обязательства, вытекающие из частично многосторонних торговых соглашений и дополнительных соглашений, которые имеют силы межды членами ВТО, участвующими в подобных соглашениях -например, обязательства, вытекающие из Соглашения по правительственным закупкам или из дополнительных протоколов к Генеральному соглашению по торговле услугами [8].
Соответственно, индивидуальными обязательствами являются те обязательства, которые вытекают из индивудуального для каждого конкретного государства Перечня уступок и обязательств по товарам и услугам, которых определяется в ходе переговоров государства, вступающего в ВТО с действующими членами ВТО. Кроме этого для государств членов ВТО определяетыся также Перечень специфических обязательств по услугам, прилагаемый к Гене-ральмому соглашению по торговле услугами.
Таким образом, все государства-участники ЕАЭС, кроме Республики Бела-
русь, имеют индивидуальные Перечни уступок и обязательств по товарам и услугам, соответственно несут различный объем международно-правовых обязательств, вытекающих из членства в ВТО.
По данному вопросу С. Ю. Кашкин выражает мнение, согласно которому несмотря на наличие общих обязательств, существование индивидуальных перечней приводит к тому, что члены ВТО не имеют единого правового статуса, каждый из них снижает торговые барьеры и открывает свои экономические границы в неодинаковой степени [8].
В праве ЕАЭС соблюдение обязательств государств-участников Союза в ВТО регулируется Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы 2011 года, согласно которому с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО, становятся частью правовой системы Таможенного союза, а также стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами [9].
Если различия в индивидуальных обязательствах, вытекающих из членства в ВТО, в рамках междгосударственных отношениях внутри Союза не могут порождать правовые конфликты, то риск их возникновения возрастает со вступлением ЕАЭС в международные торговые отношения с отдельным государством или международными организации, и в данном случае вопросы снижения торговых барьеров и открытия экономических границ ЕАЭС не могут регулироваться только ак-
тами ЕАЭС. В указанном контексте отношениях ЕАЭС с другими государствами или международными организациями должны учитываться положения права ВТО.
Как уже отмечалось, общий анализ права ЕАЭС свидетельствует о том, что в своей деятельности государства-члены ЕАЭС руководствуются нормами и принципами ВТО и признают важность присоединения всех государств-членов Союза к Организации.
Тем не менее, необходимо отметить, что данную проблему не разрешит членство Республики Беларусь в ВТО, так как сохранятся индивидуальные Перечни уступок и обязательств государств, входящих в состав ЕАЭС и прибавится отдельных соответствующий перечень для Республики Беларусь.
По-нашему мнения, данная проблема может быть разрешена лишь в случае самостоятельного членства ЕАЭС в ВТО.
Вопросы членства государств в ВТО регулируются ст. XII Марракешского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации 1994 года. Согласно данной статье, любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и в других вопросах, предусмотренных в указанном соглашении и Многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к указанному соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО. Такое присоединение действует в отношении указанного соглашения и приложенных к нему Многосторонних торговых соглашений [10].
Из данного положения Марракешского соглашения следует, что право ВТО предусматривает не только индивидуальное, но и коллективное членство, при том на отдельно согласованных условиях между индивидуальным или коллективным членом и ВТО. На практике примером коллективного членства государств в ВТО является членство ЕС, кроме этого посредством одного общего представительства в
ВТО выступают государства-участники таких организаций как ЛАЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА.
Необходимо также отметить, то возможность членства ЕАЭС в ВТО также не противоречит нормативно-правовой базе ЕАЭС, так как в силу части 2 статьи 1 Договора о ЕАЭС, Союз являясь международной организацией региональной экономической интеграции, обладает международной правосубъектностью; в силу части 1 статьи 7 Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом и в рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции; в силу части 1 статьи 33 внешнеторговая политика Союза направлена на содействие устойчивому экономическому развитию государств-членов, диверсификации экономик, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов, а также дальнейшее развитие Союза как эффективной и конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики; в силу статьи 34 в отношении внешней торговли товарами применяется режим наибольшего благоприятствования в понимании ГАТТ 1994 года [7].
В свете вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- право ЕАЭС заимствовало основные принципы права ВТО;
- международные торговые отношения ЕАЭС с третьими государствами или международными организациями должно строится на основных началах права ВТО;
- такие обстоятельства как, отсутствие одного из членов ЕАЭС в списке государств-членов ВТО, а также наличие у государств-участников ЕАЭС, являющихся членами ВТО, различного объема обязательств, налагаемых на них нормами права
ВТО в соответствии с индивидуальными ношениях с третьими государствами или перечнями уступок и обязательств по то- международными организациями в связи с варам и услугам, могут стать причиной тем, что Республика Беларусь не является несоответствия деятельности ЕАЭС нор- членом ВТО, а у России, Армении и Ка-мам ВТО о региональной экономической захстана объем обязанностей в рамках интеграции; права ВТО строго индивидуален, предла-
- во избежание случаев несоответствия гается присоединение ЕАЭС в ВТО в ка-деятельности ЕАЭС нормам ВТО о регио- честве самостоятельного члена организа-нальной экономической интеграции в от- ции.
Библиографический список
1. Peter Hilpold, Regional Integration According to Article XXIV GATT-Between Law and Politics, Max Planck Yearbook of United Nations Law, Volume 7, 2003, P. 219-260.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года.
3. Генеральное соглашение по торговле услугами 1995 года.
4. Микаелян И.А, Региональные экономические интеграционные процессы в контексте фрагментации международного экономического правопорядка, Десятая Годичная научная конференция Российско-Армянского (Славянского) университета (30 ноября - 4 декабря 2015 г.): Сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. Часть I. - Ер.: Изд-во РАУ, 2016. - 506 с.
5. Мельников В.В., Международно-правовое регулирование региональной экономической интеграции в ВТО, Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, 2008 г.
6. Смбатян А. С., ВТО и региональные интеграционные объединения: соотношение "правовых сил" в урегулировании торговых споров // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №8.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 года.
8. Кашкин С.Ю., Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монорафия. - Москва: Проспект, 2016. - 416 с.
9. Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы 2011 года.
10. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации 1994 года.
SOME ISSUES OF MEMBERSHIP OF STATES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE LAW OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION
I.A. Mikayelyan, applicant Russian-Armenian (Slavonic) university (Armenia, Yerevan)
Abstract. This article examines the issue of the relationship of obligations arising from the membership of states in the World Trade Organization, with obligations arising from the membership of states in the Eurasian Economic Union.
In the context of these problems, both general problems of the relationship between the law of the World Trade Organization and the laws of certain regional economic integration organizations are covered, as well as practical problematic situations where the jurisdiction and the WTO law do not extend to all participants of the regional economic integration organization.
To resolve possible legal conflicts between the law of the Eurasian Economic Union and the law of the World Trade Organization, the membership of the Eurasian Economic Union to the World Trade Organization is proposed.
Keywords: regional economic integration, WTO law, ЕАЕU law, Eurasian Economic Union, correlation of the EAEU law and the WTO law, states obligations under Public international law.