Научная статья на тему 'Некоторые виды деятельности учащихся на уроках музыки'

Некоторые виды деятельности учащихся на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
775
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые виды деятельности учащихся на уроках музыки»

По отношению к музыке ХХ в. очень важен вопрос сохранения фактуры. Если в мелодике классико-романтического периода достаточно легко угадывается ее гармонический остов, то в современном искусстве, в частности, у Стравинского, в связи с расширением ладового звукоряда, усложнением функциональных отношений, мелодия и сопровождение образуют единое целое по принципу комплементарности. Обилие диссонирующих созвучий представляет трудность для исполнения. К примеру, простой бранль (Второе pas de trois) из балета «Агон» в авторском изложении - двухголосный канон двух труб (вначале без сопровождения) - оказывается совсем не «простым» из-за перекрещивания голосов, образующих хроматические интервалы. В учебнике А.Л. Островского (Вып. 4. № 160) он дан в одноголосном изложении. Так же поступает Г. Виноградов, предлагая мелодии со словами, но без аккомпанемента, оправдывая это «автономностью мелодии в современной музыке». Предпочтительнее, по-видимому, подход М. Карасевой - в духе актуального для культуры последних десятилетий стремления к аутентизму. То есть современный учебник сольфеджио должен содержать нотный материал, максимально приближенный к оригиналу.

Творческое наследие Стравинского настолько богато и разнообразно, что вполне предсказуемо появление учебных пособий только из его сочинений - по типу Хрестоматии по сольфеджио (Будапешт, 1978) Л. Агочи, составленной по произведениям И.С. Баха, или Сборника диктантов на материале музыки советских композиторов. Вып. 1: С. Прокофьев (М., 1966); Вып. 2: Дм. Шостакович (М., 1968) Н. Тифтикиди. Пока же в учебный обиход вошли преимущественно произведения русского периода творчества (среди исключений - опера «Царь Эдип» в пособии Н. Качалиной и «Симфония псалмов» у М. Карасевой). В такой хрестоматии музыка Стравинского должна быть изложена в авторской фактуре или, по крайней мере, с учетом оркестровки, определяющей функциональность голосов. И конечно, в ее составе должны быть произведения среднего и позднего периодов творчества, почти не представленные в существующих учебниках, например «Персефона», Симфония en Ut, Симфония в трех движениях, «Похождения повесы» и др.

Л. С. Денисюк

Некоторые виды деятельности учащихся на уроках музыки

Взаимосвязь методов преподавания музыки в средней образовательной школе предполагает различные виды музыкальной деятельности учащихся в процессе музыкального воспитания. Каждая музыкально-эстетическая система ориентирована на определенный

210

комплекс видов деятельности. Но во всех случаях их разнообразие необходимо для поддержки внимания и для гармонического развития всех психических функций, для большей эмоциональной насыщенности занятий.

Основным видим музыкальной деятельности, как свидетельствует история музыкальной педагогики, следует считать пение. В процессе пения развиваются все стороны музыкального слуха, музыкальная память, эмоциональные и мыслительные функции, воображение, происходит нравственное очищение личности. Тренаж голосовых связок благоприятно сказывается на музыкальном восприятии. Для развития представлений, внутреннего слуха, внимания, уточнения контроля между голосовыми связками и слухом особенно полезно хоровое пение a'cappella, пение в вокальных ансамблях, в сольном пении.

В упражнениях на развитие чувства ритма (с хлопками, притопыванием и т. д.) раскрывается естественная потребность детского организма в движении, активном действии. Как пример, можно предложить использование «музыкальной дорожки». Составляется попурри из фрагментов музыкальных произведений, в которых представлены, в разнообразных вариантах, различные музыкальные темпы и размеры. Подобные задания предполагают повышенную эмоциональную реакцию на метрическую пульсацию и ритмический рисунок.

Слушание музыки совершенствует сознательное музыкальное восприятие, музыкальную память, концентрирует внимание, аналитические функции. Основываясь на опыте учителей можно сказать, что научить детей активно слушать музыку довольно трудно. Как писал Б.В. Асафьев, «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю» (Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. С. 81). Поэтому очень важно заинтересовать детей различными формами слушания музыки, продумывать, каким образом можно собрать внимание детей перед исполнением инструментальной или вокальной музыки. Нужно помнить, что слово учителя должно нести некую информацию, но при этом быть занимательным и интересным. В зависимости от репертуара возможно первостепенное влияние как на образно-ассоциативное мышление, так и на логическое. Слушание музыки может проводиться в форме музыкальных викторин на различные темы, как то: музыкальные жанры; музыкальные инструменты; музыкальные сказки; музыкальные лады; музыкальные темпы; «узнай песню» и т. п. Это способствует закреплению и совершенствованию в своих навыках музыкального восприятия; дальнейшему развитию музыкальной памяти, накоплению знаний в области музы-

211

кального репертуара, развивает аналитические умения в области музыки.

Музыкальную игру следует рассматривать как «синтетический» вид деятельности. Вытекая из потребностей детской психики, она является самым действенным средством в развитии познавательных способностей, в приобретении практических навыков. Исключительно высокая эмоциональная напряженность (от свободного перевоплощения и связанного с ним удовольствия) обостряет восприятие, память, усиливает работу воображения. Через игру воспитываются нравственные и творческие возможности ребенка (Н. Аникеева, Л. Выготский, Д. Эльконин и др.). В игре через репрезентацию ребенок осознает себя как личность. Игра имеет психотерапевтическое значение. Характер игры подбирается в зависимости от возраста и развития детей: сюжетно-ролевая, игра-драматизация, проблемно-поисковая и т. д.

Музыкальная игра является одной из самых интересных форм игровой деятельности детей. Как пример музыкальной игры - использование простого кубика среднего размера, на стороны которого наклеены нотные примеры, из которых нужно составить произведение. Если две команды, то нотные примеры одного цвета, если четыре команды, то по два различных музыкальных примера разного цвета. Путём бросания кубика записывать мелодии, находящиеся в момент остановки падения кубика, на верхней стороне. Примером для изготовления музыкального кубика могут служить «музыкальные кубики» В.А. Моцарта.

С игрой тесно соприкасается театр. Многие историки связывают возникновение театра с детской игрой. Театральность как методический прием очень эффективна в музыкальном воспитании. Как синтетический вид творческой деятельности театр соответствует синкретичности художественного восприятия детей, их желанию творчески осваивать мир, свободно перевоплощаться, так как театральность - свойство детской психики.

В театральную деятельность, целесообразно включить инструментальное музицирование, которое очень эмоционально по своей природе и дает практические навыки, концентрирует внимание, развивает музыкальные способности, упорядочивает координацию слуховых впечатлений и движений. Импровизацию под музыку, как вид музыкальной деятельности детей, высвобождают двигательную энергию и художественную интуицию ребенка, стимулируют музыкально-ритмическое чувство, воображение, помогает ощутить свою индивидуальность. Также в театральной деятельности можно использовать музыкальный кубик, но привнести в игру элементы театральности: под мелодию, которая получилась в результате игры с

212

кубиком, изобразить игру на каком-либо музыкальном инструменте, спеть, станцевать, изобразить мимически и т. д.

Использование различных видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки развивает музыкальные способности, воспитывает эмоциональную отзывчивость к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания.

Таким образом, музыкальная деятельность формируют навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт учащихся, прививает им знания, что в целом является предпосылкой формирования музыкальной культуры школьника.

А. Б. Афанасьева, Л. Н. Петрова

Этнокультурный компонент в хоровой практике системы дополнительного образования

Музыкальное искусство занимает важное место в культуре любых эпох. Частью системы образования является музыкальное образование, включающее в себя обучение и воспитание, на основе которого происходит музыкальное развитие личности. В современной музыкальной культуре как неотъемлемой части культуры отражаются все происходящие в обществе противоречивые процессы.

Необходимым элементом содержания образования является этнокультурное образование. Этнокультурный компонент образования является ныне фактором противодействия «вестернизации» культуры, активно внедряющейся, доминирующей и захватывающей все в большей мере культурное поле социума и личности. Этнокультурный компонент играет роль центростремительной силы, направленной к центру, каким является культура своего народа, страны, это «ось вращения» национально-охранительных тенденций в культуре. Центробежная же сила в культурном поле направлена от культуры своего народа к культурам других народов (подробнее данная проблема рассмотрена А.Б. Афанасьевой в статье О понятиях культурного поля и этнокультурного ядра личности в образовательном процессе // Вопр. культурологии. 2009. № 5. С. 51-56).

Во взаимодействии традиции и инновации происходит процесс развития культуры. Гармоничность этого баланса определяет ее успешность.

В современном же культурном поле нарушен органичный баланс (как было свойственно прежним эпохам). В стихийном, внеинституциональном образовании (посредством семьи, неформального общения, культуры быта, труда, досуга, праздников, поездок, учре-

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.