НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Эльмир Акбар Юсиф оглы, Отдел Социологии и Социальной психологии
Института Философии, Социологии и Права НАНА , г.Баку
E-mail: psixoanalitik@yahoo.com
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам деструктивного поведения среди подростков. На основе реальных примеров постулируются причины которые стоят в корне этой проблемы . Рассмотрены основные проблемы межличностных отношений подростков внутри семьи . А так же дается анализ понятия агрессии и сравнение интерпретации этого термина разными авторами и направлениями в психологии .
Ключевые слова: делинквентность, подростковый возраст, психология деструкции, агрессия, эго-психология ребенка, эго-психология родителей, дезадаптация, девиантность, диспозиция, агрессивность, асоциальное поведение, девиантное поведение.
Подростковый возраст - время бурного, противоречивого развития, сменяющего период относительно умеренного развития ребенка в предыдущие годы возрастного развития. Именно в этот период происходят существенные изменения, определенные новообразования в психике ребёнка, ведущие к формированию личности и становлению его идентичности.
Подростковый возраст - период отчаянно-бурного и достаточно неравномерного роста и развития организма, когда происходит ускоренный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения.
Подростковый возраст - период физиологического роста, полового созревания, который связан с появлением не только первичных, но и вторичных половых признаков, формирования отношений, чувств, дружбы, любви и ненависти в их действительной амбивалентности. Эти изменения в организме подросток в значительной степени серьезно рассматривает как существенный критерий становления взрослости, формирования идентичности и некоторого равнения на уже близкое взрослое социальное окружение.
Психологические исследования позволяют выделять следующие основные этапы психического развития детей: младенчество (от рождения до 1 года),-преддошкольный возраст или раннее детство (от 1года до 3лет), дошкольный возраст (от 3 до 7лет), младший школьный возраст ( от 7 до 10-11 лет), средний школьный, или подростковый возраст (от 11 до 14-15 лет), старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет) [1 , 512].
Подростковый возраст период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащегося V - VIII классов [2 ,261]. Далее авторы указывают, что подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.
Именно поэтому, в отличие от советских русских авторов в более современных изданиях, например в книге Грейс Крайг предлагает не разводить данный и следующий этапы возрастного развития и соответствующую главу своей книги называет подростковый и юношеский возраст. На наш взгляд, здесь автор выделяет весьма важную особенность переходного периода - «путь» между детством и взрослостью длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно определить начало и конец этого периода. Иногда он начинается преждевременно, до появления явных признаков полового созревания. Дети начинают действовать, как подростки, еще до того, как происходят соответствующие физиологические изменения. Очевидно, в этом возрасте проявляется возрастной максимализм этого периода. Ребенок хочет максимально ускорить переход во взрослость. Дети начинают придавать огромное значение своему внешнему виду, подросток, замечающий волосяной налет на верхней губе начинает каждый день бриться, чтобы это фантазирование мужских усов стало настоящей действительностью. Таким образом, определить, когда начинается и тем более, когда кончается этот возраст, особенно с психологической точки зрения, чрезвычайно сложный процесс [3 , 552].
Ребенок гиперэмоционально завидует взрослому, хочет быть на его позиции, детский мотив к «власти» старается трансформироваться из воображаемого в действительный мотив доминирования.
Главная черта эмоционально-психологического развития подростка -формирование зачатков самосознания. Его включенность в определённую сис--тему человеческих отношений протекает параллельно с его обращенностью к самому себе, т.е. к самоосмыслению. Фактически, одновременно, это и есть процесс становления самооценки подростка. Потребность оценить свои возможности возникают под влиянием растущих требований со стороны окружающих: в учении, в общении с друзьями, в семье и трудовой деятельности. Подросток видит, что теперь он многое может сам, что он становится более знающим, умелым, сильным. Подчас он склонен переоценивать свои
возможности, нередко допускает ошибки, делает необоснованные выводы. Понимание своих собственных, индивидуальных качеств - это лишь одна из сторон его самосознания, которая зачастую выражает себя в форме подросткового максимализма.
Вместе с тем в этом возрасте параллельно происходят и положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности. По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собст-венных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоречивого характера. Если на первой стадии подросткового периода многие поступки осознаются лишь поверхностно, то следующий этап развития заполняется более устойчивыми чертами характера, приближающие его к личностным оценкам своего поведения.
С возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Оценки становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более утонченными и дифференцированными, индивидуально различными.
Доминантой в поведенческой устремленности подростка выступает общение со сверстниками и первые шаги к социализации как началу пути в освоении норм общения. Согласно точки зрении Эриксона, среда социализации - в данном случае, группа сверстников, которая в одной ситуации способно выражать себя как положительный исход, в смысле - нахождения своего «Я», в другой ситуации, может быть проявлен как негативный исход - путаница ролей, одиночество, чувство непонятности; новообразования - утверждение своей индивидуальности, независимости, формирование самосознания,
самоопределения, «чувство взрослости», появление сексуальных интересов [4, 176].
В детских и подростковых группах могут быть выделены функцио -нально -ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые отношения между сверстниками. Основная функция эмоционально-оценочных отношений в подростковой группе - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, эмпатии, дружеские привязанности и т.п.
В то же время негативные взаимоотношения между родителями и детьми,
особенно в подростковом возрасте, имеют четкую тенденцию сохраняться и усиливаться в ранней взрослости, переходя из семейных отношений в более широкий круг социальных взаимоотношений.
Хорошо известно, дети воспитанные в чрезмерно суровых условиях, усваивают эти склонности и испытывают трудности и проблемы как с родителями и учителями, так и со сверстниками, не имея возможности сдерживать свои эгоистические порывы и агрессию, и в свою очередь воспринимаются родителями и окружающими в негативно.
Психологи считают, что представления этих детей о родителях носят более негативный характер, чем у нормально воспитанных, и связаны с нарушениями эмоциональной регуляции, агрессией и непризнанностью среди сверстников. Важно заметить что, явление агрессии не носит сплошь негативный, отрицательный характер, как было сказано выше, ребенок растет, становится взрослым, и сам уже должен ориентироваться в окружающем мире, и конечно приспосабливаться, вооружаясь, всеми необходимыми формами защиты, т.е. агрессия в данном случае зачастую носит оборонительный характер.
В СМИ можно часто встретить озабоченную информацию о совершающихся в самых разных странах насильственных преступлениях. Призванные способствовать снижению деструктивности, моральные, религиозные
и правовые нормы не в состоянии полностью предотвратить ее. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу: и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвер-гаются бессмысленному разрушению.
В настоящее время рост деструктивности наблюдается в связи с ложным пониманием свободы, но по сути мнимой свободы, ибо в человеческом обществе не существует свободы без ответственности.
Важную роль в предупреждении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями необходим продуманный контроль, устанавливаемый в процессе воспитательно - образавательной социализации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее (скрытая агрессия). Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии (неконтролируемая агрессия).
Разноплановость проявления чувства агрессии осложняет процесс ее выявления и контроля в практике воспитания и образования (конкретная
культурная среда, семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку, талантливый педагог и атмосфера школьных друзей).
Другой механизм бегства, разрушительность, имеет те же корни, что и садомазохизм, но принципиально отличается тем, что целью ее является уничтожение объекта: от чувства собственного бессилия можно с легкостью избавиться, разрушив весь мир вокруг, а то, что при этом индивид окажется в полном одиночестве, нисколько не противоречит его целям -- это идеальное одиночество, когда угроза разрушения отсутствует вовсе. Разрушительность бывает двух видов: реактивная - в ответ на агрессию извне, что естественно, активна и постоянно живущая в индивиде, и только ждущая повода для своего проявления. Если разрушительность не имеет под собой причин, человек считается психически нездоровым, однако, как и в случае с садомазохизмом, разрушительность часто рационализируется. В случае, если не удается найти объект реализации разрушительных тенденций индивида, они могут быть направлены на него самого и привести к попытке самоубийства. Источником этих негативных тенденций также могут быть тревога и скованность. Изолированный индивид ограничен в самореализации, ему не хватает внутренней уверенности - необходимого условия самореализации.
Итак, в статье дан краткий обзор (насколько это позволяют рамки статьи) некоторых теоретических разработок материала по проблеме деструктивного поведения агрессивных подростков. А как обстоят дела в повседневной работе психолога-клинициста? Ниже приводятся некоторые случаи поведения, обратившихся к нам в клинику подростков с агрессивным деструктивным поведением.
РА. - 14 лет. Имеет напряженные отношения с родными, членами семьи. Особенно враждебен к родному отцу. Отец часто его избивает на улице, в школе на глазах у всех. Семья в значительной степени проблемная, отношения других членов семьи, также недоброжелательные. Однажды, когда отец узнал, что его сын курит, он сильно избил его в парке перед их домом. Дома же разбил блюдечко для варенья на его голове. Мальчик во время подобных избиений переносит истерические припадки. В последнее время демонстрировал попытку выброситься с балкона с элементами симуляции. Когда родители уехали в район, дети остались дома одни. Вечером отнес семейные фотографии в магазин, а ночью пошел к сторожу школы, и заснул там на крыше. Отец неожиданно вернулся, нашел его, избил на улице и потащил домой.
Г.В. - 14 лет. Девочка. Родители ребенка разошлись. Живет с матерью. Имеет проблемы с отцом. Все сверстники ее избегают, в школе на нее плохо смотрят, никто не хочет с ней разговаривать. По телефону познакомилась с парнем, который намного старше нее (ему 35 лет). Они уже значительное время общаются по телефону. Однажды решилась убежать из дома. Собрав кое-какие
вещи, уходит из дома. Парень, узнав про ее уход, перестает говорить с ней по телефону, и меняет номер своего телефона. Полиция находит девочку в одном из массажных салонов. Ранее работала ученицей в женской парикмахерской. Свою деятельность оценивает положительно, считает себя свободным человеком.
А.К. - 13 лет. Проблемы появились после временного отъезда отца. Некоммуникабельный, ни с кем не ладит. В школе со всеми дерется. Но когда в гостях или же гуляет по улице всех боится, думает, что они могут с ним что -то сделать. Не имеет друзей. Дома безобразничает, что-то ломает и сваливает на брата. Сильно завидует брату и поэтому всегда говорит, что родители любят только его брата, а не его. Дома говорит, что в школе и на улице все больные, заразные. Отец хочет наладить отношения с ребенком, но у него это не получается. Нормально спит, но говорит, что у него бессонница. Говорит, что у него мигрень, которой у него на самом деле нет. Притворяется больным. Тайно ломает любимые вещи своего брата. Увлекается книгами, которые рекомендуются более старшему возрасту. Хочет стать врачом, когда вырастет, чтобы причинять боль другим людям, делая им уколы.
А.Р. - 13 лет. Отец умер. Перед этим он на несколько лет уехал в Россию, и после приезда ребенок не стал с ним говорить. Сестра вышла замуж. После этого, когда приехала к ним в гости, она не стала с ней разговаривать. Не имеет подруг. Не разговаривает с людьми, которые приходят к ним в гости, и даже не здоровается. После смерти отца была суицидальная попытка, порезала вены. Отказывается от приема пищи. Не хочет сменить белье, одежду, искупаться в бане. Не хочет выйти на улицу и побыть на природе, не соблюдает правила гигиены.
Клиника деструктивного поведения наглядно демонстрирует роль и место семьи как источника становления зачатков деструктивных наклонностей. Во многих семьях, где признаётся право подростка на известную самостоятельность, с уважением принимается его мнение - подросток развивается и взрослеет естественно, т. е. относительно спокойно, и нет проблем с мораторием идентичности.
В некоторых случаях неуемная потребность и желание подростка на взрослость подавляется излишне мелочной опекой окружающих взрослых, излишней жесткостью контроля. Такие родители путают такие вещи как забота о ребенке и становление самостоятельности ребенка, что является самой важной вехой био - социо - психического развития каждой уважающей себя личности.
Есть даже некоторые родители, для которых ребенок их особая «собственность». Они даже считают, что ребенка следует воспитывать сурово и даже следует наказывать битьем, чтобы ребенок стал хорошим человеком, т.е. являются сторонниками воспитания путем розог.
Таким образом, родительское недоверие к ребенку способствует неверию
ребенка в собственные силы, возможности, собственный опыт и приводит к тому, что он начинает «завоевывать» самостоятельность самыми
разнообразными другими способами и средствами, которые уже осуществляются без участия родителей. В этом по нашему мнению трагедия кажущихся счастливыми, а на самом деле покинутых, одиноких детей, которых родители в лучшем случае обеспечивают материально. Поэтому, подросток становится упрямым, непослушным, грубым и растет непонимание между ним и родителями, ребенок уже начинает совершать поступки в угоду своему фантастическому Эго, но, к сожалению, в некоторых отношениях такие деяния даже осуждаются.
Рамки нашей статьи предполагают определенные ограничения в наших рассуждениях и интерпретациях. Делая заключительные обобщения нельзя не вспомнить великого З.Фрейда. «Этот славный ребенок, - пишет Фрейд, -обнаружил беспокойную привычку забрасывать все маленькие предметы, которые ему попадали, далеко от себя в угол комнаты, под кровать и прочие углы, так что разыскивание и собирание игрушек представляло немалую работу. При этом он произносил с выражением заинтересованности и удовлетворения громкое и продолжительное о-о-о-о!, которое по единогласному мнению матери и наблюдателя, не было просто междометием, но означало « прочь « [5, 41].
Отбрасывание предмета, так что он исчезает, может быть удовлетворением подавленного в жизни импульса мщения матери за то, что она ушла от ребенка, и может иметь значение прямого непослушания: «да, иди прочь, мне тебя не надо, я сам хочу, чтобы ты ушла» [5, 44].
По Фрейду, период детства и есть период непрерывного травмирования, унижения ребенка. И если у травматического невротика условия, в которых возникла травма, навязчиво воспроизводятся в снах, то у ребенка эта же тенденция к навязчивому повторению приводит к играм.
Это чрезвычайно важный пример З.Фрейда о естественной мольбе ребенка. Пожалуйста, родители, пора вам, наконец услышать крик души ребенка. С ребенком надо быть не тогда, когда вам удобно, а тогда когда ему нужно ваше присутствие, ваша психологическая экзистенция. Не отвергайте вашего ребенка, или же сами будете отвергнуты ими, когда поймете, что сделали ошибку. Эго-психология ребенка и Эго-психология родителей должны составить единый гештальт семейной жизни и семейной терапии.
Согласно Зигмунду и Анне Фрейд, отрочество и юность является бурной стадией из-за драматических психологических изменений, происходящих в это время. Биологические и агрессивные влечения, которые пребывали в спячке на латентной стадии, теперь угрожают овладеть Эго и разрушить его защитные механизмы.
Э. Эриксон соглашался, что в отрочестве и юности огромный приток энергии, связанный с влечениями, носит разрушительный характер, но он видел, что это всего лишь часть проблемы. Девочки и мальчики, испытывают беспокойство и озадаченность также в связи с новыми социальными конфликтами и требованиями и их притяжениями и отталкиваниями, а также с их путаницей. Основной задачей подростка и юноши, как считал Э. Эриксон, является обретение нового чувства идентичности Эго - нахождение себя и своего места в более широком социальном порядке. Сущность кризиса этого возраста выражает себя через идентичность против спутанности ролей [6, 31].
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания. Прежде всего делинквентнтные подростки вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентность среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки [7, 16].
Литература:
1.Психология. Учебник для педагогических институтов. М., 1956
2.Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М., 1983.
3.Грейс Крайг. Психология развития. СПб., 2002.
4.Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов-на- Дону. 2009.
5.Фрейд З. По ту сторону удовольствия. М., 2005.
6.Эриксон Э. Эриксон Э . Детство и общество. СПб., 1996.
7.Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.Д. Андреевой и др.; общ.ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.