Научная статья на тему 'Некоторые суждения об истории земледельческой культуры в Средней Азии'

Некоторые суждения об истории земледельческой культуры в Средней Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
831
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИРРИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПОЧВА / УДОБРЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ГИДРОТЕХНИКА / ДАМБА / AGRICULTURAL CULTURE / IRRIGATION SYSTEM / SOIL / FERTILIZERS / TECHNOLOGIES / HYDRAULIC ENGINEERING / DAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юнусова Хуршида Эркиновна, Усаров Умид Абдумавланович

В статье, используя широкий круг источников, анализируется развитие земледельческой культуры и ирригационной системы на территории Средней Азии. Особое внимание в работе уделено Хорезмскому оазису и Ферганской долине. В статье проанализированы такие вопросы, как методы использавания водных ресурсов и развитие ирригационной системы в различных регионах Средней Азии с учетом местных гидрогеографических условий, распределение воды, особенности удобрения почвы, использование различных технологий местным населением при обработке земли, виды выращеваемых культур, общестенно-экономическая жизнь населения и место водных источников в народном хозяйстве. Анализ данной работы показал, что своеобразие территории Средней Азии сформировало у местного населения особую земледельческую культуру и выработало определенные навыки в этой сфере, благодаря чему происходило достижение высокой урожайности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юнусова Хуршида Эркиновна, Усаров Умид Абдумавланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые суждения об истории земледельческой культуры в Средней Азии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ 1 2

Юнусова Х.Э. , Усаров У.А. Email: [email protected]

1Юнусова Хуршида Эркиновна - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой;

2Усаров Умид Абдумавланович - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье, используя широкий круг источников, анализируется развитие земледельческой культуры и ирригационной системы на территории Средней Азии. Особое внимание в работе уделено Хорезмскому оазису и Ферганской долине. В статье проанализированы такие вопросы, как методы использавания водных ресурсов и развитие ирригационной системы в различных регионах Средней Азии с учетом местных гидрогеографических условий, распределение воды, особенности удобрения почвы, использование различных технологий местным населением при обработке земли, виды выращеваемых культур, общестенно-экономическая жизнь населения и место водных источников в народном хозяйстве. Анализ данной работы показал, что своеобразие территории Средней Азии сформировало у местного населения особую земледельческую культуру и выработало определенные навыки в этой сфере, благодаря чему происходило достижение высокой урожайности.

Ключевые слова: земледельческая культура, ирригационная система, почва, удобрения, технологии, гидротехника, дамба.

SOME JUDGMENTS ON HISTORY OF AGRICULTURAL CULTURE IN

MIDDLE ASIA

12 Yunusova Kh.E.1, Usarov U.A.2

1Yunusova Khurshida Erkinovna - Doctor of historical sciences, Professor, Head of Department; 2Usarov Umid Abdumavlanovych - Teacher, DEPARTMENT HISTORY OF UZBEKISTAN, HISTORICAL FACULTY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article uses a wide range of sources, analyzes the development of agricultural culture and irrigation system in Central Asia. Particular attention is paid to the Khorezm oasis and the Fergana valley. The article analyzes such issues as methods of using water resources and the development of the irrigation system in various regions of Central Asia, taking into account local hydro geographic conditions, water distribution, soil fertilization, the use of various technologies by the local population in cultivating the land, the types of crops grown, the socio-economic life of the population and the place of water sources in the national economy. The analysis of this work showed that the peculiarity of the territory of Central Asia was formed by the local population a special agricultural culture and developed certain skills in this field, which resulted in the achievement of high yields.

Keywords: agricultural culture, irrigation system, soil, fertilizers, technologies, hydraulic engineering, dam.

УДК 323.930.85

Население Средней Азии, создавшее своеобразную школу земледелия, развивая различные сферы земледельческой культуры и сельского хозяйства в течение длительного

исторического периода, плодотворно использовало существующие в крае орошаемые и неорошаемые земли: выращивало пшеницу, ячмень, рис, кукурузу, хлопок, бобовые растения и овощи и получало урожай до четырех раз в год. Среди этих растений первое место по площади занимала пшеница, а по урожайности - кукуруза.

Население Средней Азии имело большой опыт в сельском хозяйстве, в частности, в чередовании выращиваемых культур. На посевных площадях сажали растения нескольких видов, а через определенное время - другие культуры. Этот метод играл важную роль в восстановлении естественного плодородия земли и улучшении состава почвы, а также в борьбе с различными заболеваниями растений. Например, в течение 3-4 лет на одной посевной площади сажали хлопок, а в следующем году - кукурузу, пшеницу или клевер. При чередовании культур учитывались состояние почвы, ее плодородие, степень засоления, а какую культуру следует сажать в текущем году, определяли опытные земледельцы.

Земли, используемые для земледелия, в основном, были целинные, почвенные, а в некоторых местах - засоленные. Именно поэтому земли в Средней Азии часто удобряли. Издавна для орошения земель местное население использовало воды рек, так как в составе мутной воды были различные вещества, полезные для растений. Эти вещества способствовали повышению плодородия земли, и за счет ила увеличивался почвенный слой. В целом, ирригация в Средней Азии имеет длительную историю развития, которая отражена в произведениях ученых средних веков. В этих произведениях приводятся сведения о том, что в развитии ирригации и гидротехники большую роль сыграли достижения в области математики и естественных наук, в частности, в произведениях ученых Маверауннахра, создавших своеобразную школу математиков, астрономов и ирригаторов в конце VIII века и в течение Х-Х11 веков. Например, великий ученый средних веков Абу Райхан Беруни в своем произведении «Асорул бокия ан-ал курунал холия» (Памятники, оставленные древними предками) написал о расположении источников воды, искусственных фонтанах, проведении оросительных каналов по склону и т.д. [1, с. 432-440.]. По сведениям об ирригационных сооружениях, приведенным в подобных произведениях, можно утверждать, что ирригация и земледельческая культура в Средней Азии были довольно развиты. Для ирригаторов древнего периода и средних веков, осуществлявших свою деятельность на современной территории Узбекистана, построение водных сооружений и определение наиболее подходящего места для начала больших каналов являлись одной из самых трудных задач. Так как местное население имело навыки в области ирригации, в различных регионах Узбекистана с учетом местных гидрогеографических условий были построены водные сооружения различных типов.

В Хорезмском оазисе, расположенном на правом и левом берегах дельты реки Амударьи, считавшейся одним из основных источников орошения, земледельческие традиции имели своеобразный характер. В истории сельского хозяйства Хорезма особое место занимало развитие земледелия путем искусственного орошения. Так как хорезмские земледельцы хорошо знали особенности своих земель, они, в первую очередь, обращали внимание на виды культур, выращиваемых в конкретном районе. Река Амударья, являвшаяся основным источником воды в Хорезме, имела большое значение в социально-экономической жизни оазиса. Из реки, бравшей свое начало в горах Хиндикуш и достаточно спокойно протекавшей по территории района Чоржуй в Хорезме, вода поступала во многие каналы, необходимые для орошения посевных площадей. На площадях, орошаемых из этих каналов, выращивались колосовые культуры, в частности, пшеница и кукуруза. Одну пятую часть посевных земель занимал хлопок, остальную часть - ячмень, рис, просо, маш, лен, кунжут, дыня, арбуз и другие культуры. Поэтому местное население хорошо понимало значение Амударьи в оазисе, окруженном бесконечными пустынями, и с нетерпением ждало прилива воды в реке. В период осадков происходило много наводнений, и ширина русла Амударьи увеличивалась от 3 до 5 км, а высота поднималась на 0,6 - 1,6 м. и в связи с этим на берегах реки строились высокие дамбы, которые защищали оазис от наводнений. В этот период наблюдались страшные течения, которые носили названия «дегиш», «йиккин». «Дегиш» способствовал образованию новых ветвей, возникновению новых русел реки [2, с. 19, 20, 30, 126].

43

Самой трудной задачей для ирригаторов Хорезма являлось определение наиболее подходящего места для начала каналов в период наводнений. При этом особое значение придавалось прочности почвы, где планировалось построить начало канала (берега реки, в основном, состояли из ила и не были прочными), так как во время наводнений или ливней начало каналов размывало водой. Также размывало дамбу, предназначенную для направления воду в канал. В большинстве случаев в период наводнений основное русло реки меняло свое направление и поэтому древние ирригаторы старались пользоваться руслами, где вода текла постоянно и спокойно. Благодаря частым наводнениям каналы были полны водой, а в случае, если выпадало мало осадков и наводнений не наблюдалось, ирригаторы искали другие пути поступления воды в каналы [2, с. 249-251].

Как писал Абу Райхан Беруни, в Средней Азии существовал своеобразный календарь наводнений, с помощью которого наблюдались признаки их приближения. Согласно календарю первое наводнение называлось «звук синего камыша», второе - «белая рыба», третье - «звук звезды», четвертое - «звук сорока струн» [1, с. 432-440.]. Наводнение под названием «звук сорока струн» происходило примерно 25 июня месяца и считалось самым сильным. В случае если наводнения не происходило в это время, то под руководством глав кишлаков и духовных лиц проводились традиционные молитвенные мероприятия. Процесс начинался одновременно во всех районах Хорезма. Религиозные деятели, аристократы и главы племен, опытные поливальщики собирались в одном месте и бросали в реку различные «подарки». Они приносили в жертву баранов и коров [3, с. 36].

Земли в Хорезмском оазисе по составу делились, в основном, на 2 типа: «истинно красная почва» (высокоплодородные незасоленные или мало засоленные земли) и «засоленная почва» (в основном, земли расположенные в нижнем течении Амударьи). Даже на засоленных землях земледельцы регулярно выращивали культуры, приспособленные к таким условиям. Эти культуры давали хороший урожай, и кроме этого, они способствовали улучшению состояния почвы. К таким культурам относятся белая кукуруза, люцерна, лебеда и другие [2, 71-72]. Если в определенных условиях этот способ улучшения состояния земли не помогал, земледельцы строили мелиоративные сооружения. Эти сооружения назывались «дренажными канавами» и распространились по всей территории Средней Азии. В целом, в Хорезмском регионе можно увидеть своеобразные сложные стороны земледелия в Средней Азии.

И в Ферганской долине, где земледельческая культура развивалась издавна, земледельцы уделяли большое внимание состоянию почвы, умело пользовались землей и получали хороший урожай. Земельные участки в Ферганской долине делились на орошаемые «поливные земли» и неорошаемые «неполивные земли». Население Ферганской долины при строительстве оросительных каналов и арыков применяло своеобразные способы «традиционной нивелировки» [4, с. 181]. После определения направления канала к его строительству привлекались районы, которые нуждались в воде для орошения земель. Главная ветвь, бравшая начало в реке, называлась «мать арык», из него вода поступала в «ветки арыка», а потом - в мелкие арыки. Дальше вода через «осевые арыки» поступала в арыки между грядками. Таким методом воду распределяли между деревнями. Этот организационный способ в долине назывался «методом распределения» [5, с. 52-53]. Самая большая измерительная единица распределяемых водных ресурсов называлась «мельницей» или «камнем» и равнялась объему воды, протекающей со скоростью 200 литров в секунду [4, с. 23].

В восточных районах Ферганской долины в период нехватки воды применялся метод «лабгардон». Согласно данному методу для равного распределения воды начало арыка заграждалось доской или бревнами, расставленными в пласт. А верхняя часть бревен раздвигалась так, чтобы вода протекала в определенном объеме. Этот метод применялся в целях равномерного распределения воды, для измерения ее объема в случаях, если два или три арыка брали свое начало в одном месте [5, с. 56-57]. В целом, в Ферганской долине при распределении воды строго придерживалось установленных правил, особенно в период нехватки воды.

В Ферганской долине существовало два метода пользования землей. Первый метод заключался в том, что после сбора урожая на посевных площадях ничего не сажали, то есть земля «отдыхала», а согласно второму методу посевные площади вспахивались под зябь.

44

Оба метода назывались по-разному в различных районах долины. Например, в районе Сух первый метод назывался «дам додан», а второй - «черная вспашка». Почетный член Академии Наук России академик А.Ф. Миддендорф, осуществивший контроль в Ферганской долине в 1880-1881 годах, в своем произведении «Очерки Ферганской долины» написал про мероприятия, проведенные земледельцами против засоления почвы, отметил, что человек не боится засоления земли и не будет отступать, пока не очистит ее от лишней соли, и что следует изучить опыт земледельцев долины в этой сфере [4, с. 18].

В предгорных районах и равнинах Ферганской долины, в основном, занимались рисоводством. Наиболее подходящими для рисоводства районами являлись долины рек Куршаб и Карадарья. Поэтому в районах Джалалабад и Узган, расположенных близко к этим рекам, рисоводство занимало 48 процентов посевных площадей [6, с. 130]. Население этих районов имело большой опыт в рисоводстве. Долина реки Исфара обеспечивала рисом Конибодом, частично Бешарык, Яйпан, город Коканд , а долина Кумушкурган - Ашт, Пангал, Ашобин, Майгир и Джумашуй - города Андижан и Наманган, а также их окрестности, а Ош и Араван -города Андижан и Асака [7, с. 134]. Рис, выращенный в Узган Сузак, был известен не только в Кокандском ханстве, но и по всей территории Средней Азии. Для садоводства и виноградарства наиболее подходящей считалась западная часть долины [8, с. 34].

Население, проживавшее около города Коканда, также имело большой опыт в улучшении агротехнического состояния земли. А.Ф. Миддендорф, изучивший опыт местных земледельцев писал: «В улучшении мелиоративного состояния земли ферганские земледельцы намного опередили Западную Европу» [4, с. 148, 259, 160].

Существовало несколько методов улучшения мелиоративного состояния земли, один из которых заключался в удобрении посевных площадей глиной глинобитных стен старых домов. В свое время этому методу давали положительную оценку [9, с. 89]. Применялся и другой метод удобрения земли - удобрение навозом. В конце XIX - начале XX века в земледелии в долине навоз считался основным удобрением [10, с. 247]. В этот период одна телега навоза стоила 25 копеек. По сведениям А.И. Шахназарова, кочевой народ долины даже привозил на базары навоз и продавал его за 10-15 копеек [11, с. 157].

Еще один метод удобрения посевных площадей, который носил название «фекал», заключался в использовании помета шелкопряда и различных птиц [12, с. 28]. Кроме этого, для повышения урожайности земли земледельцы применяли другой метод - закапывали в землю волосы людей, старые ненужные вещи из кожи и меха и др.

Различные мероприятия по улучшению оросительной системы проводились и в Бухарском эмирате. На посевных площадях эмирата, в основном, выращивали пшеницу, рис и овес. Также большие территории занимали кукуруза, которая являлась основным продуктом питания для бедного населения, а ее стебель - для скота, и кунжут для получения кунжутного масла. Кроме того, земледельцы старались выращивать больше хлопка, так как он являлся основным сырьем для многих видов ремесла края и спрос на него был большой. В Бухаре, Шахрисабзе и Каттакургане хлопок выращивался больше по сравнению с другими районами. Население эмирата также активно занималось садоводством, виноградарством, выращиванием бахчевых культур и табака. Бухарские фрукты, виноград и сухофрукты были известны во всей Средней Азии.

Таким образом, на территории Средней Азии местными земледельцами были сформированы земледельческие традиции с учетом естественных географических возможностей и местных условий, примером чему может служить река Зарафшан, являвшаяся самым крупным водным сооружением края. Каналы, бравшие свое начало в реке, направлялись на орошение 400 тыс. десятин посевной площади, из них 268 тыс. десятин были в распоряжении Бухарского эмирата. Местное население имело большие навыки в земледелии, поэтому для орошения использовало, в основном, мутную воду. В такой воде содержалось много минеральных веществ, необходимых для повышения плодородия земли. Только в Бухарском оазисе на пригодных для земледелия территориях благодаря орошению мутной водой выращивались сельскохозяйственные культуры 32 видов [13, с. 203-204].

В реке Зарафшан, которая обеспечивала водой эти земли, помимо ограждений из бревен, строились и плотины из камней. Плотины были двух типов: дамбы, возводимые в верхнем и среднем течениях реки и предназначенные для изменения направления русла, и шлюзные плотины, возводимые, в основном, в нижнем течении реки.

По свидетельствам древних авторов, в нижнем течении реки Зарафшан шлюзы применялись широко. Первые сведения о них приведены в произведениях арабского географа XX века ал-Макдисий, где описывается оросительная система Бухары и ее окрестностей. По его сведениям, канал входил в город со стороны Каллаабада, то есть с северо-восточной стороны. Там строили плотину, сооружали широкие шлюзы и заграждения из бревен. С началом лета, когда вода начинала подниматься, бревна убирали одно за другим в зависимости от уровня воды, и таким образом большая часть воды протекала через шлюз и доходила до Пойкента. Это было необходимо для предотвращения угрозы затопления города водой. Место, где возводилась плотина, называлась «фошун». Также аналогичные шлюзы сооружали вне города и они носили название «рас ал-Варг» (начало плотины) [13, c. 203-204].

В целом, на территории современного Узбекистана в древности существовали самые крупные оросительные системы, протяженность которых составляла несколько тысяч километров. Население Средней Азии на протяжении веков изучало природные условия, опыты и методы и в конце XIX - начале XX века сформировали своеобразную земледельческую культуру и выработали определенные навыки в этой сфере. Особенно велика заслуга древних ирригаторов, которые при выборе места для начала магистральных каналов принимали все меры для предотвращения размывания начала оросительной систем. Своеобразие территории Средней Азии способствовало выработке у местного населения таких навыков, как обработка земли, выращивание культур и достижение высокой урожайности при определенных климатических условиях и развитию земледелия в данном регионе.

Список литературы /References

1. Абу Райхон Беруний. Асорул бокия ан-ал курунал холия. УзРФА сида сакланаётган таржима кулёзмаси. T/N. 1171.

2. Гуломов Я.Г. Хоразмнинг сугорилиши тарихи. Тошкент, 1959.

3. Эшчанов Ж. Хоразм жамоатчилик анъаналарининг тарихий илдизлари (сув хужалиги ва жамоатчилиги мисолида) // УзМу хабарлари. Махсус сон, 2011.

4. Миддендорф А. Очерки Ферганской долины. СПб. 1882.

5. Жалилов С. Фаргона водийсининг сугорилиш тарихидан. Тошкент,1977.

6. Современный кишлак Средней Азии. Вып.VI. Ташкент, 1927.

7. Батраков В.С. Характерные черты сельского хозяйства Ферганской долины в период Кокандского ханства. Ташкент: САГУ. Нов. Серия. Вып. 628. История, 1955.

8. Раззоков А. Узбекистон пахтачилиги тарихи. Тошкент: Узбекистан, 1994.

9. Вирский М.В. Хлопководство и хлопковое промышленность Самаркандской области. Самарканд, 1896.

10.Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся Туркестанского края. Спб., 1876.

11. Шахназаров А.И. Сельское хозяйство в Туркестанском крае. СПб., 1908,

12. Исоцов З. Фаргона водийси анъанавий дехкончилик маданияти. Toshkent: Yangi nashr, 2011.

13.Мщаммаджонов А.Р. Куйи Зарафшон водийсининг сугорилиш тарихи (Кадимги даврдан то ХХ аср бошларигача). Тошкент: Фан, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.