Аржшт©жтура ш гр^д@стр@шт©<жьет®@
ЗД. ЗД. Новикова
Некоторые страницы истории Троицкого кафедрального собора
Троицкий собор стал последним значительным культовым сооружением в архитектуре Пскова XVII века, заняв пограничное положение между средневековыми храмами и постройками нового времени.
В 1682 году была образована Псковская Митрополия. До начала XVIII века ее по очереди возглавляли митрополиты Маркел (1682- 1691), Иларион (1691-1698) и Иосиф (1699- 1717). Все три архиерея оказались тесно связанными со строительством самого главного храма псковской епархии- четвертого Троицкого кафедрального собора.
Точная дата завершения его строительства до сих пор документально не установлена. В краеведческой литературе этот вопрос освещался неоднозначно. В самой ранней печатной работе, посвященной многовековой истории города, «Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания», под 1689 годом значится: «Кончен строением нынешний Псковский Кафедральный Троицкий собор. Строен девять лет преосвященными Митрополитами Псковским и Изборским Маркелом и Лари-оном, из казны государевой и собранною от доброхотнодателей суммою, с присовокуплением к тому и Архирейской»1.
Более сложную версию строительства Троицкого собора мы находим в работе Е. Болховитинова «История княжества Псковского». В части III своего исследования Е. Болховитинов пишет о том, что Троицкая кафедральная церковь» в 1685 году перестроена в четвертый раз вся из тесанного плитна-го камня в два яруса: но до окончания верхняя часть оной опять обрушилась и вновь надстроена в 1698 году, а кончена и освящена уже в 1699 году при Преосвященном Иосифе, с коего времени доныне существует..»2. Однако, далее читаем: «Троицкий собор каменный основан 1682 году»3. И тут же на следующем листе: «Кафедральный Троицкий собор штатный построен в 1689 году»4. В IV части «Истории...» рассказ о строительстве Троицкого собора становится еще более запутанным. Болховитинов уже утверждает, что Митрополит Маркел в 1682 году «основал новый Троицкий собор каменный весь из тесаной плиты и строил оный.... 6 лет. Но своды и верхняя часть оного обрушились»5. В 1691 году Маркела сменил Митрополит Илларион, который продолжил строительство и «... в 7 лет окончил здание нынешнего Троицкого собора» 6.
Несколько позднее другой псковский краевед А.С. Князев в работе «Историческо
- статистическое описание Псковского Кафедрального Троицкого собора», практически полностью воспроизводит текст Е. Болхови-
Новикова Наталья Николаевна, искусствовед. (г. Псков).
тинова Е.: «В 1682 году ... основан Митрополитом Маркеллом новый собор тоже во имя Св. Троицы, каменный, весь из тесаной плиты. Строился он 6 лет на деньги казенные, сборные и собственные Преосвященного. Но еще не успели окончить его, как его своды и вся верхняя часть обрушились. Поэтому в 1691 году Митрополит Илларион снова начал продолжать постройку его же из тесаной плиты. Через 7 лет в 1699 году при Митрополите Иосифе, здание было окончено и освящено»7.
Однако незадолго до смерти в статье «Псков и его достопримечательности», А.С. Князев отказался от прежней датировки, говоря, что Троицкий собор был «...начат постройкою в конце XVII столетия, а окончен в начале XVIII столетия»8.
Несмотря на некоторые разночтения, все дореволюционные краеведы сходятся во мнении, что строительство Троицкого собора было начато при первом псковском митрополите Маркеле и закончено при митрополите Иосифе. Известно, что Маркел занял кафедру в Пскове 6 сентября 1682 года9. Исходя из того, что строительный сезон в дореволюционном Пскове начинался в апреле- мае, а заканчивался в сентябре месяце, можно предположить, что при самом активном участии и заинтересованности нового митрополита в возведении Троицкого собора разборка старого храма не могла быть начата ранее весны 1683 года. А это означает, что возведение нового храма, могло быть начато не ранее весны 1684 года. В любом случае, дата «1682» может ассоциироваться лишь с созданием Псковской митрополии и назначении ее главой митрополита Маркела. К строительству же самого храма она непосредственного отношения не имеет. То же можно сказать и о дате освящения храма: по аналогии с датой «1682» появление даты «1699», вероятнее всего, было связано с годом назначения на псковскую кафедру митрополита Иосифа, завершившего, в конечном итоге, строительство Троицкого собора.
Возможность уточнить дату начала строительства ныне существующего Троицкого собора дают архивные материалы. Так в «Топографическом описании Псковского наместничества» читаем: «Кафедральная соборная с двумя приделами церковь построе-
на в прошлом 7197 году по грамоте великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Великой княжны Софии Алексеевны присланной преосвященному Маркелу Митрополиту бывшему Псковскому»10. Подтверждение того, что храм строился «по грамоте», т.е. с разрешения Москвы, можно видеть и в документе «Ведомость Псковского кафедрального Троицкого собора за 1800 год»: «Псковского Кафедрального Троицкого собора церковь каменная с двумя приделами: один во имя Святого Благоверного князя Г авриила Псковского, другой во имя Святого Благоверного князя Александра Невского в твердости. Построены в прошлом 7197 году, по грамоте великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, и великие княгини Софии Алексеевны, присланной Преосвященному Маркелу, Митрополиту бывшему Псковскому»11. При внимательном анализе текста выясняется, что в 7197(1689) году псковские церковные власти получили грамоту, разрешающую строительство нового кафедрального храма. А это, в свою очередь, означает, что возведение четвертого Троицкого собора не могло быть начато раньше лета 1690 года.
Свет на начальную строительную историю Троицкого собора проливает статья А.А. Тица «Обмерные и проектный чертежи XVII в. Троицкого собора в Пскове». Из нее следует, что 18 января 1689 года псковский митрополит Маркел отправил в Москву челобитную разрешить старую соборную церковь по ветхости ее разобрать и построить на ее месте новую. В ответ из Москвы поступила просьба выполнить чертежи старой и предполагаемой построек. В течение февраля месяца обмерный и проектный чертежи были изготовлены в Пскове и отправлены в Москву. 12 апреля 1689 года из Москвы пришел указ: «...старую соборную церковь разобрать и построить ... на том же месте новую каменную церковь против чертежа, каков он (т.е. митрополит) к Москве прислал, по своему рассмотрению» 12. Казна выделила на строительство церкви 1.500 рублей. В 1690 году по повелению Маркела старый собор разобрали, а летом 1691 года вновь прибывший митрополит Илларион приступил к возведению нового храма.
Строительство четвертого Троицкого собора шло медленно. Одной из причин тому, по-видимому, стал случившийся в 1695 году в Пскове «...самый сильный мор, от коего почти все коренные псковичи померли, а места их заселены уже переселенцами из других мест и ими наполнен город»13. В 1697 году из-за недостатка денежных средств, строительные работы «за скудностью» были полностью приостановлены14. В июне 1698 года умер митрополит Илларион. Новый митрополит Иосиф был назначен в Псков лишь в конце сентября 1699 года. А это означает, что более года псковская кафедра пустовала. Из годовой сметы Пскова, составленной в январе 1699 года, известно, что соборная церковь каменная во имя Святые Живо-начальныя Троицы в Кремле- городе еще «строитца»15. Предположения о том, что все работы могли быть закончены к осени 1699 года и новый митрополит сразу после своего приезда в Псков смог освятить Троицкий собор, маловероятны. Сведения о том, что «церковь соборная состроена вновь во имя Св. Живоначальные Троицы» появляются лишь в документах 1701 года 16. Однако к этому времени еще не был готов иконостас главного храма. Известно, что работы по изготовлению основной конструкции главного иконостаса Троицкого собора были завершены лишь в 1702 году. В конце 1702 года живописец Московской Оружейной палаты Федор Васильев нанимает золотарей на его золочение. В апреле 1703 года он же нанимает мастеров для написания в иконостас икон17. По договору все иконописные работы должны были быть выполнены к пасхе 1704 года.18 В «Путевых письмах из Новгородской и Псковской губернии», изданных в 1860 году, есть указание на то, что «.когда освящали этот собор, сам царь приехал на освящение, и сам Апостола читал»19. Версия эта имеет основание для существования, однако требует серьезной проработки. Вероятнее всего, окончательное освящение Троицкого собора могло произойти после завершения работ по установке иконостаса, т.е. весной-летом 1704 года. За год до этой даты 8 апреля 1703 года состоялось освящение южного придела собора, посвященного Всеволоду- Гавриилу 20. Именно в этой придельной церкви изначаль-
но были размещены главные святыни Троицкого собора - мощи святых Всеволода-Гавриила, князя Довмонта и Николы - Салоса. Сведения о времени освящения двух других приделов не установлены.
После завершения строительства Троицкий собор стал самой большой по площади и самой высокой храмовой постройкой в истории Пскова. В XVIII веке собор имел четыре престола. Главный, по - традиции, был посвящен Святой Троице. Расположенный под ним нижний храм освятили в честь основательницы города и «строительницы» первого Троицкого собора княгини Ольги. Южный придел посвятили Всеволоду - Гавриилу, северный - Александру Невскому. Выбор святых, вероятнее всего, имел символическое значение - он олицетворял предстояние перед Святой Троицей русских князей, сыгравших важную роль в псковской истории.
Основной повышенный объем собора был поставлен на древнее основание, сохранившееся от предшествующего третьего Троицкого собора. Из-за образовавшейся вследствие этого неровной осадки здания уже к 1749 году в соборе обнаружились серьезные разрушения: в придельной церкви Всеволода-Гавриила появилась «расседина от земли даже до карнизу немалая..., в сво-
де проемные связи железные две порвало, и камень середины свода выпал, а другие подперты поставками»21. Для выполнения первоочередных противоаварийных работ был приглашен ярославец Михаил Дубовый, выполнивший их за 700 рублей.
Однако проведенные в 1749 году противоаварийные работы оказались недостаточными, и к 1770-м годам техническое состояние Троицкого собора, по-прежнему, вызывало серьезное беспокойство: наблюдался разрыв железных связей, в стенах появились трещины, плитняной пол местами был значительно деформирован.
В июне 1770 году во время ремонта главного соборного купола в здании возник пожар: загорелись деревянные конструкции центрального купола. Вскоре огонь перекинулся на соседние купола, кровлю над главным храмом и приделами22. Пожар не повлек за собой больших разрушений. Пострадала в основном «наружность» храма.
Однако, он усугубил и без того сложную ситуацию с состоянием Троицкого собора, дав дополнительный повод для проведения более серьезных противоаварийных работ. Для укрепления кладки стены пришлось прибегнуть к устройству контрфорсов. В качестве строительного материала был использован известняк, оставшийся от четырех разобранных церквей: Воздвиженской церкви с Пушечного двора, Входо - Иерусалимской из Довмонтовой стены, Владимирской с Сенной Нивы близь Нового торга и церкви с подворья Елизаровского монастыря на Запсковье23. Контрфорсы появились с южной и северной стороны у придельных церквей и у апсид главного храма. В результате возведения контрфорсов оказались заложенными отдельные оконные проемы второго этажа постройки. Тогда же были переложены барабаны над главным объемом храма, а деревянные конструкции куполов заменены металлическими. Оконные проемы барабанов получили новую декоративную отделку, выполненную в стиле раннего классицизма. Изменения коснулись и нижнего храма. В ходе работ по укреплению кладки из здания собора вывели Ольгинскую церковь, переведя ее в архиерейский дом, а помещение под алтарной частью Троицкого собора более чем на сто лет превратили в усыпальницу псковских архиереев. В конце XVIII - начале XIX веков здесь нашли свое упокоение Симон Тодорский (ум. 1754 г.), Гедеон Криновский (ум. 1763 г.), Ме-фодий I Смирнов (ум. 1815г.), Нафанаил Павловский (ум. 1849 г.).
В первой половине XIX века значительных строительных работ в соборе не велось. В 1837 году в притвор северной придельной церкви во имя Александра Невского, перевели имущество соборной ризницы. До этого времени она находилась в более защищенном и просторном помещении над главным алтарем храма. Немного ранее, в 1834 году из южной придельной церкви Всеволода -Гавриила были перенесены в главный храм и установлены в специально изготовленной для этого серебряной раке мощи князя Все-волода-Гавриила24. Мощи других псковских святых - князя Довмонта - Тимофея и Николы Салоса продолжали оставаться в двух деревянных раках в притворе у внешней стены
придельного храма25. В августе 1852 года петербургским мастером Павлом Алексеевским был «вызолочен» главный купол и крест Троицкого собора. Работы выполнялись не на церковные средства, а на добровольные пожертвования частных лиц. Среди последних были известные представители псковского дворянства - Михаил Грушевский, Николай Яхонтов, барон Вревский, Евгений Назимов, Михаил Бороздин, и купечества - Федор Орлов, Иван Грудинин, Николай Лохов и другие. 26 В 1854 году над пониженными объемами собора была заменена крыша (стропила и железное покрытие)27.
Масштабные строительные работы в здании собора были проведены на рубеже XIX - XX веков. Еще в 1888 году по проекту городского архитектора А.Н. Векшинского был выполнен ремонт с заменой покрытия глав на соборе28. В 1893- 1895 годах под руководством псковского городского архитектора Ф.П. Нестурха фасады здания получили новую отделку. Отлитые из цемента декоративные элементы оформили большинство оконных проемов здания, карнизы, проездные арки крыльца и т.д. Изменения не коснулись лишь убранства оконных проемов придельных церквей и алтарных апсид, сохранивших свой первоначальный барочный рисунок, а также оконных наличников барабанов главного храма, сохранивших отделку конца XVIII века. Значительным перестройкам подверглось крыльцо Троицкого собора. Старую деревянную лестницу заменили более пологой каменной, выполненную из местного гранита. Дверной проем нижней площадки, первоначально расположенный в южной стене крыльца, был заложен и превращен в окно. Плитняной пол в главном храме замостили прочной и ставшей популярной в Пскове начала XX века метлахской плиткой29. Ее заказали у поставщика Двора Его Императорского Величества Торговом Доме Кос и Дюрр в Санкт-Петербурге. Новое половое покрытие по твердости равнялось кремню и не боялось воздействия кислоты, щелочи, мороза, жары, воды и огня. Как говорилось в рекламном листке фирмы «...хорошо изготовленные мозаичные полы из метлахских плиток могут стоять сотни лет, не изменяя вида, и ремонта никогда не требуют». (Под-
тверждением тому, кроме Троицкого собора, могут стать сохранившиеся полы в зданиях бывшей моленной П.Д.Батова и псковской духовной семинарии).
Новую художественную отделку на рубеже XIX - XX веков получили стены и своды Троицкого собора. Еще в середине XIX века А.С. Князев отмечал, что внутри собора на стенах нет никаких украшений. Единственным украшением интерьера служил иконостас и иконы, расположенные на четырех столбах в центре храма, яркими живописными пятнами выделявшиеся на фоне белых стен здания. В конце XIX века стены храма были окрашены под белый мрамор, а своды украшены сюжетными и архитектурными росписями.
Начало XX века ознаменовалось еще одним важным событием в истории Троицкого собора. В ноябре 1903 года был освящен новый придельный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Он разместился в помещении первого этажа, там, где до пожара 1770 года находилась церковь Ольги Российской. Алтарь храма был устроен перед самым входом в усыпальницу. Новый храм украсил необычный чугунный иконостас с иконами, вставленными в медальоны (в 1980-х годах в разобранном состоянии он хранился в подсобных помещениях собора). Иконостас вместе с алтарной преградой и семью высокими подсвечниками по рисунку псковского епархиального архитектора В. Л. Назимова, изготовили на известном заводе Сан - Галли в Санкт- Петербурге30.
Первые годы Советской власти для Троицкого Кафедрального собора стали годами потерь. Внесение здания в число памятников архитектуры, подлежащих сохранению, не спасло его от разорения. В 1920-х годах было изъято имущество ризницы, а в 1935 году в храме прекратили богослужение 31.
1 мая 1939 года в помещении собора открылся антирелигиозный музей. Сохранились воспоминания самодеятельного художника Шведенкова М.В., благодаря которым можно составить представление о построенной в храме «экспозиции» 32. В центре зала с 32-метровой высоты свисал маятник Фуко. На колонны были повешены гербы и знамена, а под хорами напротив иконостаса поме-
стили портреты вождей - Сталина и Ленина. На стенах развесили большие живописные панно, написанные на темы жизни первобытных людей, сожжения на костре Дж. Бруно, строительства канала Волга - Москва и т.д. Однако в новом качестве Троицкий собор просуществовал недолго.
В августе 1941 года по инициативе Русской православной миссии он вновь был открыт для богослужения. За четыре года фашистской оккупации архитектура и внутреннее убранство собора не понесли значительных утрат. Об этом свидетельствует акт «об ущербе», составленный специальной комиссией вскоре после освобождения Пскова33. Из данного документа следует, что разрушения коснулись, в основном, оконных заполнений, кровли и покрытия куполов собора. В интерьере главного храма взрывами мин были повреждены резные киоты у стен и столбов, часть хор, царские врата и нижний (цокольный) ярус иконостаса. Медальоны, располагавшиеся до 1944 года под иконами местного ряда с изображениями «. вправо от царских врат: 1) царя Ермия Тревели-кого; 2) мудреца Менандра; 3) Платона; 4) Афродитиана; 5) Хелона; влево от царских врат: 1) мудреца Валаама; 2) Омира; 3) Аристотеля; 4) Еврипида и 5) Илора»34 в послевоенное время восстановлены не были. От мин-сюрпризов, установленных «. у царских врат и боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры, и у многих предметов внутреннего церковного убранства», погибли трое советских военнослужащих35. Кроме того, перед уходом из города, немцы похитили из иконостаса и со стен собора восемь икон XVII - XVIII веков.
Сразу же после освобождения города епархиальные власти поручили протоирею отцу Василию Попову подготовить псковский Троицкий кафедральный собор к открытию. Объявили сбор средств, необходимых для восстановления храма36. В течение следующего 1946 года основные мероприятия по реставрации памятника были завершены37. Работы велись силами вновь организованных псковских реставрационных мастерских. Таким образом, Троицкий собор стал одним из первых памятников архитектуры, отреставрированных в послевоенном Пскове.
В 1969 - 1972 годах художниками - керамистами В. Цивиным и Е. Перл проводились работы по расчистке, исследованию и реставрации керамического фриза, расположенного под окнами второго этажа на фасаде Троицкого собора. Полихромные изразцы были выявлены известным историком архитектуры П.П. Покрышкиным еще в 1912 году38. Они, по-видимому, были полностью забелены еще в ходе ремонтных работ XVIII столетия. Поэтому их нельзя видеть ни на графических изображениях первой половины XIX века, ни на фотографиях конца XIX - начала XX веков. Использование полихромных изразцов в оформлении фасадов церковных здании хорошо известно в строительной практике конца XVII века. В различных цветовых и композиционных сочетаниях их, можно видеть на фасаде церквей Михаила и Гавриила Архангелов, Одигитрии на Псково - Печорском подворье, соборе Рождества Богородицы Снето-горского монастыря. Все они дошли до наших дней в различной степени сохранности. Недостающие и разбитые изразцы Троицкого собора были восполнены копиями, изготовленными на Ленинградском комбинате декоративно
- прикладного искусства.
Следующий этап строительных работ пришелся на 1980-е годы. В 1987 году
были произведены работы по замене старой кровли из немецкого авиационного алюминия (результат реставрационных работ послевоенного периода) на медное покрытие, выровнены каркасы куполов и вновь покрыт позолотой центральный купол собора. В 1988 году была возобновлена нижняя соборная церковь. Ей вернули старое название, освятив в честь Серафима Саровского. Храм получил новое убранство. Иконостас для него был написан монахом Псково-Печерского монастыря иеромонахом Зеноном.
В 1999 году южную стену храма украсил барельеф с изображениями Святых Кирилла и Мефодия, выполненный московским скульптором В.М.
Клыковым. Уже более трехсот лет Троицкий собор хранит свои тайны, по-прежнему оставаясь одним из малоизученных памятников Пскова. До настоящего времени остаются необследованными фундаменты здания, поставленного, по легенде, на основании более древнего средневекового храма, не выполнены архитектурные обмеры памятника, не исследован его иконостас. Найти ответы на все поставленные вопросы позволят лишь комплексные научные исследования, выполненные с привлечением историков, архитекторов-реставраторов, искусствоведов и археологов.
Примечания
1. Ильинский Н. «Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания». Часть 1. СПб.1795. С. 50.
2. Болховитинов Е., «История княжества Псковского». Часть Ш, Киев,1831. С. 12- 13.
3. Болховитинов Е., «История княжества Псковского». Часть Ш. Киев,1831. С.144.
4. Там же. С. 147.
5. Болховитинов Е., «История княжества Псковского». Часть IV. Киев, 1831. С. 160.
6. Там же. С. 161.
7. Князев А.С. «Историко-статистическое описание Псковского Кафедрального Троицкого собора». М.,1858. С.18-19.
8. Русская старина. СПб, 1890. Ноябрь. С. 313.
9. Болховитинов Е., «История княжества Псковского». Часть Ш. Киев,1831. С. 59.
10. ГАПО, ф.74, оп. 1, д. 172,л. 137.
11. ПГИАХМЗ, древлехранилище, к/п 12374, «Ведомость Псковского кафедрального собора за 1800 год».
12. Тиц А.А. «Обмерные и проектный чертежи XVII в. Троицкого собора в Пскове» //Средневековая Русь. М., 1976. С.337.
13. Болховитинов Е. История княжества Псковского. Ч. IV, Киев. С. 162.
14. РГАДА, ф. 125, оп. 1, д. 1697, л. 1.
15. Сборник МАМЮ, т. 6, М.,1914,с.221
16. РГАДА, ф. 137, описная книга 43, л. 6 об.
17. «Словарь русских иконописцев XI - XVII веков» /(Под редакцией И.А. Кочеткова). М., 2003. С. 117.
18. Там же. С. 165.
19. Якушкин П. «Путевые письма из Новгородской и Псковской губернии». Спб., 1860. С. 126.
20. Годовиков И.Ф. «Краткое историческое обозрение города Пскова и его древних достопамятностей с атласом рисунков» (рукопись) - ПГИАХМЗ, древлехранилище, к/п 28006/31, л.696
21. ГАПО, ф. 39, оп. 1, д. 19, л.71
22. РГАДА, ф. 18, оп. 1, д.250, л. 1-1 об..
23. Годовиков И.Ф. «Краткое историческое обозрение города Пскова и его древних достопамятностей с атласом рисунков» (рукопись) - ПГИАХМЗ, древлехранилище, к/п 28006/31, л.л.697-698
24. Князев А.С. «Историко-статистическое описание Псковского Кафедрального Троицкого собора», М., 1858. С.29.
25. ГАПО, ф. 39, оп 1, д.1241, л. 55 об.
26. ГАПО, ф. 39,оп. 1, д. 5818, л.л.37-77.
27. ГАПО, ф. 31, оп. 1, д. 501, л. 9.
28. РГИА, ф. 789,оп. 10-1878, л. 54 об.
29. Псковские епархиальные ведомости. 1901. № VIII. Часть неофиц. С. 195-196.
30. Псковские епархиальные ведомости. 1903. № XXIII. Часть неофиц. С. 469.
31. Филимонов А. «Вторая жизнь» Троицкого собора //Псковская правда. 1999. 26-27 февраля. С. 13.
32. ПГИАХМЗ, древлехранилище, о\ф 33261: Шведенков М.В. Воспоминания, (рукопись), 1950-е г., л. 136.
33. ГАПО, ф. Р.- 903, оп.3, д. 414, л. 44-45.
34. Годовиков И.Ф. Краткое историческое обозрение города Пскова и его древних достопамятностей с атласом рисунков (рукопись) - ПГИАХМЗ, древлехранилище, к/п 28006/31, л.л. 212-213
35. ГАПО, ф. Р.- 903, оп.3, д.1, л. 16.
36. ПГИАХМЗ, древлехранилище, фонд церкви пог. Лисье, о/ф № 21566/665 - 26
37. Псковские хроники. Псков, 2000, вып. 1. С. 48-49.
38. Окулич- Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913. С. 87 (сноска).