УДК 62 Кушнаренко О.В., МещеряковД.С., ШахановР.И.
Кушнаренко О.В.
магистрант 2 курса, направление «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань, Россия)
Мещеряков Д.С.
магистрант 2 курса, направление «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань, Россия)
Шаханов Р.И.
магистрант 2 курса, направление «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань, Россия)
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТАНКЕРОВ
Аннотация: в данной работе установлены законы изменения главных размерений, соотношения главных размерений, мощность главного двигателя, скорость судна. В большинстве случаев эти законы подчиняются нормальному или логарифмически нормальному закону распределения.
Ключевые слова: главные размерения, двигатель, скорость судна.
В настоящее время по-прежнему актуален вопрос, связанный с добычей нефти и способом ее транспортировки потребителям. Поскольку добыча нефти
производится с нефтяных платформ, стоящих в акватории моря, то транспортировка может осуществляться по трубопроводам, уложенным по дну моря или с помощью нефтеналивных судов.
Одна из таких зависимостей представлена на рисунке 1.
■
■ *■
* • *
> • »
„
* * ш ■
** * -* -
_ —Г1 ■т - _• 1 гН . - ■ * --
—г-- - — * ■ - ■ .■ . . ■ ■■ ; V':
- V ' 4*4 . >> г
г • -Л 1 V1 .« ■ * -у -.1 1 ■ ■ *
** : и * 1 -и »7? * • ' 1* ■ .V * —
к
■.1 4.. ... г
РЧ' --гч '¿¿¿и*- Г''."
, • ■
V' *
и» «Л 1"» ■
* • ■ 8
»
2.000 1000 4М0 5П00 6Э00 70ИЭ В600
у + 0.014* + ¿4.23
Рисунок 1 - Зависимость значений длины между перпендикулярами танкеров в функции дедвейта.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Отношение Ь/В танкеров мало зависит от дедвейта и составляет от 5 .. .1 при увеличении дедвейта. Объясняется это тем, что при относительных скоростях (числах Фруда) главной составляющей сопротивления движению судна становится сопротивление трения, зависящее от величины смоченной поверхности. А она уменьшается со снижением отношения Ь/В.
Таким образом, для танкеров экономически выгодно принимать меньшие значения отношения длины к ширине, что, кроме того, приводит к уменьшению длины судна, а значит, к уменьшению веса металлического корпуса, зависящего
от длины судна в степени два и более. Уменьшение отношения L/В автоматически ведет к росту принимаемых для танкеров отношений В/Т.
Связанное с уменьшением L/B и возрастанием B/T снижение скорости хода судна перекрывалось увеличением чистой грузоподъемности.
Отношения B/T и H/T изменяются у современных танкеров в сравнительно широких пределах: B/T = 2...3, H/T = 1,15... 1,6.
Следует учитывать, что чрезмерно большая осадка также недопустима, так как приводит к нежелательному уменьшению других главных размерений. С уменьшением длины танкера ухудшается грузовместимость судна и может снизиться скорость хода, уменьшение 5 также может отрицательно сказаться на грузовместимости судна, а уменьшение ширины - на размещении силовой установки и общем расположении на палубе и в надстройках.
Технические характеристики, полученные после проведения статистического анализа, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Статистические характеристики
Основные элементы судов Зависимость от Коэффициент
(у) дедвейта (DW = x) точности R
Валовая регистровая вместимость (тонн) Ргр = 0,683x - 163,0 R2 = 0,765
Максимальная длина Loa (м) y = -9.10-7x2 + 0,015x + 47,25 R2 = 0,694
Длина между 1Ш Lnn (м) Lnn = 5,646x0330 R2 = 0,714
Ширина B (м) В= 1,034x0317 R2 = 0,727
Высота борта (м) Н =0,303x°,379 R2 = 0,638
Осадка Т (м) Т = 0,444x0,308 R2 = 0,438
Отношение L/B L/B = 3,17...8,18 —
Отношение Н/Т Н/Т =1... 1,7 —
Отношение В/Т В/Т= 1,76.3,5 -
Отношение L/H L/H =5,86.15 -
Приведенные в таблице 1 статистические характеристики позволят определять геометрические характеристики корпуса в функции заданного дедвейта, а также легко определиться с выбором прототипа при проектировании танкеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Игнатьева Н.А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в российской федерации. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-6. - С. 1159-1162;
2. Чугунов В.В. Российское судостроение: возможности и перспективы на отечественном рынке заказов судов и морской техники. Судостроение. - 2008. -№ 4. - С. 12-18;
3. Александрова Т. Е. Судостроение России: проблемы и перспективы развития. ТДР. 2010. №5. [Электронный ресурс] -https://cyberleninka.rU/article/n/sudostroenie-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya.
Kushnarenko O. V., Meshcheryakov D.S., Shakhanov R.I.
Kushnarenko O.V.
Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)
Meshcheryakov D.S.
Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)
Shakhanov R.I.
Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)
SOME RESULTS OF STATISTICAL ANALYSIS OF GEOMETRIC CHARACTERISTICS OF TANKERS
Abstract: in this paper, the laws of change of the main dimensions, the ratio of the main dimensions, the power of the main engine, the speed of the vessel are established. In most cases, these laws obey the normal or logarithmically normal distribution law.
Keywords: main dimensions, engine, ship speed.