В настоящее время уголовным наказаниям отведена основная роль в уголовно-правовом реагировании на совершение преступлений. В Общей части Уголовного кодекса РФ им посвящены несколько разделов и глав. Раздел V УК РФ «Уголовная ответственность несовершеннолетних» касается особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
К сожалению, уголовно-правовое регулирование не учитывает признание несовершеннолетних алкоголиками или наркоманами в качестве обстоятельства, влияющего на применение к ним наказания (за исключением ст. 82.1 УК «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией», которая применяется к лицам, больным наркоманией, вне зависимости от возраста). В соответствии со ст. 89 УК при назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц, но про алкоголизм и наркоманию ничего не говорится.
Наряду с наказаниями, в УК содержатся и иные альтернативные меры, которые могут применяться к несовершеннолетним, в том числе больным наркоманией или алкоголизмом. К ним УК относит: условное осуждение (ст. 73-74); принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90-91); помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 92); принудительные меры медицинского характера (глава 15); конфискация имущества (глава 15.1).
Нерешенным вопросом, не позволяющим определить перечень этих мер, является отнесение к принудительным мерам воспитательного воздействия (далее - ПМВВ) помещение несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК, несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Исходя из этой формулировки, помещение несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием к ПМВВ не относятся. Однако в ч. 2 ст. 92 УК, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа обозначается как ПМВВ, что противоречит ст. 90 УК.
При этом данные меры существенно отличаются в том, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия (указанной в ч. 2 ст. 90 УК) последняя по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Ничего подобного в отношении помещения несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием ст. 92 УК не предусматривает.
Принудительные меры воспитательного воздействия и помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием как уголовно-правовые меры, альтернативные наказаниям, специализированно применяемым в отношении несовершеннолетних, логично было бы объединить в единую группу мер хотя бы потому, что они вместе расположены в главе 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Однако до сих пор не приходится говорить даже о системе подобных принудительных мер (альтернативной системе уголовных наказаний), например, позволяющей заменять одни меры на другие в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.
В связи с этим уголовно-правовые меры, прописанные в ст. 90 и 92 УК, альтернативные уголовным наказаниям, применяемые к несовершеннолетним, в том числе алкоголикам и наркоманам, нами рассматриваются отдельно.
В общем уголовно-правовые меры, альтернативные уголовным наказаниям, не имеют единого регулирования и целей применения, в отличие от самих наказаний, цели которых прописаны в ст. 43 УК: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Различные цели применения указанных мер прописаны только при применении ПМВВ и помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Принудительные меры медицинского характера (далее - ПММХ), в соответствии со ст. 98 УК, применяются:
1) для излечения лиц:
- совершивших деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;
- у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
- совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
- совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (ст. 97 УК);
2) для улучшения их психического состояния;
3) для предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК.
Получается, что все вышеуказанные цели применения ПММХ распространяются и на несовершеннолетних, имеющих соответствующие психические расстройства, в том числе больных алкоголизмом или наркоманией.
Между тем до внесения в ст. 97 УК РФ изменений от 8.12.2003 № 162-ФЗ принудительные меры медицинского характера также применялись к лицам, совершившим преступления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Данный подход считаем целесообразным (с этим согласны и другие исследователи [1]), хотя бы ввиду того, что алкоголизм или наркомания -тоже психические расстройства, которые могут приводить к совершению преступлений, и на них можно распространить цели ПММХ: излечение лиц, улучшение их психического состояния, предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК.
Цель помещения несовершеннолетних (в том числе больных наркоманией и алкоголизмом) в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием закреплена в ч. 2 ст. 92 УК - исправление несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Исходя из формулировок ст. 90 и 92 УК, эта цель не распространяется на ПМВВ, хотя в юридической литературе имеется и противоположное мнение [2, с. 156-157].
Получается, что помещение несовершеннолетних (в том числе больных наркоманией и алкоголизмом) в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием не ориентировано ни на предупреждение преступлений, ни на излечение больных правонарушителей.
Еще более неясная ситуация складывается с определением целей уголовно-правовых мер, альтернативных уголовным наказаниям, к несовершеннолетним алкоголикам и наркоманам, возникает с применением условного осуждения, ПМВВ и конфискации имущества, так как в уголовном законодательстве по этому поводу ничего не прописано.
В главе 15.1 УК РФ отсутствуют цели и особенности применения в отношении несовершеннолетних (тем более больных наркоманией или алкоголизмом) конфискации имущества как уголовно-правовой меры, альтернативной наказаниям. Можно было бы предположить, что здесь значимую роль играет цель восстановления социальной справедливости. Однако трудно предположить, что у несовершеннолетнего правонарушителя есть в наличии имущество или денежная сумма, которые можно конфисковать.
Статья 73 УК РФ, регламентирующая применение условного осуждения, прямо не закрепляет особенности его назначения несовершеннолетним, тем более - больным наркоманией или алкоголизмом.
Не определены четко и цели применения условного осуждения. В какой-то степени об этом говорится в ч. 3 ст. 73 УК: при назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление (хотя исследователи говорят и о целях условного осуждения в виде предупреждения совершения новых преступлений [3, с. 27] и восстановления социальной справедливости [4, с. 143-147]).
Отдельные положения ст. 73 УК свидетельствуют об учете особенностей рассматриваемой категории правонарушителей. Так, суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Следовательно, возлагая на условно осужденного несовершеннолетнего обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, законодатель стремится к его исправлению.
Таким образом, с некой долей условности можно говорить о наличии в уголовном законодательстве конкретных предпосылок определения целей уголовно-правовых мер, альтернативных уголовным наказаниям, которые применяются к несовершеннолетним алкоголикам и наркоманам. Однако в целом можно констатировать необходимость дальнейшей конкретизации в уголовном законодательстве этого вопроса.
Литература
1. Бакаева Ю.В., Бойко И.Б., Кашуба Ю.А. Правовые, пенитенциарные и медико-социальные аспекты проблемы превенции алкоголизма в подростковой среде. Рязань, 2004.
2. Беляева Л.И. Цели применения к несовершеннолетним мер, альтернативных уголовному наказанию // Категория «цель» в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии: Материалы IV Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 28-29 мая 2009 г. М., 2009.
3. Максимов С.В. Условное осуждение и его цели // Российский следователь. 2005. № 9.
4. Арзамасцев М.В. Цели и целесообразность условного осуждения // Категория «цель» в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии: Материалы IV Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 28-29 мая 2009 г. М., 2009.