Научная статья на тему 'Некоторые тренды глобального рынка образовательных услуг'

Некоторые тренды глобального рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые цифровые технологии / экспорт образовательных услуг / инновационные методики / преподавание иностранных языков / образовательные платформы / ЦУР / new digital technologies / export of educational services / innovative methods / teaching foreign languages / educational platforms / SDGs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родыгина Наталья Юрьевна, Мусихин Владислав Игоревич, Азарова Офелия Андраниковна, Логина Мария Владимировна

Пандемия COVID-19, напряженная геополитическая обстановка, экономический кризис в ряде стран, общемировая экономическая стагнация – все это поставило под угрозу прогресс в достижении Цели № 4 в области устойчивого развития ООН. Особую роль в достижении качественных показателей сыграло формирование национальных стратегий в сфере образования и определение количественных показателей, позволяющих отслеживать прогресс. В современных условиях приобретают особую актуальность новые цифровые технологии, которые используются в сфере образования. Они выступают весомым фактором, способствующим росту объемов экспорта образовательных услуг – направлению, служащему двигателем глобальной повестки в сфере образования. Реализуемый посредством программ обмена студентами, образовательных платформ в совокупности с мощными инвестициями в развитие и совершенствование инфраструктуры данный вид внешнеторговой деятельности служит интегративному повышению конкурентоспособности страны на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родыгина Наталья Юрьевна, Мусихин Владислав Игоревич, Азарова Офелия Андраниковна, Логина Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Trends in the Global Educational Services Market

The COVID-19 pandemic, tense geopolitical situation, economic crises in a number of countries, and global economic stagnation have all jeopardized progress in achieving the UN Sustainable Development Goal 4. The adopted national education strategies and the quantitative indicators designed to monitor progress played a particular role in achieving the qualitative indicators. New digital technologies that are used in education are becoming particularly relevant under current conditions. They significantly facilitate the growth of educational services exports – the area that serves as a driver of the global education agenda. Student exchange programs and educational platforms, along with significant investments in the development and improvement of infrastructure as part of the international trade activity foster integrative improvement of the country’s competitiveness in the global educational services market.

Текст научной работы на тему «Некоторые тренды глобального рынка образовательных услуг»

Некоторые тренды глобального рынка образовательных услуг

Наталья Юрьевна РОДЫГИНА, УДК:37; ББК:74; Р617

доктор экономических наук, профессор, DOI: 10.24412/2072-8042-2022-3-66-84

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9239-7871; Владислав Игоревич МУСИХИН, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) -аспирант кафедры мировой и национальной экономики ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» -Специалист 1 категории службы ценообразования (127254, Москва, ул. Добролюбова, 16/1), e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2959-1804; Офелия Андраниковна АЗАРОВА, кандидат филолологических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 51/1) - доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0910-7117; Мария Владимировна ЛОГИНА,

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский пр-т, д. 51/1) - преподаватель департамента английского языка и профессиональной коммуникации, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8722-0078

Аннотация

Пандемия COVID-19, напряженная геополитическая обстановка, экономический кризис в ряде стран, общемировая экономическая стагнация - все это поставило под угрозу прогресс в достижении Цели № 4 в области устойчивого развития ООН. Особую роль в достижении качественных показателей сыграло формирование национальных стратегий в сфере образования и определение количественных показателей, позволяющих отслеживать прогресс. В современных условиях приобретают особую актуальность новые цифровые технологии, которые используются в сфере образования. Они выступают весомым

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

фактором, способствующим росту объемов экспорта образовательных услуг - направлению, служащему двигателем глобальной повестки в сфере образования. Реализуемый посредством программ обмена студентами, образовательных платформ в совокупности с мощными инвестициями в развитие и совершенствование инфраструктуры данный вид внешнеторговой деятельности служит интегративному повышению конкурентоспособности страны на мировой арене.

Ключевые слова: новые цифровые технологии, экспорт образовательных услуг, инновационные методики, преподавание иностранных языков, образовательные платформы, ЦУР.

Some Trends in the Global Educational Services Market

Natalya Yurievna RODIGINA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (6A Vorobevskoe shosse, Moscow, 119285) - Professor of the Department of the International and Foreign Trade of the Russian Federation, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-9239-7871;

Vladislav Igorevich MUSIKHIN,

Russian Foreign Trade Academy (6A Vorobevskoe shosse, Moscow, 119285) - Postgraduate of the Department of World and National Economy; Transneft ElektrosetServis LLC (117513, Russia, Moscow, Leninskiy ave., 135-3) - Specialist, I category, Price formation Department, E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2959-1804;

Ofeliia Andranikovna AZAROVA, Candidate of Philological Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky ave., 51/1) - Specialist, I category, Price formation Department, E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0910-7117;

Maria Vladimirovna LOGINA,

Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningragsky ave., 51/1) - Lecturer of the Department of the English language and business communication, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8722-0078

Abstract

The COVID-19 pandemic, tense geopolitical situation, economic crises in a number of countries, and global economic stagnation have all jeopardized progress in achieving the UN Sustainable Development Goal 4. The adopted national education strategies and the quantitative indicators designed to monitor progress played a particular role in achieving the qualitative indicators. New digital technologies that are used in education are becoming particularly relevant under current conditions. They significantly facilitate the growth of educational services exports - the area that serves as a driver of the global education agenda. Student exchange programs and educational platforms, along with significant investments in the development and improvement of infrastructure as part of the international trade activity foster integrative improvement of the country's competitiveness in the global educational services market.

Keywords: new digital technologies, export of educational services, innovative methods, teaching foreign languages, educational platforms, SDGs.

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

Широко признается, что образование является фундаментальной ценностью как для каждого человека, так и для общества в целом. Действительно, в большинстве стран базовое образование в настоящее время воспринимается не только как право, но и как обязанность - правительства, как правило, должны обеспечивать доступ к базовому образованию, в то время как граждане - получать образование до определенного базового уровня.

С исторической точки зрения, за последние два столетия мир пережил значительный рост в сфере образовательных услуг: глобальный уровень грамотности неуклонно повышался, главным образом, за счет увеличения числа учащихся в системе начального образования. В системе среднего и высшего образования также наблюдается резкий рост, при этом средняя продолжительность школьного обучения в мире сейчас намного выше, чем сто лет назад. Несмотря на все эти улучшения во всем мире, некоторые страны отстают, преимущественно в странах Африки к югу от Сахары, где все еще есть отдельные регионы с уровнем грамотности среди молодежи ниже 50%.

Очевиден факт: более качественное образование обеспечивает более высокий индивидуальный доход и способствует созданию социального капитала и долгосрочному экономическому росту. На сегодняшний день рынок образовательных услуг является одним из самых динамично развивающихся секторов экспорта. ЮНЕСКО прогнозирует, что к 2025 году число студентов, получающих образование за рубежом, может достигнуть 7 млн человек.1 Экспорт образовательных услуг - это очень перспективное и быстроразвивающееся направление, которое с каждым годом все сильнее укрепляет свои позиции.

Пандемия СОУГО-19 привела к гибели миллионов людей и оказала серьезное давление на системы здравоохранения. С марта 2020 года большинство правительств во всем мире проводят политику активного сдерживания распространения коронавирусной инфекции. На пике закрытия учебных заведений весной 2019 года под негативным воздействием оказались более 1,6 млрд учащиеся и 100 млн преподавателей в более чем 190 странах. Временная приостановка учебными заведениями своей деятельности и последующий переход на альтернативные очному методы обучения (дистанционное образование, самообразование) поставили под угрозу прогресс в достижении Цели 4 в области устойчивого развития - «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4)2, реализация которой отставала уже в доковидный период.

По мере приближения к экватору достижения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года3 разработка системы мониторинга продвинулась значительно: страны начали устанавливать целевые показатели в сфере образования. Однако пандемия СОУГО-19 привела к серьезным неудачам, поскольку ею оказались затронуты не только стандартные инструменты, используемые для

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

мониторинга прогресса в области образования, но и заданные целевые показатели, которые, в свою очередь, возможно, нуждаются в пересмотре. В Обобщающем докладе Генерального секретаря ООН4, который заложил основу для Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, содержится призыв к культуре совместной ответственности, основанной на критериях прогресса. В нем также содержалась рекомендация согласовать четыре уровня мониторинга Повестки дня на период до 2030 года: глобальный, региональный, тематический и национальный уровни. В 2015 году образовательный сектор отреагировал программой действий «Образование на период до 2030 года»5, в рамках которой странам было предложено установить «соответствующие промежуточные контрольные показатели (например, на 2020 и 2025 годы)» для показателей ЦУР, считая их «необходимыми для устранения дефицита прозрачности, связанного с достижением долгосрочных целей». Так, неявно можно проследить, что существуют определенные темпы прогресса, но также и различные отправные точки в рамках национальной специфики: прогресс стран следует оценивать относительно этих отправных точек, а также с точки зрения того, способны ли они улучшить показатели прогресса. Важность определяемого на национальном уровне вклада, подчеркиваемая повесткой дня в области изменения климата, помогла объединить страны в их устремлениях. Вклады «отражают усилия каждой страны по сокращению национальных выбросов и адаптации к последствиям изменения климата». Контрольные показатели ЦУР 4, предусмотренные в Рамках действий, привносят этот подход в образование; их установление служит нескольким целям. Во-первых, как уже отмечалось, контрольные показатели отражают вклад, который каждая страна готова внести в глобальную повестку в области образования, учитывая начальные условия. В идеале национальные контрольные показатели должны быть более амбициозными и обеспечивать достижение прогресса по сравнению с прошлыми тенденциями. Во-вторых, они помогают контекстуализировать мониторинг прогресса таким образом, чтобы он был связан с тем, чего страны непосредственно намерены достичь. В-третьих, посредством диалога со странами и региональными организациями процесс установления контрольных показателей может увязать национальные, региональные и глобальные программы в области образования и механизмы мониторинга для содействия согласованности и взаимопониманию в различных контекстах. В-четвертых, отслеживание исходных и контрольных показателей может привлечь внимание к пробелам в данных по отдельным ключевым показателям образования. В-пятых, сравнительный анализ может подчеркнуть необходимость укрепления национальных планов, в которых могут отсутствовать конкретные целевые показатели. Наконец, сравнительный анализ является ключевым инструментом поддержки диалога в рамках глобального механизма сотрудничества по ЦУР 4, который находится в стадии реформирования, и стимулирования коллективных действий.

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

69 0

Статистический институт ЮНЕСКО (UIS) и группы по подготовке отчетов по глобальному мониторингу образования (GEM) работали над мобилизацией международного сообщества для достижения целевых показателей ЦУР 4. В 2019 году на совещании Группы по техническому сотрудничеству (TCG) по показателям ЦУР 4 для сравнительного анализа были одобрены семь показателей ЦУР 4, отвечающих критериям актуальности политики и охвата данными. В октябре 2020 года Декларация Глобального совещания по образованию призвала страны ускорить прогресс и предложить соответствующие и реалистичные контрольные показатели ключевых показателей ЦУР 4. Группы по подготовке отчетов UIS и GEM провели обширные консультации в первой половине 2021 года в сотрудничестве с региональными отделениями ЮНЕСКО в Бангкоке, Бейруте и Сантьяго, а также региональными организациями: Африканским союзом, Карибским сообществом (КАРИКОМ), Центральноамериканской координацией образования и культуры Центральноамериканской интеграционной системы, Европейский союз (ЕС), Тихоокеанское сообщество и Организация министров образования Юго-Восточной Азии. Этот подход продвинул повестку дня, предложенную в докладе GEM, о повышении роли региональных организаций в достижении ЦУР 4. UIS инициировал подготовку серии отчетов, показывающих соответствие ЦУР 4 региональным системам мониторинга образования, таким как Континентальная стратегия образования для Африки на 2016-25 годы.

В середине 2021 года ЮНЕСКО предложила странам представить национальные контрольные значения к 1 октября 2021 года по шести из семи показателей на 2025 и 2030 годы. Национальные планы позволили достичь по крайней мере некоторых целевых показателей по базовым показателям для 18% стран. Около 12% стран имели планы без целевых показателей, а 8% не имели планов вообще. Объективно можно отметить, что COVID-19 повлиял на перспективы достижения Цели 4 ЦУР и средства мониторинга прогресса.

В то время как пандемия COVID-19 привела к глобальному сбою беспрецедентного масштаба и серьезности всех структур и систем, она также выявила огромный потенциал для инноваций в образовании и реформирования систем образования. Закрытие учебных заведений, связанное с COVID-19, побудило правительства во всем мире мобилизовать решения для дистанционного обучения для обеспечения непрерывности образования.

Особую роль в этом сыграла интернационализация образовательной деятельности и ее расширение в связи с повышающейся цифровизацией в сфере образования.

В общеэкономическом смысле под экспортом образовательных услуг следует понимать коммерческую реализацию образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Непосредственное создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на стимулирование ВЭД учреждений и организаций высшего профес-

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

сионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе.

Среди крупнейших экспортирующих интернет-платформ для образовательной деятельности можно отметить следующие:

Coursera6: в партнерстве с более чем 190 университетами и организациями, включая Стэнфорд, Имперский колледж Лондона, Google и IBM, Coursera является одной из самых популярных платформ онлайн-обучения, и на то есть веские причины. Coursera предлагает 5 типов программ обучения, наиболее популярными из которых являются курсы и специализации. Это может быть самая базовая программа, однако для всех вариантов курсы предполагают наличие видеолекций, групповых дискуссионных форумов и заданий с автоматической оценкой/ рецензированием. Владельцы малого бизнеса также могут рассмотреть Coursera Business, подразделение, разработанное организацией для содействия росту и развитию бизнеса. Платформа была основана Дафной Коллер и Эндрю Нг в 2012 году с целью предоставления учащимся по всему миру опыта обучения, изменяющего жизнь. На сегодняшний день Coursera - это глобальная платформа онлайн-обуче-ния, которая предлагает любому человеку в любом месте доступ к онлайн-курсам и степеням ведущих университетов и компаний. Coursera получила сертификат B Corp в феврале 2021 года. Это означает, что у компании имеется юридическая обязанность не только перед акционерами, но и перед общество в целом, поскольку она ведет активную работу по снижению барьеров на пути к образованию мирового класса для всех. В настоящее время компания насчитывает порядка 82 млн учащихся, более 100 компаний из списка Fortune 500 и более 6000 кампусов.

EDX7: как и Coursera, Edx была основана в 2012 году. Платформа основана двумя крупными учебными заведениями - Гарвардом и Массачусетским технологическим институтом - и предлагает широкий спектр качественных курсов, начиная от программирования на языке Python и заканчивая анализом данных и корпоративными финансами. Edx предлагает более 2500 курсов по 6 различным программам: разовые курсы, программа MicroMasters, профессиональные сертификаты, Global Fresh Academy и программа XSeries. Первые три программы будут привлекательны для предпринимателей и владельцев малого бизнеса. Разовые курсы позволяют приобретать навыки на досуге, в то время как профессиональные сертификаты представляют собой серию курсов, которые зачастую выступают частью программы профессиональной переподготовки. В то время как материалы курса могут быть доступны бесплатно, платные программы дают такие привилегии, как оценочные оценки, неограниченный доступ к курсам и сертификаты по завершении обучения. Оценки и тесты также полезны для закрепления ваших знаний по предмету. За период с 2014 по 2020 год количество пользователей значительно возросло: по состоянию на 20 июля 2020 года - около 33 миллионов пользователей, которые являлись слушателями более чем 3000 курсов. Методика обучения EdX мало чем отличается от других проектов: лекции, поделенные на модули продол-

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

71 Q

жительностью до 10 минут, чередуются с упражнениями для лучшего усвоения материала. При получении неправильного ответа программа анализирует ошибку и выдает рекомендации для ее исправления. Платформа предоставляет в том числе языковые онлайн-курсы для изучения английского, немецкого, французского, русского, китайского, испанского, итальянского, японского и других языков.

Отличие Coursera от EDX заключается в том, что, как и Coursera, EDX предоставляет курсы, в том числе организуемые колледжами и университетами, и пользователи EDX могут получать дипломы через платформу. В дополнение к профессиональным сертификатам EDX предлагает программы MicroBachelors, которые поставляются с «реальным, передаваемым кредитом8 колледжа от одного из университетских кредитных партнеров EDX», согласно веб-сайту платформы, а также программы MicroMasters, которые, по словам EDX, могут помочь пользователям быстрее получать научные степени, если университет примет их сертификаты MicroMasters для кредит.

Udemy9: популярная платформа онлайн-обучения Udemy предлагает широкий спектр курсов, отвечающих потребностям предпринимателей. К ним относятся курсы по маркетингу и копирайтингу. Курсы разделены на модули/уроки и сопровождаются видео, заметками, а также оценочными тестами. Хотя курсы нельзя загрузить, мобильное приложение Udemy позволяет пользователям учиться в автономном режиме, лекции построены в форме подкастов. В отличие от своих аналогов, таких как Coursera и Edx, любой может создавать и продавать свои курсы на платформе, поэтому возникает вопрос законности и правовой основы Udemy. Учитывая, что к услугам данной платформы прибегают такие компании, как, например, Forbes и Mashable, - скорее да, чем нет. Кроме того, на платформе существуют доступ к отзывам студентов о конкретных курсах и преподавателях. Основное различие между Coursera и Udemy заключается в том, что некоторые курсы Coursera связаны с университетами, и пользователи могут получать степени через платформу, но курсы Udemy не аккредитованы и создаются частными лицами. Через свое онлайн-сообщество Udemy предлагает людям возможность зарабатывать деньги, разрабатывая и преподавая курсы.

Udemy располагает обширной библиотекой курсов, охватывающих широкий спектр тем. Пользователи могут приобретать отдельные курсы в соответствии со своими потребностями и интересами, но Udemy не предлагает подписки или учебные курсы, аналогичные специализациям Coursera.

Skillshare10: платформа, которая популярна среди представителей творческой индустрии или тем, кто хочет расширить свои творческие навыки, предлагает курсы в 4 широких категориях: творчество, технологии, бизнес и образ жизни. Курсы варьируются от дизайна до анимации и веб-разработки. Поскольку большинство курсов длятся от 30 минут до часа, Skillshare подходит для пользователей, работающих в условиях плотного графика. Кроме того, для удовлетворения потребностей

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

в более интенсивных курсах, на платформе недавно был представлен комплекс Skillshare Live Sessions с часовыми живыми сеансами, которые позволяют пользователям работать вместе с инструкторами, задавая вопросы в режиме реального времени. Для более продолжительного и более интенсивного обучения действует система Skillshare Workshops - курсы, которые проводятся в течение нескольких недель для пользователей, желающих получить больше взаимодействия с преподавателями. В отличие от аналогов, курсы Skillshare не аккредитованы. Что выделяет его, так это его программы - курсы для компаний, которые стремятся улучшить сплоченность команды и управление эффективностью с помощью групповых проектов. Skillshare предлагает два типа подписки - бесплатную и премиальную. Отказавшись от платы за курс, премиум-подписчики получают неограниченный доступ к курсам, учебным пособиям и семинарам.

Google Digital Garage11: простая платформа, которая открывает путь к приобретению основных цифровых навыков. Она предлагает одни из самых востребованных компетенций в таких сферах, как онлайн-маркетинг, реклама и программирование. Курсы разбиты на короткие и доступные модули, которые легко усваиваются. Как и все платформы онлайн-обучения, курсы построены на основе занятие посредством видеосвязи. Что отличает Google Digital Garage, так это его функция проверки знаний, когда пользователям задают ряд вопросов, чтобы закрепить и обеспечить их понимание урока. В курсах также представлены примеры из жизни - например, интервью с владельцами бизнеса из разных секторов используются для демонстрации определенной маркетинговой техники. Все курсы абсолютно бесплатны. Все, что вам необходимо - учетная запись Google.

Особый интерес вызывает опыт Австралии как одного из мировых лидеров в рейтинге применения образовательных платформ как неотъемлемого элемента процесса обучения. В частности, в Австралии используются следующие платформы:

LDS - программа, на которой множество различных создателей курсов предлагают свои учебные материалы, функционирующая по аналогии с Amazon. Пользователь выбирает понравившиеся курсы, программы, оплачивает их прохождение и знакомится с авторскими курсами на веб-сайте. LMS - программа, используемая внутри конкретной организации или учреждения. В каждой школе или университете может быть своя платформа LMS, основанная на типе предлагаемых ими курсов (наиболее популярным, вероятно, является Blackboard). К нему можно получить доступ онлайн, как к LDS, или с помощью приложения, которое требуется загрузить и установить на свой компьютер. Экосистема обучения - это обширный инструмент онлайн-обучения, который включает в себя несколько программных решений, таких как адаптивные механизмы обучения, функции управления учебным контентом, программное обеспечение для разработки курсов, инструменты для оценки и многое другое. LME обычно зарезервированы для крупных органи-

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

заций, школ или университетов, которые предлагают множество онлайн-программ получения степени и учебных ресурсов.12

Elucidat - полностью облачная и мощная платформа для разработки, предназначенная для того, чтобы позволить любому пользователю создавать высококачественное цифровое обучение в глобальном масштабе на любом устройстве.13

Thinkific - это удобная платформа для создания онлайн-курсов, которая дает компаниям полный контроль над организацией учебного процесса. Ключевые функции включают в себя первый и онлайн-магазин приложений для создания курсов, интуитивно понятные инструменты перетаскивания и отличную поддержку клиентов.14

LearnWorlds предоставляет мощный механизм продаж, обширную аналитику и сторонние маркетинговые инструменты, которые могут способствовать более качественному взаимодействию и вовлечению студентов в учебный процесс.15 С этой целью LearnWorlds ориентирован на целеустремленных предпринимателей и начинающих лидеров, которые стремятся предоставить опыт обучения, а не просто курсы.

Duolingo16: в декабре 2020 г. Alphabet Capital вложил в платформу 30 млн долл. США. В настоящее время компания, разработавшая в том числе самое популярное в мире приложение для обучения языкам, оценивается в 1,5 млрд долл. США. В июле 2019 г. года приложение вышло на арабском, а в ноябре 2019 года - на гэльском: последнее обновление было запущено на восемь месяцев раньше плана в целях координации его с Международным годом языков коренных народов, который объявил ООН. По состоянию на январь 2022 года англоговорящие пользователи имеют бесплатный доступ к 37 курсам.

Ключевые факторы конкурентоспособности платформы на фоне аналогов:

• разработан уникальный тест на знание языка, который принимается в более чем 2000 учебных заведениях по всему миру, аналогичный TOEFL, IELTS и Cambridge;

• 34 часа бесплатных занятий с Duolingo равняются одному семестру изучения языка в университете;

• проект предоставляет API и сервисы для сторонних разработчиков. Например, есть оценка сложности текста по шкале общеевропейской компетенции владения иностранным языком.

Возросшая приверженность международным стандартам подтверждается стратегиями стран в области высшего образования, некоторые из которых отражены в реформировании законодательства о высшем образовании. Это убедительные свидетельства готовности участвовать на международном уровне и поддерживать глобальное позиционирование систем высшего образования. Самые последние достижения в этой области отмечены, например, Планом образования Малайзии на

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

2015-2020 годы17, который расширяет некоторые из основных целей Министерства высшего образования в отношении набора иностранных студентов и сотрудничества в области исследований с университетами по всему миру. Дополнительные примеры повышения значимости международного высшего образования можно найти в Стратегическом институциональном плане Бразилии на 2015-2018 годы и Стратегии Немецкой академии наук до 2020 года, в которой основное внимание уделяется мобильности студентов, исследовательское сотрудничество и расширенные структуры для поддержки усиленной интернационализации в Германии и за ее пределами.18

Все большее число стран берут на себя новые обязательства по интернационализации, в основном, выражающиеся в целевых показателях набора иностранных студентов. Еще в далеком 2015 году Египет объявлял о намерении страны увеличить число иностранных студентов в четыре раза. Турция отмечает, что международное высшее образование определяется как один из ключевых приоритетов ре структуризации системы высшего образования страны. Вьетнам заявил о своей приверженности новому Закону о высшем образовании, одна из глав которого посвящена международному сотрудничеству.19 Странами, которые, в сравнительном выражении, по-видимому, имеют наиболее всеобъемлющие и сбалансированные международные стратегии, являются Австралия, Китай, Германия, Казахстан, Малайзия и Великобритания. И наоборот, деятельность в областях, которые, как представляется, получили меньшую поддержку со стороны национальных правительств, осуществлялась в основном высшими учебными заведениями. Об этом свидетельствуют усилия национальной ассоциации университетов, таких как 1БЛ8Л и ССУК, а также региональных ассоциаций, когда рассматриваемые проблемы охватывают несколько стран, примером чего является Л№Е.

Студенческая мобильность - это область политики, которая получила наибольшую государственную поддержку, причем более половины из 26 изученных стран либо объявили цели набора иностранных студентов, либо определили набор иностранных студентов в качестве приоритета международного высшего образования. Большинство из этих стран упростили доступ студентов к своим системам высшего образования благодаря благоприятной для студентов визовой политике. Страны с наиболее благоприятными условиями для иностранных студентов включают Австралию, Китай, Колумбию, Германию, Индию, Индонезию, Малайзию, Россию, Южную Африку, Таиланд, Турцию, США и Вьетнам. В то время как упрощенная визовая политика, по-видимому, является распространенной проблемой, лишь несколько стран открыли свои рынки труда для иностранных выпускников, таких как Австралия, Германия и Россия совсем недавно. Вышеуказанные инициативы поддерживаются национальными программами поддержки внешней мобильности студентов.

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

75 0

Примером этого, который также учитывает утечку мозгов, является Колумбия. Финансирование, предоставляемое Colfuturo20, часто дополняемое ICETEX и Colciencias, частично освобождает студентов от платы за обучение, если эти самые студенты возвращаются в Колумбию уже как часть квалифицированной национальной рабочей силы. Кроме того, существуют специально разработанные программы по борьбе с утечкой мозгов, такие как Return.21 И наоборот, страны, которые в недавнем прошлом боролись за удовлетворение внутреннего спроса на высшее образование, также озабочены справедливым доступом к высшему образованию и чувствительны к непредвиденным последствиям интернационализации.

Наиболее всеобъемлющая политика на национальном уровне в отношении сотрудничества в сфере преподавании должна учитывать потребности как студентов, так и вузов. Страны, которые признают и разрешают трансграничное образование (то есть образование иностранных студентов внутри страны, либо образование студентов-резидентов за рубежом), требуют формирование надежных механизмов обеспечения качества для обеспечения соблюдения высоких стандартов преподавания как отечественными вузами, предоставляющими высшее образование за пределами родной страны, так и в равной степени иностранными вузами, действующими в юрисдикции агентства по обеспечению качества в национальных границах. Страны с ограниченным предоставлением въездного трансграничного образования, как правило, управляют качеством посредством предоставления посредством обеспечения качества местных вузов-партнеров. Как в Колумбии, которая в основном поддерживает двойные дипломы22, так и на Филиппинах местный партнер имеет большую долю участия в сотрудничестве в области преподавания.

Например, действующее на Филиппинах законодательство ограничивает долю иностранного участия в любом транснациональном образовательном предприятии максимум 40%-ами.23 Страны, где въездное трансграничное образование не разрешено или не признано, а также которые имеют неудовлетворенный спрос на местное высшее образование, сталкиваются с проблемой выбора студентами курсов различного качества, в основном предоставляемых зарубежными поставщиками. В то время как многие страны, такие как Австралия, Чили, Индия, Малайзия, Пакистан, Россия, Южная Африка, Великобритания и США, позволяют вузам участвовать на международном уровне и создавать независимые организации за рубежом, в гораздо меньшем числе стран действуют нормативные положения, гарантирующие репутацию и качество предоставляемых образовательных услуг. Странами, в которых действует строгий контроль качества с целью трансграничной поставки продукции/услуг, являются Австралия, Германия, Малайзия и Великобритания. До недавнего времени основное внимание в трансграничном образовании, по-видимому, уделялось преимущественно предоставлению высшего образования и в меньшей степени обеспечению качества. Последняя область политики оставляет много возможностей для совершенствования. Кроме того,

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

необходимо сделать больше в отношении признания квалификаций, полученных посредством трансграничного образования. Исследования все чаще становятся предметом политической озабоченности. Это проявляется в международном сотрудничестве в области исследований, привлекающем финансирование посредством оценок исследований на национальном уровне, которые определяют уровни финансирования исследований в вузах, активно занимающихся исследованиями. Например, исследовательская деятельность в Малайзии измеряется с помощью Малайзийского инструмента оценки исследований (МуЯЛ), разработанного Министерством высшего образования. МуЯЛ состоит из девяти разделов, каждый с соответствующими показателями, которые используются для оценки отдельных университетов. Большинство разделов оценки учитывают международное взаимодействие и сотрудничество (например, сотрудники, являющиеся главными исследователями в исследованиях, финансируемых на международном уровне; награды и признания международных академических и профессиональных организаций; международные публикации, международные патенты; создание сетей и союзов).24 Великобритания является еще одним примером поддержки международного исследовательского сотрудничества. Исследования в системе высшего образования Великобритании имеют двойную поддержку на национальном уровне: через Систему передового опыта в области исследований (ЯЕБ) и Исследовательские советы Великобритании (ЯСИК). Хотя в руководящих принципах ЯЕБ по совместным исследованиям не упоминается международное сотрудничество, анализ представленных материалов ЯЕБ показал, что в 40% представленных материалов был, по крайней мере, один иностранный соавтор.25 Кроме того, для лучшей поддержки международного сотрудничества в области исследований на местах ЯСИК имеет четыре зарубежных офиса в основных странах-партнерах Великобритании по исследованиям (США, Индия и Китай) и Европейском союзе. Семь исследовательских советов, входящих в состав ЯСИК, активно участвуют и финансируют международную исследовательскую деятельность.26

Несмотря на то что исследования получили высокий уровень национальной поддержки, стимулирующая инфраструктура, которая способствовала бы расширению сотрудничества посредством академической мобильности (въездной и выездной), все еще отстает. Это еще более осложняется непреднамеренными последствиями интернационализации, такими как утечка мозгов. Страны, чувствительные к проблеме утечки мозгов, неохотно поддерживают академическую мобильность, но их вузы рассматривают международное сотрудничество как средство наращивания потенциала.27 Несогласованная политика в отношении мобильности исследователей может еще больше поставить в невыгодное положение страны с протекционистской политикой, что приведет к утечке мозгов. В то время как в этих странах нет препятствий для того, чтобы отечественные ученые занимали исследовательские должности за рубежом, существуют препятствия для приез-

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

77 0

да ученых из-за рубежа, что, скорее всего, приведет к тому, что страна потеряет исследователей в чистом выражении. Это также относится к странам с развитой экономикой, в которых отсутствует визовая политика, поддерживающая академическую мобильность и приток талантов.

В последние годы наряду с онлайн-платформами и прямой студенческой мобильностью прямой экспорт странами образовательных услуг стал мощным инструментом, способствующим преодолению кризиса, вызванного масштабными локдаунами по всему миру.

Одним из примеров межстранового взаимодействие образовательных услуг является обмен студентами между Сингапуром и США. В настоящее время около 5000 сингапурцев (за исключением студентов по обмену) получают высшее (университетское) образование в США; две трети - студенты, а треть - аспиранты. Система образования Сингапура хорошо известна своим качеством, что приводит к большому спросу со стороны студентов региона. Американские университеты, в дополнение к набору студентов дневного отделения (как местных, так и иностранных) для обучения в Соединенных Штатах, активно предлагают программы профессиональной переподготовки для руководителей, работающих в регионе. Однако простое надлежащее признание и/или аккредитация в собственной стране иностранного учебного заведения является лишь отправной точкой для утверждения иностранного учебного заведения, стремящегося предлагать программы или курсы в Сингапуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо соответствия сингапурским стандартам, «национальный рейтинг» является ключевым критерием для одобрения. Совет по частному образованию был создан для регулирования этого нового законопроекта о частном образовании, принятого в ноябре 2009 года. По состоянию на 2015 год они завершили оценку всех существующих частных учебных заведений (РЕ1) и иностранных программ на получение степени, предлагаемых в Сингапуре. Согласно отраслевым источникам, количество РЕ1 сократилось на четверть по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Университеты и колледжи США также должны учитывать большое количество иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и политехнических институтах в Сингапуре, особенно с учетом того, что 50 000 иностранных студентов (в основном из Малайзии, Индонезии, Таиланда, Вьетнама, Китая, Индии и Южной Кореи) обучаются в Сингапуре.

Канадское образование с точки зрения экспорта образовательных услуг отличается сбалансированным сочетанием традиций Европы и прагматизма Северной Америки. Страна славится высоким уровнем преподавания, о чем свидетельствуют данные ЮНЕСКО: показатель грамотности населения страны - один из наиболее высоких в мире. Все больше студентов выбирают обучение в Канаде. Это связано с благоприятными экономическими и социальными условиями в сочетании

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

с лояльной иммиграционной политикой и доброжелательным отношением к иностранцам. Канада - двуязычная страна, в которой можно учиться на английском, французском или сразу на обоих языках.

Канадские учебные учреждения открыты для иностранцев и заинтересованы в их привлечении. В основном, иностранцы оплачивают свое обучение в полном объеме, без дотаций из бюджета, что благотворно влияет на канадскую экономику. Кроме того, подготовленные специалисты часто остаются жить и работать в Канаде, что также идет на поддержание экономической активности в стране. В частности, в 2010 году поступления в казну страны от обучения иностранных студентов составили сумму 6,5 млрд долл. США. Поэтому Канада поощряет лиц, которые пребывают в целях обучения в стране, и идет им во многих вопросах навстречу.

С каждым годом Канада становится все более популярным направлением среди иностранных студентов. Канада сочетает в себе сразу несколько важных для студентов показателей - это доступное и очень качественное англоязычное образование, высокий уровень жизни, а также возможность трудоустроиться и остаться в стране после учебы. Сегодня в Канаде насчитывается более 100 университетов, принимающих на учебу иностранцев и предлагающих программы профессионального образования, бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Современное канадское образование - это британская академическая модель, высокое качество преподавания и множество вариантов обучения. Многие университеты Канады предлагают разнообразные программы дистанционного образования, которые пользуются особой популярностью у работающих студентов и иностранцев. Дистанционное образование в университетах Канады можно получать по различным специальностям и учебным планам, выбрав тот, что подходит именно вам.

Согласно недавнему исследованию Канадского бюро международного образования (СВ1Е), в 2017 году в Канаде обучалось 494 525 иностранных студентов на всех уровнях обучения - на 17% больше, чем в 2016 году, и на 34% в период с 2014 по 2017 год. В период с 2008 по 2017 год для выпускников университетов было создано 1,5 миллиона новых рабочих мест, что почти в три раза больше, чем для выпускников всех остальных видов высшего образования вместе взятых. Более половины студентов получают выгоду от кооперативов, стажировок и служебного обучения в рамках своего университетского образования, а 78% университетов способствуют межкультурному взаимодействию посредством мероприятий, мероприятий и обучения.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что международное высшее образование все чаще становится предметом озабоченности глобальной социальной политики. О возросшей приверженности трансграничной поставке образо-

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

79 0

вательных услуг свидетельствуют национальные стратегии стран и реформы законодательства в области высшего образования. Все это следует расценивать как убедительные сигналы готовности стран участвовать на международном уровне и поддерживать глобальное позиционирование своих систем высшего образования. Студенческая мобильность является одним из наиболее важных и часто единственным компонентом стратегий стран. В то время как она [международная студенческая мобильность] широко поддерживалась дополнительным финансированием и благоприятной для студентов визовой политикой, большинство стран неохотно разрешали своим иностранным выпускникам выходить на местный рынок труда (исключение составляют Австралия, Германия и Россия). Трансграничная образовательная деятельность также используется некоторыми правительствами для поддержки создания местного исследовательского потенциала. Это проявляется в поддержке международного сотрудничества в области исследований, рассмотрении результатов совместных исследований в национальных оценках исследований для целей финансирования и поддержки внешней академической мобильности, главным образом в учебных целях. Учитывая растущую значимость участия правительства в международном высшем образовании и взаимозависимость между национальными системами высшего образования, существует необходимость в большей координации политики с целью достижения большей отдачи. В данном аспекте особого рассмотрения требует синергия национальных образовательных стратегий. Действительно, гораздо большая согласованность национальной политики наблюдается в региональных инициативах, таких как Европейское пространство высшего образования, и инициативах, направленных на большую синхронизацию систем высшего образования в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Тихоокеанском альянсе (Чили, Колумбия, Мексика и Перу) и члены Меркосур торговли блок (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай и Венесуэла). В дополнение к этому большему воздействию синергии политики стран, вероятно, будут противодействовать геополитическая напряженность и санкционная политика ряда стран.

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Иностранцев ждут российские вузы. Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/10/28/studenti.html (дата обращения - 29.03.22)

2 Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения - 29.03.22)

3 Повестка дня в области устойчивого развития. ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения - 29.03.22)

4 Доклады, представленные или препровожденные Генеральным секретарем в 2014 году. Совет безопасности ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. un.org/securitycouncil/ru/content/reports-submitted-transmitted-secretary-general-security-council-2014 (дата обращения - 29.03.22)

5 Ведущая роль ЮНЕСКО в реализации глобальной Повестки дня «Обра-зование-2030». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.unesco.org/themes/ vedushchaya-rol-yunesko-v-realizacii-globalnoy-povestki-dnya-obrazovanie-2030 (дата обращения - 29.03.22)

Официальный сайт платформы Coursera. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coursera.org/(дата обращения - 29.03.22). Примечание: деятельность в России временно приостановлена.

7 Официальный сайт платформы Edx. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edx.org/(дата обращения - 29.03.22).

Зачетная единица (или Кредит) - универсальная единица измерения объема образовательной программы. Зачетная единица отражает, сколько времени должен потратить среднестатистический студент, чтобы освоить предложенный материал, выполнить предлагаемые задания, ответить на заданные вопросы, прочитать дополнительную литературу, интернет-ресурсы и прочее. Учитывается как работа студента в аудитории с преподавателем, так и самоподготовка. Например, в НИУ ВШЭ одна зачетная единица (кредит) равна 38 академическим часам. Один академический час в НИУ ВШЭ составляет 40 минут. Таким образом, одна зачетная единица (кредит) - чуть больше 25 астрономических часов. Официальный сайт НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/ studyspravka/credits (дата обращения - 20.03.2022)

Официальный сайт платформы Udemy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.udemy.com/ (дата обращения - 29.03.22).

10 Официальный сайт платформы Skillshare. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skillshare.com/ (дата обращения - 29.03.22).

11 Официальный сайт платформы Google Digital Garage. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learndigital.withgoogle.com/digitalgarage/courses (дата обращения -29.03.22).

12 The Best Learning Management Systems (LMS) 2021 in Australia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://appello.com.au/the-best-lms-2021-in-australia/ (дата обращения - 29.03.22).

3 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

13 Официальный сайт платформы Elucidât. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elucidat.com/ (дата обращения - 29.03.22).

14 Официальный сайт платформы Thinkific. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thinkific.com/ (дата обращения - 29.03.22).

15 Официальный сайт платформы LearnWorlds. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thinkific.com/ (дата обращения - 29.03.22).

16 Официальный сайт платформы Duolingo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.duolingo.com/ (дата обращения - 29.03.22).

17 PPPM 2015 2025 (pt). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jpt.mohe.gov. my//hes.moe.gov.my/muat-turun/awam/penerbitan-dan-jurnal/pppm-2015-2025-pt (дата обращения - 29.03.22).

18 The DAAD worldwide. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.daad. de/medien/jahresbericht_2014_englisch.pdf (дата обращения - 29.03.22).

19 Статья 5. Задачи высшего образования Закона об университетском образовании Вьетнама [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/van-ban/Giao-duc/Law-No-08-2012-QH13-on-highereducation-143159.aspx (дата обращения - 29.03.22).

20 About COLFUTURO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.colfutu-ro.org/for-international-universities/about-colfuturo (дата обращения - 29.03.22).

21 Программы по борьбе с «утечкой мозгов» Колумбии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.colfuturo.org/financiacion-para-posgrados-en-el-exterior,www.colfuturo. org/el-mejor-talento-colombiano-para-su-empresa (дата обращения - 29.03.22).

22 Henao, KM and Velez, JV (2015, p. 222) 'Colombia' in de Wit, H , Hunter, F, Howard, L and Egron-Polak, E (eds) Internationalisation of Higher Education study produced for the European Parliament. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/STUD/2015/540370/IP0L_STU(2015)540370_EN.pdf (дата обращения - 29.03.22).

23 Commission on Higher Education (CHEd)'s CMO 2 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.ched.gov.ph/wp-content/uploads/20I3/07/CM0No.02-s2008.pdf) (дата обращения - 29.03.22).

24 MyRA Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.research.usm.my/an-nouncement/2012/myraii.pdf (дата обращения - 29.03.22).

25 REF submissions. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hefce.ac.uk/pubs/ rereports/Year/2015/interdisc/Title,104883,en.html (дата обращения - 29.03.22).

26 RCUK's international engagement. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. rcuk.ac.uk/international/ (дата обращения - 29.03.22).

27 Jowi, J, Knight, J and Sehoole, C 'Internationalisation of African Higher Education: Status, Challenges and Issues' in Sehoole, C and Knight, J (eds) Internationalisation of African Higher Education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sensepublishers.com/ media/1739-internationalisation-of-africanhigher-education.pdf (дата обращения - 29.03.22).

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

ИСТОЧНИКИ:

Ведущая роль ЮНЕСКО в реализации глобальной Повестки дня «Образование-2030» @@ Vedushhaya rol' YuNESKO v realizacii global'noj Povestki dnya «Obrazovanie-2030». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.unesco.org/themes/vedushchaya-rol-yunesko-v-realizacii-globalnoy-povestki-dnya-obrazovanie-2030 (29.03.22)

Доклады, представленные или препровожденные Генеральным секретарем в 2014 году. Совет безопасности ООН @@ Doklady', predstavlenny'e ili preprovozhdenny'e General'ny'm sekretarem v 2014 godu. Sovet bezopasnosti OON. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/reports-submitted-transmitted-secretary-general-security-council-2014 (дата обращения - 29.03.22)

Иностранцев ждут российские вузы. Российская газета @@ Inostrancev zhdut rossijskie vuzy'. Rossijskaya gazeta. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/10/28/ studenti.html (дата обращения - 29.03.22)

Официальный сайт НИУ ВШЭ @@ Oficial'ny'j sajt NIU VShE'. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/studyspravka/credits (дата обращения - 20.03.2022)

Официальный сайт платформы Coursera @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Coursera. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coursera.org/(дата обращения - 29.03.22). Примечание: деятельность в России временно приостановлена.

Официальный сайт платформы Duolingo @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Duolingo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.duolingo.com/ (дата обращения - 29.03.22).

Официальный сайт платформы Edx @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Edx. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edx.org/(дата обращения - 29.03.22).

Официальный сайт платформы Elucidat @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Elucidat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elucidat.com/ (дата обращения - 29.03.22).

Официальный сайт платформы Google Digital Garage @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Google Digital Garage. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learndigital.withgoogle. com/digitalgarage/courses (дата обращения - 29.03.22).

Официальный сайт платформы LearnWorlds @@ Oficial'ny'j sajt platformy' LearnWorlds. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thinkific.com/ (дата обращения -29.03.22).

Официальный сайт платформы Skillshare @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Skillshare. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skillshare.com/ (дата обращения -29.03.22).

Официальный сайт платформы Thinkific @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Thinkific. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thinkific.com/ (дата обращения - 29.03.22).

Официальный сайт платформы Udemy @@ Oficial'ny'j sajt platformy' Udemy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.udemy.com/ (дата обращения - 29.03.22).

Повестка дня в области устойчивого развития. ООН @@ Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya. OON. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения - 29.03.22)

З- 2022

Российский внешнеэкономический вестник

8З Q

Программы по борьбе с «утечкой мозгов» Колумбии @@ Programmy' po borbe s «utechkoj mozgov» Kolumbii. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.colfuturo.org/ financiacion-para-posgrados-en-el-exterior,www.colfuturo.org/el-mejor-talento-colombiano-para-su-empresa (дата обращения - 29.03.22).

Статья 5. Задачи высшего образования Закона об университетском образовании Вьетнама @@ Stafya 5. Zadachi vy'sshego obrazovaniya Zakona ob universitetskom obrazovanii V'etnama [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/van-ban/Giao-duc/Law-No-08-2012-QH13-on-highereducation-143159.aspx (дата обращения - 29.03.22).

Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. ООН @@ CeF 4: Obespechenie vseoxvatnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i pooshhrenie vozmozhnosti obucheniya na protyazhenii vsej zhizni dlya vsex. OON. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения -29.03.22)

About COLFUTURO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.colfuturo.org/ for-international-universities/about-colfuturo (дата обращения - 29.03.22).

Commission on Higher Education (CHEd)'s CMO 2 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.ched.gov.ph/wp-content/uploads/20I3/07/CM0No.02-s2008.pdf) (дата обращения - 29.03.22).

Henao, KM and Velez, JV (2015, p. 222) 'Colombia' in de Wit, H , Hunter, F, Howard, L and Egron-Polak, E (eds) Internationalisation of Higher Education study produced for the European Parliament. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ STUD/2015/540370/IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf (дата обращения - 29.03.22).

Jowi, J, Knight, J and Sehoole, C 'Internationalisation of African Higher Education: Status, Challenges and Issues' in Sehoole, C and Knight, J (eds) Internationalisation of African Higher Education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sensepublishers.com/ media/1739-internationalisation-of-africanhigher-education.pdf (дата обращения - 29.03.22).

MyRA Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.research.usm.my/ announcement/2012/myraii.pdf (дата обращения - 29.03.22).

PPPM 2015 2025 (pt). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jpt.mohe.gov.my// hes.moe.gov.my/muat-turun/awam/penerbitan-dan-jurnal/pppm-2015-2025-pt (дата обращения - 29.03.22).

RCUK's international engagement. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rcuk. ac.uk/international/ (дата обращения - 29.03.22).

REF submissions. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hefce.ac.uk/pubs/ rereports/Year/2015/interdisc/Title,104883,en.html (дата обращения - 29.03.22).

The Best Learning Management Systems (LMS) 2021 in Australia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://appello.com.au/the-best-lms-2021-in-australia/ (дата обращения -29.03.22).

The DAAD worldwide. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.daad.de/ medien/jahresbericht_2014_englisch.pdf (дата обращения - 29.03.22).

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.