отбить у них охоту самостоятельно постигать науку и практику грамотного хозяйствования как дома, так и на работе.
По нашему мнению, модель экономического образования в России должна носить характер некоего синтеза: с одной стороны, учитывать общечеловеческие ценности, принципы и механизмы (социальное рыночное хозяйство, правовое государство, открытая экономика, корпоративность и др.), с другой - опираться на коренные российские подходы и традиции (государственный патернализм, мобилизационность, коллективизм, уникальное геополитическое положение, «догоняющую» ментальность и др.). Обоснование необходимости и срочности осуществления такого синтеза - актуальная задача российских обществоведов.
ЛНТЕРАТУРА
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1-ФЗ (ред. от 21.07.2007) // Справочная правовая система "Консультант Плюс".
П
2. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19.07.1996 № .о 125-ФЗ // Справочная правовая система "Консультант Плюс". о
3. Предисловие научного редактора // Рубикон. Межвуз. сборн. научных работ молодых уче- ® ных. Вып. 32. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2005.
4. Социально-профессиональные аспекты формирования квалифицированного специалиста ? в трансформационной экономике России: Сб. науч. тр. Рост. гос. пед. ун-та. Ростов н/Д: ^ Изд-во РГПУ, 2004. 1Л
О Ь
КУРКИНА Н.И. □
□
ш
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНОГО БИЗНЕСА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О о
I—
ш
о а
Выставочный бизнес в России находится в стадии интенсивного развития. В настоящее ш время в стране постоянно возрастает количество предприятий - участников выставок. Все ^ большее количество российских организаций стремится представить свою продукцию на за- д рубежных выставках. о Современная выставочно-ярмарочная деятельность - это многоуровневый процесс, обеспе- ^ чивающий мобильность экономического развития товарных рынков, международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, посредством создания благоприятных условий для а формирования информационного поля, рыночной инфраструктуры и финансовых потоков. < Ещё несколько лет назад выставочная деятельность в России была полностью подчинена о государству и имела своей целью показ достижений народного хозяйства. Поэтому исследо- ^ вания в этой области носили эпизодический и бессистемный характер. Сегодня проведение о торговых выставок и ярмарок является многоцелевым средством предпринимательской ком- о муникации и тесно связано с политической, экономической и технологической конъюнктурой. Это ставит перед экономической наукой задачу концептуального осмысления происхо- о дящих изменений в этой быстро прогрессирующей сфере хозяйственной деятельности. ^ Динамика развития выставочного бизнеса требует от российских фирм формирования | собственной выставочной политики, квалифицированного выставочного менеджмента и о маркетинга. С каждым годом эта проблема становится все актуальнее: предприятия, вклады- ™ вающие немалые средства в представление своей продукции на выставках и не получающие § адекватной эффективности, готовы вкладывать деньги в качественный выставочный марке- ^ тинг. Перспективность выставочного маркетинга и рост потребности в квалифицированных | кадрах очевиден: огромный производственный и интеллектуальный потенциал России слиш- ^ ком долго был исключен из мировой экономики. Одним из ключевых звеньев в процессе ин- § теграции является участие России в международных выставках и, соответственно, развитие ^
выставочного менеджмента и маркетинга. Очевидно, что будущее выставочного маркетинга - за формализацией рынка выставочного бизнеса, созданием единой маркетинговой сети и объединением с мировыми ресурсами, формированием современных механизмов взаимодействия с государственными структурами.
Выставочно-ярмарочная деятельность относится к числу существенных факторов, стимулирующих развитие всех отраслей российской экономики, и приобретает качественно новое значение для поддержки отечественных товаропроизводителей и экспортеров в условиях подготовки к вступлению России в ВТО.
Идёт процесс формирования рынка выставочных услуг. Выставочно-ярмарочная деятельность превращается в один из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны.
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы ^ и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной ь экономики. С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпри-ш нимательства можно подразделить на требования: в области стандартов, ценового регули--Г рования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной С] деятельности. Сюда же относится предварительный контроль над образованием субъектов И предпринимательской деятельности. Положения об общем государственном контроле, так ^ или иначе, обозначены в Конституции Российской Федерации.
Формирование системы регулирования выставочно-ярмарочной деятельности являет-о ся задачей политической, экономической и национальной, при решении которой необходим комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-технологических, проектных и финансовых мероприятий. Проблемы выставок требуют своего □ разрешения на различных уровнях управления: государственном, межрегиональном, реги-^ ональном, местном.
О В наши дни многие федеральные министерства РФ не просто курируют, а руководят под-0 готовкой выставок. Это определяется желанием властей помочь главным отраслевым выстав-ф кам РФ, придать им больший размах, подкрепить своим авторитетом, сделать национально-^ ориентированными, в максимальной степени отвечающими потребностям экономики.
Регулирование на государственном уровне необходимо для проведения выставок общерос-§ сийского значения, которое основывается на специфике развития отраслей народного хозяйс-
> тва. Закономерным должен являться тот факт, что выставки общероссийского значения прово-2 дятся в том регионе, где отрасль по проводимой выставочной тематике наиболее развита.
^ Выставки общероссийского значения должны иметь информационную поддержку на фе-$ деральном уровне, финансовую - из федерального бюджета.
о Межрегиональное регулирование выставок вступает в силу при заинтересованности в о проведении выставочного проекта нескольких регионов страны. В этом случае информаци-
> онную и финансовую поддержку своим участникам оказывает администрация региона, заин-2 тересованная в его представлении в данном выставочном проекте.
2 Мероприятия по развитию выставочного бизнеса в регионе систематизируются по основным § направлениям поддержки и развития этой деятельности. Государственная поддержка со стороны § администрации региона оказывается для обеспечения участия местных производителей в выста-о вочно-ярмарочных мероприятиях, имеющих приоритетное значение для экономики отдельных оь отраслей и региона в целом с целью продвижения продукции предприятий региона на внутрен-Ц ние и внешние рынки. Финансовая поддержка осуществляется в пределах средств, предусматри-£ ваемых в региональном бюджете, а также за счет привлеченных средств спонсоров. ® Административный региональный центр поддерживает выставки, имеющие региональ-'! ное значение. Решение о государственной поддержке выставочно-ярмарочных мероприятий о принимается главой администрации региона в установленном порядке. Основными критери-| ями отбора выставочно-ярмарочных мероприятий для оказания государственной поддержки ^ являются значимость мероприятия для экономики и престижа региона, а также продвижение § на новые рынки товаропроизводителей, находящихся в тяжелом финансовом положении. Те-^ матическую направленность выставок и содержательные приоритеты своей работы опреде-
ляет администрация региона. Выездные выставки регионального значения поддерживаются и формируются по такому же принципу, как и выставки общероссийского значения.
Государственная поддержка ориентирована, прежде всего, на международные, межрегиональные выставки и ярмарки, имеющие приоритетное значение для экономики региона, а также формирующие положительный имидж региона. Регулирование выставочной деятельности на местном уровне имеет большое значение для предотвращения «пересечений» мероприятий (проведение выставок одинаковой тематики, в близкие сроки и т. д.), дезориентации участников и посетителей, ослабления представительности и престижа выставок.
В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда государств, таких как США, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные возникающие вопросы у нас регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
П
На настоящем этапе одной из главных задач в области регулирования выставочно-ярма- л рочной деятельности является разработка единого нормативного правового акта с учетом ц соответствующего международного опыта. ®
Чтобы реально говорить о федеральном законе, нужно проделать большую предварительную работу. Сегодня концепция находится в стадии обсуждения, поскольку и в выста- ? вочном сообществе, и в системе торгово-промышленных палат многие неоднозначно отно- ^ сятся к самой необходимости принятия данного закона. Необходимо осуществить разработку Ш законодательной базы выставочной деятельности, в частности основного закона, в котором ^ были бы определены правовые, а также экономические основы становления, организации, Ь
N □
□
Ш
О
о а ф
I
>
0
1 I
ф
функционирования и развития системы выставочной деятельности, содержались требования
к порядку организации и проведения выставочных мероприятий. □
Выставки становятся важным экономическим фактором регионального развития, посколь- ^ ку от выставочной деятельности, кроме прямых доходов, местные бюджеты получают и косвен ные доходы от инфраструктуры и увеличения производства у экспонентов, в том числе:
- доходы от организаций, связанных с обслуживанием участников и гостей выставок о (гостиницы, рестораны, транспорт, связь и т. д.); ^
- увеличение общих затрат организаторов и экспонентов (реклама, информационно-рекламная литература, организация культурной программы и т. д.);
- создание новых рабочих мест.
Поскольку выставочная деятельность является одним из источников бюджета, то для ее стимулирования могут быть предприняты различные меры экономического характера, например:
- налоговые и иные тарифные льготы;
- льготное кредитование и финансирование; ЕЕ
- предоставление гарантий и иных преференций. о
Оценка динамики выставочного бизнеса последних лет и становление механизмов госу- о
дарственного регулирования позволяют выделить следующие основные тенденции развития >
выставочного бизнеса в России: о
1. Увеличение объемов выставочных мероприятий в регионах и, как следствие, некото- о рое снижение активности регионов по участию в крупных московских международ- 9 ных выставках. ^
2. Замедление роста числа мелких специализированных выставочных мероприятий. £ Объединение нескольких мелких выставочных мероприятий в одно путем слияния или £ поглощения. 5=
3. Широкое вовлечение средств Интернета в процесс подготовки и проведения меропри- Е ятий, появление полноценных Интернет-экспозиций. ф
4. Увеличение рекламных бюджетов и повышение качества предоставляемых услуг за счет более узкой специализации компаний выставочного сервиса. ^
Развитие выставочной деятельности и ее законодательная формализация обуславливают ®
необходимость разработки типового технологического процесса организации и проведения |
отраслевых, межотраслевых, тематических и специализированных выставок. Разработка ти- °
повой технологии возможна только на основе учета всех составляющих выставочного про- 9 цесса, что достигается при анализе его интеграционных составляющих.
0)
Динамичное развитие выставочного бизнеса и благоприятные перспективы его роста в дальнейшем обуславливают расширение и углубление законодательной базы. Укрепление нормативно-правовой базы выставочной деятельности должно обеспечить использование современных форм государственного регулирования в этой сфере экономики, создать условия для дальнейшего развития, одним из направлений которого является разработка типового технологического процесса выставочной деятельности, учитывающего интеграционные процессы в данной области.
ЛЕБЕДЬКО А.Г., КУЛЫНДЫШЕВА Н.В.
РЕСУРСЫ НЕФТИ И ГАЗА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ СП НЕФТЕГАЗОНОСНОЙ ПРОВИНЦИИ
л ь
о_
(О X
Новые экономические отношения в России определили не только организационную перестройку геологической службы, но и всей системы управления природными ресурсами. Изменился также, и стал более экономически обоснованным подход к проведению ГРР.
Изменившиеся экономические условия диктуют необходимость по новому оценивать ред сурсную базу. Традиционными были геолого-тектонические критерии с выделением нефте-Ь газоносных районов и областей. В настоящее время в первую очередь необходима оценка |\ ресурсов углеводородного сырья по субъектам Российской федерации, в ведении которых □ находится нераспределенный фонд недр.
ГУ В целом новые условия недропользования определяют комплексный подход к оценке ре-^ сурсов Северо-Кавказского региона и зоны шельфа южных морей. Имеющиеся данные (в том числе и анализ структуры запасов нефти) показывают, что в обустроенных нефтедобываю-2 щих районах Северного Кавказа и Прикаспия стоимость прироста запасов гораздо ниже, чем
ГРР в удаленных регионах России. ^ Несмотря на длительную историю нефтегазодобычи на Северном Кавказе все еще высоки & перспективы не только в освоении уже разведанных залежей и месторождений, но и в откры-I тии новых. Достаточно сказать, что по современным прогнозным оценкам степень освоения о начальных потенциальных ресурсов едва достигла 50%. Кроме того, выявлены новые направ-° ления поисково-разведочных работ в глубинных структурах.
ф На территории Предкавказья пробурено в общей сложности около 10000 скважин раз-£ личного целевого назначения с объемом проходки более 25,5 млн.м.
^ Нефть. На балансе Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции по состоянию на ^ 01.01.2006 г. числится 242 месторождения с извлекаемыми запасами нефти кат. АВС1 - 162,309 о млн.т и 55,103 млн. т кат. С2. Накопленная добыча в целом по провинции составляет 883,145 млн. т. о Годовая добыча нефти в целом по Северо-Кавказской НГП за 2005 год достигла уровня 5431 тыс. т. 9 Перспективные и прогнозные ресурсы провинции в сумме составляют 676,043 млн.т. § В пределах Северо-Кавказской провинции запасы нефти кат. АВС1 и С2 распределены неравномерно. £ Основные разведанные запасы провинции (кат. АВС1) сосредоточены на 188 разраба-о тываемых месторождениях и составляют 135,105 млн. т (83,2%), из них 99,93 млн.т нефти ^ приходится на разрабатываемые залежи. Запасы кат. АВС1 на 2-х подготовленных месторож-£ дениях составляют 84 тыс. т (0,1%), на 35-х разведываемых - 21,385 млн. т (13,2%) и на 17-ти ф законсервированных - 5,735 млн. т (3,5%).
По разрезу залежи углеводородов приурочены к 6-ти нефтегазоносным комплексам, где ^ преобладающая часть запасов нефти провинции кат. АВС1 приурочена к нижнемеловому -ю 45,7 млн. т (28,2%), неогеновому - 38,2 млн. т (23,5%), палеогеновому - 32 млн. т (19,7%) и к | верхнемеловому - 27,2 млн. т (16,7%) нефтегазоносным комплексам. Остальные разведанные £ запасы содержатся в юрском - 14,7 млн. т (9,1%) и триасовом - 4,6 млн. т (2,8%) НГК. Основ-§ ная часть запасов нефти кат. АВС1 заключена в терригенных коллекторах и составляет 62,8%, в карбонатных коллекторах содержится 37,2% запасов.
0)