Научная статья на тему 'Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка'

Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА / ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / ENGLISH LANGUAGE TEACHING / THE ADVANTAGES OF APPLYING DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING STRATEGIES / THE CONCEPT OF LESSON STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрафикова Альбина Ринатовна, Ещенко Екатерина Юрьевна

В статье рассматривается возможность применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка в средней школе, а также следствия такого применения. Цель работы исследовать влияние применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка на процесс обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрафикова Альбина Ринатовна, Ещенко Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the possibility of using strategies of critical thinking development at the essons of English in secondary school and consequences of such using. The aim of this work is to explore effects of application strategies for critical thinking development at the lessons of English to the educational process.

Текст научной работы на тему «Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УБК 42(07)

ББК 74.268.1

А.Р. Абдрафикова, Е.Ю. Ещенко

НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МыШЛЕНИЯ

на уроках английского языка

В статье рассматривается возможность применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка в средней школе, а также следствия такого применения. Цель работы - исследовать влияние применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка на процесс обучения иностранному языку.

Ключевые слова: концепция организации урока, преимущества применения стратегий развития критического мышления, преподавание английского языка, развитие критического мышления.

A.R. Abdrafikova, E. Yu. Eshchenko

SOME CONSEQUENCES OF APPLYING STRATEGIES FOR CRITICAL THINKING DEVELOPMENT

at the English lessons

The article discusses the possibility of using strategies of critical thinking development at the essons of English in secondary school and consequences of such using. The aim of this work is to explore effects of application strategies for critical thinking development at the lessons of English to the educational process.

Key words: development of critical thinking, English language teaching, the advantages of applying development of critical thinking strategies, the concept of lesson structure.

Готовясь к занятию, каждый педагог задает себе два важных вопроса: «Чему учить?» и «Как этому научить?». Ответ на первый вопрос дан в содержании Федерального образовательного стандарта нового поколения, где прописаны компетенции, на формирование и развитие которых направлен образовательный процесс.

Второй же вопрос всегда остается открытым, и с течением времени альтернатива выбора ответа все шире: современная система образования Российской Федерации активно вовлечена в поиск инновационных методик обучения, в пе-ренятие опыта других стран. В качестве примера может быть приведена апро-

бация сингапурской методики. Однако существуют и другие зарубежные технологии преподавания, являющиеся малоизученными и, возможно, оттого не популярными в России.

Например, технология развития критического мышления, представленная в программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная программа была разработана в 1996 году американскими учеными-педагогами Дж. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл, которые основывали свои исследования на трудах Л. С. Выготского, Ж. Пиаже и Дж. Дьюи [8].

Предметом исследования является влияние, оказываемое на процесс обуче-

Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка

А.Р Абдрафикова, Е.Ю. Ещенко

О

ния применением стратегий развития критического мышления.

Оно (влияние) может быть оценено через рассмотрение строения урока, основанного на применении технологии развития критического мышления, и следствий такого построения.

Программой «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для построения урока предлагается использование концепции «ВОР», названой так по аббревиатуре стадий-компонентов урока: вызов - осмысление - рефлексия.

На каждой из стадий взаимодействие внутри класса организовывается с помощью стратегий. Под стратегией понимается система приемов работы с материалом, используемая учителем и учениками для достижения определенной цели, в определенной последовательности и по определенному плану [4, с. 22].

Так, на стадии вызова используется стратегия вопрошания: «Что вы знаете по этой теме?», «Что вы думаете?», «Что вы хотели бы узнать?». Данная стратегия характерна для традиционной вводной части занятия, во время которой производится построение связи между тем, что уже изучено, и тем, что еще необходимо изучить. При организации урока согласно программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо» целенаправленность данной стадии расширяется до создания мотивации учеников к активности. С помощью вопрошания формируется ожидание учащегося, он самостоятельно определяет для себя пробелы в знаниях, свои интересы и потребности, а в процессе обсуждения ответов расширяет свой кругозор и составляет понятие о мышлении своих сверстников. Помимо уже упомянутой стратегии мо-

гут использоваться и другие: известный «Мозговой штурм», «Вызов по названию» и «Вызов по ключевым словам», когда производится стимулирование процесса вспоминания через построение ассоциаций и выстраивание догадок.

На следующей стадии - «осмысление содержания» - проводится работа с текстом. Под текстом подразумевается не только печатный материал, но и фильмы, записи и т.д. Главная задача учителя здесь - преодолеть монологовость урока и перейти к взаимодействию между преподавателем и учеником. Наиболее известными стратегиями, применяемыми на стадии «Осмысление», являются «Ин-серт» и «З/Х/У».

Стратегия «ИНСЕРТ» (Интерактивная система пометок) реализуется в несколько этапов: актуализация имеющихся знаний, чтение текста с маркировкой: «V» - знаю, «+» - новое, «-» - информация противоречит имеющемуся личному опыту (или содержит противоречие в тексте), «?» - вызывает вопрос, сомнение или несогласие; обсуждение результатов чтения, выверка общего списка идей и составление обобщающей таблицы.

Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал» основана на проведении распределения информации на соответствующие группы по мере работы с ней. Последняя группа «Узнал» должна включать в себя сведения, обладающие высокой ценностью для ученика, краткий итог его усилий на уроке. Группа «Хочу узнать» может быть представлена в виде вопросов к материалу, который был извлечен на стадии «Вызов» и помещен в группу «Знаю». Работа по данной стратегии может быть оформлена в виде таблицы с аналогичными группам графами.

Табл. 1. Форма представления работы по стратегии «Знаю/Хочу знать/Узнал»

Знаю Хочу узнать Узнал

Утверждение Вопрос причины Причина правильности утверждения

Обе стратегии направлены на то, чтобы побудить учащихся к отслеживанию собственного понимания читаемой информации, к сомнению в предостав-

ленных данных и их неосмысленному запоминанию через разделение материала по группам. Помимо названных стратегий, программа «Развитие критического

мышления через чтение и письмо» предлагает и другие. Ценным является то, что данные методы модифицируются под потребности урока и применяемый материал. Вариации использования зависят только от фантазии преподавателя.

Последний этап урока, рефлексия, обозначен переходом полученных знаний в личный опыт ученика. Происходит систематизация знаний. Здесь приветствуется выполнение задания, подверженного оценке, например, написание эссе. Работа может быть организована с помощью стратегии «Двухчастный дневник».

В ее основе лежит прием комментирования текста, проходящий в два этапа: выстраивание предположений о содержании текста и чтение текста с ведением двухчасного дневника по принципу «цитата автора - комментарий к ней». Комментарий может содержать в себе позицию читающего, интерпретацию выписанного, эмоциональную или чувственную характеристику, или возникшие вопросы. Работа оформляется в форме Таблицы 2, представленной ниже. При этом совокупность записей в таблице составляет связанный текст с законченной мыслью.

Табл. 2. Форма представления работы «Двухчастный дневник»

Цитата Комментарий

1. Цитата 1. Комментарий

2. Цитата 2. Комментарий

3. Цитата 3. Комментарий

Описанные приемы были опробованы на уроках английского языка в 8 классе МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района г. Казани. В ходе проведенных исследований были выявлены следующие следствия применения концепции развития критического мышления.

Следствие 1. Повышение мотивации учащихся к активной деятельности на уроке.

Помимо факторов, уже описанных выше, повышению мотивации учеников способствуют свойства информации, предлагаемой к работе.

Выделяется ряд признаков, которым должен соответствовать учебный материал:

• актуальность,

• эмоционально-познавательный характер,

• открыто-проблемный характер [1, с. 36].

Актуальность информации - фактор, повышающий энтузиазм обучающихся, а значит, порождающий их активность.

Эмоционально-познавательный характер информации способствует активизации личного мнения участников процесса обучения, увеличивая заинтересованность в работе.

Проблемный характер поднимаемой темы увеличивает вероятность возникновения нескольких мнений, вследствие избегания однозначной трактовки явления. Открытый характер проблемы означает незавершенность обсуждения и отсутствие единого решения, что является причиной перманентной фиксации происходящего во время дискуссии в памяти, следовательно, закрепления приобретаемых на уроке навыков.

Следствие 2. Приведение образовательного процесса в соответствие общим целям обучения.

Основная цель образовательного процесса - развить мыслительные навыки обучающихся. Поскольку такие навыки полноценно представлены в таксономии Блума, доказательство данного следствия может быть проведено через сопоставление навыков, предлагаемых в таксономии, и навыков, являющихся признаками критического мышления. Последнее, в свою очередь, может быть заключено из определения критического мышления. Поскольку единой и общепризнанной дефиниции не существует, рассмотрим формулировки, предлагаемые зарубежными и отечественными учеными.

Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка

А.Р Абдрафикова, Е.Ю. Ещенко

см

Так, по определению американского психолога, автора пособия «Психология критического мышления», Д. Халперна, критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это тип мышления, к которому обращаются при решении задач, формулировании выводов, осуществлении вероятностного оценивания и принятия решений. Критическое мышление можно назвать направленным мышлением, поскольку оно имеет целью получение желаемого результата [6, с. 512].

По определению же И.О. Загашева и С.И. Заир-Бека, под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [3, с. 75].

«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению

в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» [5].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что умение критически сопровождается следующими признаками:

• самостоятельность и гибкость мышления,

• умение аргументировать свою позицию, подвергать свои и чужие доводы сомнению,

• умение разрабатывать и принимать рационально верные решения, подкрепленные весомыми доводами.

Первые два признака основаны на умении узнавать и понимать, последний -на умении анализировать и сравнивать.

Таким образом, можно заключить, что обладание критическим мышлением равносильно обладанию развитыми мыслительными навыками по таксономии Блума.

Кроме того, согласно сопоставлению, проведенному в таблице 3, применение стратегий развития критического мышления на уроках содействует формированию мыслительных навыков.

Табл. 3. Сопоставление мыслительных навыков и рычагов воздействия

на их формирование

Мыслительные навыки Полагаемые признаки развитости мыслительного навыка Рычаг воздействия стратегий развития критического мышления

Знание Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает Повышение мотивации учеников приводит к увеличению концентрации внимания на изучаемом предмете

Понимание Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Применение Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует Через развитие критического мышления учащихся разрабатываются навыки анализа, синтеза и проведения сравнительной оценки

Анализ Обдумывает, раскрывает. перечисляет, сравнивает

Синтез Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Сравнительная оценка Оценивает, обсуждает

Помимо уже описанных традици- принимать к рассмотрению такие, что онных целей обучения, необходимо считаются приоритетными в рамках го-

сударственной политики в области образования.

В проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы обозначается, что «ведущее значение имеет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и организовывать свою деятельность» [2].

Кроме того, Федеральным государственным стандартом, среди прочих, прописаны следующие прилагательные, характеризующие портрет будущего выпускника: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать [7].

На основе сопоставления перечисленных в представленных выше регламентирующих документах целевых характеристик будущего выпускника и признаков критически мыслящего ума может быть сделан вывод о содействии применения стратегий критического мышления достижению целей обучения. Это, в свою очередь, доказывает существование представленного Следствия 2.

Следствие 3. Применение стратегий развития критического мышления на уроках английского языка содействует достижению целей обучения иностранному языку.

Поскольку основная цель обучения иностранному языку - сформировать и развить коммуникативную компетенцию, доказательство представленного следствия может быть проведено через исследование влияния применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка на развитие коммуникативной компетенции у учащихся.

Результаты должной оценки продемонстрированы на Рисунке 1 в схеме, называемой «Диаграмма Вена»: проведен сопоставительный анализ характерных черт коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и соответствующих особенностей технологии развития критического мышления.

Рис. 1. Сопоставление основных признаков коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и концепции развития критического мышления

Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка

со

А.Р Абдрафикова, Е.Ю. Ещенко

На рисунке 1 каждой из сопоставляемых систем соответствует свой овал. На их пересечении отображены элементы, являющиеся общими для анализируемых систем в разрезе основополагающих признаков. В областях, не являющихся пересечением овалов, размещены элементы, выступающие в качестве индивидуальных относительно анализируемых свойств. Рассмотрены следующие признаки сравниваемых объектов: основополагающие принципы (№ 1), формирующиеся навыки (№ 2), роль педагога в образовательном процессе (№

3), используемый дидактический материал (№4).

Как показано на Рисунке 1, сопоставляемые системы имеют общие элементы по всем признакам. Принимая во внимание то, что коммуникативному подходу свойственны черты, отсутствующие у концепции развития критического

мышления, авторы делают вывод о возможности применения стратегий развития критического мышления в рамках коммуникативного подхода к обучению. В свою очередь это означает, что применение стратегий развития критического мышления на уроках английского языка способствует развитию коммуникативной компетенции у учеников.

Таким образом, рассмотрев следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка, авторы пришли к выводу о положительном влиянии такого приложения на процесс обучения иностранному языку, как результат повышения мотивации учеников к активной деятельности на уроке, содействия применения стратегий критического мышления достижению целей обучения и способствования развитию коммуникативной компетенции у учеников.

Библиографический список

1. Буйских, Т.М. Критическое мышление в преподавании общественных дисциплин [Текст]: методическое пособие для преподавателей вузов / Т.М. Буйских, Н.П. Задорожная. - Бишкек: ОФЦИР, 2003. - 189 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295.

3. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. За-ирбек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

4. Низовская, И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Низовская. - Бишкек: ОФЦИР, 2003. - 148 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сорина, ГВ. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / ГВ. Сорокина // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2003. - № 6. - С. 98-111.

6. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

8. A Brief History of the Idea of Critical Thinking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.criticalthinking.org/pages/a-brief-history-of-the-idea-of-critical-thinking/408

References

1. Buyskikh T.M., Zadorozhnaya N.P. Critical thinking in the teaching of Social Sciences. Bishkek: OFTsIR, 2003. P 189. [in Russian].

2. State program of the Russian Federation “Development of education for 2013-2020”. Approved by the RF Government Resolution No. 295 dated April 15, 2014. [in Russian].

3. Zagashev I.O., Zairbek, S.I. Critical thinking: technology of development. Saint-Petersburg: Alyans «Delta», 2003. P 284. [in Russian].

4. Nizovskaya I.A. Program «Development of critical thinking through reading and writing» dictionary. Bishkek: OFTSIR, 2003. P 148. [in Russian].

5. Sorina, G.V. Critical thinking: history and present. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya, 2003. № 6. P. 98-111. [in Russian]

6. Khalpern, D. The psychology ofcritical thinking SPb: Piter, 2000. P 512. [in Russian].

7. Federal state educational standard of secondary (complete) General education. Approved by order of Ministry of education of Russia No. 413 dated May 17, 2012. [in Russian].

8. A Brief History of the Idea of Critical Thinking. Available at: http://www.criticalthinking.org/pages/a-brief-history-of-the-idea-of-critical-thinking/408

Сведения об авторах:

Абдрафикова Альбина Ринатовна,

кандидат педагогических науки, доцент, доцент кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии, Высшая школа русского языка и межкультурной коммуникации,

Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого,

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация.

E-mail: albina112000@mail.ru

Ещенко Екатерина Юрьевна,

магистрант кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии,

Высшая школа русского языка и межкультурной коммуникации,

Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого,

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Российская Федерация.

Email: eshchenko.ekaterina@mail.ru

Information about the authors: Abdrafikova Albina Rinatovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Higher School of Russian Language and Intercultural Communication,

Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia.

Email: albina112000@mail.ru

Eshchenko Ekaterina Yurevna,

Student, Master program,

Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Higher School of Russian Language and Intercultural Communication,

Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Privolzhsky)

Federal University,

Kazan, Russia.

E-mail: eshchenko.ekaterina@mail.ru

Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.