Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД'

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ / ОСНОВНЫЕ НОРМЫ / ПРОЦЕДУРА ИЗЪЯТИЯ / НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЗАКОННОСТЬ / ЭТАПЫ ОТЧУЖДЕНИЯ ЗЕМЛИ / ВЫКУП ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / ИМУЩЕСТВО / ЗАКОН / AND ACQUISITION / BASIC STANDARD / THE PROCEDURE FOR THE REMOVAL / NORMATIVE LEGAL ACTS / LEGALITY / STAGES OF ALIENATION OF LAND / PURCHASE OF LAND / PROPERTY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жакупова Ильмира Маратовна

Право собственности является одним из фундаментальных отраслей как национальной, так и зарубежных правовых систем. Большинство стран разработало необходимые законы по защите собственности, в том числе в сфере земельно-имущественных отношений. В связи с проявленным интересом к земельным ресурсам становится актуальным вопрос о правовом регулировании изъятия земель для государственных нужд, поскольку на территории Казахстана большое количество земель находится в бесхозном состоянии, их собственники находятся в длительном отъезде или не могут содержать землю надлежащим образом. Для этого в Земельном кодексе РК прописан порядок изъятия таких земель. В статье рассматривается характеристика правовых основ регулирования изъятия земель для государственных нужд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жакупова Ильмира Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION ON THE ISSUE OF LAND WITHDRAWAL FOR STATE NEEDS ТЕМА

Property law is one of the fundamental branches of both national and foreign legal systems. Most countries have developed the necessary laws to protect property, including in the field of land and property relations. In connection with the interest shown in land resources, the issue of legal regulation of land withdrawal for state needs becomes relevant, since a large number of lands on the territory of Kazakhstan are in an orphan state, their owners are in a long period of departure or can not maintain the land properly. For this purpose, the Land code of the Republic of Kazakhstan prescribes the procedure for the withdrawal of such lands. The article describes the characteristics of the legal basis for regulating the withdrawal of land for state needs

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»

УДК 349.4

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Жакупова И. М.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Право собственности является одним из фундаментальных отраслей как национальной, так и зарубежных правовых систем. Большинство стран разработало необходимые законы по защите собственности, в том числе в сфере земельно-имущественных отношений. В связи с проявленным интересом к земельным ресурсам становится актуальным вопрос о правовом регулировании изъятия земель для государственных нужд, поскольку на территории Казахстана большое количество земель находится в бесхозном состоянии, их собственники находятся в длительном отъезде или не могут содержать землю надлежащим образом. Для этого в Земельном кодексе РК прописан порядок изъятия таких земель. В статье рассматривается характеристика правовых основ регулирования изъятия земель для государственных нужд

Ключевые слова: изъятие земель, основные нормы, процедура изъятия, нормативно правовые акты, законность, этапы отчуждения земли, выкуп земельного участка, имущество, закон.

SOME THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION ON THE ISSUE OF LAND

WITHDRAWAL FOR STATE NEEDS ТЕМА

Zhakupova Ilmira Maratovna Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau

Abstrakt. Property law is one of the fundamental branches of both national and foreign legal systems. Most countries have developed the necessary laws to protect property, including in the field of land and property relations. In connection with the interest shown in land resources, the issue of legal regulation of land withdrawal for state needs becomes relevant, since a large number of lands on the territory of Kazakhstan are in an orphan state, their owners are in a long period of departure or can not maintain the land properly. For this purpose, the Land code of the Republic of Kazakhstan prescribes the procedure for the withdrawal of such lands. The article describes the characteristics of the legal basis ^ for regulating the withdrawal of land ^ for state needs

Keywords: And acquisition, basic standard, the procedure for the removal, normative legal acts, the legality, stages of alienation of land, purchase of land, property, law.

Земля - территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда.

На сегодняшний день важнейшая роль отводится нормам действующего законодательства Республики Казахстан. Все общественные отношения в сфере изъятия земель, возмещения

имущества, определение кадастровой (оценочной) стоимости, предоставление равноценного участка регламентируется Конституцией Республики Казахстан, законом о «Государственном имуществе» и Земельным Кодексом РК.

Согласно п. 3 ст. 26 Конституции Республики Казахстан: «Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения»1.

При определенных обстоятельствах у государства возникает необходимость изъятия земельных участков у их собственников:

1. Международное обязательство;

2. Снос аварийного и ветхого жилья;

3. Предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территории, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создания специальных экономических зон;

4. Строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования;

5. Обнаружение и разработка месторождении полезных ископаемых (кроме общераспространённых)

6. Исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подлежащий под перечень исключительных случаев;

Процедура по изъятию земель для государственных нужд регулируется законом РК «О государственном имуществе», в Законе «О государственном имуществе» подробно описаны основные этапы процесса изъятия земель для государственных нужд. Всего в процессе изъятия можно выделить четыре ключевых этапов. Но, это не означает, что в каждой ситуации, требующей изъятия земель, будут задействованы все четыре этапа, все зависит от обстоятельств (в частности согласится ли собственник участка на предложенные условия соглашения об изъятии). Но такие этапы, как принятие решения об изъятии и соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения, а также обсуждение соглашения о выкупе с правообладателем должны присутствовать всегда.

Первый этап — принятие постановления об изъятии. Постановление о начале принудительного отчуждения участка или иного недвижимого имущества для государственных надобностей имеет право принять правительство РК или местный исполнительный орган.

Исполнительный орган или по поручению вышестоящего органа нижестоящий исполнительный орган обязан не позднее трех календарных дней после опубликования постановления, указанного в пункте 2 статьи 63 Закона «О государственном имуществе» , направить собственнику или негосударственному землепользователю письменное уведомление о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд (далее - уведомление о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд) по почте с обязательным получением уведомления о вручении почтового отправления. В случае отсутствия уведомления о вручении документы, указанные в настоящем пункте, направляются повторно.

В уведомлении о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд указываются:

1. информация о принятом постановлении, указанном в пункте 2 статьи 63 настоящего Закона о государственном имуществе (с приложением копии постановления);

2. сведения о собственнике или негосударственном землепользователе;

3. местоположение, площадь, кадастровый номер отчуждаемого земельного участка или иного недвижимого имущества;

4. информация о порядке определения размера возмещения по рыночной стоимости;

5. информация о возможности выбора одного из способов равноценного возмещения;

1 См. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

2 См. Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-ГУ «О государственном имуществе»

6. информация о порядке подписания договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд, а также разъяснение о судебном порядке разрешения вопроса принудительного отчуждения при отказе от заключения договора;

7. сроки предоставления копий правоустанавливающих и идентификационных документов на отчуждаемый земельный участок или иное недвижимое имущество для организации проведения их оценки.

Второй этап - определение стоимости участка. Сумма компенсации за изымаемые земли в соответствии с нормами закона «О государственном имуществе» зависит от основания возникновения прав на участок у собственника и землепользователя.

Согласно статьи 67 закона «О государственном имуществе» стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд (без учета убытков), приобретенного собственником у государства, определяется в размере рыночной стоимости. При неполной оплате суммы за земельный участок (без учета убытков), проданный государством в рассрочку, и изъятии его при принудительном отчуждении для государственных нужд стоимость отчуждаемого земельного участка определяется в размере рыночной стоимости с вычетом неуплаченной государству суммы.

Стоимость земельного участка, а также недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, отчуждаемого для государственных нужд, определяется в размере их рыночной стоимости независимо от оснований возникновения прав на земельный участок.

Рыночная стоимость отчуждаемого земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд определяется оценщиком на дату проведения оценки с учетом положений пункта 1 статьи 208 настоящего Закона-.

Размер возмещения определяется в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан4 исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами.

«Размер возмещения иным лицам, права которых в отношении принудительно отчуждаемого для государственных нужд земельного участка будут прекращены или ограничены, определяется исходя из убытков, которые возникнут у них в результате такого принудительного отчуждения».5

Заключение соглашения о выкупе земельного участка является 3 этапом в данной процедуре.

Собственник или негосударственный землепользователь с момента получения письменного уведомления о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд в течение пятнадцати календарных дней вправе инициировать согласительные процедуры путем подачи соответствующего обращения в местный исполнительный орган. Указанное обращение регистрируется в день подачи.

Местный исполнительный орган в течение десяти календарных дней обязан рассмотреть обращение собственника или негосударственного землепользователя к уведомлению о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.

Собственник или негосударственный землепользователь с момента получения проекта договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд может внести предложения к проекту данного договора в течение двадцати календарных дней путем подачи соответствующего обращения в местный исполнительный орган.

Местный исполнительный орган в течение одного месяца обязан рассмотреть предложения собственника или негосударственного землепользователя к проекту договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд по составу отчуждаемого имущества, лицам, права

3 Ст. 208 РК О государственном имуществе от 1 марта 2011 года № 413-1У

4 Ст. 9 Гражданский Кодекс РК N 268-ХШ от 27.12.1994 года

5 См. «Закон о государственном имуществе Республики Казахстан» от 1 марта 2011года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2020 г.)

которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены, и размеру убытков, подлежащих возмещению, содержанию возмещения. В случае необходимости местный исполнительный орган может организовать проведение дополнительной оценки стоимости отчуждаемого имущества.

При достижении соглашения между местным исполнительным органом и собственником или негосударственным землепользователем, а также другими лицами, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены при принудительном отчуждении, проект договора об отчуждении земельного участка для государственных нужд направляется в местный представительный орган на согласование.

Стоит отметить что, регистрация прекращения прав собственника или негосударственного землепользователя и возникновения прав государства на данное имущество невозможна без предоставления документа, подтверждающего выплату возмещения.

Четвертый этап. Принудительное изъятие участка (если не заключено соглашение об изъятии).

При несогласии собственника с постановлением Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, и (или) не достижении с ним соглашения о стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, по истечении трех месяцев с момента получения уведомления собственником или негосударственным землепользователем, но не позднее срока (даты) осуществления принудительного отчуждения, определенного в постановлении, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении.

«Вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии является основанием для наступления правовых последствий, аналогичных описанным выше последствиям соглашения об изъятии»6.

Анализируя современное законодательство, можно сказать, что принятые и действующие в настоящее время нормативные правовые акты в целом создают необходимые условия для рационального использования имеющихся земельных участков, не препятствуют их обороту между собственниками и пользователями, изменению формы собственности и пользования. В то же время отдельные положения нормативных правовых актов требуют уточнения, конкретизации, развития и упрощения в реализации, с учетом местных особенностей.

Библиографический список

1. Мукажанов. К.М., Аграрное право Республики Казахстан в схемах. Учебное пособие. К.М. Мукажанов. - Астана, 2011 - 57 с.

2. Хаджиев А. Х. Земельное право Республики Казахстан: учеб. пособие для вузов по спец." Юриспруденция" Алматы Юрист, 2008, С. 31-42

3. Оспанов Б.С, Дюсенбеков З. Д. Земельные ресурсы и земельная реформа в РК -Алматы, 2011 -с.351

4. Сейфуллин Ж.Т., Государственный земельный кадастр РК. Электронное учебное пособие-Алматы 2011.

5. Культелеев С.Т. Земельное право Республики Казахстан: учебное пособие. - Алматы, 2015. - 164 с.

Жакупова Ильмира Маратовна - студент 3 курса кафедры «Юриспруденция», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

6 Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-11 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01.2020 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.