Научная статья на тему 'Некоторые результаты проекта ИИТО ЮНЕСКО «ИКТ в дошкольном образовании»'

Некоторые результаты проекта ИИТО ЮНЕСКО «ИКТ в дошкольном образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ИИТО ЮНЕСКО / ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Н.Г.

В рамках своего проекта Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании систематизирует и изучает вопросы использования ИКТ в дошкольном образовании. В статье представлены некоторые результаты работы по проекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The UNESCO Institute for Information Technologies in Education systematizes and studies data on the problems of utilization of ICT in preschool education.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты проекта ИИТО ЮНЕСКО «ИКТ в дошкольном образовании»»

Токарева Н.Г.

Кандидат педагогических наук, Руководитель секции дошкольного и инклюзивного образования Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Москва, Россия

Некоторые результаты проекта ИИТО ЮНЕСКО «ИКТ в дошкольном

образовании»

Аннотация: В рамках Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании систематизируется и изучается материал по проблемам использования ИКТ в дошкольном образовании. В статье представлены некоторые результаты работы по проекту.

В рамках Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании систематизируется и изучается материал по проблемам использования ИКТ в дошкольном образовании. Мы пытаемся подойти к вопросу с научной точки зрения, обосновывая наши выводы конкретными научными фактами, иногда статистическими данными.

Предлагаю подумать на тему, каким мы видим для себя образование 21 века. Мир стремительно меняется, и то, что раньше измерялось в цифрах, в лошадиных силах, сейчас измеряется в битах и байтах. Во многом современные цели образования достигаются с помощью использования чрезвычайно мощных информационных и коммуникационных технологий. Обучение начинает играть ключевую роль на протяжении всей жизни. И мы должны понимать, какие изменения эти технологии приносят в нашу жизнь. Прежде всего, меняются требования рынка труда. Мы готовим наше подрастающее поколение для того, чтобы они нашли свое место в этом мире, были востребованы в этом мире.

Каким же образом мы должны изменить образование, каким образом мы должны повысить квалификацию специалистов, как мы должны изменить программы обучения наших детей, для того чтобы эти дети, эти люди стали успешными членами в обществе и заняли свое достойное место?

Сейчас многочисленные зарубежные исследования говорят о том, что необходимыми навыками должны обладать все современные жители, все современные люди. И такие навыки можно условно разделить на три основные категории.

Во-первых, это навыки обучения инновациям. Здесь мы должны учиться вместе с детьми. Этот процесс должен протекать на протяжении всей жизни. Очень важно научить ребенка, начиная с дошкольного возраста, самостоятельному обучению, самостоятельному стремлению и мотивации к получению новой информации и получению навыков. Речь идет о

критическом мышлении и умении работать с решением проблем. Этот навык связан с осуществлением коммуникации и взаимодействия. Современные технологии меняют наши способы взаимодействия и коммуникации. К сожалению, информационные технологии в очень незначительной степени могут передавать эмоции. Это скорее негативный момент использования технологий. Но вместе с тем они во многом упрощают коммуникацию и взаимодействие, снимая определенные барьеры.

Следующая категория навыков, которые необходимы в XXI веке, касается навыков цифровой грамотности. Сюда включается информационная грамотность, медийная грамотность, грамотность в сфере цифровых технологий.

И, наконец, навыки, необходимые для жизни и карьеры - это гибкость и адаптация, это социальные и межкультурные навыки общения, это навыки достижения и получения лидерских качеств и определенной ответственности и многие другие.

Мы говорим о трансформации и модернизации системы образования в целом. По словам одного из министров образования в США, в настоящее время мы даем студентам или ученикам профессии, которые еще не существуют, используя технологии, которые еще не изобретены для того, чтобы решать проблемы, которых мы еще не знаем. Многие эксперты говорят о том, что нельзя сужать фокус при трансформации образования и модернизации системы образования. Необходимо подходить комплексно и комплексно решать задачи на всех уровнях системы образования: на уровне преподавания и обучения, на уровне профессиональной подготовки специалистов, на уровне руководства учебными учреждениями. Безусловно, мы говорим и об образовательной политике, о содержании и форме образования. Очень важный момент это восприятие обществом учебного процесса и самого учебного заведения. Это в полной мере относится и к дошкольному образованию.

С одной стороны, мы понимаем, что компьютерные информационные технологии предоставляют новый механизм для взаимодействия и коммуникации, то есть это определенное средство взаимодействия, коммуникации. С другой стороны, эти технологии совершенно конкретным образом меняют роль самого педагога и роль ученика. При этом педагог или воспитатель, если мы говорим про детский сад, будет играть более активную роль в процессе обучения, в процессе преподавания по сравнению со старым классическим подходом, когда учитель рассматривался как специалист просто по передаче знаний.

Постараюсь коротко охарактеризовать основные направления деятельности и результаты нашего проекта по изучению использования ИКТ в дошкольном образовании.

Основным результатом проекта была публикация «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» (М.: ЮНЕСКО, 2011). Это аналитический обзор, который был представлен на многих конференциях, включая Всемирную конференцию по

дошкольному образованию, прошедшей в Москве в 2010 году. В рамках этой конференции, организованной ЮНЕСКО, нашим институтом проводился специальный круглый стол по вопросам компьютерных технологий в дошкольном образовании. Было очень интересно обменяться мнениями и подискутировать со специалистами.

Работая над проектом, мы не старались сформулировать четкий подход или рекомендации к применению ИКТ в дошкольном образовании, поскольку это новая, мало исследованная тема. Нужно быть предельно осторожным в формулировке рекомендаций. Важно дать педагогам общее представление о том, как можно применять компьютерные технологии, и о том, как их не следует использовать; какие технологии и способы их воздействия могут повредить развитию детей в этом возрасте.

Цели проекта:

исследование феномена информационных и коммуникационных технологий, а также потенциала использования этих средств в дошкольном образовании;

определение различных аспектов этих феноменов;

анализ преимуществ, рисков и направлений для дальнейшей работы;

формулировка общих принципов и рекомендаций по интеграции компьютерных технологий в дошкольное образование.

В качестве задач проекта были выделены следующее. Выявить уровень реальной компетентности педагогов дошкольных учреждений в области информационных и коммуникационных технологий. Определить, какую роль в процессе интеграции ИКТ в дошкольном образовании играют родители. Какие сферы вызывают обеспокоенность влиянием ИКТ на безопасность и здоровье детей в цифровом мире. Как можно использовать компьютерные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Какую программу обучения и КТ мы формируем. Какие препятствия возникают чаще всего на пути интеграции КТ и как мы их можем преодолеть. Это основные, достаточно, наверное, глобальные вопросы, которые возникают у многих специалистов, у многих практиков. И ответ в каждом контексте учебного заведения, дошкольного учебного заведения будет, наверное, индивидуальным.

Я уже сегодня упоминала об определенных критериях отбора, в данном случае, наверное, лучше сказать о психолого-педагогических требованиях, которые предъявляются к интеграции информационных технологий в среду дошкольного образования. И к этим требованиям можно отнести следующее.

Во-первых, инструменты этих технологий должны быть образовательными. То есть они должны иметь образовательную направленность. Они должны способствовать сотрудничеству всех участников образовательного процесса: это и ребенок, педагоги, это и родители, все, кто окружают ребенка.

Инструменты ИКТ должны способствовать интеграции. Речь идет об интеграции различных проектов и межсодержательных связей. Инструмент ИКТ должен поддерживать игру как ведущую деятельность. Инструменты

ИКТ должны быть достаточно наглядны и должны исключать сцены насилия и навязывание стереотипов. И так далее. Таких требований достаточно много. Их можно подробно характеризовать, но все вы о них в той или иной степени слышали и понимаете их значимость.

Основной целью исследования было собрать и проанализировать имеющийся мировой опыт в использовании технологий в дошкольном образовании. И в аналитическом обзоре собрана богатая коллекция примеров из практики из 17 дошкольных учебных центров из девяти стран мира, которые иллюстрируют различные подходы в использовании ИКТ в дошкольном образовании, включая описание инновационного опыта и педагогических интервенций. В обзоре описываются направления деятельности и проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в ходе интеграции технологий. Приведенные примеры помогают оценить потенциал информационных технологий в дошкольном образовании.

В рамках исследования была намечена очень общая стратегия интеграции информационных технологий в дошкольное образование. Она является рамочной. И в каждом конкретном случае она может быть интерпретирована по-своему.

Специалистам, которые заняты в области дошкольного образования, рекомендуется четко определить уровень развития информационной среды в своем ДОУ (наличие технологической и информационной инфраструктуры, наличие программ обучения, уровень подготовки специалистов и т.д.) и развивать имеющиеся возможности. Необходимо сформулировать цели и задачи дальнейших действий, создать среду, содействовать профессиональному развитию специалистов. Рекомендуется интегрировать, наблюдать и размышлять, анализировать то, что происходит в ходе интеграции информационных технологий, строить партнерские отношения и сети взаимодействия между специалистами.

В ЮНЕСКО вопросу развития ИКТ-компетентности учителей уделяют особое внимание. В 2011 году ЮНЕСКО были разработаны рамочные рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителей, так называемые структуры ИКТ-компетенции преподавателей или учителей. Они разрабатывались для всех стран мира. В настоящий момент идет работа по локализации этих рекомендаций для каждой страны. Новое поколение детей - это аборигены цифрового общества, дети, которые общаются с технологиями на «ты». Для обучения этих детей преподаватель должен обладать высоким уровнем квалификации и использовать новые технологии в своей работе. Поэтому ЮНЕСКО придает особое значение работе по формированию ИКТ-компетентности учителей.

В дальнейших планах Института ЮНЕСКО по информационным технологиям - разработка учебного курса по подготовке специалистов в области использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании с тем, чтобы распространять имеющийся опыт и обучать преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.