УДК 796.011.1
НЕКОТОРЫЕ СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПИНГА В СПОРТЕ
Татьяна Михайловна Мелихова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Уральский государственный университет физической культуры Челябинск
Аннотация
В статье представлено аналитическое исследование некоторых аспектов решения проблемы предотвращения использования допинга в спорте: организационно-управленческих, образовательных, профилактических, информационных. Кроме того, обозначены кризисные и проблемные моменты в данной проблеме. На основе анкетирования студентов физкультурного вуза выявлено личное отношение обучающихся к проблеме употребления допинга. Основные результаты: 40% респондентам известны случаи нарушения антидопинговых правил в избранном виде спорта, 7,5% употребляли запрещенные вещества. Предлагал начать употреблять допинговые препараты личный тренер 3,7% респондентам, товарищи по команде или друзья - 13,5%. Причины употребления допинга в спорте: улучшить результат - 41%, добиться славы и успеха - 17%, восстановить организма после тяжелых нагрузок - 12%. Студенты не могут назвать примеры отрицательного воздействия на функционирование репродуктивной (59,3% респондентов), сердечно-сосудистой системы (55,5% респондентов), психоэмоциональное состояние (48,1% респондентов). Научная новизна исследования заключается в определении значения средового фактора в процессе формирования антидопинговой культуры. Проанализированы современные тенденции организации и проведения антидопинговой работы с последующим обобщением их как системообразующих факторов.
Ключевые слова: допинг в спорте, студенты, антидопинговая культура, опрос, контент-
анализ.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p227-232
SOME SYSTEMIC ASPECTS OF PREVENTING THE USE OF DOPING IN SPORTS
Tatyana Mikhailovna Melikhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
The article presents the analytical study of some aspects of solving the problem of preventing the use of doping in sports: the organizational and managerial, educational, preventive, and informational. In addition, the crisis and problematic points in this problem are identified. On the basis of the survey of students of the physical education university, the personal attitude of students to the problem of doping use was revealed. Main results: 40% of respondents are aware of cases of anti-doping rule violations in their chosen sport, 7,5% have used prohibited substances. The personal trainer suggested to start using doping drugs to 3,7% of respondents, teammates or friends - 13,5%. The reasons for doping in sports: to improve the result - 41%, to achieve fame and success-17%, to restore the body after heavy loads-12%. Students can not name examples of negative effects on the functioning of the reproductive system (59.3% of respondents), cardiovascular system (55,5% of respondents), psychoemotional state (48,1% of respondents). The scientific novelty of the study is to determine the significance of the environmental factor in the process of forming the anti-doping culture. The article analyzes the current trends in the organization and conduct of anti-doping work with the subsequent generalization of them as system-forming factors.
Keywords: doping in sports, students, anti-doping culture, survey, content analysis.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время борьба с допингом выступает одной из центральных проблем не только отечественного, но и международного спортивного движения, поскольку употребление запрещенных препаратов спортсменами не только наносит большой ущерб их здоровью, но и подрывает основные ценности спорта, такие как этика, честность, справедливость, уважение к правилам и законам, мужество и другие. На самом высоком госу-
дарственном уровне и в научном сообществе говорится о необходимости внедрения комплексных, организационно-управленческих решений, проведения образовательных, профилактических, информационных мероприятий антидопинговой направленности [3; 7].
Результаты научных исследований К.А. Бадрака, Ф.Н. Солдатенкова, Е.К. Гочаро -вой существенно расширяют знания в области организации и проведения антидопинговой политики с учетом тенденций развития мирового сообщества в целом и спортивного движения в частности [1; 2; 8]. Однако, проблема употребления и распространения запрещенных препаратов, нарушения антидопинговых правил до сих пор не решена. Как в российском спорте так и в других странах продолжаются многочисленные дисквалификации спортсменов и расследования против ведущих тренеров по видам спорта.
Вышесказанное обуславливает более широкое проведение научно-исследовательской работы в обозначенном направлении, целью которой является изучение личностного отношения к проблеме употребления запрещенных субстанций, использованию запрещенных методов и имеющегося объема знаний о вреде допинга на организм человека.
Не секрет, что в настоящее время международное спортивное движение, в том числе и олимпийское, находится в глубоком кризисном состоянии. Это подтверждается проведенным теоретическим анализом научно-методической и специальной литературы и многочисленными заявлениями в интервью спортивными функционерами, ведущими тренерами и квалифицированными спортсменами [4]. Противоречивость проблемы заключается, с одной стороны, в желании международных организаций, таких как ВАДА, МОК, НАДО, международные спортивные федерации и всевозможными усиливающимися мерами борьбы с допингом в спорте, включая ужесточение антидопинговых правил, отстранение целых федераций от международной соревновательной деятельности, а с другой стороны, - открытым использованием запрещенных препаратов по терапевтическому исключению ведущими спортсменами национальных сборных США, Франции, Германии, Норвегии, Финляндии и некоторых других стран. Тем не менее, национальная политика в Российской Федерации в области борьбы с допингом приобрела комплексный и системный характер. Это отражено и в утвержденных законодательных, нормативно-правовых актах, это реализуется и в значительной образовательно-профилактической работе, проводимой на разных уровнях, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном, а также в отдельных образовательных учреждениях и учреждениях спортивной подготовки. Вместе с тем, научному, педагогическому и тренерскому составу не следует останавливаться на типовых образовательных программах антидопинговой направленности в процессе повышения уровня образованности и компетентности в вопросах борьбы с допингом. Требуется совершенствование методов и приемов образовательной работы, создание спортивной и образовательной среды антидопинговой направленности, внедрение современных средств формирования антидопинговой культуры молодого поколения, развивающегося в условиях высокого уровня информационно-коммуникационного потока [6]. Все вышесказанное актуализирует проведение научных и социологических исследований среди субъектов отрасли физической культуры и спорта в направлении борьбы с допингом, очистки спортивного движения от допинга, восстановлении чистых идей олимпийского спорта.
Цель исследования. Определить потребности будущих специалистов физической культуры и спорта в области профилактики нарушений антидопинговых правил.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленной цели на первом этапе было проведено аналитическое изучение отчетно-документальной информации Министерства спорта Российской Федерации. На втором этапе исследования проведено анкетирование 63 студентов 1-3 курсов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура». Информационно-
когнитивные потребности будущих специалистов физической культуры и спорта в области профилактики нарушений антидопинговых правил определялись методом ранжирования в Microsoft Excel 2013. Кроме того, нами был проведен контент-анализ научной и методической литературы, в том числе по методологии научных исследований. Проведено экспресс-анкетирование по оценке эффективности проведения образовательного семинара антидопинговой направленности среди студентов (n=81) первого курса Уральско -го государственного университета физической культуры, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время система антидопингового образования существует, разработанные образовательные антидопинговые программы, включающие тематические планы, содержание, рекомендуемую литературу, которые способствуют повышению уровня образованности как спортсменов и тренеров, так и других специалистов физической культуры и спорта. Вместе с тем, результаты научных исследований [1; 2; 7; 8], существенно расширяют знания в области организации и проведения антидопинговой работы с учетом тенденций развития мирового сообщества, актуальных событий в текущий момент времени. При всем этом, становится очевидным, что проблема нарушения антидопинговых правил до сих пор полностью не решена. Как в российском спорте, так и в других странах продолжаются многочисленные дисквалификации спортсменов и расследования против ведущих тренеров по видам спорта [4]. Кроме того, большое значение в формировании антидопинговой культуры студентов физкультурных вузов играет образовательная среда.
Контент-анализ научно-методической и специальной литературы показал, что в процессе формирования антидопинговой культуры студентов физкультурных вузов необходимо опираться на общенаучные и специфические методологические подходы, в частности, на средовой подход. Подтверждение этому мы находим у П.Ф. Лесгафта, утверждавшего, что среда является определяющим фактором развития «индивидуальных и социальных» свойств человека. Кроме того, выдающийся ученый Л. С. Выготский подчеркивал, что если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду. «Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом».
Средовой подход в формировании антидопинговой культуры будущих специалистов физической культуры и спорта мы рассматриваем как способ построения образовательного процесса, при котором деятельность преподавателя осуществляется вкупе с организацией и насыщением спортивной среды образовательной организации.
Основная идея средового подхода в нашем исследовании заключается в насыщении образовательного процесса как источника формирования и развития студенческой молодежи, его нравственного, интеллектуального, духовного, социального опыта, физического совершенствования при создании и реализации образовательных систем антидопинговой направленности.
Целью формирования антидопинговой культуры студенческой молодежи физкультурного вуза является посредством насыщения среды образовательного учреждения информационными и предметными ресурсами, обучить, воспитать и развить личность обучающихся, направленную на создание системы теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также поведения и деятельности, отрицающих нарушения антидопинговых правил и обеспечивающих высокое нравственно-этическое отношение к самому себе, соперникам и будущим воспитанникам.
Ориентируясь на принципы средового подхода при реализации образовательных и профилактических мероприятий антидопинговой направленности в Уральском государ-
ственном университете физической культуры, были использованы следующие приемы и средства насыщения окружающей среды педагогического процесса [5]:
- разработка и распространение методических материалов антидопинговой направленности (цветные инфографики, буклеты, памятки) на теоретических и практических занятиях;
- оборудование стационарных информационных стендов на территории образовательного учреждения, в том числе на спортивных объектах университета, пропагандирующих дух честной борьбы в спорте;
- реализация памятной и сувенирной продукции «Fair р^у», «Играй честно», «Чистый спорт-Честный спорт» (блокноты, ручки, магниты, брелоки, кружки) на спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых на территории образовательного учреждения;
- публикации коротких статей, заметок, постов в группах и сообществах университета в социальных сетях о спортивных, научных, учебных, творческих победах и достижениях студентов с акцентированным выделением их положительных морально-этических и нравственных черт личности;
- информационное сопровождение на спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых на территории образовательного учреждения.
Ассоциация «Российское антидопинговое агентство «РУСАДА»» ежеквартально публикует списки спортсменов, дисквалифицированных и отбывающих наказание - отстранение от тренировочной и соревновательной деятельности. По данным на октябрь 2019 года общее количество дисквалифицированных спортсменов составляет 304 человека, в то время как в сентябре 2018 года таких спортсменов было всего 223. В связи с увеличение числа дисквалифицированных спортсменов (на 81 чел.) нам представляется интересным провести статистический анализ данного документа, выяснить распределение дисквалифицированных спортсменов по видам спорта, сроки дисквалификаций, виды нарушений антидопинговых правил и другое.
В документах опубликованы спортсмены и персонал спортсменов, отбывающих дисквалификацию по решению международных и общероссийских федераций по видам спорта. Анализируя список, отбывающих дисквалификацию по решению международных федераций по видам спорта, мы приходим к следующим результатам. Общее количество дисквалифицированных спортсменов составляет 81 человек. Из них представителей легкой атлетики - 52 чел., тяжелой атлетики - 7 чел., пауэрлифтинга - 5 чел., бобслей - 5 чел., армрестлинга - 5 чел., спортивная борьба - 4 чел., биатлон - 3 чел., регби - 2 чел. И категория «другие» - по одному человеку из велоспорта, самбо, плавания, ледолазания, керлинга, хоккея, сумо, дзюдо, плавания, биатлона, бокса, велоспорта, самбо, кикбоксинга, фигурного катания спортивного ориентирования, гиревого спорта и гребли на каноэ.
В соответствии с Всемирным Антидопинговым кодексом и другими нормативно-правовыми актами срок дисквалификации, в зависимости от тяжести нарушения и содействия в расследовании, может составлять от 2 лет до пожизненного отстранения. В настоящее время 66% (53) спортсменов дисквалифицированы на 4 года. У 16% (13) человек срок дисквалификации составляет 2 года. 11% и 5% спортсменов отстранены от тренировочной и соревновательной деятельности на восьмилетний и пожизненные сроки соответственно (9 и 4 чел.). И по 1% атлетов - на 10 и 12 лет.
Представляется интересным выяснить пункты правил Кодекса WADA, по которым произошли нарушения. В большинстве случаев это пункт 2.1 (Наличие Запрещенной субстанции, или ее Метаболитов, или Маркеров в Пробе, взятой у Спортсмена) - 55 случаев. Кроме того, пункт 2.2 (Использование или Попытка Использования Спортсменом Запрещенной субстанции или Запрещенного метода) - 30 случаев. Также по одному спортсмену, дисквалифицировавших за нарушение пунктов 2.3 Кодекса ВАДА (Уклонение, отказ
или неявка на процедуру сдачи Проб), 2.4 (Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении), 2.5 (Фальсификация или Попытка Фальсификации в любой составляющей Допинг-контроля), 2.9 (Соучастие).
Результаты статистического анализа списка спортсменов, отбывающих дисквалификацию по решению общероссийских федераций по видам спорта выглядят еще более удручающее. На данный момент таких спортсменов 223 человека из 28 видов спорта, в том числе 23 олимпийских. Значительную долю спортсменов, нарушивших антидопинговые правила составляют пауэрлифтеры (25%), легкоатлеты - (21%) и тяжелоатлеты -(16%). По 4% представители велоспорта и бокса, по 3% - гребного спорта, плавания и лыжных гонок. И оставшиеся 14% представители следующих видов спорта - бобслей, следж-хоккей, регби, футбол, скелетон, современное пятиборье, биатлон, художественная гимнастика и другие.
Сроки дисквалификаций вышеперечисленных спортсменов составляют 1,5 года (3,58%), 2 года (21,52%), 4 года (54,2%), 8 лет (9,41%), 10 лет (4,93%) и пожизненно (6,27%).
Анализ видов нарушений спортсменами общероссийских антидопинговых правил, показал, что в 68% случаев во взятой пробе у спортсменов были обнаружены запрещённые вещества или их метаболиты (таблица 1).
Таблица 1 - Виды нарушений общероссийских антидопинговых правил
Нарушения общероссийских антидопинговых правил п %
2.1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена 160 68,0
2.2 Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода 14 5,96
2.3. Уклонение, отказ или неявка на процедуру сдачи проб 28 11,9
2.4. Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении 15 6,38
2.5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля 8 3,40
2.6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом 1 0,43
2.9. Соучастие 1 0,43
10.11.1 Нарушение запрета на участие 8 3,45
Кроме того, анализируя, какие же классы веществ обнаруживают в пробах спортсменов, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Количественное распределение классов запрещенных субстанции, обнаруженных в пробах российских спортсменов_
Класс запрещенной субстанции п %
8 1 Анаболические агенты 85 47,3
8 2 Пептидные гормоны, факторы роста, подобные субстанции и миметики 11 6,1
8 3 Бета - 2 - агонисты - -
8 4 Гормоны и модуляторы метаболизма 33 18,3
8 5 Диуретики и маскирующие агенты 22 12,2
8 6 Стимуляторы 20 11,1
8 7 Наркотики - -
8 8 Каннабиноиды 8 4,4
8 9 Глюкокортикоиды 1 0,5
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное аналитическое исследование позволяет повысить уровень осведомленности спортсменов и их персонала в вопросах борьбы с допингом. Свою лепту в предотвращение использования допинга в спорте внесет и анализ фактов и обстоятельств нарушений антидопинговых правил спортсменами, тренерами, персоналом спортсменов, руководителями и сотрудниками спортивных федераций и выявления всех причастных лиц к употреблению допинга. Необходимость формирования антидопинговой культуры еще раз подчеркивает актуальность и важность социальной среды и мето-
дологии средового подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадрак, К.А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов : дис. ... канд. пед. наук / Бадрак Константин Алексеевич. - Санкт-Петербург, 2012. - 180 с.
2. Гончарова, Е. К. Социально-педагогические и организационные основы борьбы с допингом в спорте : дис. ... канд. пед. наук / Гончарова Елена Константиновна. - Малаховка, 1994. - 164 с.
3. Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации : распоряжение правительства Российской Федерации от 17.10.2018. № 2245-р // ГАРАНТ.РУ: [информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения 03.10.2019).
4. Макаров, А.В. Актуализация нарушений антидопинговых правил в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации / А. В. Макаров, Н. В. Макарова, Т. М. Мелихова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - 2018. - № 4 (61). - С. 207-210.
5. Макаров, А. В. Значение образовательной среды в формировании антидопинговой культуры студентов физкультурного вуза / А. В. Макаров // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва : мат. Всерос. науч.-прак. конф. - СибГУФК. - Омск, 2019. - С. 217-223.
6. Макаров А.В. К вопросу формирования антидопинговой культуры будущих специалистов физической культуры и спорта / А.В. Макаров, Т.М. Мелихова // Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта, посвященный 95-летию журнала «ТиПФК» : Мат. Науч. симпозиум, 4 декабря 2020 г. - Москва, 2020. - С. 74-78.
7. Макарова, Н. В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта / Н. В. Макарова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2019. - № 1 (21). - С. 3-12.
8. Солдатенков, Ф.Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Солдатенков Филипп Николаевич. - Смоленск, 2011. - 19 с.
REFERENCES
1. Badrak, K.A. (2012), Primary pedagogical prevention of anti-doping rule violations among athletes, dissertation, St. Petersburg.
2. Goncharova, E.K. (1994), Socio-pedagogical and organizational bases of the fight against doping in sport, dissertation, Malakhovka.
3. Order of the government of the Russian Federation of October 17, 2018 No. 2245-r (2018), "About the approval of the concept of preparation of sports reserve in the Russian Federation till 2025 and the action plan for its implementation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (accessed: 03.10.2019).
4. Makarov, А.У., Makarova, N.V. and Melikhova T. M. (2019), "Actualization of anti-doping rule violations in the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation", Problems of modern pedagogical education, No. 4 (61), pp. 207-210.
5. Makarov, А.У (2019) "The significance of the educational environment in the formation of anti-doping culture of students of physical education institutions", The role of experimental and innovative activity in the development of the system of training sports reserve, Omsk, pp. 217-223.
6. Makarov, А.У and Melikhova T. M. (2020), "On the issue of formation of anti-doping culture of future specialists of physical culture and sports", Integration of natural science and socio-humanitarian knowledge in the field of physical culture and sports, dedicated to the 95th anniversary of the magazine "TiPFC", Moscow, pp. 74-78.
7. Makarova, N. V. (2019), "Actual problems of physical culture and sport", Scientific and sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 1 (21), pp. 3-12.
8. Soldatenkov, F. N. (2011), Formation of value orientations of anti-doping orientation in the educational process of students of the University of Physical Culture, dissertation, Smolensk.
Контактная информация: prim1207@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.04.2021