Научная статья на тему 'Некоторые стилевые особенности лирической прозы в чувашской литературе второй половины XX века'

Некоторые стилевые особенности лирической прозы в чувашской литературе второй половины XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
801
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЛИРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / THE CHUVASH LITERATURE / LYRICAL PROSE / THE LYRICAL HERO / STYLISTIC RECEPTIONS / LYRICAL STALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Светлана Владимировна

Рассматриваются некоторые особенности лирической прозы на примере творчества чувашских прозаиков Ю. Скворцова, В. Садая, А. Артемьева, В. Игнатьева. Анализируются художественные приемы лирического воспроизведения окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF LYRICAL PROSE IN THE CHUVASH LITERATURE OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY

Are considered features of lyrical prose on an example of creativity of the Chuvash prose writers Yu. Skvortsov, V. Sadaj, A. Artemyev, V. Ignatyev. In article the artistic touches of lyrical reproduction of world around most typical for everyone writer are analyzed.

Текст научной работы на тему «Некоторые стилевые особенности лирической прозы в чувашской литературе второй половины XX века»

С.В. ПАВЛОВА

НЕКОТОРЫЕ СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: чувашская литература, лирическая проза, лирический герой, стилистические приемы, лирический стиль.

Рассматриваются некоторые особенности лирической прозы на примере творчества чувашских прозаиков - Ю. Скворцова, В. Садая, А. Артемьева, В. Игнатьева. Анализируются художественные приемы лирического воспроизведения окружающего мира.

S.V. PAVLOVA

SOME FEATURES OF LYRICAL PROSE IN THE CHUVASH LITERATURE OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY

Key words: the chuvash literature, lyrical prose, the lyrical hero, stylistic receptions, lyrical stale.

Are considered features of lyrical prose on an example of creativity of the Chuvash prose writers - Yu. Skvortsov, V. Sadaj, A. Artemyev, V. Ignatyev. In article the artistic touches of lyrical reproduction of world around most typical for everyone writer are analyzed.

Каждый писатель-лирик по-своему использует богатство лирических средств, но в то же время у каждого есть свои, наиболее характерные приемы. Эти приемы в совокупности и составляют некий стиль писателя, который, по мнению А. Чичерина, «подразумевает единство слова и образа, образа и композиции, композиции и идей... произведения». «Изучение стиля, - продолжает исследователь, - невозможно без философского понимания единства содержания и формы, без связи с другими искусствами, без связи с эстетикой.» [6, с. 20]. Жизненный материал, ставший основой всего произведения, предполагает различные стилистические приемы. Разная направленность, различная насыщенность чувств писателя, неповторимое своеобразие его дарования и жизненный опыт предопределяют выбор средств художественной выразительности. В лирической прозе важно и то, насколько ярко и эмоционально умеет передать художник свои мысли и чувства читателю, насколько глубоко он сумеет проникнуть в души своих современников.

Мы попытаемся проанализировать основные приемы «лиризации» художественного повествования писателями, творчество которых, на наш взгляд, наиболее полно отражает процесс становления лирической прозы в чувашской литературе второй половины XX в., это произведения Ю. Скворцова, В. Садая, А. Артемьева и В. Игнатьева.

Так, для лиризма Ю. Скворцова характерна необыкновенная слитность его героя с миром природы. Писатель видит в ее проявлениях что-то родственное человеку, иногда персонаж предстает в пейзаже как неотъемлемая его часть. В рассказе «Вася-певец» автор в самом начале повествования описывает предрассветную картину деревенского пруда: «еще не взошло солнце», «туман не уместился в овраге, сизым дымом потек по улицам деревни», «пруд, остывший за ночь, притих и светлым глазом смотрел в небо», «лягушки высовывали похожие на поплавки головы», «плескались, чертя круги, караси». И тут же наряду с ними «сидел плечистый русоволосый парень. и следил за своими удочками» [4, с. 288]. Скворцов вводит своего героя в произведение, нисколько не нарушая общего хода повествования, и делает это настолько органично, будто этот парень ничем не отличается от тех же лягушек и карасей и совершенно естественно дополняет утренний пейзаж. Причем писатель ис-

пользует очень яркие и красочные эпитеты, метафоры и олицетворения, которые очень легко позволяют представить описываемую им картину.

Природа в произведениях Ю. Скворцова нередко предстает и в качестве молчаливого собеседника, которому герой доверяет самые сокровенные свои тайны. В повести «Березка Угах» героиня очень часто отправляется в лес, чтобы поговорить с «лесом-отцом». Для нее, так же, как и для автора, лес -существо живое, которое все видит и все понимает. У него также может меняться настроение, он может выражать и свое недовольство, как в эпизоде, где Угахви, чуя близкую смерть, пришла попрощаться с лесом. Вдруг поднимается в лесу «сердитый» ветер, «вершины вязов, лип, дубов, яростно загудели, словно охваченные огнем». Оказывается, это лес-отец сердится на Угахви за то, что она без борьбы сдается болезни. В рассказе «Вася-певец» автор подчеркивает значение природного мира для своего героя: «Для юноши, сидевшего, пригорюнившись, здесь, на берегу родной реки, - это не случайно вырванные картинки природы - награда тихих минут одиночества. Это полное единение с окружающим. В ней, природе, растворяется все его существо, в ней он черпает свои силы, благодаря ей растет душа, ширится сердце, рождаются песни.» [4, с. 299].

Пейзаж может служить и отражением мыслей и чувств героев. Так, природа в повести «Березка Угах», узнав о победе наших войск в Великой Отечественной войне, «отзывается на человеческую радость», «даже птицы славят Победу заодно с людьми» [4, с. 47].

Природа в произведениях Ю. Скворцова наделена и определенными звуками; писатель стремится полностью воссоздать картину окружающего мира со всеми присущими ей особенностями. Немаловажную роль в этом деле он отводит звуковой стороне. Читатель не только может представить определенный пейзаж, но и услышать различные звуки. Так, например, создавая образ леса, Скворцов дополняет живыми звуками: где-то неожиданно ухнет сова - «Те-в-в-в-ик!», или запоет соловей - «Чарн-чарн-чарн-чарн!.. Чеп-чеп-чеп!.. Чудно-то, чудно-то!..»... Наряду со звуками «естественными», Скворцов воспроизводит и звуки, создаваемые человеком с помощью каких-либо предметов: падение чего-либо автор сопровождает звуком, похожим на «Тюнт!», косьба - «хаш-тык, хаш-тык!», во время выгона скота отовсюду раздается «хас-хас!». Все эти своеобразные междометия и звукоподражания придают произведениям Ю. Скворцова эмоциональную насыщенность, осязаемость и «эффект присутствия» читателя в перипетиях сюжета. Таким образом, создается впечатление, что природа в произведениях Ю. Скворцова живет своей «полной жизнью» [5, с. 226].

Стоит отметить, что пейзаж вообще имеет большое значение при построении лирического повествования. В произведениях В. Садая, А. Артемьева, В. Игнатьева описания окружающей среды, в отличие от прозы Ю. Скворцова призваны в большей степени отражать внутренний мир героя, либо картины природы наводят персонажей на размышления и воспоминания. Как, например, в рассказе В. Садая «Запах тумана», когда герой при встрече с родными краями начинает вспоминать о былой юности.

Для произведений писателей-лириков характерны многочисленные вопросы, обращенные как к самому повествователю, так и к читателям. Сомнения и утверждения, вопрос и ответ - все передается через вопросительные предложения. «Разве можно отнимать у ребенка мать?! Недаром говорят, что ребенок без отца - полсироты, а без матери - круглый сирота. Но как устроить дальнейшую жизнь Валерика?» [1, с. 117]. «Кто-то на склоне холма рвал

белые ромашки. Гадал: «Любит - не любит?» Почему теперь цветок с оборванными лепестками лежит в пыли? Любит? Наверно, любит. Как же иначе? Для чего было столько пережито? Вернется ли Коля? Вернется ли любимый, долгожданный?.. Неужели не заслужила она, чтобы познать счастье с тем, кого так верно любила и преданно ждала?..» [4, с.181]. «Через два дня!.. Что же будет потом?!» Эта мысль не давала мне покоя. «Неужели я не поборю свою проклятую робость и уеду, не сказав Лиде, что люблю ее?..» [2, с.104].

Переживания лирического героя в произведениях писателей нередко раскрываются через описание его поведения, через его отношение к различным проявлениям действительности, через определенные детали, на которые особенно обращает внимание герой. Очень часто прозаики изображают главных героев в моменты важных жизненных решений, в момент выбора определенного жизненного пути. Многие писатели по этой причине выбирают молодых людей в качестве основных персонажей. Ю. Скворцов, А. Артемьев и В. Игнатьев обращаются к изображению жизни юношей и девушек в важные для них периоды. Так, главная героиня повести А. Артемьева - студентка Са-ламби - выбирает свой жизненный путь, ориентируясь при этом на законы нравственности; Вася-певец - герой одноименного рассказа Ю. Скворцова -впервые познает большое чувство любви, которое заставляет его очень быстро повзрослеть. Или персонаж В. Игнатьева в рассказе «Танец маленьких лебедей» от первого лица повествует о том, как, благодаря встрече с замечательной девушкой Лидой, он находит свое жизненное призвание. «Бушует ли Волга, шелестит ли ветерок вершинами придорожных ив, плывут ли в утреннем небе белые облака - все это отдается в моей душе музыкой, ставшей второй моей жизнью. Не какие-нибудь случайные обстоятельства, а именно любовь к музыке привела меня потом из института в музыкальное училище, а потом сюда, в консерваторию. И этим я обязан ей, девушке из лесного домика, научившей меня впервые исполнять "Танец маленьких лебедей".» [2, с. 165].

В этих произведениях мир показан глазами подростка, для которого все в жизни предстает новым и еще неизведанным. Писатели по-новому открывают нам, читателям, всю сложность и невероятную красоту окружающего мира. В повести Артемьева «Саламби» атмосфера деревни представлена не просто как фон для разворачивания сюжета, а еще и как нравственная жизнь людей. Любовь к доброму слову, к песне, постоянные трудовые заботы - подобная атмосфера окружает героиню в пору ее становления. Таким образом, в девушке постепенно вызревает чувство долга и ответственности перед близкими, перед родиной. Вместе с тем Саламби начинает по-новому осмысливать окружающий мир и свое место в нем: «В жизни далеко не все так, как в театре. В ином спектакле за три-четыре часа перед тобой пройдут такие события! Что ни минута - то актеры радуются или плачут, любят или ненавидят, восхищаются или проклинают, спасают или убивают. Видишь целую человеческую жизнь. Да не одну! Но настоящая жизнь человека длится не три-четыре часа. И случается так, что проходят дни, недели, месяцы, а то и годы, и человек никого не проклинает и не любит, не спасает и ненавидит. Но приходят порой нежданные горести и радости. Приходят не так быстро, как на сцене. И похожи они на тучу, плывущую из-за горизонта к жаждущей ниве, несущую ей то ли желанный дождь, то ли непрошенный град.» [1, с. 80].

Несколько отличаются от вышеперечисленных произведений рассказы В. Садая. Мы уже отмечали его стремление к изображению личных, интимных переживаний лирического героя. Его творчество отличается наибольшей субъективностью. Рассказы писателя представляют собой своеобразное со-

единение воедино лирических записей, содержащих впечатления от встреч с самыми разными людьми, наблюдения над окружающим. Нередко в маленькой миниатюре предстает человеческая судьба, а вместе с ней и какая-нибудь острая проблема. Высказанную мысль подтверждает рассказ В. Са-дая «Бедняга», где через изображение жизни двух совершенно разных людей, писатель затрагивает серьезную проблему смысла человеческого бытия.

В. Садай сталкивает героя с его полным антиподом, Молодцовым, который дан через восприятие Старцева. Молодцов предстает в образе простого плотника, живущего с многодетной семьей в простой и тесной избушке. Алексей Васильевич, оказавшись в кругу семьи Молодцова, воочию убедился, как трудно живется его сослуживцу. Но вместе с тем Старцев почувствовал необыкновенную атмосферу, царящую в этом доме - атмосферу любви и тепла. Ему становится от этого ощущения как-то неловко, в его холодной квартире он никогда не чувствовал себя так, как чувствует себя Молодцов в своем доме. С этого момента в душе Старцева закрадываются сомнения в правильности и благополучности его жизни. Он не понимает, почему Молодцов в любое свободное время стремится к своей семье. Алексей искренне жалеет своего товарища, но оказалось, что Молодцов вовсе не нуждается в жалости, он вполне считает себя счастливым человеком. Наоборот, Молодцов, проявляет сочувствие своему начальнику в том, что он вынужден долгое время находиться далеко от семьи. Старцев вдруг понимает, что никакой семьи у него нет, а значит, и нет смысла жизни. Счастье человека, по мысли автора, заключается не в бытовом комфорте и не в престижной профессии, а в том, чтобы каждый день человек чувствовал себя любимым и необходимым в кругу близких ему людей. Необычайной грустью наполнен финал этого рассказа, когда читатель понимает, что настоящим беднягой оказался вовсе не Молодцов, а Алексей Васильевич Старцев. «Вот сейчас он, этот оборванный, щуплый человек, шагает по полю, торопится в свою двухоконную избенку. Там ждут его, кинутся ему навстречу. Он, плотник Молодцов, пожелал своему начальнику того, что для него самого было бы невозможно - спокойно провести ночь вдали от тех, кого любишь и для кого живешь на свете» [3, с. 214].

Миниатюры В. Садая предельно сжаты и лаконичны. Его лирическая проза отражает всю многогранность восприятия окружающего мира, но противоречия действительности, сложные жизненные процессы воплощаются в ней как через столкновение различных характеров, так и предстают, как отклик сердца на те или иные явления действительности.

Нередко в лирическом произведении может нарушаться естественный хронологический порядок событий. Сюжет может дробиться на определенные эпизоды, представленные в «неправильном» порядке. Такая дробность сюжета наиболее характерна для дальнейшего творчества Ю. Скворцова. Так, повесть «Красный мак» полностью построена на перемежении эпизодов, предваряющих ход основного сюжета.

Лирическая проза писателей нередко перерастает в некоторых произведениях в стихотворную форму. Эти стихи, вкрапленные в прозу, играют различную роль. Они органично слиты с поэтическим строем прозы, ее образной системой и эмоциональной направленностью. Часто стихи в прозе призваны к выражению различных переживаний героя, к передаче мыслей персонажа, волнующих его в тот или иной момент в ходе сюжета. Нередко в стихотворной форме представлены чувашские народные песни, либо стихи, созвучные душевному складу героя, перекликающиеся с его настроениями. Часто автор приводит лишь некоторые строчки из песен, но затем, более развернуто да-

ются впечатления, вызванные ими. Так, например, в рассказе Ю. Скворцова «Вася-певец» Эльвира, услышав песню в исполнении Васи, совершенно по-новому начинает воспринимать этого человека. Песня заставляет девушку взглянуть на многие привычные вещи с иной позиции.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что богатство стилистических приемов своеобразно используется и обновляется в творчестве вышеупомянутых прозаиков. Каждое произведение представляет собой индивидуальное, неповторимое сочетание художественных приемов лирического воспроизведения окружающего мира, в каждом из них по-своему воплощены возможности лирического стиля. Пожалуй, главная черта, объединяющая творчество названных писателей-прозаиков, это наличие у них схожего лирического героя, который остро чувствует красоту мира и тонко реагирует на ее проявления.

Литература

1. Артемьев А.С. Саламби: повесть / А.С. Артемьев. М.: Сов. Россия, 1960. 132 с.

2. Игнатьев В.Г. Будем счастливы: сб. рассказов / В.Г. Игнатьев. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1984. 336 с.

3. Садай В.Л. Запах тумана: сб. рассказов / В.Л. Садай. М.: Сов. писатель, 1969. 215 с.

4. Скворцов Ю.И. И все стало иным: повести и рассказы / Ю.И. Скворцов. М.: Современник, 1985. 318 с.

5. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. 4-е изд. М.: Высш. шк., 2005.

405 с.

6. Чичерин А.В. Идеи и стиль / А.В. Чичерин. М.: Сов. писатель, 1968. 374 с.

ПАВЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1981 г. Окончила Чувашский государственный университет. Ассистентка кафедры русской литературы Чувашского университета. Область научных интересов - лирическая проза в чувашской литературе второй половины XX в. Автор 3 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.