Научная статья на тему 'Некоторые трудности при изучении сложноподчинённых предложений русского языка в национальной (удмуртской) школе'

Некоторые трудности при изучении сложноподчинённых предложений русского языка в национальной (удмуртской) школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
539
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИС / СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / РАЗЛИЧЕНИЕ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УДМУРТСКОЙ ШКОЛЕ / COMPOUND SENTENCE / SPOKEN LANGUAGE / WRITTEN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ураськина Надежда Ивановна

В статье рассматриваются некоторые трудности в изучении сложноподчиненных предложений русского языка в национальной (удмуртской школе), и предложены методические приемы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties in studying of compound sentences of Russian language at the national (Udmurt) school

The aim of the article is to consider some difficulties in studying of compound sentences of Russian language at the national (Udmurt) school.

Текст научной работы на тему «Некоторые трудности при изучении сложноподчинённых предложений русского языка в национальной (удмуртской) школе»

УДК 37.09:511.131

Н. И. Ураськина

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ (УДМУРТСКОЙ) ШКОЛЕ

В статье рассматриваются некоторые трудности в изучении сложноподчиненных предложений русского языка в национальной (удмуртской школе), и предложены методические приемы их преодоления.

Ключевые слова: синтаксис, сложноподчиненное предложение, различение союзов и союзных слов при обучении русскому языку в удмуртской школе.

Развитие синтаксического строя русской речи учащихся - одна из практических задач преподавания русского языка в национальной школе.

С точки зрения лингвистики методика работы над развитием синтаксического строя русской речи учащихся при изучении сложноподчинённых предложений основывается на учении о двух формах речи - устной и письменной -в их взаимосвязи. Дифференцированный подход к устной и письменной речи, а также усиленное внимание к развитию устной речи дает заметные положительные результаты в практическом овладении языком, что особенно заметно при конструировании сложноподчинённых предложений. Одностороннее увлечение устной речью к желаемым результатам не приводит, но устное опережение эффективно для развития обеих форм речи.

В последние десятилетия в лингвистике наблюдается повышенный интерес к исследованию не только значения и структуры языковых явлений, но и закономерностей их функционирования, употребления в речи. В связи с этим, при обучении сложноподчинённым предложениям большое внимание следует уделять функционированию союзов и союзных слов в речи учащихся-удмуртов: выработке у них умения пользоваться сложными конструкциями для построения русской речи и синонимическими конструкциями, общению на русском языке, коммуникативной направленности обучения (работе над связным текстом, восприятием и порождением связного высказывания).

Синтаксис, занимая центральное место в системе языка, является наиболее трудным разделом русской грамматики, о чем свидетельствуют частые грамматические ошибки учащихся-удмуртов. Овладеть синтаксическим строем русского языка - значит свободно пользоваться синтаксическими конструкциями, включая сложноподчиненные предложения.

Для учащихся-удмуртов, как носителей языка финно-угорской группы, усвоение русского языка связано со специфическими трудностями. Главные из них при изучении придаточных предложений состоят в обилии союзов и союзных слов, в сложной грамматической форме указательных слов в главном предложении, в глагольном управлении. Усвоение сложноподчиненных предложений затрудняется еще и тем, что не всем подчинительным союзам и составным союзам русского языка можно найти соответствие в удмуртском языке. Для выражения тех значений, которые в русском языке передаются сложноподчиненными предложениями, в удмуртском чаще употребляются причастные, деепричастные и отглагольные обороты.

Определительные придаточные предложения с союзными словами какой, который, чей изменяются не только по числам, но и по родам. Учащиеся удмуртских школ испытывают трудности в согласовании названных союзных слов с определяемым существительным главного предложения и допускают ошибки: Школа, в котором я учусь, находится в соседнем деревне.

В сложноподчиненных предложениях с придаточным временным и условным глаголы-сказуемые в обоих частях сложного предложения находятся в определенной видовременной зависимости. Слабое знание видовременных особенностей глагола приводит к следующим ошибкам: Если он придет, то мы будем идти и кататься. Когда наступила ночь, Метелица отправлялся в деревню.

В русском языке слова что, как, когда могут выступать в сложноподчиненных предложениях не только в роли союзов, но и как союзные слова; Для учащихся-удмуртов представляет сложность правильное установление связи между словами в предложении.

Остановимся на разграничении подчинительных союзов и союзных слов. Учащимся необходимо объяснить, что термином «союзное слово» обозначается синтаксическое понятие, а не морфологическое. В роли союзных слов выступают две части речи: 1) относительные местоимения (кто, что, какой, чей, каков, который, сколько) и 2) относительные местоименные наречия (как, когда, где, куда, откуда, зачем, почему, отчего, насколько). Очень важно научить распознавать союзы и союзные слова. Для этого можно использовать: 1) приём изъятия (союз, в отличие от союзного слова, иногда можно опускать без ущерба для смысла высказывания); 2) приём замены сомнительного слова другим, синонимичным; 3) расчленение сложноподчинённого предложения на простые (при этом союзные слова заменяются полнозначными словами, а союзы - нет); 4) установление синтаксических связей между словами в придаточной части (союзные слова вступают в эти связи, а потому являются членами предложения, а союзы - нет); 5) постановку словесного и логического ударения на союзном слове.

Для разграничения союзов и союзных слов следует объяснить учащимся, что вопросительное слово является членом вопросительного предложения: Куда ты скачешь, гордый конь? В данном предложении слово куда является обстоятельством места. В предложении: Я не знал, куда я иду - слово куда тоже является членом предложения, но оно выполняет двойную функцию: связывает придаточное с главным и в то же время является обстоятельством в составе придаточного предложения. Это и есть союзное слово.

При разграничении союзов и союзных слов следует опираться на интонацию. Союзное слово значимо, оно может иметь свое логическое ударение. В предложении: Мы спросили, когда нам прийти снова - на союзное слово падает логическое ударение. В предложении: Мы увидели эту книгу на витрине магазина, когда возвращались домой употреблен союз, произносимый без логического ударения. Союз можно заменить другим союзом, а союзное слово - другим значащим словом: Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной. В этом предложении когда можно заменить союзами как только, едва лишь только, следовательно, это союз. В предложении Не знаю, что привлекает меня в этом человеке слово что можно заменить следующим образом: Не знаю, какие черты привлекали меня в этом человеке, следовательно, что -союзное слово. Выступая в роли союзного слова, что указывает на предмет и выполняет функции подлежащего (в форме именительного падежа) или дополнения (в форме винительного и творительного падежей) придаточного предложения. У союза что нет предметной отнесенности, нет категории падежа, его функция исчерпывается выражением синтаксических отношений между главным и придаточным: Они точно боялись, что (союз) человек бросит в жизнь что-нибудь такое, что (союзное слово) нарушит ее уныло-правильный ход. Различие союзного слова как и союза как основывается на их семантике: если слово как имеет количественное значение (насколько) или качественное (каким образом), то это союзное слово: Профессор удивился, как (насколько сильно) был привязан мальчик к своему дому, отцу, товарищам по играм; Даже в том, как (каким образом) сидело на ней платье, как (каким образом) она двигалась по комнате, он видел что-то необыкновенное; Мы знали, как (союзное слово) выполнить эту работу. Если слово как лишено этих значений, то оно выступает в функции союза: Мы-то цирковые понимали, как отчетлива и смела была работа Пьера. Так как союз не является членом предложения, то он может быть опущен, союзное слово опустить нельзя.

Порядок размещения частей сложного предложения является одной из особенностей всех типов сложного предложения в русском языке. В сложных предложениях, состоящих из двух предложений, различают два типа расположения частей: фиксированный и свободный. При фиксированном порядке каждая из частей сложного предложения занимает строго определенное место, при свободном - части сложного предложения могут изменять свою позицию в предложении. Фиксированный порядок частей сложного предложения определяется семантическими и структурными факторами. Часть сложного предложения со значением следствия обычно постпозитивна, так как следствию должна предшествовать причина. Придаточное определительное может занимать позицию внутри главного, или после него, так как ему должно предшествовать определяемое существительное: Эта удивительная и правдивая история приключилась с одним писателем, который и рассказал нам о ней. - С одним писателем, который и рассказал нам о ней, приключилась эта удивительная и правдивая история. Придаточные причины с союзом так как могут быть как в препозиции, так и в постпозиции, а с союзами потому что и ибо - обычно в постпозиции. Придаточные уступительные с союзом хотя могут занимать любую позицию, а с союзом-частицей пускай (пусть) - обычно препозитивны: Пускай (пусть) идет дождь, я пойду гулять. Хотя идет дождь, я пойду гулять. Я пойду гулять,

хотя идет дождь. При инверсии частей частица пускай утрачивает свойства союза, а предложение в целом приобретает характер бессоюзного, причем второе предложение получает присоединительный оттенок.

Русский язык в отличие от удмуртского языка богат большим количеством союзов (как семантических, так и функциональных.) и союзных слов. В русском языке придаточные части более подвижны, то есть могут занимать препозицию, постпозицию и интерпозицию по отношению к главной. В удмуртском языке, как правило, подчиняясь общей закономерности порядка слов, зависимое предшествует главному, и чаще придаточная часть может занимать препозицию и постпозицию по отношению к главной. В русском языке только более десяти союзов с придаточным причины (потому что, так как, ибо, благодаря тому что, вследствие того что, оттого что, из-за того что, по причине того что и др.), в удмуртском их всего два - малы ке шуоно, шуыса «потому что, так как».

Б. А. Серебренников полагает, что в современном удмуртском языке «происходит борьба двух синтаксических систем разных типов. Преобладающей является старая система тюрко-татарского типа, свойственная финно-угорскому праязыку. Но она постепенно разрушается» под влиянием синтаксиса русского языка. Наиболее значительным результатом такого влияния было «устранение правила постановки личной глагольной формы на конце предложения, что повлекло за собой глубокие и радикальные изменения порядка слов» [1: 116-123].

Как известно, в удмуртском языке исконно удмуртским является лишь один условный союз ке «если», остальные союзы и союзные слова заимствованы из русского языка. Поэтому учащиеся-удмурты выражают свои мысли короткими предложениями; испытывают немало затруднений при установлении связей между частями сложноподчинённого предложения с помощью вопросов, при разграничении союзов и союзных слов и определении функций указательных слов, употребляемых в главной части.

Большую трудность представляет для учащихся-удмуртов определение вида сложноподчиненных предложений в том случае, когда слова что, где, когда, как выступают в придаточном предложении в роли союзных слов: Летом сестра отдыхала в деревне, где жила бабушка (придаточное предложение учащимися определяется как придаточное времени) или: Жила была такая, что маленькое движение утомляло (придаточное определяется как изъяснительное). При работе над союзами и союзными словами чаще следует прибегать к наглядности. Чтобы легче усваивался материал, необходимо составить таблицу, которая заполняется по мере изучения каждого вида придаточного. В таблице отразить такие виды придаточных, которые присоединяются: а) только союзами; б) только союзными словами; в) союзами и союзными словами.

В русском языке

Придаточные, которые п] только союзами ^соединяются к главному только союзными словами

Сравнения Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем-тем Определительные Какой, который, каков, чей, кто, что, где

Времени Когда, пока, как только, лишь только, Места Где, куда, откуда

едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Цели Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

Причины Потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, ввиду того что -

Следствия Так что -

Условия Когда, если, коли, ежели, раз -

Уступительные Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, -

и союзами, и союзными словами

Изъяснительные

Что, чтобы, как, будто, как будто, словно Кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько

Образа действия, меры и степени

Что, чтобы, как, как будто, словно, точно Как, насколько

В удмуртском языке

Придаточные, которые п| только союзами эисоединяются к главному только союзными словами

Причины Малы ке шуоно «так как, потому что, ибо» Места Кытын «где», кытысь (кытысен) «откуда», кытчы «куда», кытй «где», кудлань «куда, в каком направлении»

Цели Образа действия, меры, количества и

Шуыса «для того чтобы, чтобы, дабы» степени Кызьы «как», коня (ке), кудмында, ма мында «сколько»

Условия Ке «если, ежели», бере «если, коли, раз»

и союзами, и союзными словами

Изъяснительные

Шуыса «что, чтобы» Кин «кто», ма «что», малы «почему», кызьы «как», кытын «где», ку «когда», кыче «какой», коня «сколько»

Определительные

Шуыса «что» Кудйз «который, которая, которое», кызьы гинэ «как (бы) ни», коня гинэ «сколько (бы) ни», кытын гинэ «где (бы) ни», котьма «хоть что, что (бы) ни», хоть коня «хоть сколько, сколько бы ни»

Уступительные

Ке но «хоть, хотя» Кин гинэ «кто (бы) ни», кызьы гинэ «как (бы) ни», коня гинэ «сколько (бы) ни», кытын гинэ «где (бы) ни», котьма «хоть что, что (бы) ни», хоть коня «хоть сколько, сколько бы ни»

Времени

Гинэ «тогда» Ку, куке «когда»

Следует обратить внимание на определение синтаксической роли союзных слов в придаточном предложении, что представляет для учащихся большую трудность не только в русском, но и в родном языке. Выяснение синтаксической роли союзного слова практичнее начинать с анализа примеров, содержащих союзное слово который, выступающее всегда в роли члена придаточного предложения: Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. Союзное слово которую имеет двоякую связь: с одной стороны, оно связано со словом главного предложения (книга), согласуясь с ним в числе (ед. число) и в роде (ж. р.), а с другой стороны, падеж союзного слова (в. п.) зависит от глагола-сказуемого придаточного предложения (понравилась которая? - которую, то есть книгу). Союзное слово которую в данном придаточном предложении служит дополнением. Данный вид приема способствует развитию у учащихся логического мышления и помогает лучше понять особенности построения сложноподчиненных предложений с союзными словами.

Все указанные трудности усвоения материала, говорят о том, что изучение сложноподчиненных предложений необходимо проводить в тесной взаимосвязи с морфологией, с темами о согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже, о глаголах совершенного и несовершенного вида, союзах и союзных словах и местоимениях. Большое значение следует придавать грамматическому разбору, который помогает определить, из скольких частей состоит данное сложное предложение, какими союзами или союзными словами связываются предложения в составе сложноподчиненного предложения, какое место занимает придаточное предложение по отношению к главному.

Изучение видов придаточных следует начинать с изъяснительного, затем перейти к знакомству с придаточными определительными, далее к - обстоятельственным. Такая последовательность в изучении темы является вполне оправданной, так как определительные придаточные предложения по своим грамматическим средствам связи с главным предложением представляют более сложную категорию, и успех в усвоении зависит от имеющихся знаний и речевых навыков о придаточных предложениях.

В русском языке придаточное определительное, располагающееся за определяемым словом, часто оформляется в удмуртском языке причастным оборотом. Согласно правилу определение + определяемое, определительное придаточное должно было бы предшествовать главному, что невозможно для удмуртского языка. Поэтому основная трудность в усвоении сложноподчинённых предложений с придаточным определительным у учащихся состоит в установлении двойной синтаксической связи относительных местоимений «который»

и «какой» с другими словами в предложении. Выполняя роль союзных слов, эти местоимения с одной стороны, согласуются в роде и числе с тем существительным, к которому относится придаточная часть, а с другой - приобретают падежную форму в зависимости от синтаксической связи между словами в данной придаточной части. Но в последнее время в письменной речи, особенно публицистической и официально-деловой, наблюдаются и сложноподчиненные предложения с определительным придаточным, следующим за определительным словом, что противоречит типологическим особенностям удмуртского языка. По мнению Б. А. Серебренникова, « ...сам строй агглютинативных языков препятствует возникновению придаточных европейского типа» [1: 116-123]. Русским придаточным обстоятельственным соответствуют удмуртские деепричастные обороты. Семантическими аналогами русских придаточных в удмуртском языке выступают распространенные члены предложений, стержневыми основами которых являются деепричастия, причастия, отглагольные имена.

По мнению А. Ф. Шутова, «в праудмуртском языке, имевшем относительно устойчивое словорасположение, не могли развиться сложноподчиненные предложения с главной частью в препозиции и с препозитивными союзами русского типа «я знаю, что...» [2: 39-49], хотя в условиях современного активного двуязычия для разговорной речи удмуртов такие конструкции с русскими союзами весьма характерны, удмуртский союз при этом дублируется или может быть опущен: Мон тодисько, что со лыктоз (шуыса). - « Я знаю, что он придёт».

Таким образом, чтобы учащиеся приобрели прочные навыки в построении различных видов сложноподчинённых предложений и умели активно пользоваться ими в устной и письменной речи, с первых же уроков следует установить определенный порядок разбора сложноподчиненного предложения: 1) найти главную и придаточную части; 2) определить, к чему относится придаточная (к слову, к словосочетанию или ко всей главной части); 3) указать, чем присоединяется придаточная часть к главной (союзом или союзным словом); 4) определить, на какой вопрос отвечает придаточная часть; 5) определить вид придаточной части.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Серебренников Б. А. Синтаксис древнеудмуртского языка - синтаксис тюрко-татарского типа // Вопросы фонетики и грамматики удмуртского языка: Сб. статей / НИИ при Сов. Мин. УАССР. - Устинов. - 1986. - С. 116-123.

2. Шутов А. Ф. Постпозитивные союзы в сложноподчиненных предложениях удмуртского языка // Пермистика: Диалекты и история пермских языков: Сб. статей. -Сыктывкар, 1992. - С. 39-49.

Поступила в редакцию 17.02.2010 г.

N. I. Uraskina

The aim of the article is to consider some difficulties in studying of compound sentences of

Russian language at the national (Udmurt) school.

Key words: compound sentence, spoken language, written language.

Ураськина Надежда Ивановна, НИИ национального образования УР Россия, г. Ижевск ул. Советская, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.