Научная статья на тему 'Некоторые тенденции трансформации СМИ в информационном обществе'

Некоторые тенденции трансформации СМИ в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
360
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИАХОЛДИНГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СМИ / КОНЦЕНТРАЦИЯ СМИ / ПРОЦЕСС КОНВЕРГЕНЦИИ СМИ / INFORMATION SOCIETY / THE MEDIA HOLDING COMPANY / AN INFORMATION WEAPON / THE COMMERCIALIZATION OF MEDIA / MEDIA CONCENTRATION / THE PROCESS OF MEDIA CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Городнова Елена Анатольевна

В статье анализируются некоторые тенденции трансформации структуры и контента средств массовой информации разного уровня от транснационального до уровня отдельных СМИ в условиях постиндустриального общества. Медиахолдинги рассматриваются как бизнес-корпорации, а информация как специфический товар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF THE MEDIA IN THE INFORMATION SOCIETY

Some tendencies of transformation of the structure and content of mass media of different levels, from transnational down to the individual media, in the post-industrial society are analyzed. The media holding companies are considered as business corporations, and the information is considered as a specific product.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции трансформации СМИ в информационном обществе»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 2 2016

УДК 80

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Городнова Елена Анатольевна

методист

Московский государственный образовательный комплекс, Москва

Аннотация. В статье анализируются некоторые тенденции трансформации структуры и контента средств массовой информации разного уровня - от транснационального до уровня отдельных СМИ - в условиях постиндустриального общества. Медиахолдинги рассматриваются как бизнес-корпорации, а информация - как специфический товар.

Ключевые слова: информационное общество, медиахолдинг, информационное оружие, коммерциализация СМИ, концентрация СМИ, процесс конвергенции СМИ.

SOME TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF THE MEDIA IN THE INFORMATION SOCIETY

Gorodnova Elena Anatolievna

methodist

Moscow state educational complex, Moscow

Abstract. Some tendencies of transformation of the structure and content of mass media of different levels, from transnational down to the individual media, in the post-industrial society are analyzed. The media holding companies are considered as business corporations, and the information is considered as a specific product.

Key words: the information society, the media holding company, an information weapon, the commercialization of media, media concentration, the process of media convergence.

Постиндустриальное общество, в котором мы живем, с 70-х годов XX века стали называть информационным (этот термин впервые появился в трудах японского исследователя К. Коямы). В рамках концепции информационного общества к трем базовым секторам экономики -сельскому хозяйству, промышленности и сфере услуг - был прибавлен четвертый, информационный, который становится системообразующим: развитие информационных технологий создает предпосылки для радикальных изменений в жизни общества, а знания, информация приобретают особую ценность.

В этих условиях возрастает роль СМИ. Самое первое СМИ - газета - появилось как источник массовой информации, и эта первичная функция до сих остается основной для большинства средств массовой информации разных типов, что отражено в самом их названии.

Для постиндустриального общества характерна трансформация систем ценностей, расхождение ценностных ориентаций индивидуумов и социальных групп в процессе глобализации, что создает дополнительные предпосылки для роста влияния СМИ, которые осуществляют еще и коммуникативную функцию (кстати, в западной традиции принято название «средства массовой коммуникации»).

Наряду с обществом повсеместно трансформируются и сами СМИ, которые стремятся завоевать аудиторию не только в рамках своего региона или государства, но и в других странах, и на других континентах, захватывая возможно большую долю медиарынка. Отчасти это объясняется превращением информации в самый ценный товар, аудитории СМИ - в потребителей этого товара, а главных медиакорпораций, прежде всего западных, - в крупные бизнес-империи, которые могут оказывать заметное воздействие на социум - и на общественные настроения, и на правящие элиты (политическая и идеологическая функции средств массовой информации). В этом контексте СМИ стали называть «четвертой властью», «оружием в информационной войне» между государства-

ми, а электронные СМИ с их многомиллионной аудиторией - даже «ядерным информационным оружием» (выражение декана ВШТ МГУ Виталия Третьякова [1, с. 133]).

С конца XX века вплоть до недавнего времени повсеместно ускорились начавшиеся на Западе процессы глобализации, коммерциализации системы СМИ (сопровождавшиеся, как было отмечено выше, борьбой за потребителя информации, за долю медиарынка) и соответственно концентрации, укрупнения медиахолдингов, контролирующих ведущие СМИ и сопутствующий бизнес. В США это пять основных медиакорпораций-гигантов: «Time Warner», «News Corporation», «The Walt Disney Company», «Viacom/CBS Corporation» и «Comcast/NBCUniversal», которым принадлежат теле- и радиокомпании, периодика, киностудии, рекламный и интернет-бизнес, издательства, система распространения печатной продукции и т.д.

Американские медиагиганты частично контролируют и медийное пространство Европы (как, например, трансатлантическая корпорация Р. Мердока «News Corporation»). Европейские СМИ также объединяются в международные холдинги, действующие сразу в нескольких странах. В качестве примера можно привести известную британскую медиакорпо-рацию BBC. Ее международные каналы доступны через спутниковое телевидение и web-tv, зона вещания - Земля. Каждый при желании может зайти и на русскоязычный сайт BBC.

Аналогичные процессы проходят и в Азии: китайский холдинг «Жэминь-Жибао», в составе которого не только самая крупная и влиятельная в стране газета, но и несколько десятков дочерних структур, выпускает медиа-продукцию на 14 языках, в том числе и на русском, в печатной и онлайн-версиях. Китайское новостное агентство «Синьхуа», поставляющее потребителям информацию на семи языках, имеет более ста филиалов в разных странах мира.

В России наблюдаются те же тенденции: наиболее влиятельные СМИ (прежде всего входящие в базовую подгруппу аудиовизульных средств массовой информации) входят в состав крупных медиакорпора-

W | | M W W W W

ций. Например, в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) входят пять национальных и более 80 региональных телеканалов, а также пять национальных радиостанций. Холдинг «Газпром-медиа» владеет двумя национальными телеканалами (НТВ и ТНТ), спутниковым каналом НТВ+, пятью радиостанциями, включая «Эхо Москвы» и «Сити-ФМ», и издательским домом «Семь дней», который выпускает газеты, журналы (в том числе «Караван историй» и «Итоги»), этому издательском дому принадлежат также два интернет-портала. Всего у нас в стране 21 медиахолдинг.

Медиахолдинги, исходя из их структуры и профильных активов, подразделяются на две основные группы. К первой группе относятся мультимедийные концерны, которые формировались на базе кино- и телестудий и каналов распространения их продукции (эфирных и кабельных или спутниковых). Помимо базовых активов в структуре этих медиа-холдингов паралльно находятся и непрофильные активы (например, издательский или интернет-бизнес), которые обладают относительной самостоятельностью, но при этом управление медиахолдингом осуществляется в рамках единой корпоративной стратегии. Это такие медиакор-порации, как «Time Warner», «News Corporation», «Walt Disney Co».

Ко второй группе относятся медиакомпании, опирающиеся на свой изначальный базовый актив: газеты, радио, спутниковую и кабельную отрасли (например, «Tribune», «Comcast», «Gannett»), которые дополняются другими активами [2]. Все международные и национальные медиахолдинги действуют сразу в нескольких сферах медиабизнеса, объединяют в своей структуре его различные направления.

Катализатором упомянутых выше процессов и на глобальном и страновом уровнях, и на уровне отдельных СМИ стало, с одной стороны,

появление и массовое распространение Интернета, а также новых носителей информации (что значительно расширило возможности создателей контента и позволило увеличить аудиторию СМИ), а с другой -необходимость борьбы за эту аудиторию, то есть фактически за долю медиарынка. От величины доли рынка, количества читателей-зрителей-слушателей, зависят и рекламные поступления (один из основных источников дохода в медиабизнесе), и влиятельность как отдельных СМИ, так и медиа-холдингов, в состав которых они входят.

Стратегия их поведения на медиарынке определяется теми же рыночными механизмами, что и прочих корпораций, относящихся к другим секторам экономики, поскольку в постиндустириальном обществе, как отмечалось выше, информация становится специфическим товаром, а медиахолдинги - бизнес-корпорациями. В связи с этим все большее влияние на их деятельность оказывают предпочтения потребителей информации - аудитории СМИ.

«Одно из самых масштабных изменений в мире массмедиа последних лет - кардинальная трансформация роли аудитории, которая становится гораздо более активной и все сильнее влияет на работу массмедиа», - пишут российские исследователи, анализировавшие также и труды западных ученых по этому вопросу [3]. В настоящее время и у нас в стране, и в Европе речь идет об определенной степени контроля аудитории (потребителей информации) над СМИ (производителями информации). Потребитель голосует рублем (долларом, евро и т.д.) за определенные направления и формы подачи контента. Это уже проявилось в виде «изменения размера журналистских материалов» (в сторону их сокращения), «появления дополнительных иллюстраций», «развития ико-нографики» и т.д. [3].

Тенденция усиления контроля потребителей информации над ее производителями ярче всего проявляется на экране ТВ, где ведущим форматом не только развлекательных, но и информационных программ

повсеместно стали ток-шоу. В. Третьяков дает классификацию опорных ток-шоу на российском телевидении: синтетические (звезда-ведущий), главные (наиболее рейтинговые) ток-шоу каналов; медицинские; кулинарные; любовные, эротические; семейные; потребительские; астрологические; ностальгические; женские; социальные; социально-терапевтические, включая благотворительные [4, с. 347]. Сходные тенденции наблюдаются на радио: эфирное время информационных передач значительно сократилось, уступив место музыкальным и развлекательным программам.

Генеральный директор «Первого канала» К.Л. Эрнст отмечал: «...мы наблюдаем значительное снижение качественной аудитории во всем мире. Эта аудитория интересует телевидение как наиболее интеллектуальная и понимающая, а наших рекламодателей - как наиболее платежеспособная (большие каналы существуют во всем мире за счет рекламы)» [5].

Эти тенденции еще не до конца осмыслены научным сообществом: СМИ как бизнес-структуры в борьбе за потребителя информации жертвуют качеством контента ради увеличения своей доли на медиарынке, а менее качественный контент, в свою очередь, оказывает воздействие на аудиторию СМИ, понижая общий уровень культуры, и соответственно -сокращает платежеспособную аудиторию, что бьет по бизнес-интересами самих СМИ, прежде всего телевидения.

На уровне отдельных СМИ также идут процессы коммерциализации и конвергенции (интеграции, слияния). Массмедиа трансформируются в мультимедиа, или новые медиа, которые используют разные технологии коммуникации, прежде всего сетевые и цифровые, и разные виды информации (текст, аудио, видео, иконографику и т.д.).

Для завоевания целевой аудитории каждое СМИ стремится донести информацию в максимально удобной и доступной для этой аудитории форме. Однако поскольку универсальной формы подачи информации

нет и быть не может, традиционные редакции газет и журналов, теле- и радиостудии трансформируются в мультимедийные редакции (название произошло от латинского слова «тиКит» - «много»), предлагая своим читателям, зрителям, слушателям новый информационный продукт в многообразных формах (текст, звук, видеоряд, анимированная компьютерная графика), который доходит до потребителя как традиционным для газет, радио и телевидения путем, так и нетрадиционным - через Интернет. Формирование мультимедийных редакций происходит по принципу конвергенции (от латинского слова «convergo» - «сближаю»). Под этим термином подразумевается «процесс слияния, интеграции различных медиаплатформ (печатной версии газеты, интернет-версий, версий для различных портативных устройств, возможно, какого-то вещательного ресурса) с целью совместного производства контента и тиражирования его на разных медиаплатформах» [6]. Сегодня практически все печатные издания имеют онлайн-версии, многие размещают на своих сайтах еще и раздел «Видео», широкое распространение получили web-tv и радио, интернет-СМИ.

Теоретически процесс медиаконвергенции уже подробно описан в научных исследованиях: это трансформация структуры СМИ, изменение условий и характера творческой деятельности работников редакции -журналистов, редакторов, фотокорреспондентов и др. [7]. Однако до сих пор не было исследовано влияние на этот процесс превращения информации в специфический вид товара в условиях постиндустриального информационного общества.

В мультимедийных редакциях преодолеваются ограничения, связанные с возможностями традиционных СМИ: публикация в газете всегда отстает от события на время, нужное для полиграфического воспроизводства тиража и его распространения; радиорепортаж не позволяет событие увидеть и кроме того, как и телепродукция, и интернет-СМИ, требует наличия технических средств для передачи и приема информа-

ции (чего не нужно для СМИ на бумажных носителях). Мультимедийная редакция может не только поставлять новый информационный продукт, но и снимать отмеченные выше ограничения за счет использования разных коммуникационных платформ для трансляции информации (аудио-, видео-, интернет-коммуникаций), что ведет к росту аудитории.

Редакционная структура формируется либо как единый центр, создающий контент одновременно для всех платформ данного СМИ, включая печатную и онлайн-версии; либо как несколько относительно самостоятельных структурных единиц, обменивающихся контентом, который затем адаптируется для конкретной платформы; возможны также комбинированные варианты. Опыт конвергенции российских СМИ подробно описан в исследовании Е.А. Барановой [8].

Новая редакция формируется на принципах конвергентной журналистики; в зависимости от целей создателей СМИ и специфики его аудитории ведущим звеном в мультимедийной редакции может быть любая его структурная единица - информационный портал, газета, теле-или радиостудия. Независимо от того, какой вариант выбран, такая редакция будет единым целым: работать по общему плану, под одним брендом, в рамках единой идеологии.

Список использованных источников

1. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М., 2010.

2. Макеенко Е.И. Ведущие медиакорпорации США: тенденции и стратегии развития // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/50 (дата обращения 15 января 2015).

3. Вырковский А.В., Любимцева М.А. Предпочтения интернет-аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1726 (дата обращения 11 января 2015).

4. Третьяков В.Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. М., 2015.

5. Эрнст К. Переключаясь на завтра. Доклад на ежегодном международном телевизионном рынке М1РСОМ. Канны, 2011.

6. Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях (по результатам исследований 2009-2012 гг.) // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/ node/1275 (дата обращения 10 января 2015).

7. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / под ред. Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой. М., 2000.

8. Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов-практиков // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/672 (дата обращения 12 января 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.