Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Теория права и государства
В.Н. Жимиров*, А.Г. Тищенко**, В.А. Колокольцев***
Некоторые теоретические вопросы классификации функций современного государства
В отечественной юридической науке в основу классификации государственных функций традиционно было положено их разграничение на основные и производные, внутренние и внешние функции. При этом основной особенностью обособления являлось прежде всего постоянство выделенных функций. Так, например, Н.В. Черноголовкин особо отмечал, что «задача теории функции социалистического государства - дать, по мере возможности, именно исчерпывающий перечень основных внутренних и внешних функций»1.
Согласно данному подходу, в систему внутренних функций советского государства обычно включались такие функции, как:
1) хозяйственно-организационная функция;
2) культурно-воспитательная функция;
3) функция регулирования меры труда и меры потребления;
4) функция охраны социалистической собственности и охраны социалистического правопорядка2.
В отдельных случаях из приведенного перечня исключалась функция регулирования меры труда и меры потребления, (но тогда она рассматривалась в рамках хозяйственно-организационной функции)3, а из функции охраны социалистической собственности и охраны социалистического правопорядка выделялись в качестве двух самостоятельных функций охрана социалистической собственности и охрана прав и свобод граждан4 .
Более устоявшейся в рамках рассматриваемого традиционного подхода представляется классификация внешних функций Советского государства. Она включала в себя следующие четыре функции:
1) оборона государства;
2) взаимопомощь и сотрудничество с социалистическими государствами;
3) сотрудничество с государствами, освободившимися от колониальной зависимости и ведущими борьбу против колониализма;
4) борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами5.
В юридической литературе советского периода наблюдались и некоторые тенденции отхода от общепризнанной классификации функций государства. Первая выражается в так называемой концепции минимума (минимизации количества) государственных функций, явившейся предшественницей рассмотренного выше традиционного подхода6. Последователи данной концепции выделяли лишь две функции государства - внутреннюю и внешнюю7. Вторая тенденция отхода от традиционной классификации проявляется в увеличении количества функций. Так, например, в качестве самостоятельной внутренней функции выделялась функция обеспечения благосостояния народа (прообраз социальной функции государства в современном понимании). Н.Г. Александров определял данную функцию как заботу о материально-бытовых и социально-культурных интересов граждан8. И.С. Бучурин выделял функцию удовлетворения бытовых потребностей населения9. К.К. Камилов указывал на функцию по оказанию социальных услуг10 и т. п. М.К. Козлов, М.И. Пискотин и др. авторы выделяли в качестве самостоятельной функции государства охрану здоровья населения11 . В.В. Горлопанов, В.А. Рассудовский и др. - государственное руководство научно-техническим прогрессом12. Кроме того, различными авторами выделялись такие функции, как социализаторская, группы
* Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук.
** Член Совета Федерации Федерального Собрания России, кандидат юридических наук.
*** Заместитель начальника ОРБ РУ МВД России по ЦФО, кандидат юридических наук, полковник милиции.
хозяйственно-организаторских и культурно-воспитательных функций, функции социального страхования и социального обеспечения, улучшения жилищно-коммунальных условий жизни населения и т.д.13
Такое беспорядочное, искусственное дробление функций государства было связано прежде всего с отсутствием единых, четких критериев, составляющих основу любой классификации. Вместе с тем выбор таких критериев и их проверка на обоснованность является одной из актуальнейших проблем всех без исключения наук. И хотя специфика различных областей знания накладывает определенный отпечаток на содержание такого рода проверки, ее формы в конечном счете имеют и общие черты, обусловленные родственным характером самих критериев.
По степени существенности критериев в современной науке различают естественную и искусственную классификацию. Если в качестве основания берутся несущественные признаки (как, например, в рассматриваемых выше подходах к проблеме классификации функций государства), то такая классификация называется искусственной. Если же в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, то такая классификация называется естественной. Только естественная, основанная на сущностных признаках классификация может послужить источником знаний о феномене «функция государства» 14.
В связи с вышеизложенным представляются вполне удачными взятые на вооружение советским государствоведением еще в 40-е гг. прошлого века и широко применяемые современной наукой такие классификационные критерии, как сфера действия и социальная значимость.
При классификации по сфере действия, как уже отмечалось, выделяются внутренние и внешние функции государства. Объективность такого критерия обусловлена прежде всего такими двумя свойствами феномена системы, как внутренние отношения элементов и отношения целостной системы с внешней средой. В рассматриваемой классификации усматривается также и некоторая логическая взаимосвязь с категорией «государственный суверенитет». Феномен государственного суверенитета так же проявляется в двух аспектах - во внутреннем (верховенство государственной власти) и во внешнем (относительная самостоятельность, независимость).
Таким образом, «внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга» 15.
Разными авторами предлагаются различные варианты классификации по данному критерию. Различные государственные функции, в зависимости от понимания проблемы, относятся к внешним или внутренним.
Так, Л.А. Морозова к внутренним функциям государства относит политическую, экономическую, социальную, экологическую, функцию налогообложения и финансового контроля, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка. В качестве внешних выделяются такие функции, как функция интеграции в мировую экономику, обороны, поддержания мирового порядка, сотрудничество с другими государствами16.
В.М. Корельский в качестве внутренних функций государства рассматривает охрану форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, экономическую и социальную функции, а также развитие научно-технического прогресса. К внешним функциям ученый относит защиту страны от нападения извне, ведение захватнических войн, взаимовыгодная торговля и поддержание мира17.
Представляется, что рассмотренные варианты классификации являются в некоторой степени искусственными. При правильно выбранном в целом критерии в самой классификации осуществляется его подмена. Функции государства фактически классифицируются не по общей сфере действия (внутренние/внешние), а по конкретной области социальных отношений, которые не определяются общей сферой деятельности и могут существовать как внутри государства, так и вовне.
Так, например, политическая функция может осуществляться как внутри государства, так и на международной арене, в процессе отношений с другими государствами, нациями, народами (внутренняя и внешняя политика). Это же можно сказать и про экономическую функцию, которая осуществляется не только посредством внутригосударственной деятельности, но и посредством международных экономических отношений. Не является, по всей видимости, исключительно внутренней и экологическая функция, которая приобретает в последние годы глобальное, международное значение. Представляется, что по этой же причине нельзя считать и сугубо внутренними функциями государства такие, как защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка и т. п. И наоборот, такая функция, как поддержание мира, является не только внешней, но и внутренней, так как мир может быть нарушен не только извне (агрессия), но подорван изнутри (гражданская война, вооруженные межнациональные конфликты и пр.).
Таким образом, представляется в достаточной степени искусственным приведенное выше дробление внешних и внутренних функций государства. Вместе с тем рассматриваемый критерий классификации позволяет выделить следующие три группы функций государства:
1) внутренние функции государства - это основные направления государственной деятельности, реализация которой ограничена юрисдикционной территорией государства (функции обеспечения стабильности и охраны государственного строя, налогообложения, финансового контроля и др.);
2) внешние функции государства - это основные направления государственной деятельности в сфере международных отношений (функции обороны18, международного сотрудничества и др.);
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
3) комплексные (универсальные) функции могут реализовываться как во внутренней, так и во внешней сфере государственной деятельности (политическая [в т.ч. поддержание мира и социального согласия в обществе], экономическая, социальная функция, охрана законности и правопорядка, информационно-коммуникативная функция и др.).
Наряду с таким классификационным критерием, как сфера действия, выделяется и такой критерий, как социальная значимость. Его объективность также обусловлена самой природой феномена системы, которая предполагает наличие таких свойств, как иерархичность и многоуровневость. Согласно данной классификации, функции государства подразделяются на основные и неосновные (производные).
К основным функциям государства, как правило, относят наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач19. В них воплощаются классовая сущность и общесоциальное назначение государства. Основные функции относятся к государственной деятельности в целом, но вместе с тем выполняются в разной степени всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций выступают не отдельные узкие сферы общественной жизни и группы людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная)20.
Неосновные (вспомогательные) функции связаны с решением задач хотя и имеющих существенный характер, но не основных (организация системы связи, борьба со стихийными бедствиями и пр.) 21 .
Л.А. Морозова предлагает также учитывать еще один функциональный уровень - так называемые «подфункции», которые присутствуют «в каждой функции». На данном уровне «происходят процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения»22. К сожалению, Л.А. Морозова не указывает, в чем принципиальное отличие понятия «подфункция» от таких понятий, как «функции государственных органов», «функции государственного управления» и используемого ей же понятия «производные функции»23. Не приводятся также примеры, в связи с чем не представляется возможным получить достаточно полное представление о предлагаемой функциональной градации.
Вместе с тем само предложение трехуровневой систематизации государственных функций, несмотря на некоторую интуитивность, выглядит в достаточной степени интересным. По всей видимости, если бы автор основывался на категориях диалектики («общее», «особенное», «единичное») в предлагаемой классификации удалось бы избежать искусственности, и она, обретя диалектическое обоснование, объективно выражала бы именно систему государственных функций.
В юридической литературе неоднократно высказывались сомнения по поводу целесообразности и правомерности деления функций государства на основные и неосновные24. И действительно, такая классификация представляется весьма неудачной при понимании функции государства как основного направления его деятельности. В данном случае налицо нарушение элементарных законов формальной логики, выражающееся в алогизме: «основное основное направление деятельности». К сожалению, отмеченная формально-логическая ошибка при классификации функций государства в достаточной степени распространена.
Так, например, В.Н. Хропанюк, понимая под функциями государства «основные направления деятельности, в которых отражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом»25, предлагает классификацию, согласно которой выделяются «основные внутренние и внешние функции государства»26. Л.А. Морозова, определяя функции государства как «главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества»27, выделяет «главные и производные (вспомогательные)» функции 28.
Возникает вопрос: если любая функция государства и так является основным (главным) направлением деятельности, то какой смысл выделять еще более основные (главные) направления? Такая градация предполагает, что существуют и некие не самые основные, или неосновные, функции, что противоречит определениям, сформулированным указанными авторами.
На эту проблему указывает С.А. Комаров, предлагая вместо термина «основные функции государства» использовать термин «общие функции государства». Но при этом автор отождествляет понятия «неосновные функции государства» и «функции государственных органов», что, по нашему мнению, является неверным. Так, С.А. Комаров пишет: «По социальной значимости функции государства традиционно подразделяются на основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам, являются отдельными. Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов, и наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, подчинены им, являются средством их реализации, поэтому именовать их «неосновными», на наш взгляд, было бы ошибочно»29.
Представляется, что, несмотря на существующие разночтения, классификация по критерию социальной значимости вполне допустима и удобна при широком понимании функции государства
как взаимосвязанных направлений государственной деятельности по реализации общественных и государственных потребностей.
Кроме вышеизложенных оснований классификации государственных функций, в зависимости от понимания проблемы и стоящих перед конкретным исследованием задач применяются и другие.
Так, например, функции государства могут классифицироваться в соответствии с принципом разделения властей, который в свою очередь исходит из таких видов государственной деятельности, как законотворческая, исполнительно-распорядительная (управленческая) и судебная (правоохранительную). Таким образом, выделяются законотворческая, управленческая и правоохранительная функции. Эта классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из перечисленных функций осуществляется соответствующими, специально созданными государственными органами, т.е. органами исполнительной, законодательной и судебной власти30.
Некоторые авторы не без основания предлагают рассматривать функции государства в аспекте его (государства) сущности. При этом они, как правило, исходят из того, что «в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала»31. В рамках такого подхода соответственно выделяются и две группы государственных функций - носящих классовый и общесоциальный характер. Предполагается, что приоритет какого-либо из указанных видов функций в системе характеризует и сущность данного государства в целом. С.А. Комаров в этой связи указывает на то, что «следует различать государства с преимущественно классовыми функциями и государства с преимущественно с общесоциальными (демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только направлений деятельности, но и социального назначения государства»32.
По мнению ученого, функции государств эксплуататорских типов имеют следующие существенные общие черты:
1) ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;
2) охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;
3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.
Функции государств демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:
1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы могут быть;
2) охрана всех существующих форм собственности на средства производства;
3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;
4) целенаправленность функций на решение задач демократического строительства33.
В качестве основания классификации функций государства выделяются так же временные параметры. В соответствии с данным критерием функции подразделяют на постоянные и временные34. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона государства и др.). Временные функции возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует государство как самостоятельный социальный феномен (в этом смысле они соответствуют понятию неосновных функций) и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны и пр.).
Часто при исследовании проблем связанных с феноменом функций государства, практически вообще не осуществляется какая либо классификация в собственном понимании этого термина. Авторы исходят из градации функций на основании определенных сфер человеческой деятельности, которые рассматриваются ими как наиболее важные объекты функционального воздействия. Этот подход может быть сформулирован следующим образом: «Основным критерием разграничения функций государства являются объекты их воздействия, т.е. те стороны социальной жизни, которые с помощью функций упорядочиваются. При изучении функций государства нельзя идти по линии максимального охвата всех без исключения проявлений его деятельности. При выделении функций как объективных сторон его деятельности следует указывать только такие, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего развития обойтись не может»35. Такой подход, как правило, характеризуется тем, что авторами дается перечень
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
определенных «основных» функций государства, но при этом не указывается сам критерий их отнесения к данной категории.
Так, В.Е. Чиркин выделяет четыре основные функции современного государства: экономическую, социальную, политическую и идеологическую. По мнению автора, перечисленные функции «характеризуют, с одной стороны, выполнение государством «общих дел», а с другой -защиту интересов доминирующего социального класса при определенном учете интересов других социальных групп» 36. В.Е. Чиркин следующим образом раскрывает содержание данных функций: Экономическая функция государства заключается в установлении государством условий и порядка экономической деятельности;
Социальная функция государства - это предоставление различных социальных услуг обществу в целом и государственная поддержка обездоленных слоев населения;
Политическая функция государства выражается в регулировании отношений классов и социальных слоев, групп давления с тем, что бы их противостояние осуществлялось в рамках установленных государством;
Идеологическая функция государства заключается в поддержании передовых идеологических течений, в стимулировании их развития и борьбе против человеконенавистнических идей37 .
A.П. Зеркин и В.Г. Игнатов выделяют такие «основные» функции государства как: обеспечение единой государственной власти в обществе. Эта функция выражается в
том, что через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения;
управленческая функция, выражается в том, что соответствующие институты государства осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами;
интегративная функция реализуется на базе управленческой. Государство регулирует взаимоотношения социальных групп, коллективов и граждан, добивается достижения общественных компромиссов, обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, сплачивая их в народ как государствообразующую общность;
хозяйственно-экономическая функция: создание необходимых условий для функционирования и прогресса экономики;
содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах: поддержание на соответствующем уровне системы образования, здравоохранения, науки и духовной культуры;
защита данного общества от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) факторов, т.е. обеспечение внутренней безопасности членов общества, а также военной, экономической, информационной идеологической, экологической, техногенной и пр.;
создание благоприятных условий международных связей и сотрудничества с международным сообществом38.
Указанные функции, по мнению авторов, характеризуют взаимодействие государства с обществом в целом, а также с внешней, международной средой. Но кроме них выделяются и так называемые «конверсионные (преобразовательные) функции», обусловливающие «внутренние виды деятельности государственных институтов»39.
B.С. Нерсесянц так же, как и вышеуказанные авторы выделяет ряд основных функций из функциональной системы государства. Вместе с тем ученый отмечает, что «отдельные функции государства - это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка»40.
К числу таких отдельных «основных функций государства» автор относит провоустановительную функцию, правореализаторскую функцию, правозащитную функцию и внешнегосударсвенную функцию.
При этом в числе названных функций три первые являются внутренними функциями и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета государства, а четвертая функция является внешней и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства. Внутренние и внешняя функции государства тесно взаимосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.
Правоустановительная функция государства - это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативноправовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового назначения естественных прав и свобод человека и т. д.). По своему внутреннему смыслу правоустановительная функция является одновременно и государствоустановительной.
Правореализаторская функция государства - это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.
Правозащитная функция государства - это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является
борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.
Внешняя функция государства - это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений. Данная функция включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества (политического, экономического, научнотехнического, культурного и т. д.) с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества государств, преодолению войн и упрочению мира между народами41 .
Помимо вышерассмотренных основных функций, В.С. Нерсесянц выделяет также законодательную, исполнительную, судебную функции42, социальную функцию («деятельность государства по социальной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества»43 ) и др.
Общий анализ практически всех вышеизложенных подходов к систематизации функций государства, а также исследование самого феномена функции приводит к выводу о целесообразности их комплексной классификации с учетом как горизонтальных, так и вертикальных связей в функциональной системе. Представляется, что только такой комплексный подход позволил бы четче определить место и роль конкретной функции как самостоятельного феномена в системе функций государства.
Таким образом, по нашему мнению, в основу классификации государственных функций целесообразно заложить горизонтальные и вертикальные связи элементов системы. Причем при горизонтальной градации могут быть использованы самые разные критерии в зависимости от конкретных задач: сфера общественных отношений (экономика, политика, идеология и т. д.), виды государственной деятельности (законотворческая, управленческая, правоохранительная, обеспечение безопасности) и т.п. Что же касается вертикальной градации государственных функций, то здесь, по всей видимости, было бы уместным иерархическое системное построение, т.е. размещение функций в порядке иерархии, понимаемой как «тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали»44. При этом необходимо отметить, что иерархические отношения присутствуют практически во всех системах с характерной как структурной, так и функциональной дифференциацией45, и поэтому иерархическое построение функций государства будет соответствовать критерию объективности.
Уровневую градацию целесообразно проводить в соответствии с такими категориями диалектики, как «общее», «особенное», «единичное», выражающими объективные связи мира46 . Использование указанного критерия обеспечит классификации объективный, естественный характер и позволит избежать искусственности и определенной субъективности.
Общее выражает определенное свойство или отношение, характерные для определенного класса явлений, представляет собой «единое во многом». При всем многообразии явлений в них обязательно должно быть повторяющееся, т.е. общее47. Общее присутствует и в каждой отдельной функции государства. Совокупность выделенных общих черт позволяет говорить - с определенной долей условности - о некой общей функции государства, которая, в свою очередь, подразумевает дробление на функции более низшего порядка («особенные функции»). По сути, эта функция выражает то основное, что проявляется во всех функциях государства.
В юридической литературе указанная функция именуется «генеральной», или «главной», функцией государства. Она заключается в обеспечении целостности и сохранности общественного организма, которое государство объективно не может не ставить выше любых эгоистических интересов входящих в него групп. В противном случае ему грозит саморазрушение48. В генеральной функции государства модулируется все общее, присущее отдельным его функциям: субъект, объект, общая цель, формы и методы реализации и т. д. В целом эту функцию можно определить как «реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования»49. К их числу Л.И. Спиридонов относит:
- природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормальной среды его обитания;
- социально-культурные условия (общая свобода, доступ к культурным ценностям, образованию, свобода творчества);
- экономические условия (частная собственность, свобода выбора занятий и т.п.);
- политические условия (доступ к управлению делами общества, реальное участие в нем, возможность влияния на принимаемые политические решения, гласность и т.д.)50.
Особенным является то, что отличает данные явления от других, тех, с которыми они сравниваются51 . «Особенное» - это философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего. Особенное выступает как некое объединяющее начало единичного и общего в рамках целого52. Таким образом, в системе государственных функций особенным являются «основные функции» государства, которые с одной стороны относятся к государственной деятельности в целом, с другой стороны выполняются в разной степени всеми или многими государственными органами, и объектами их выступают наиболее важные социальные сферы (например, экономика, политика, идеология, безопасность и пр.).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Единичное выражает специфические, неповторимые особенности явлений, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность. Как единичное может рассматриваться не только отдельное явление, но и целые классы явлений, если они берутся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры53. В качестве единичного в функциональной системе государства выступают функции, не подлежащие дальнейшему дроблению. Различными авторами они именуются «неосновными», «вспомогательными», «производными» и т.п. В рамках рассматриваемой классификации эти функции, по всей видимости, точнее было бы обозначить термином «конкретные», предложенным Б.П. Курашвили54. К таким функциям относятся, например, функция налогообложения, финансового контроля, развития промышленности, информационно-коммуникативная функция и т.п.
1 Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 115.
2 См., напр.: Советская демократия в период развитого социализма / Под ред Д.А. Керимова. М., 1976. С. 56.
3 См., напр.: Николаев В.В. Советское социалистическое государство. М., 1968. С. 193-194.
4 См.: Чхиквадзе В., Ферберов И. В.И. Ленин о социалистическом государстве // Коммунист. 1967. № 5.С. 19; Марковников
С. О функции охраны социалистической собственности // Коммунист. 1959. № 13.С. 109-112.
5 См., напр.: Черноголовкин Н.В. Указ. соч. С. 117.
6 Подробно об этом см.: Кравченко Ю.Б. охрана окружающей природной среды как функция советского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1978. С. 43.
7 См., напр.: Иванов А.И. XXI съезд КПСС об основных функциях Советского государства в период развернутого строительства коммунизма // Известия АН УзССР. Серия общественных наук, 1959. № 5. С. 3-12.
8 См.: Александров Н.Г. Сущность социалистического государства и права. М., 1969. С. 69.
9 См.: Бучурин И. С. Удовлетворение бытовых потребностей населения - функция Советского общенародного государства // Тезисы докладов общенаучной конференции юридического факультета, посвященной итогам научно-исследовательской работы за 1966 г. Минск, 1966. С. 1-4.
10 См.: Камилов К.К. Проблемы участия общественных организаций в осуществлении функций общенародного государства (На материалах Узбекской ССР) : Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ташкент, 1973. С. 12, 34-35.
11 См.: Козлов М.К. Охрана здоровья - направление в деятельности социалистического государства: Автореф. дис. ... канд. наук. Минск, 1974; Пискотин М.И. Функции социалистического государства и аппарат управления // Советское государство и право. 1973. № 10. С. 6, и др.
12 См.: Горлопанов В.В. Роль социалистического государства в управлении научно-техническим прогрессом: Автореф. дис. ... канд. наук. М., 1975; Рассудовский В.А. Государственное управление наукой // Советское государство и право. 1972. № 10. С. 97-98; Его же. Механизм управления развитием науки и техники // Советское государство и право. 1974. № 6. С. 82-87.
13 См., напр.: Пискотин М.И. Функции социалистического государства и аппарат управления // Советское государство и право. 1973. № 10. С. 5-6; Стальгевич А.К. К вопросам развития социалистической государственности в общественное коммунистическое самоуправление // Государство и коммунизм. Некоторые вопросы теории государства и права в современный период. М., 1962. С. 17-18.
14 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.257.
15 Корельский В.М. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 147-148.
16 Морозова Л.А. Функции государства // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 74-84.
17 Корельский В.М. Указ. соч. С. 151.
18 Необходимо отметить, что функция обороны (как справедливо указывают некоторые авторы), безусловно, имеет и внутреннее проявление - ВПК, военная подготовка населения, подготовка соответствующих кадров и т.д. Вместе с тем речь в данном случае может идти лишь о вспомогательных, вторичных функциях. Представляется, что основная сфера реализации этой функции находится все-таки вне государства. В противном случае вообще бессмысленна градация функций на внутренние и внешние, т.к. отдельные функции способствуют, в конечном счете, нормальной жизнедеятельности целого (государства), тесно взаимосвязаны между собой и в силу этого имеют как внешнее проявление, так и внутреннее.
19 См.: Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 100.
20 См.: Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Ростов н/Д, 2000. С. 35.
21 См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 100-101.
22 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 73.
23 Там же.
24 См., напр.: Коваленко А.И. Теория государства и права (в вопросах и ответах). М., 1993. С. 15; Денисов А.И. Советское государство. М., 1967. С. 134, и др.
25 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под. ред. В.Г. Стрекозова. М., 1995. С. 156.
26 Там же.
27 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 68.
28 Там же. С. 73.
29 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. Саранск, 1994. С. 79.
30 См.: Морозова Л.А. Указ. соч. С.73.
31 Комаров С.А. Указ. соч. С. 76.
32 Там же. С. 77.
33 См. там же. С. 75-76.
34 См., напр.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 101.
35 Ракитская И.Ф Теория государства. СПб., 1999. С. 131.
36 Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 101.
37 См. там же. С. 101-102.
38 См.: Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Указ. соч. С.35-36.
39 Подробно об этом см. там же. С. 36.
40 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999. С. 258.
41 См. там же. С. 258-260.
42 См. там же. С. 261.
43 Там же.
44 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1980. С. 124.
45 См. там же.
46 См. там же. С. 108.
47 См. там же.
48 См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1999. С. 47.
49 Там же.
50 См. там же.
51 См.: Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., 1967. С. 260.
52 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 469.
53 См. там же. С. 183.
54 См.: Курашвили Б.П. О системе функций государства // Проблемы государства и права (труды научных сотрудников и аспирантов). Вып. 9. М., 1974. С. 32.
В.В. Захаренков*, А.Г. Тищенко**, В.А. Колокольцев***
Обеспечение системной целостности публичной политической власти в процессе функционирования государственного механизма
Исследования проблематики, связанной с обеспечением системной целостности публичной политической власти, в рамках данной статьи предопределено методологическими особенностями системного подхода, который используется в процессе исследования вопросов структурирования и функционирования государственного механизма. Мы в полном объеме поддерживаем точку зрения
В.И. Радченко, в соответствии с которой «в современных исследованиях понятие “целостность” постепенно становится одним из главных компонентов системного подхода, позволяющего видоизменить постановку проблемы “часть” и “целое”, представив ее как соотношение категорий “система”, “элемент”, “структура”»1.
Рассматривая государственный механизм в качестве сложного системного образования, мы выделяем две тенденции, складывающиеся в процессе его структурирования - это децентрализация и централизация элементного состава.
Децентрализация обусловлена специализацией элементов, их функциональной самостоятельностью и определенной необходимыми пределами автономии.
Централизация обусловлена необходимостью эффективного взаимодействия элементов государственного механизма, необходимостью сохранения целостности системы.
Данное понимание проблемы предопределило обращение к идейно-теоретическим и организационным основаниям государственной централизации. При этом, по нашему мнению, целесообразно обратить особое внимание на то, что централизация при структурировании государственного механизма подразумевает сосредоточение и единство политической власти, что вытекает из такого свойства государства, как суверенитет.
Процесс централизации исторически доминирует в по литико-правовых отношениях. Он определяется самой природой власти, ее фундаментальными основами - возникновением правящих сил, единовластия, господства и подчинения, упорядочивания хаотичного движения разных политических сил и сталкивающихся интересов волею власти. Процесс централизации власти породил и само государство, нашел свое проявление в стремлении к созданию империй, собирания земель в эпоху феодальной раздробленности, формировании национального государства, монархического правления, его самодержавных, абсолютистских форм.
Тенденции централизации государственной власти в разных ракурсах освещались в политикоправовой мысли с момента образования первых государств-полисов. Такие мыслители античности, как Сократ, Аристотель, Цицерон и др. обосновывали необходимость централизации, сосредоточения государственной власти как фактора сохранения территориальной целостности и укрепления полиса. Но наиболее последовательно идея государственной централизации отстаивалась в «Государстве» Платона, где была выстроена теоретическая модель государства-полиса, вся деятельность которого
* Начальник Главного управления внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам МВД России, кандидат юридических наук, генерал-лейтенант милиции.
** Член Совета Федерации Федерального Собрания России, кандидат юридических наук.
*** Заместитель начальника ОРБ РУ МВД России по ЦФО, кандидат юридических наук, полковник милиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005