Научная статья на тему 'Некоторые современные тенденции развития организационной диагностики предприятий'

Некоторые современные тенденции развития организационной диагностики предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДИАГНОСТИКА / МОНИТОРИНГ / ИНДИКА-ТОРЫ КРИЗИСА / СИГНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / CURRENT STATE OF AN ENTERPRISE / DIAGNOSTICS / MONITORING / INDICATORS OF A CRISIS / SIGNAL APPROACH / EARLY WARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баринов Юрий Григорьевич

Рассматриваются современные тенденции развития диагностики экономиче-ского состояния предприятия. Главное внимание уделено методологии диагности-рования «по слабым сигналам», формированию набора индикаторов состояния. Рас-смотрены некоторые вопросы создания систем раннего предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN MODERN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL DIAGNOSTICS OF AN ENTERPRISE

Modern tendencies of the development of economic diagnostics of an enterprise are considered. The focus is on the methodology of diagnostics “on weak signals”, forming of indicators the current state. Certain aspects of early warning system are investigated.

Текст научной работы на тему «Некоторые современные тенденции развития организационной диагностики предприятий»

УДК 338.12

Ю. Г. Баринов

НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассматриваются современные тенденции развития диагностики экономического состояния предприятия. Главное внимание уделено методологии диагностирования «по слабым сигналам», формированию набора индикаторов состояния. Рассмотрены некоторые вопросы создания систем раннего предупреждения.

Ключевые слова: состояние предприятия, диагностика, мониторинг, индикаторы кризиса, сигнальный подход, система раннего предупреждения.

1. Принципы диагностики состояния предприятия

Вопросам диагностики состояния предприятия в последнее время уделяется достаточно много внимания различных авторов [2, 4, 6, 7, 9]. Проблемы диагностики исследовалась активно и с различных точек зрения, различающихся по проблематике и методологии. Установились некоторые основные понятия диагностики. Дано несколько определений диагностики как оценки экономического состояния предприятия. Рассмотрены различные виды диагностики.

Под экономическим состоянием предприятия понимается «явление, определяемое совокупностью значений показателей, составляющих признаковое пространство, сложившихся в конкретных условиях места и времени, при определенном комплексе условий. Под комплексом условий понимаются объективные условия внутренней и внешней среды предприятия, определяющие вариацию (изменчивость) значений показателей при повторных наблюдениях» [6].

Оценка экономического состояния предприятия (диагностика) рассматривается как процесс анализа определенной системы показателей деятельности предприятия, сложившихся под воздействием внутренних факторов и факторов внешней среды, целью которого является описание состояния объекта исследования как уникального сочетания признаков (симптомов), отнесение объекта к определенному классу состояний. По существу, под диагностикой подразумевается решение задачи классификации предприятий, критерием которой является способность предприятия противостоять негативным процессам в экономике. Таким образом, сущность диагностики заключается в оценке состояния системы, возможных патологических изменений в ней и установлении диагноза.

Диагностику рассматривают с разных позиций. Наиболее часто рассматривают ее как элемент регулярного менеджмента и как элемент антикризисного управления [4, 6, 7, 9]. Диагностика включает процесс сбора и анализа информации об организации, целях ее деятельности и развития, организационной структуре, стиле руководства, индивидуальных и групповых нормах поведения, ценностях, установках, взаимоотношениях и взаимодействии ее сотрудников и подразделений, а также определения первопричин выявленных фактов. Таким образом, диагностика предполагает комплексное обследование организации с целью выявления и оценки проблем, мешающих развитию организации. К таким проблемам относятся: противоречия в управленческой структуре, проблемы «горизонтальных» коммуникаций,

противоречия в отношениях с внешней средой, различные препятствия в достижении поставленных целей, межличностные конфликты, неопределенности в целях, связях, нормативах.

Неблагоприятным явлением в деятельности предприятия является любая проблемная ситуация, которая вызвана как внешними факторами (макроэкономическими, отраслевыми, социально-политическими и др.), так и факторами внутри предприятия (производственными, финансово-экономическими, управленческими, трудовыми), и прямо угрожает существованию конкретного предприятия.

Выделяют два основных подхода к диагностированию (распознаванию) состояния предприятия: 1) статический вариант, или так называемая «моментная диагностика» [5]; 2) динамический вариант — мониторинг состояния объекта диагностирования. Мониторинг предполагает регулярное слежение за группами диагностических признаков, в то время как моментная диагностика основана на одноразовой фиксации диагностических признаков и их системном анализе. В основе метода лежит сравнительный анализ — сопоставление признаков успешных и кризисных предприятий с аналогичными признаками диагностируемого предприятия.

Основные этапы диагностики кризиса по указанной методике следующие:

1. Формирование признакового пространства, в которое включается определенное количество признаков, характеризующих специфику деятельности предприятия. Набор признаков должен быть как можно более полным, и они должны отражать реальное состояние деятельности компании. Трудность диагностирования заключается в том, чтобы подобрать такой набор показателей, которые были бы: а) достоверны; б) специфичны (т. е. отражали специфику деятельности предприятия); в) детальны; г) сопоставимы (в первую очередь по времени); д) имели широкий охват (по всем направлениям деятельности предприятия); е) не повторяли бы друг друга. В то же время, набор диагностических признаков не должен быть слишком большим, т. к. это может значительно усложнить вычисления, увеличит время диагностики, приведет к ошибкам.

2. Наблюдение за состоянием диагностических признаков (их изменением во времени) и сбор информации о состоянии аналогичных признаков у конкурирующих предприятий в классах успешных и кризисных.

3. Создание эталонных описаний кризисных и успешных предприятий.

4. Принятие решения о состоянии предприятия путем сопоставления его признаков с эталонными описаниями.

Проведение сравнительной диагностики основывается не только на анализе в рамках указанных шагов, но также и на детальном анализе внешней среды, в которой функционирует предприятие. Чаще всего факторы внешней среды оказывают косвенное воздействие на состояние предприятия. Однако их воздействие может иметь и решающее значение, например, увеличение, и значительное, налога на прибыль и имущество предприятия или дефолт (обесценивание национальной валюты).

Целью моментной организационной диагностики в регулярном менеджменте является помощь руководству организации в понимании текущих проблем организации, причин их возникновения, оценке вероятности возможных негативных сценариев развития организации, выявлении потенциальных источников роста, а также предложении рекомендаций по способам изменения сложившейся ситуации. Мо-ментная диагностика позволяет получить ответы на вопросы, какова глубина кризиса, в чем причина возникновения кризисной ситуации и какими возможностями

обладает предприятие по ее разрешению. Однако, моментная диагностика имеет практическую значимость в течение очень короткого промежутка времени, поскольку кризисные явления нарастают, как правило, быстро. Поэтому, особое внимание надо обратить на анализ признаков во времени. Предприятия должны осуществлять мониторинг, т. е. регулярное слежение за признаками, характеризующими состояние предприятия в течение долгого периода времени. Мониторинг осуществляется путем сканирования признакового пространства. Сканирование как процесс представляет собой систематическое повторение моментной диагностики. Сканирование позволяет отделить полезные сигналы от так называемых «фоновых шумов».

В заключение отметим, что «диагностика как способ распознавания состояния социально-экономической системы посредством реализации комплекса исследовательских процедур и выявления в них слабых звеньев и узких мест относится к методам косвенных измерений. Элементы социально-экономических систем, свойства которых подлежат определению, обычно недоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэтому следует измерять не их параметры, а параметры процессов, порождаемых элементами этих систем и доступных для измерений [7]. Отметим, что такая же ситуация в еще большей степени имеет место в технической, например, вибрационной диагностике.

2. Диагностика по слабым сигналам

Сущность данного метода диагностики заключается в том, чтобы вовремя определить слабые сигналы — ранние и неточные признаки наступления кризисных ситуаций — и своевременно отреагировать на них. Необходимость диагностики по слабым сигналам особенно важна в стратегическом управлении, контроллинге, антикризисном управлении, управлении изменениями и возникает в ситуации, когда среда предприятия является турбулентной. В таких ситуациях успешное управление организацией зависит от наиболее ранней диагностики угроз.

Организационное управление предусматривает сочетание стратегического и тактического подходов. Тактические решения принимаются, как правило, на основе полной и достоверной информации о возникшей проблемной ситуации, на основе так называемых «сильных сигналов». Сильными являются сигналы, когда содержащаяся в них информация настолько очевидна и конкретна, что предприятие в состоянии дать оценку значимости событий и принять соответствующие меры. Сильные сигналы позволяют оценить последствия как от возникшей ситуации, так и от намеченных мер.

Недостатком такого управления является то, что времени для перестройки деятельности компании с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо его вообще не остается. Поэтому тактический подход к управлению предусматривает реализацию чрезвычайных мер в краткосрочном периоде, направленных на быстрый вывод предприятия из кризисной ситуации. Эти меры могут быть:

- защитными (защитная тактика): сокращение расходов, объемов производства и сбыта, закрытие нерентабельных подразделений, ликвидация убыточных видов деятельности;

- наступательными (наступательная тактика): максимальное использование внутренних резервов, коренная модернизация производства, совершенствование структуры управления, агрессивная рекламная компания и пр. Тактика управления в этом случае является элементом стратегии и применяется тогда, когда кризисная ситуация уже проявилась.

Трудности предсказания изменений во внешней среде привели к возникновению в рамках стратегического, антикризисного управления и управления изменениями концепции управления по так называемым «слабым сигналам» И. Ансоффа [1]. Идеология такого управления основывается на предположении о том, что любые неблагоприятные явления или перспектива роста возможностей возникают не внезапно, а проявляются вначале появлением сигналов-предвестников, или «слабых сигналов», по терминологии И. Ансоффа. В условиях нестабильности сведения о возникающей угрозе растут постепенно: сначала появляются первые признаки изменений во внешней среде, затем определяется возможный источник этих изменений, и угроза конкретизируется. В дальнейшем становится возможным определить меры противодействия возникшей угрозе. Любая организационная система в процессе своего функционирования индуцирует свое информационное поле, которое включает в себя как релевантную информацию, так и шумы. В начальной стадии предкризисной ситуации релевантная информация представляет собой слабые сигналы, ранние индикаторы некоторых значимых в будущем событий, которые могут быть зафиксированы подсистемой мониторинга.

Слабые сигналы — это еще недостаточно точные и определенные признаки проблем или открывающихся возможностей. Обычно они появляются загодя и оставляют достаточно времени для подготовки и осуществления активных действий. Постепенно слабые сигналы могут трансформироваться в сильные, по которым можно принимать точные адресные решения, если не будет слишком поздно (при высокой нестабильности внешней среды предприятие может упустить время для адекватных действий). В связи с этим, решения необходимо готовить еще тогда, когда поступают слабые сигналы, и, не ожидая полной информации, ставить стратегические задачи, обеспечивать их необходимыми ресурсами, определять и предпринимать последовательные шаги по их реализации, например, укреплять стратегические позиции и неуязвимость организации, повышать ее гибкость.

И. Ансофф предложил свою классификацию слабых сигналов. Особенно важными представляются три типа «уровней осведомленности» о внешней среде [1]:

- появление слабого сигнала — это когда руководители практически на уровне интуиции чувствуют, что на рынке должно что-то произойти, но не представляют пока сам источник опасности (или новой возможности) для бизнеса; слабый сигнал еще сравним с уровнем «шума» и может оказаться ложной тревогой;

- увеличение силы сигнала — причина возможных изменений на рынке (появление новых технологий, новых потребностей или ценностей у потребителей и т. п.) становится очевидной, но сами изменения еще не произошли, явления еще нет; величина сигнала уже значительно превышает «шумовой порог»;

- восприятие сигнала — явление уже есть, конкретная возможность/опасность для бизнеса установлена; величина сигнала достаточна, чтобы рассеять последние сомнения в грядущих переменах, появляется возможность просчитать величину необходимых капиталовложений и возможных доходов при адекватной реакции фирмы на новые изменения на рынке.

По мере увеличения силы сигналов особенно важными представляются следующие три последовательных шага (для лучшего запоминания им дали простые названия) [5]:

- «ушки на макушке» — активизация сбора информации о рынке и анализа такой информации при первом появлении слабых сигналов;

- «разминка» — подготовка фирмы к действиям на случай подтверждения информации о новых возможностях/опасностях на рынке при увеличении силы сигналов;

- «рывок» — энергичные практические действия по использованию реальных и уже очевидных всем изменений в рыночной ситуации в обгон конкурентов, которые из-за того, что для них новые рыночные изменения явились полной неожиданностью, стоят в нерешительности «на старте».

Источником слабых сигналов могут выступать изменения не только во внешней среде (технологические, демографические и др.), но и внутри самой фирмы, например, изменения в представлениях ее персонала. В первую очередь в качестве слабых сигналов выступают данные о замедлении и прекращении роста производственной деятельности. Отметим, что в технической диагностике практически все сигналы являются слабыми.

Сильные и слабые сигналы являются двумя крайними точками осведомленности, отражающей полноту и достоверность информации об определенной проблеме.

3. Система раннего предупреждения (СРП)

Как сказано выше, чтобы своевременно реагировать на сигналы, поступающие как извне, так и из внутренней среды, должно быть организовано наблюдение за большим количеством параметров, характеризующих функционирование предприятия. Контроль за параметрами внешней и внутренней среды предприятия осуществляется подсистемой мониторинга — непрерывного систематического наблюдения, сбора и анализа собранной информации. Вопросы разработки мониторинговых систем рассмотрены в ряде работ (например, [3]). Мониторинг фиксирует сильные и слабые сигналы, поступающие из внутренней и внешней сред, после чего служба (система) диагностики разрабатывает предложения о необходимой и возможной реакции на него.

Выбор метода реакции зависит от скорости развития конкретной ситуации во внешней среде и от имеющейся информации — уровня осведомленности предприятия. В целом можно выделить пять уровней осведомленности [1]:

1. Можно быть уверенным только в том, что во внешней среде произошли какие-то изменения, но они еще четко не определены.

2. Источники изменений и их направленность становятся яснее.

3. Масштабы, область и характер изменений принимают конкретные очертания.

4. Намечаются пути решения проблемы, хотя последствия принятия того или иного решения еще не ясны.

5. Результаты принимаемых решений по устранению опасности можно предсказать, и они становятся определенными.

С целью своевременной идентификации факторов, которые сигнализируют о направлениях развития предприятия, его внутренних и внешних параметрах деятельности на нем целесообразно внедрить систему раннего предупреждения (СРП). Система раннего предупреждения — это информационная система, которая информирует руководство предприятия о потенциальных угрозах и рисках предприятия, а также о необходимых дополнительных мероприятиях, направленных на повышение эффективности деятельности.

Согласно современным подходам, СРП должна логично вписываться в систему планирования и контроля предприятия. Основные принципы СРП описаны в фундаментальном труде Д. Хана [10]. СРП обнаруживает и анализирует информацию о скрытых обстоятельствах, наступление которых может привести к возникновению угрозы для предприятия или к потере потенциальных шансов. Поэтому в СРП должен быть реализован механизм обработки слабых сигналов для извлечения из сигналов полезной информации: определения их генезиса и морфологии, изучения закономерностей развития в сильные сигналы или затухания. Первоочередной задачей системы раннего предупреждения является своевременное выявление признаков кризиса на предприятии. С другой стороны, с помощью этой системы выявляются дополнительные шансы для субъекта хозяйствования.

Организация системы раннего предупреждения осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1) формирование информационных каналов — это этап, который обеспечивает информационную связь между системой и ее пользователями — руководителями всех уровней;

2) определение сфер наблюдения — на этом этапе определяются объекты внутренней и внешней диагностики, анализируется ситуация на рынке, макроэкономическая ситуация и условия деятельности предприятия;

3) формирование конкретных аналитических заданий (такие задания включают оценку вероятности финансового кризиса на основе использования, например, дис-криминантных моделей, SWОT-анализа и других);

4) выбор индикаторов раннего предупреждения, которые могут указывать на развитие того или иного негативного процесса, своевременно предоставлять информацию возможных угрозах;

5) расчет плановых и предельных значений индикаторов, а также безопасных интервалов их изменений. Значения индикаторов рассчитываются на основе применения эконометрических методов обработки данных или в результате экспертного оценивания;

6) обобщение полученных аналитических выводов и подготовка предложений и рекомендаций о развитии сильных сторон и нейтрализация слабых, что является основой разработки управленских решений.

4. Индикаторы СРП

Самой сложной задачей, которую следует решить в процессе создания системы раннего предупреждения, является подбор индикаторов раннего предупреждения и определение критериев их интерпретации. Среди индикаторов раннего предупреждения выделяют внешние и внутренние индикаторы.

К внешним относят общеэкономические, которые дают возможность выявить изменения в тенденциях развития конъюнктуры экономики в целом, а также рыночные, обладающие возможностью анализировать тенденции рынков, на которых осуществляет свою деятельность предприятие и технологические, способные предоставлять информацию о появлении на рынке новых продуктов или методов, обеспечивающих развитие предприятия и другие. Внутренние индикаторы СРП исследуют по таким сферам наблюдения, как производственные программы предприятия, финансовое состояние, основные средства, персонал, организационная культура. Это система показателей, которые рассчитываются на базе внутреннего (управленческого) учета и отчетности.

Соответственно, различают две подсистемы СРП:

1) система, ориентированная на внутренние параметры деятельности предприятия, или внутриориентированная подсистема СРП, направлена на идентификацию рисков и шансов, которые скрываются внутри предприятия;

2) система, ориентированная на внешнюю среду, целью которой является своевременное прогнозирование внешних угроз и идентификация внешних рисков, источником которых могут быть контрагенты, государство, конкуренты и т. д. В ней выделяют следующие блоки индикаторов:

- общеэкономические — индикаторы, которые позволяют своевременно выявить изменения в тенденциях развития конъюнктуры экономики в целом;

- рыночные индикаторы — дают возможность выявить тенденции на рынках, на которых осуществляет свою деятельность предприятие;

- технологические индикаторы — дают информацию относительно появления на рынке новых продуктов, методов, процессов и т. д.;

- социальные индикаторы — демографическая ситуация в стране, стоимость рабочей силы, уровень минимальной заработной платы и т. д.;

- политические индикаторы — которые имеют политическую природу и влияют на деятельность предприятий, например, тенденции в экономическом законодательстве.

5. Сигнальный подход

Главной подсистемой СРП является подсистема распознавания состояния предприятия по комплексу описанных выше индикаторов. Подходы, используемые при распознавании СРП кризисных ситуаций, можно разделить на три группы [8]:

1. Качественный анализ. Данный подход предполагает сопоставление динамики фундаментальных экономических показателей в период перед финансовым кризисом и в нормальном состоянии.

2. Эконометрическое моделирование. При таком подходе оценивается регрессионная модель, отражающая зависимость вероятности кризиса от ряда индикаторов.

3. Непараметрические оценки. В рамках указанного подхода можно выделить два основных направления: построение граничных значений индикаторов — предвестников финансового кризиса на основе различных критериев, а также разработку сводных индексов финансовой стабильности.

Наиболее популярным методом является «сигнальный» подход. Данный подход относится к группе непараметрических методов и обладает рядом преимуществ. В его основе лежит гипотеза, что накануне кризиса экономика ведет себя аномальным образом. Это аномальное поведение систематически повторяется и проявляется в широком спектре экономических и финансовых показателей.

Согласно этому методу, основанному на мониторинге определенных экономических переменных, предполагается, что существует и может быть отобран ряд объясняющих переменных, которые «сигнализируют» о наступлении кризиса, когда их значения превосходят критический уровень. Качественным сигналом считается тот сигнал, после которого последовал кризис в течение заданного временного горизонта. В противном случае, сигнал считается «белым» или «фоновым шумом». Выбор критического значения базируется на принципе минимизации «белого шума». Величина «белого шума» рассчитывается исходя из того, что возможно наличие ошибок двух типов: ошибка первого рода (а) имеет место, если кризис произошел, а объ-

ясняющая переменная не превзошла критического значения; обратная ситуация характеризуется ошибкой второго рода (Р): объясняющая переменная подала сигнал о наступлении кризиса, а он не произошел. Оптимальный уровень критического значения подбирается таким образом, чтобы минимизировать отношение «белого шума» к качественным сигналам, то есть путем достижения оптимального соотношения между ошибками первого и второго родов:

со = в{ \ -а) .

Идея сигнального подхода состоит в том, чтобы протестировать нулевую гипотезу о том, что экономика находится в нормальном состоянии, против альтернативной гипотезы о том, что в течение ближайших 3-6 месяцев возможно возникновение нестабильности. Как и при тестировании любой статистической гипотезы, необходимо выбрать границу (критическое значение), которая разделяет распределение индикатора на две зоны. Если значение индикатора попадает в критическую зону, то есть выходит за пороговое значение, то считаем, что данный индикатор посылает сигнал. Если индикатор посылает большое количество «хороших» сигналов (то есть отличается высокой работоспособностью), то можно ожидать, что вероятность наступления нестабильности при условии подачи сигнала P (C|S) (условная вероятность) будет больше, чем безусловная вероятность P (C) .

Разработка системы раннего предупреждения на основе сигнального подхода включает следующие этапы:

- выбор переменной, отражающей возможность реализации того или иного типа кризиса;

- периодизация наступления кризисных эпизодов с помощью выбранной переменной;

- отбор полного набора частных индикаторов, которые содержательно могли бы объяснять динамику выбранной переменной;

- установление индивидуальных пороговых значений для каждого частного индикатора с учетом экспертно заданной длины «сигнального окна»;

- корректировка длины «сигнального окна» c целью минимизации отношения числа «плохих» сигналов к числу «хороших»;

- отсев тех частных индикаторов, которые подают существенно больше «плохих» сигналов;

- расчет для каждого из отобранных частных индикаторов его индивидуального веса в сводном опережающем индикаторе;

- расчет сводного опережающего индикатора;

- оценка вероятности наступления кризиса с помощью построенного сводного (композитного) индикатора.

Сигнальный подход является достаточно универсальным средством для прогнозирования возникновения проблем и кризисов в различных сферах экономической деятельности и практически не зависит от субъективных оценок аналитиков.

Таким образом, диагностика состояния предприятия — достаточно «молодое», успешно развивающееся научное направление. Практически сформирована терминология, классификация и сферы применения методов статической диагностики и динамического варианта — мониторинга. Получен ряд важных результатов.

Рассмотрены вопросы ранней диагностики по слабым сигналам, их сравнения с методами технической диагностики, выявления индикаторов состояния предпри-

ятия и их распознавания, а также вопросы методологии разработки систем раннего предупреждения.

Наименее разработанной является такая область, как диагностика по слабым сигналам, которая имеет наибольшую практическую ценность, поскольку именно слабые сигналы являются предвестниками возникающих проблем предприятия на самой ранней стадии их появления.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. / Под науч. ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 307 с.

2. Баринов Ю. Г. Диагностика организационных систем. Труды Псковского политехнического института, № 14.2. Псков, 2011.

3. Баринов Ю. Г. Организационный мониторинг: концепт, генезис, инструментарий. Труды Псковского политехнического института, № 15.2. Псков, 2011. С.137-142.

4. Григан А. М. Управленческая диагностика; теория и практика. Монография. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009, 316 с.

5. Зубкова А. В. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / Саратовский госуд. социально-экономический университет. Саратов, 2010. 176 с

6. Пчелинцев В. А. Диагностика экономического состояния в условиях инновационной экономики и ее роль в системе стратегического управления хозяйствующими субъектами. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Вып. № 3-3 /2013, С. 207-214.

7. Трененков Е. М., Дведенидова С. А. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1. С. 3-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Улюкаев А. В., Трунин П. В. Применение сигнального подхода к разработке индикаторов предвестников финансовой нестабильности в РФ. Проблемы прогнозирования .Вып. № 5. 2008. С. 100-108.

9. Фомин Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 349 с.

10. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с немец., Под ред. и с предисл. А. А. Турчака. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.

Об авторе

Баринов Юрий Григорьевич — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

Y G. Barinov

CERTAIN MODERN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL DIAGNOSTICS OF AN ENTERPRISE

Modern tendencies of the development of economic diagnostics of an enterprise are considered. The focus is on the methodology of diagnostics "on weak signals", forming of indicators the current state. Certain aspects of early warning system are investigated.

Вестник Псковского государственного университета

Key words: current state of an enterprise, diagnostics, monitoring, indicators of a crisis, signal approach, early warning system

About the author

Barinov Yurii Grigorievich, Doctor of Engineering Sciences, Professor, Head of the Department of Economics and Management at an Enterprise, Faculty of Management, Pskov State University, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.