Научная статья на тему 'Некоторые страницы деятельности Бандидо хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843-1918 гг. ): по материалам РГИА и нарб'

Некоторые страницы деятельности Бандидо хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843-1918 гг. ): по материалам РГИА и нарб Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ БУДДИЗМ / ИНСТИТУТ ХАМБО-ЛАМ / РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ЭТНОТРАДИЦИЯ / RUSSIAN BUDDHISM / THE KHAMBO-LAMA INSTITUTE / FREEDOM OF RELIGION REFORMS / ETHNOTRADITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арзуманов И. А., Митыпова Г. С.

На основе архивных материалов раскрываются некоторые страницы деятельности Бандидо Хамбо-ламы Ч. Д. Иролтуева в условиях начала либеральных реформ в области религиозной политики России нач. XX в. Освещены ключевые позиции ламаистского духовенства по вопросам реформирования вероисповедной политики имперской администрации в предреволюционных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Арзуманов И. А., Митыпова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Pandido Khambo-Lama Choinzon-Dorje Iroltuev (1843-1918-s). Biographical Review on the Materials of the Russian State Historical Archive (RSHA) and the National Archive of the Buryat Republic(NABR)

On the basis of the archival materials the article reveals some aspects of the activity of Pandido Khambo Lama Choinzon Dorje Iroltuev in the beginning of the liberal reforms of Russian religious policy in the early 20th century. The paper covers the key positions of the lamaist priesthood towards the issues of religious policy reformation of the imperial administration before the Russian Revolution

Текст научной работы на тему «Некоторые страницы деятельности Бандидо хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843-1918 гг. ): по материалам РГИА и нарб»



Серия «Политология. Религиоведение»

2011. № 2 (7). С. 225-234 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 24(091)

Некоторые страницы деятельности

Бандидо Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева

(1843-1918 гг.): по материалам РГИА и НАРБ

И. А. Арзуманов, Г. С. Митыпова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

На основе архивных материалов раскрываются некоторые страницы деятельности Бандидо Хамбо-ламы Ч. Д. Иролтуева в условиях начала либеральных реформ в области религиозной политики России нач. XX в. Освещены ключевые позиции ламаистского духовенства по вопросам реформирования вероисповедной политики имперской администрации в предреволюционных условиях.

Ключевые слова: российский буддизм, институт хамбо-лам, реформы в области свободы вероисповедания, этнотрадиция.

2011 г. для Восточной Сибири знаменателен двумя датами - 350-летие Иркутска и 350-летний рубеж присоединения забайкальских пределов к Российской империи. Для Республики Бурятия, отмечающей данный юбилей на государственном уровне, буддизм является одной из основных доминант процессов этноконсолидации. В этой связи при подборке материалов для данной публикации авторы преследовали цель проиллюстрировать достаточно сложный и не вполне изученный период нач. XX в. на примере некоторых аспектов деятельности одного из выдающихся хамбо-лам российского буддизма Бандидо Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843-1918 гг.). Представленные материалы отражают специфику последнего периода деятельности Ч. Д. Иролтуева в сане хамбо-ламы. Данный период совпал с началом либеральных реформ в сфере религиозной политики империи. 17 апреля 1905 г. были приняты указ и положения Комитета министров «Об укреплении начал веротерпимости». Этот указ определял то направление, в котором должна была идти разработка законопроектов, относящихся к практическому осуществлению начал веротерпимости. Указ вносил в религиозную жизнь страны некоторые свободы. В среде буддийского духовенства он вызвал «взрыв» ожиданий и инновационных попыток творческого переосмысления сложившейся за более чем 200-летний период политической и вероисповедной практики.

В этой связи в научный оборот вводятся источники из фондов РГИА, Музея истории Бурятии, в том числе и некоторые документы из канцелярии Бан-

дидо Хамбо-ламы Ч. Д. Иролтуева, позволяющие без «купюр» раскрыть широкий спектр проблем, в решении которых принимал участие Ч. Д. Иролтуев.

РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 426. Л. 1-61. Донесение Иркутского генерал-губернатора о работе совещания для обсуждения проекта положения об управлении делами ламаитов-буддистов, с приложением протокола совещания и мнений его членов. Из докладной записки генерал-губернатора Селиванова.

Для обсуждения составленного в МВД проекта Положения об управлении делами верослужения буддистов было созвано совещание (в Иркутском генерал-губернаторстве - Прим. авт.) ... Поданы отдельные записки - Иркутского губернатора П. К. Гран, чл. Совета министров народного просвещения А. М. Позднеевым, священником Флоренсовым и 3 записки Бандидо-Хамбо Иролтуевым.

Ходатайство ламаитов касаются разных сторон их жизни, но при их изучении они могут быть сведены в следующие группы:

Об именовании исповедания буддийским вместо ламаистского. О подчинении бурят-ламаистов Иркутской губернии Забайкальскому Бандидо-Хамбо ламе. О постройке новых дацанов. О штатах ламайского духовенства. О порядке избрания верослужителей ламайского духовенства. О проживании мирян при дацанах. Об образовательном цензе верослужителей и о школах. О дозволении ламам врачебной практики на началах тибетской медицины. О цензе и печатании богослужебных книг. О льготах и преимуществах ламайского духовенства.

РГИА. Ф. 821. Оп. 450. Д. 426. Л. 47.

Из доклада Иролтуева. Учение цанита изложено в учебнике, разделяющееся на 5 томов, а по содержанию заключающем в себе отделы: 1) 4 курса философии, 2) 4 махаяна-сутра (философия парчин), 3) 2 курса «В-ума» (серединная философия), 4) 2 курса Абидармы и 5) 1 курс - Винаи. Избрав себе учителя, ученик под руководством его изучает последовательно все эти курсы, от начала и до конца. Прошедший курс философии «парчин» получает ученую степень «Гыбши», прошедший курс «Абидармы» - ученую степень «Бармба», а окончивший курс «Винаи» - высшую ученую степень «Габчжу».

Приступающие к полному курсу изучения «Винаи» по желанию могут принять обеты и посвящение Гылуна. Окончившие курс цанита могут с наибольшим успехом изучать вторую и самую высшую школу изучения буддизма «чжуд», состоящую в усвоении таинств и магических изречений, приобретаемом путем созерцания. Вступающие к изучению «чжуд» должны принять обет бодисатвы, который выражается приблизительно так: оставить заботу о себе самом и принять заботу о благе других существ, жертвовать для других всем, вплоть до своей жизни; усовершенствовавшись в выполнении этих обетов, человек может достигнуть состояния бодисатвы. Усовершенствовавшись же через созерцание в этой наивысшей философии Чжуд, впоследствии могут достигнуть конечной цели Будды. Помимо школы «цанит» и «джуд», при да-

1 Стилистика документов сохранена (прим. ред.).

цанах существуют еще школы медицинские (эмчинерун-манба) и астрологические (дуйнхор-цзурахай). Медицинская школа разделяется на 5 курсов и обучается по меньшей мере 5 лет. Окончив ее, получает степень «манрамбы» при посвящении в ламы, от медиков требует изучения «ламрима», т. е. простого Богословия.

Ввиду необходимости в настоящую пору изучения ламами русского языка и введения всеобщего образования, казалось бы, необходимо обоснование сообразно местным условиям в дацанах одноклассных школ... Такая постановка представляет собою ту выгоду, что 1) дацаны доселе являются единственными оседлыми пунктами в бурятских кочевьях, в которой всегда может быть найдено помещение для школы, 2) устройство школ при дацанах, где ученики проживают у лам, не потребовало бы от народа особых расходов на устройство интернатов, 3) школы всегда были бы обеспечены во врачебном отношении, так как при каждом дацане имеются врачи-ламы, 4) дети имели бы готовых воспитателей в лице лам.

РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1242. Л. 88 (об). Хамбо-лама ходатайствует: 1) о возложении на чинов Забайкальского поземельно-устроительного отряда обязанности завершить ныне же начатый труд по наделению дацанов землею согласно с правилами Положения 1853 г. и 2) о прирезке для дацанов близлежащих угодий, сверх указанных выше норм, еще лесных наделов по норме 1/5 части получаемого земельного надела, т. е. полагая на Бандидо хамбо 100 дес., на ширетуя - 40 дес., на ламу 12 дес., на бандия 6 и на ховарака 3 дес.

Докладная Записка Его Превосходительству господину председателю совещания по обсуждению проекта Положения об управлении делами веро-служения буддистов Иркутскому генерал-губернатору от Бандидо Хамбо-ламы ламайского духовенства Восточной Сибири Чойнзин-Доржи Иролтуева.

Вследствие разрешения Вашего Превосходительства имею честь представить мои соображения и дополнения к проекту положения об управлении делами верослужения буддистов-ламаитов.

К статье 3. Необходимо сохранить для бурятского первенствующего ламы ныне существующий титул «Бандидо Хамбо», как санкционированный Высочайшею властью и укоренившийся в народном сознании. Титул этот, созданный самим Буддою, имеет большое значение среди буддистов монголов и тибетцев, и отмена такового может показаться умалением достоинства духовного главы бурят.

К статье 4. С проведением железной дороги нынешняя резиденция Бан-дидо Хамбы в Гусиноозерском дацане является центральным пунктом всех дацанов. В видах благоустройства и удобства во всех отношениях в перемещении резиденции Бандидо Хамбы на другое место не встречается надобности.

К статье 6. В конце статьи для полноты добавить: «и всеми делами, относящимися до религии».

Примечание: при Бандидо Хамбе под его непосредственным подчинением учредить Управление, состоящее из 2-х кандидатов, избранных при выборе Бандидо Хамбы, и 1 секретаря, назначаемого по представлению Бандидо Хамбы и утверждаемого губернскою властью. Управление заведует исклю-

чительно духовными делами подведомственных дацанов и содержится за счет дацанов.

Мотивы учреждения управления:

Опыт прошлого доказал неудобство единоличного заведывания делами Бандидо Хамбо, так как на него возлагается главное заведывание духовными делами всех подведомственных дацанов, духовный суд/ вторая и высшая инстанция/ над верослужителями по законам «Винай» включительно до обращения в светское состояние с лишением обетов и др. по ст. 6, 7 и пр. то учреждение коллегиального управления при Бандидо Хамбе является существенно необходимым. Кандидаты в этом звании не утверждаются и как избираемые от всех дацанов из среды уже утвержденных ширетуев или штатных ве-рослужителей и вполне соответствуют как достойные преемники Бандидо Хамбы... исправление обязанностей Бандидо Хамбы на случай его отъезда, болезни или открытия вакансии.

Управление при Бандидо Хамбе на приведенных выше началах необходимо по следующим обстоятельствам:

а) без такого управления нет возможности чинить духовный суд над ве-рослужителями по установленным в законе «Винай» статьям;

б) проступки верослужителей духовного характера согласно «Виная» никоим образом не могут быть подсудны гражданским законам;

в) небольшие поступки штатных верослужителей и проживающих при дацанах лиц, принявших духовные обеты, судятся ширетуями совместно с верослужителями;

г) проступки ширетуев и верослужителей до обращения их в светское состояние с лишением духовных обетов подсудно управлению при Бандидо Хамбе;

д) согласно Закону Виная преступления духовных лиц уголовного характера судятся общими гражданскими законами империи по предварительном обращении в светское состояние и лишением обетов.

Статьи 7 и 8 сохранить как определяющие обязанности Бандидо Хамбы и имеющие отношение к другим статьям. В 7-й статье добавить 4-й пункт - «распространение среди буддистов-ламаитов религиозно-нравственного учения».

Статью 15 изменить таким образом:

Бандидо Хамба к 1 января каждого года обязан представлять Иркутскому генералу-губернатору именные списки всех состоящих. подведомственных им верослужителей по установленным до сего формам. Вторые экземпляры списков верослужителей сообщаются Забайкальскому и Иркутскому губернаторам по принадлежности.

Мотивы изменения этой статьи:

Чрезвычайная разбросанность бурятского населения (от 15 до 500 верст в приходе), умножение числа душ со времени издания положения 1853 года требует необходимости увеличения штата верослужителей пропорционально количеству населения и сообразно догматам вероучения для беспрепятственного исполнения обрядностей. При составлении нового штата принято за норму - для дацанов, имеющих прихожан до 300 душ - 7 штатных лам, свы-

ше 3000 - на каждые 500 душ по 1-му штатному ламе. Желательно, чтобы штаты изменялись сообразно требованиям жизни. Сверх того при Гусино-озерском дацане для замещения штатных лам на случай убыли, обучаются по 2 кандидата-учеников от каждого дацана (взамен прежних хувараков с теми же правами). Сообразно увеличения штата лам увеличено и число кандидатов по ним до 70 человек вместо прежних 35, которые должны получить специальное образование для штатных лам.

При сем прилагается для сравнения старый и проектируемый штаты.

Статью 20 изменить соответственно вновь добавленному примечанию к 6-й статье.

К статье 22. Для ясности добавить «из числа штатных лам».

К статье 23. В выборах могут принимать участие станичные атаманы и волостные старшины буддийско-ламайского исповедания в качестве выборщиков по уполномочию прихожан. Причем выборщики должны быть от каждого дацана по одному духовному и по одному светскому до 3000 душ; свыше же этого количества прихожан на каждые 300 душ по 1-му выборщику.

Новая статья. В случае открытия вакансии Бандидо Хамбы предоставляется право замещать таковые из числа ширетуев или штатных лам ближайших дацанов по собственному усмотрению. О чем доносится чрез подлежащих губернаторов Иркутскому генерал-губернатору.

Статью 31 желательно сохранить во избежание могущих споров и недоразумений. Бандидо Хамбо компетентен в назначении ширетуев лиц, достойных сего звания.

Статья 36. Верослужители не могут иметь отдельной собственности, кроме необходимого скромного имущества, указанного законом Виная, а потому они при вступлении в штат верослужителей должны распорядиться своим движимым и недвижимым имуществом по собственному усмотрению.

К статье 40. Добавить, что прочие штатные верослужители отлучаются за пределы своих приходов с разрешения Бандидо Хамбы. О чем сообщается для сведения губернаторам по принадлежности.

На совещании по обсуждению проекта положения об управлении делами верослужителей буддистов, бывшем в г. Иркутске под председательством генерал-губернатора в последних числах сентября 1909 г., обсуждался вопрос между прочим по нижеследующим статьям нового проекта:

К ст. 1. Вопрос о добавленном в новом проекте слова «буддийской», тогда как в старом положении его нет, предложено оставить статью эту без изменений.

К ст. 3. Сохранить для бурятского первенствующего ламы ныне существующий титул «Бандидо Хамбо», как утвержденный высочайшей властью. Большинством принято.

К ст. 4. Резиденцию Бандидо Хамбы установить в центре всех прихожан. Большинством отвергнуто.

К ст. 5-й. Генерал-губернатор предлагал исключить из этой статьи слова: в введении Мин. внутр. дел. Часть высказались за, а остальные часть членов с Платонниковым против исключения.

К ст. 6. Предложено добавить примечание: учредить при Бандидо Хамбе управление, состоящее под председательством его из двух его помощников и секретаря. Отвергнуто большинством.

К ст. 10. Переписка с равными и низшими по должности должна вестись непосредственно, а не обязательно чрез губернатора, как сказано в проекте. Принято большинством.

К ст. 11. Сделать предложение в редакции «Лица эти, вместе с тем суть не непосредственные начальники, как верослужители дацанов, так проживающие в дацанах, приняв(шие) духовные обеты лиц». Часть за, часть против, в особенности генерал-губернатор.

К ст. 14. Эту статью исключить из проекта почти большинством.

К ст. 15. Предложено увеличить штаты лам по дацанам. Большинством оставить статью без изменений в той же редакции.

К ст. 17. Генерал-губернатор и некоторые другие члены настаивали ограничить число принимающих обеты по религии, но большинством с А. М. По-знеевым ввиду дарованной свободы совести отвергнуто.

К ст. 18. Здесь большинство [поддержали прделожение] зачислять в звании верослужителей не моложе 25 лет и с согласия родителей, имеющих не менее двух сыновей.

К ст. 22. Хамбо-лама и ширетуи обязаны вполне знать русский язык -говорили почти все.

К ст. 33. Ввиду неясности изложения этой статьи, предположено изменить редакцию, причем Бандидо Хамбо предъявил собранию рисунок присвоенных штатным ламам одежд.

К ст. 36. Жгучий вопрос: куда должно переходить имущество как вступающего в звание верослужителя, так и оставшееся после смерти штатных верослужителей? Какое имущество должно иметь при себе верослужитель? Мнение было разнообразное. Генерал-губернатор говорил, что лама кроме чашки и убогой скромной одежды ничего не должен иметь. Протоиерей Под-горбунский, офицер Термен, чиновник при генерал-губернаторе и прочие резкими выражениями доказывали, что ему, ламе, как обыкновенному человеку при сибирском климате, немыслимо обойтись без скромной жизненной обстановки, да к тому же по буддийскому канону не возбраняется ламе иметь не роскошные, необходимые предметы, как: домик или юрту, одежду, припасы, а на крайний случай и небольшую сумму.

Военный губернатор Забайкальской области давал заключение о том, что лицо, изъявившее желание зачислить в звание верослужителя, до зачисления его в оное, разумеется, имеет право распорядиться своей собственностью по своему усмотрению.

К ст. 37. Предположено исключить из этой статьи следующее выражение: «за исключением продажи предметов религиозного поклонения и произведения своего хозяйства».

К ст. 39. Добавить: «В Россию с разрешения Генерал-губернатора, а за границу с разрешения Министра Внутренних Дел».

При этом господин Забайкальский военный губернатор затрудняется определить предел округов или приходов Хамбо Ламы, так как дацаны расположены черезполосно округов, в которых нет его приходов, следовательно, ему приходится проезжать через такие округа.

К ст. 41. А. М. Позднеев заявлял, что строго определенной грани приходов дацанов не существует.

К ст. 43. Некоторые предлагали исключить эту статью, некоторые оставить ее, а некоторые предоставить ламам право пользования больных только в своем приходе и своих прихожан.

К ст. 44. Верослужители... вести жизнь безбрачную. Это оставить, а остальную часть этой статьи предположено исключить.

К ст. 45. Часть высказала воспроизведение новых типографских досок воспретить, а часть дозволить, но исключительно по содержанию духовного характера.

К ст. 48. Часть высказала[сь] о том, что лишение верослужительского звания и обращение в светское состояние должно быть с утверждением не министра, а генерал-губернатора.

К ст. 49. Генерал-губернатор и другие предлагали эту статью исключить, а остальные оставить ее без изменения.

К ст. 50. Большинство предложило исключить эту статью. Первоначально предложил А. М. Позднеев.

К ст. 54. Лица, лишенные верослужительского звания по суду, не имеют права занимать должность по выбору общества. Часть за.

К ст. 55. Здесь А. М. Позднеев предложил добавить к статье: учредить при дацанах еще министерскую школу с обучением русско-монгольской грамоты. Принято большинством.

Генерал-губернатор, обращаясь к Хамбе и прочим буддистам, бывшим на этом совещании, высказывал, что, если желаете остаться в подданстве России, то необходимо усвоить себе русский язык и быт.

/Все вышеизложенное записано на память одного из членов совещания/.

О земельно-правовом вопросе бурят

Документ. Протокол.

1906 г. 30-31 мая. Мы, нижеподписавшиеся представители: 1) буддийского духовенства Восточной Сибири, б) инородцев Забайкальской области, будучи в гор. Чите, с разрешения Г. военного губернатора Забайкальской области при участии непременного члена Забайкальского областного по крестьянским делам присутствия Гриневецкого имели совещание и обсуждали нижеследующие вопросы:

1) о допущении представителя от буддийского духовенства в Государственный Совет;

2) о предоставлении права участия в выборах члена Государственной Думы настоятелям дацанов (ширетуям) не в порядке, указанном разделом IV закона 11 декабря, а в порядке участия выборных из среды ширетуев в областном избирательном собрании инородческих выборщиков ст. 4 зак. 22 апреля с. г.;

3) относительно более правильного, уравнительного распределения выборщиков от инородческих волостей соответственно населению каждой из них;

4) вопрос об участии инородцев Закаменской и Армакской инородных управ в выборе члена Государственной Думы ввиду того, что управы эти не получили реформы управления и суда, как неокончательно перешедшие еще к кочевому образу жизни;

5) относительно порядка участия оседлых инородцев в выборах;

6) о временном немедленном приостановлении распоряжения землями фактического пользования инородцев со стороны казны и Кабинета в частности;

7) о сбережении лесов на бурятских дачах по линии Забайкальской железной дороги от беспорядочных порубок;

8) об удалении разночинцев, самовольно поселившихся на бурятских территориях;

9) о возмещении платы бурятам за земли, отошедшие под железную дорогу;

10) об охране жизни, тишины и спокойствия бурят вдоль линии железной дороги от разбоя и грабежа пришлого элемента;

11) о выгораживании поскотиной казенно-оброчных статей, находящихся среди выгонов инородцев, в частности, об обязательстве чиновника Глу-ховцева выгородить арендуемую им статью «Соленое озеро»;

12) о выдворении с земли бадинских инородцев дворянина Имшенецкого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При всестороннем обсуждении вышеперечисленных вопросов совещание единогласно пришло к следующему заключению:

По 1-му вопросу. Так как православное духовенство имеет представителей своих в Государственный Совет (зак. марта с.г.) и по Манифесту 17 октября 1905 г. духовенство всех вероисповеданий приравнены в правах, то совещание находит возбуждение вопроса о представительстве буддийского духовенства в Государственный Совет уместным и с юридической точки зрения могущим быть удовлетворенным, тем более, что высшее духовное лицо, находящееся в Забайкалье, Хамбо лама является представителем не только Забайкалья, но и всей Восточной Сибири. А потому совещание постановило ходатайствовать пред правительством о допущении одного представителя со стороны буддийского духовенства Восточной Сибири в Государственный Совет.

По 2-му вопросу. Согласно разделу IV закона 11 декабря 1905 г. настоятели 32-х инородческих монастырей Забайкальской области как представители ламайского духовенства, имеющего земельные наделы, получают право на участие в качестве уполномоченных в уездном избирательном собрании в категории уездных землевладельцев. Но так как инородческое население по закону 22 апреля с.г. ст. 3-4 выделено в особую избирательную группу, то является естестственное желание, чтобы и настоятели монастырей (ширетуи) принимали участие в инородческих выборах.

А потому собрание постановило ходатайствовать о присоединении представителей дацанов по выборам члена в Государственную Думу к инородческому населению, т. е. к числу выборщиков в областном избирательном соб-

рании (далее вопрос о кол-ве уполномоченных в уездное собрание, было решено по 1-му представителю от 8 дацанов (всего 32 дацана)) ...4 представителя по каноническим правилам буддийского учения составляющую коллегию, имеющую право на решение надлежащих вопросов.

По 3-му вопросу. По ст. 4 правил 22 апреля с.г. в областном избирательном съезде принимают участие два выборщика от каждой волости. Инородческие волости были образованы при введении реформы по закону 23 апреля 1901 г. без всякого сообразования с количеством населения области, а лишь по соображению с территорией их. Теперь существуют волости с населением до 20 000 (Агинская, Цугольская, Баргузинская и наряду с ним волости с населением с 400 душами (Ульдургинская и Бодонская). Равное представительство волостей с населением в 20 000 и 400 душ является слишком несправедливым, тем более, что слабо представляются на выборах исключительно волости с наиболее развитым населением. Вопрос этот, по мнению совещания, может быть урегулирован только при предоставлении волостям выборщиков пропорционально по количеству населения каждой из них. Каковое количество совещание полагало бы справедливым, применительно к ст. 15 закона 22 апреля с.г. назначить на каждые три тысячи по одному и во всяком случае по одному от волости. Об этом постановило возбудить ходатайство.

По 4-му вопросу. Инородцы Армакской и Закаменской инородных управ по существующему о них положению числятся ключевыми, и реформа управления и суда у них не введена, но только потому, что они достаточно к ней не подготовлены. А так как образ управления не может иметь значение на пребывание их в том или ином образе жизни (кочевом, оседлом или бродячем), то совещание полагало бы, что Армакские и Закаменские инородцы, как кочевые, имеют право участия в выборах.

По 5-му вопросу. Хотя в правилах 22 апреля в ст. 3 не говорится об участии в инородческих выборах представителей от оседлых инородцев, но зато в ст. 7-й имеется указание, что оседлые инородцы не относятся к числу остального оседлого населения, а потому совещание пришло к заключению, что и оседлые инородцы не относятся к числу остального оседлого населения, а потому... оседлые инородцы должны по выборам участвовать вместе с кочевыми инородцами.

По 6-му вопросу. В последнее время, как некоторые лесничие Управления государственных имуществ / дело по Хилку, Верхнеудинского уезда, так и объездчики Кабинета Его Величества / по р. Араиле, Читинского уезда) выдавая билеты на аренду в бурятских участках, покосных и усадебных угодий нарушают права фактического пользования бурят и вместе с тем стесняют их скотоводчество. Все жалобы бурят пока остаются безрезультатными, ибо Управление государственного имущества считает бурятские земли казенными и себя полными хозяевами занимаемых ими земель.

Activity of Pandido Khambo-Lama Choinzon-Dorje Iroltuev (1843-1918-s). Biographical Review on the Materials of the Russian State Historical Archive (RSHA) and the National Archive of the Buryat Republic(NABR)

I. A. Arzumanov, G. S. Mitypova

Irkutsk State University, Irkutsk Buryat State University, Ulan-Ude

On the basis of the archival materials the article reveals some aspects of the activity of Pandido Khambo Lama Choinzon Dorje Iroltuev in the beginning of the liberal reforms of Russian religious policy in the early 20th century. The paper covers the key positions of the lamaist priesthood towards the issues of religious policy reformation of the imperial administration before the Russian Revolution.

Key words: Russian buddhism, the Khambo-lama institute, freedom of religion reforms, ethnotradition.

Арзуманов Игорь Ашотович - доктор культурологии, 664082, г. Иркутск, ул.Улан-Баторская, 10-220, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института Иркутского государственного университета, тел. 8(3952)521188, e-mail: arzumanov@mail.ru Митыпова Екатерина Сандаковна -доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета, 670034, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, 21, тел. 8(3012)224907, e-mail: gunsema53@ mail.ru

Arzumanov Igor Ashotovich - Doctor of Cultorology, Associate Professor of the Department of Legal History and Theory, Law Institute of the Irkutsk State University, 664082, Irkutsk, Ulan-Bator st. 10-220, тел. 8(3952)521188, e-mail: arzu-manov@mail.ru

Mitypova Ekaterina Sandakovna - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Buddhism History, the Buryat State University, 670034, Banzarov st., 21, phone 8(3012)224907, Ulan-Ude, e-mail: gunsema53@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.