Научная статья на тему 'Некоторые результаты орнитологических исследований в Гиссарском хребте'

Некоторые результаты орнитологических исследований в Гиссарском хребте Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Воробьёв Константин Александрович

Второе издание. Первая публикация: Воробьёв К.А. 1968. Некоторые результаты орнитологических исследований в Гиссарском хребте // Орнитология 9: 164-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты орнитологических исследований в Гиссарском хребте»

Захаров В.Д. 2006. Птицы Южного Урала (видовой состав, распространение, численность). Екатеринбург; Миас: 1-67.

Зубань И.А., Калашников М.Н. 2015. О залёте щуров Pinicola enucleator в Северо-Ка-захстанскую область зимой 2014/15 года // Рус. орнитол. журн. 24 (1112): 722-723.

Коблик Е.А., Редькин Я.А., Архипов В.Ю. 2006. Список птиц Российской Федерации. М.: 1-190.

Кошкин А.В. 2017. Орнитофауна Тениз-Коргалжынского региона (Центральный Казахстан) // Рус. орнитол. журн. 26 (1415): 909-956.

Кузьмина М.А. 1974. Род щур - Pinicola // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 318-320.

Митропольский М.Г. 2015. Массовый налёт щура Pinicola enucleator в город Тюмень зимой 2014/15 года // Рус. орнитол. журн. 24 (1130): 1285-1287.

Нефёдов А.А. 2016. О налёте щура Pinicola enucleator в Омскую область зимой 2014/15 года // Рус. орнитол. журн. 25 (1387): 5129-5131.

Поляков Г.И. 1915. Орнитологические сборы А.П. Велижанина в бассейне Верхнего Иртыша // Орнитол. вестн. Прил. 3/4: 1-64.

Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: 1-634.

Рябицев В.К., Ковшарь А.Ф., Ковшарь В.А., Березовиков Н.Н. 2014. Полевой определитель птиц Казахстана. Алматы: 1-512.

Щербаков Б.В. 1974. Орнитологические новости Западного Алтая // Материалы 6-й Все-союз. орнитол. конф. М., 1: 249-251.

Щербаков Б.В. 1978. Экологические сведения о гнездящихся птицах, новых для Западного Алтая и Казахстана // Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 38: 127-132.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1531: 5010-5016

Некоторые результаты орнитологических исследований в Гиссарском хребте

К.А.Воробьёв

Второе издание. Первая публикация в 1968*

Наши работы на южных склонах Гиссарского хребта охватили лишь систему Варзобского ущелья, от Кондара (1100 м н.у.м.) до кишлака Зидди и Анзобского перевала (3372 м н.у.м.). Сроки работы — с 28 апреля по 28 июня 1965. Ниже я излагаю лишь наиболее интересные материалы, дополняющие наши сведения о распространении и биологии птиц Таджикистана.

Ястребиный орёл Hieraaetus fasciatus. Только однажды, 3 апреля, пришлось наблюдать мне в районе Анзобского перевала длиннохвостого, или ястребиного орла.

Гималайский улар Tetraogallus himalayensis himalayensis G.R. Gray 1843 весьма характерен для высокогорной зоны Гиссарского хреб-

* Воробьёв К.А. 1968. Некоторые результаты орнитологических исследований в Гиссарском хребте II Орнитология 9: 164-168.

та. 8 июня выводок улара был встречен на дороге близ Анзобского перевала. Самка, прикидываясь подбитой, старалась отвести от выводка, который состоял из 6 пуховичков примерно 3-4-дневного возраста. На крыльях пуховичков начали появляться кисточки маховых перьев. Описание пуховичков: верхняя сторона черноватая с пятнами бежевого цвета; верх головы более тёмный. Надглазничная полоса бежевая, а уздечка и полоска по бокам головы — чёрные. Горло и брюшко беловатые, грудь бледно-серая. Между горлом и грудью намечается поперечная чёрная полоска. Ноги желтовато-палевые. Клюв чёрный со светлой вершиной.

По словам сотрудника метеостанции на Анзобском перевале, по утрам они постоянно слышат голоса уларов. Два года назад во второй половине мая им удалось поймать в капкан на дороге у метеостанции трёх уларов - двух самцов и самку. У последней в яйцеводе было сформированное яйцо, а яичник содержал несколько крупных желтков. Самка была очень хорошей упитанности, самцы были худые. Улары прилетали сюда, чтобы «копаться» в сухом песке, так как в этот ранний период весны только в районе метеостанции земля местами освободилась от снега.

Малая горлица Streptopelia senegalensis ermanni (Bonaparte, 1856). Вертикальная граница распространения лежит значительно выше, чем это принято было считать. Так, на южном склоне Гиссарского хребта мы нашли её на гнездовье по Варзобскому ущелью в кишлаке Зид-ди, лежащем на высоте 2200 м над уровнем моря.

1 июня один таджик показал мне гнездо этой горлицы, сделанное на веранде его дома. Гнездо помещалось на горизонтальной балке, у потолка. В нём оказался один птенец с отрастающими маховыми перьями и одно испорченное яйцо. По сообщению местных жителей, в кишлаке Зидди малые горлицы оседлы. Надо отметить, что в последние годы она была найдена И.А.Абдусалямовым (1964) в горах по Зе-равшанской долине в кишлаках Ярм и Палдарак, лежащих на высоте 2300 м н.у.м.

Серая неясыть Strix aluco haermsi Zarudny 1911 принадлежит к гнездящимся птицам Гиссарского хребта. 28 мая мы наблюдали её в ущелье Соларабот (54 км от Душанбе по Варзобскому ущелью). Здесь на склоне горы, поросшей старыми деревьями грецкого ореха, было много дуплистых деревьев, в которых, несомненно, неясыти и гнездились. По вечерам и ночью 17-19 июня мы слышали крик неясыти в верховье ущелья Кондора. Оба эти наблюдения были сделаны на высоте 1800-1900 м н.у.м.

Краснокрылый чечевичник Rhodopechis sanguinea sanguinea Gould 1838 на южных склонах Гиссарского хребта не редок. В гнездовой период он встречен нами на высоте 1600-2400 м. По нашим данным,

кладка яиц происходит здесь в первой половине июня. У самки, добытой в районе кишлака Зидди 4 июня, яйцевод был сильно развит, в конце его находилось яйцо в мягкой оболочке. Яичник спавший, следовательно, это было последнее яйцо кладки. 7 июня наблюдалась парочка, причём птички спаривались.

Жемчужный вьюрок Leucosticte brandti pamirensis Severtzov 1883 встречен мною в районе Анзобского перевала на высоте 2900-3200 м. У самца, добытого 3 июня, семенники были заметно развиты, достигая 6.2 мм.

Среднеазиатский домовый воробей Passer [indicus] domesticus griseogularis Sharpe 1888. Обыкновенная гнездящаяся птица системы Варзобского ущелья. В первых числах июня в районе кишлака Зидди на высоте 2300 м нам пришлось встретить на отвесной скале гнездящихся ласточек-воронков Delichon urbica, каменных Petronia petronia и среднеазиатских воробьёв, пёстрых каменных дроздов Monticola sax-atilis, сизых голубей Columba livia. Интересно отметить, что домовые воробьи в числе нескольких пар гнездились здесь в гнёздах воронков (по всей вероятности, в прошлогодних). Из некоторых гнёзд торчали сухая трава и стебли, которые затащили в гнёзда воробьи. Как-то непривычно было видеть головы воробьёв, высовывающихся из лепных ласточкиных гнёзд. Перед нами один из примеров адаптации вида в условиях горного ландшафта. В работе А.В.Попова (1959) мы также находим указание, что воробьи используют для гнездования ласточкины гнёзда.

Черноголовый ремез Remiz pendulinus coronatus (Severtzov, 1873). В Гиссарском хребте мы нашли этого ремеза на гнездовье по отрогам Варзобского ущелья на высоте 1800-2000 м. По данным И.А.Абдусаля-мова (1964), в верховьях реки Зеравшан он является редкой гнездящейся птицей, поднимаясь при наличии подходящего биотопа до 23002500 м н.у.м. Найденные нами гнёзда находились или у ручья и были сделаны на ивах, или на склонах гор и тогда помещались на грецком орехе или на клёне. Непривычно было видеть висячие гнёзда ремезов среди скалистых гор, в ущельях, заваленных камнями, у бурного горного потока.

Постройка гнёзд началась здесь в первых числах мая; строящиеся гнёзда были найдены 13 мая. 14 мая было найдено почти готовое гнездо, не хватало только «входной трубочки», устройством которой ремезы и были заняты. 26 мая в одном из этих гнёзд оказалась полная кладка, состоящая из 7 яиц.

Интересно отметить, что так как для ремезиных гнёзд нужен специфический материал — «растительный пух», а в это время в горах ива ещё не цветёт, то ремезы явно испытывают затруднения в строительном материале. По нашим наблюдениям, они полностью используют

материал старых, прошлогодних своих гнёзд, растаскивая его по клочкам для нового гнезда. Мы всегда находили близ строящихся гнёзд прошлогоднее гнездо, уже частично разодранное, и наблюдали, как ремезы таскали из него клочки растительного пуха. Однажды мне пришлось наблюдать, как во время отсутствия владельцев гнезда к нему подлетел ремез и, уцепившись снаружи, начал быстро, быстро выклёвывать из его стенок «пух». Видно было, что птичка очень торопилась. Вначале я не мог понять, зачем это делается, но потом всё стало ясно. Собрав таким образом в клюв довольно значительный пучок «пуха», птичка полетела с ним на противоположную сторону ущелья. Я наблюдал в бинокль, как за ней сейчас же откуда-то со стороны погнался другой ремез, по всей вероятности, владелец гнезда. Нехватка строительного материала в это время года вынуждает ремезов использовать здесь не только материал старых прошлогодних гнёзд, но при случае «воровать» его даже из новых гнёзд своих ближайших соседей.

Рыжехвостая мухоловка Muscicapa ruficauda на южных склонах Гиссарского хребта довольно обыкновенна. Мы нашли её в качестве гнездящейся птицы в отрогах Варзобского ущелья на высоте 1400-1900 м. Особенно часто эта мухоловка попадалась нам в районе урочища Квак, в верховье ущелья Кондара, где во второй половине июня было слышно ещё интенсивное пение самцов. Биотоп этого вида здесь — горные ущелья, поросшие грецким орехом и клёном с небольшой примесью арчи.

Райская мухоловка Terpsiphone paradisi turkestanica ^аг^пу е! Иагшв, 1911) в системе Варзобского ущелья обыкновенна. Верхняя граница распространения её в гнездовой период не превышает здесь 1600 м. Весной 1965 года первые мухоловки этого вида были отмечены нами 30 апреля. У самца, добытого 9 мая, был только один левый семенник размером 7.5 мм. Самец, добытый 17 мая, имел хорошо развитые семенники, длина их 9 мм. Пролёт по Варзобскому ущелью шёл в течение первой половины мая; последняя парочка райских мухоловок была отмечена нами на пролёте ещё 18 мая.

В ущелье Кондара на высоте 1200-1300 м н.у.м. нами было найдено два гнезда. Одно из них находилось в боковом отроге, поросшем грецким орехом, клёном и каракасом. Оно было сделано совершенно открыто, на довольно крутом склоне, на дереве каракаса. Очень маленькое и компактное гнездо помещалось на конце сухой ветки на высоте 2 м. Гнездо сделано главным образом из волокон луба и зелёного мха, лоточек его выложен тонкими сухими стебельками. Снаружи стенки гнезда покрыты паутиной и белыми коконами пауков и моли. Размеры гнезда 7.7x8.2, высота 6.1, лоточек 6.4x6.7, глубина лоточка 4 см. 22 июня в гнезде было два оперившихся птенца. Перья спины у них рыжеватые, маховые чёрные. Когда я находился около гнезда, самец и

самка перелетали недалеко от меня, не проявляя при этом сильного беспокойства. 24 июня я снова смотрел это гнездо. Птенцы за эти два дня заметно повзрослели и хорошо оперились. Они полностью занимали все гнездо. Находясь в 20 м от гнезда, я наблюдал, как самец и самка время от времени подлетали к гнезду и кормили птенцов. Когда родители не подают тревожного сигнала, птенцы приподнимаются в гнезде и усиленно «чешутся». Райские мухоловки очень энергично прогоняют со своего гнездового участка других птиц, особенно если последние близко подлетают к их гнезду. Однажды я видел, как райская мухоловка энергично набросилась на подлетевшую синюю птицу Myo-phonus caeruleus и прогнала её. 25 июня птенцы вылетели из гнезда.

Второе гнездо найдено мною 26 июня на крутом склоне ущелья, поросшем клёном и грецким орехом. Оно было сделано на сухой, свешивающейся вниз ветке клёна. В гнезде находились 4 птенца. По наблюдению Н.В.Кокшайского, птенцы вылетели из этого гнезда 3 июля, следовательно, на 8 дней позднее, чем в первом гнезде.

Весьма оригинальное расположение гнёзд райской мухоловки на тонких, часто сухих, свешивающихся вниз ветках наводит на мысль, что помещённое таким образом гнездо становится недоступным для змей. Как известно, многие виды змей прекрасно лазают по деревьям, охотясь за птичьими гнёздами, из которых пожирают яйца и птенцов. На южных склонах Гиссарского хребта встречаются три вида полозов, которые, по-видимому, все хорошо лазают по деревьям. Однажды мы были свидетелями, как полоз поймал на дереве на высоте 6 м птенца домового воробья.

Пеночка-трещотка Phylloscopus sibilatrix — не отмеченная ранее в Таджикистане, встречена нами на весеннем пролёте на южных склонах Гиссарского хребта. В ущелье Соларабот мы с 15 по 18 мая слышали характерную трель этой пеночки.

Широкохвостая камышевка Cettia cetti не была отмечена для Гиссарского хребта (Иванов 1940; Попов 1959; Абдусалямов 1964) и только в статье А.Я.Тугаринова (1951) о птицах ущелья Кондара мы находим всего лишь два слова, относящихся к данному виду — «редка на пролёте».

Летом 1965 года мне пришлось наблюдать её на гнездовье в ущелье Кондара (1100-1300 м н.у.м.), где она не представляла редкости. Во время работы в этом ущелье нам неоднократно приходилось слышать громкую, очень характерную песню широкохвостой камышевки. Здесь 23 июня мною было найдено гнездо с 4 голыми и слепыми птенцами, вылупившимися, вероятно, только накануне. Гнездо, типичное для данного вида, помещалось среди кустика ежевики на прошлогодних сухих стеблях на высоте 50 см. Сделано оно было из сухих листьев и волокон луба. Гнездо не прикрепляется к окружающим его стеблям

и веточкам и легко вынимается со своего места. Оно сравнительно большого размера, с глубоким лоточком. Интересно отметить, что в дельте Волги из 28 найденных мною гнёзд широкохвостой камышевки огромное большинство их было сделано также в кустах ежевики (Воробьёв 1936). Самец и самка держались у гнезда. 27 июня птенцы уже начали оперяться; маховые выпустили «кисточки» на 8 мм. Кроме того, я встретил в этом ущелье два выводка широкохвостой камышевки; первый в день нахождения гнезда (23 июня) и второй 26 июня. Птенцы с коротенькими рулевыми перелетали среди густой поросли трав и кустарника. Родители кормили их. Весьма интересно гнездование этого вида в горных условиях, столь резко отличающихся от её обычного биотопа.

Белогорлый соловей Irania gutturalis на южных склонах Гиссар-ского хребта не представляет редкости, но распространение его здесь носит спорадический характер. Мы встретили его только в двух ущельях по реке Варзоб. В первых числах мая птицы держались уже парами и было слышно интенсивное пение самцов. У самца, добытого 3 мая, семенники достигали 7 мм. Здесь гнездилось четыре пары.

Спустя полтора месяца, 18 июня, в верховье ущелья Кондара на одном из склонов, поросшем травянистой растительностью и небольшими группами кустарника ирги и шиповника, мы встретили выводок белогорлого соловья. Птенцы покинули гнездо, вероятно, 2-3 дня тому назад. Одного я добыл. Маховые перья достигали от 3.5 до 4.5 см, рулевые — 2 см. Окраска птенца: маховые и рулевые буровато-чёрные; верхние кроющие крыла темно-бурые с бежевыми пятнами на конце. Верхняя сторона (голова, спина и надхвостье) черноватая с крупными пятнами бежевого цвета. Горло, грудь и бока бежевые с тёмными пест-ринами. Брюшко беловатое. В изучаемом нами районе белогорлые соловьи встречаются на гнездовье на высоте 1200-2000 м н.у.м.

Кустарница Garrulax lineatus bilkevitchi (Zarudny, 1910) наблюдалась нами в ущелье Кондара, где она не представляет редкости. Гнездится два раза в лето. Начало гнездования - конец апреля - начало мая (Леонович 1962). Ко второму гнездованию кустарницы приступают в конце первой декады июня. Гнездо кустарницы, найденное мною в верховье ущелья Кондара на высоте примерно 1900 м н.у.м., 17 июня содержало одно яйцо. Через три дня, 20 июня, в гнезде оказалось 4 яйца. Кладка была закончена. Гнездо находилось на склоне среди кленовой рощи, на краю большой поляны, поросшей высокотравьем. Оно помещалось на кустике шиповника на горизонтально идущих ветвях на высоте 1 м. Гнездо сделано из сухих стеблей и сухих листьев, лоточек выложен тончайшими корешками и стебельками. Оно хорошо скрыто густой листвой кустарника и окружающим высокотравьем. Размер гнезда 12x14 см, высота 9 см. Лоточек 7.5x8.0 см, глубина его 6 см. Окраска яиц зеленовато-голубоватая без всяких отметин. Размер яиц:

24.8x18.8, 25.1x19.0, 26.3x19.4 и 26.6x19.0 мм. У гнезда кустарницы держатся чрезвычайно скрытно. Когда человек подходит к гнезду, сидящая на нем птица бесшумно слетает, молча скрывается в зарослях кустов и больше не появляется.

Большую помощь при изучении фауны Гиссарского хребта оказали мне зоологи Академии наук Таджикской ССР И.А.Абдусалямов и Л.А.Арутюнов.

Литератур а

Абдусалямов И.А. 1964. Птицы горного Зеравшана. Душанбе: 1-249.

Воробьёв К.А. 1936. Материалы к орнитологической фауне дельты Волги и прилежащих

степей // Тр. Астраханского заповедника 1: 3-52. Воробьёв К.А. 1944. Индо-гималайский элемент в орнитологической фауне Русского

Туркестана // Докл. АН СССР 45, 9: 421-424. Иванов А.И. 1940. Птицы Таджикистана. М.; Л.: 1-300.

Козлова Е.В. 1949. Оседлые и кочующие птицы южных склонов Гиссарского хребта // Тр.

Зоол. ин-та АН СССР 8, 4: 750-782. Леонович В.В. 1962. К биологии малоизученных птиц Таджикистана // Бюл. МОИП.

Отд. биол. 67, 2: 121-124. Попов А.В. 1959. Птицы Гиссаро-Каратегина: Эколого-географический очерк. Стали-набад: 1-183.

Тугаринов А.Я. 1951. Птицы // Ущелье Кондара. М.; Л.: 108-120.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1531: 5016-5017

Зеленушка Chloris chloris и чечевица Carpodacus erythrinus в городе Элисте и его окрестностях

Л.А.Кузнецов

Второе издание. Первая публикация в 1968*

Нами 31 мая 1963 в обширном, но сравнительно молодом парке, находящемся а самом центре города Элисты, наблюдалась пара зеленушек Chloris chloris; ещё одна пара в тот же день была замечена в другой части города на небольшом участке более старых древесных насаждений, расположенных по склонам балки. 10 мая 1964 пара зеленушек вновь была встречена в том же парке в центре Элисты. Таким образом, разбившиеся на пары зеленушки в гнездовой период встречены уже в зоне сухих степей Калмыкии в 150-200 км к востоку и юго-востоку от районов Ростовской области, приведённых в статье Мино-ранского (1962).

* Кузнецов Л.А. 1968. Обыкновенная зеленушка и обыкновенная чечевица в г. Элисте и его окрестностях II Орнитология 9: 353-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.