НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЧЛЕНОВ СБОРНОЙ РФ ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ
Э.А. Бондарева1, Е.З. Година1, М.А. Негашева2, И.А. Хомякова1, Л.В. Задорожная1, А.В. Анисимова1, Н.В. Свистунова1
1МГУ имени МВЛомоносова, НИИ и Музей антропологии, Москва
2МГУ имени МВЛомоносова, биологический факультет, кафедра антропологии, Москва
В результате жесткого профессионального отбора и многолетних тренировок в каждом виде спорта формируется комплекс морфофункциональных и генетических характеристик, которые отличают высококвалифицированных спортсменов данного вида спорта. Для спортсменов, занимающихся скалолазанием, характерны небольшая длина тела, относительно длинные руки, малый вес и индекс массы тела, крайне низкое подкожное жироотложение. Вес тела является одним из критических показателей, от которого зависит успешность спортсмена в данном виде спорта. Таким образом, представляется актуальным изучение морфологических особенностей в группе спортсменов высокой квалификации, занимающихся скалолазанием. По комплексной антропологической программе были обследованы 160 испытуемых: 32 члена сборной РФ по скалолазанию (18 мужчин и 14 женщин) и 128 человек (72 мужчины и 56 женщин), вошедших в контрольную группу неспортсменов. Среди обследованных спортсменов не было ни одного человека, который имел бы строгую специализацию (скорость, эталонная трасса, болдеринг, трудность) в скалолазании. Все обследованные выступали в соревнованиях по всем специализациям данного вида спорта. Антропометрическая программа включала измерения 30 признаков по принятой в НИИ антропологии МГУ методике.
Был выявлен комплекс морфологических признаков, характерный для высококвалифицированных скалолазов: пониженная масса тела; увеличение размеров корпуса и верхних конечностей; уменьшение размеров нижних конечностей (скелетных и обхватных); крайне низкое жироотложение; хорошо развитая мускулатура; очень высокие показатели динамометрии кисти. Результаты проведенного антропометрического обследования группы скалолазов высокой квалификации позволяют выделить комплекс морфологических и функциональных особенностей, отличающих данную группу от неспортсменов. Выявленные особенности связаны с многолетними занятиями скалолазанием и достижением больших успехов в данном виде спорта. Обладая низкой массой и длиной тела, минимальным жироотложением, короткими ногами и хорошо развитой мускулатурой корпуса и рук, спортсмены могут легче переносить собственный вес, удерживаться и выполнять сложные перехваты при прохождении маршрутов.
Ключевые слова: спортивная антропология, скалолазы, морфологические особенности, спортсмены высокой квалификации, спортивный отбор
Введение
В результате жесткого профессионального отбора и многолетних тренировок в каждом виде спорта формируется комплекс морфофунк-циональных характеристик, которые отличают высококвалифицированных спортсменов определенного вида спорта. Данные представленные в литературе, позволяют выделить ряд особенностей, характерных для спортсменов, занимающихся скалолазанием: небольшая длина тела [Watts et al., 2003], пониженная минеральная плотность костей [Sherk et al., 2010], относительно длинные руки [Mermier et al., 2000], малый вес и индекс массы тела [Watts et al., 1993; Watts et al., 2003]. Опубликованные данные, касающиеся морфологических характеристик высококвалифицированных скалолазов, относятся к исследованиям зарубежных авторов. В этой связи, представляется актуальным изучение соматических особенностей отечественных спортсменов высокой квалификации, занимающихся скалолазанием, по обширной антропологической программе.
Цель настоящего исследования - изучение морфофункциональных особенностей спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в скалолазании.
Материалы и методы
В работе использованы материалы комплексного антропологического обследования1 объединенной выборки скалолазов с квалификацией от кандидатов в мастера спорта (KMC) до заслуженных мастеров спорта (3MC) в возрасте от 16 до 33 лет, членов Сборной РФ по скалолазанию. Всего было обследовано 32 спортсмена, из них 18 мужчин и 14 женщин. Среди обследованных спортсменов не было ни одного человека, который имел бы строгую специализацию (скорость, эталонная трасса, болдеринг, трудность) в скалолазании. Все обследованные спортсмены выступали в соревнованиях по всем специализациям данного вида спорта, что и позволяет авторам говорить об объединенной выборке. По национальному составу выборка спортсменов состояла на 70% из этнических русских, остальные 30% обследованных относились преимущественно к уральской расе (чуваши, удмурты, татары).
Результаты молекулярно-генетического исследования опубликованы авторами ранее [Бондарева с соавт., 2014].
В качестве женской контрольной группы было обследовано (с сентября по ноябрь 2014 года) 56 русских студенток 1 курса психологического факультета МГУ, ранее не занимавшихся спортом профессионально. В контрольную группу мужчин вошли 72 человека в возрасте от 18 до 27 лет, этнические русские, не занимавшихся спортом профессионально. Испытуемые (мужчины) были обследованы в 2009 году на базе Российского государственного университета физической культуры спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК).
Антропометрическая программа включала измерения 30 показателей. По принятой в НИИ антропологии МГУ методике [Бунак, 1941; Лутови-нова с соавт., 1970; Weiner, Ьоипе, 1969] измеряли продольные размеры тела, массу тела, диаметры тела, обхватные размеры, толщину кожно-жиро-вых складок, диаметры костных эпифизов. Измерялись показатели динамометрии кистей рук. Кроме того, проводилось анкетирование спортсменов, в ходе которого устанавливались длительность занятий данным видом спорта, квалификация и специализация спортсменов. Для статистической обработки материалов использовали пакет программ «^айэйса 8.0». Обследование проводилось в соответствии с правилами биоэтики. Все испытуемые были проинформированы о целях и методах исследования и дали свое информированное согласие.
Результаты и обсуждение
Зарубежными авторами показано, что спортсмены, занимающиеся скалолазанием, отличаются от неспортсменов меньшими длиной тела, весом тела, а также процентным содержанием жира в организме [Watts et al., 1993, 2003]. В нашем предыдущем исследовании [Гайдамакина с соав., 2013] была сделана попытка оценить морфологические особенности спортсменов-скалолазов разных специализаций. Однако, как уже упоминалось выше, все обследованные спортсмены выступали в соревнованиях по всем специализациям данного вида спорта, что и позволило в настоящем сообщении дать характеристику объединенной выборке скалолазов высокой квалификации.
В таблицах 1 и 2 приведены средние арифметические величины и средние квадратические отклонения величин морфологических и функциональных признаков, по которым были найдены статистически достоверные различия между скалолазами и контрольной группой, для мужчин и женщин соответственно.
Таблица 1. Основные морфологические признаки, по которым были найдены статистически достоверные различия между мужчинами-скалолазами (N=18) и мужчинами из контрольной группы (N=72)
Признаки Скалолазы Контрольная группа
М S М S
Длина тела, см * 172,6 5,5 177,6 6,5
Длина корпуса, см * 79,7 3,6 75,8 ЗД
Длина ноги, см * 92,8 3,5 101,3 5,2
Длина бедра, см * 44,9 1,8 48,2 2,9
Длина голени, см * 37,5 1,4 40,6 2,4
Ширина колена, мм *** 95,3 4,5 98,2 4,9
Ширина лодыжки, мм * 70,8 3,8 74,0 5,1
Наибольший обхват бёдер, см *** 89,6 5,5 93,3 6,1
Обхват плеча, см * 29,4 2,4 27,8 ЗД
Обхват предплечья, см * 27,7 2,1 25,7 2,0
Обхват бедра, см *** 51,1 3,6 54,2 5,0
Обхват на середине бедра, см *** 46,2 3,0 52,5 4,2
Обхват голени,см ** 34,0 2,0 36,6 ЗД
Жировая складка под лопаткой, мм *** 7,1 1,4 10,8 4,7
Жировая складка на трицепсе, мм *** 4,1 0,9 10,4 5,0
Жировая складка на внутренней поверхности плеча, мм *** 2,5 0,4 3,8 1,6
Жировая складка на предплечье, мм *** 2,5 0,4 6,2 2,5
Жировая складка на животе, мм *** 5,7 1,4 13,3 7,5
Жировая складка на животе косая, над подвздошным гребнем, мм *** 4,5 0,7 13,1 7,6
Жировая складка на бедре медиальная, мм *** 4,4 0,8 9,7 6,5
Жировая складка на середине бедра, мм *** 6,5 1,8 15,3 8,0
Жировая складка на голени, мм *** 5,4 1,4 12,2 5,5
Динамометрия правой кисти, кг *** 51,9 7,8 34,6 9,8
Динамометрия левой кисти, кг *** 49,2 8,2 31,4 9,1
Примечания. * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Названия некоторых признаков, например, «ширина колена», «ширина лодыжки» и т.д., приводятся нами по номенклатуре Международной биологической программы ^етег, Ьоипе, 1969]. В отечественной литературе приняты другие названия этих признаков: например, «поперечный диаметр дистальной части бедра», «поперечный диаметр дистальной части голени» [Мартиросов, 1982] или «поперечный диаметр нижних эпифизов бедра», «поперечный диаметр нижних эпифизов голени» [Бунак, 1941]. Как нам кажется, в данном случае номенклатура Международной биологической программы проще и адекватнее отражает суть этих морфологических признаков, измеряемых на живых людях.
Представленные в табл. 1 и 2 данные позволяют заключить, что и у мужчин, и у женщин высококвалифицированных скалолазов наблюдаются более высокие значения обхвата предплечья по
сравнению с контрольной группой, в то время как значения максимального обхвата бедер и двух обхватов бедра снижены. У мужчин, занимающихся скалолазанием, больше обхват плеча и меньше обхват голени, чем у мужчин контрольной группы. Отсутствие различий в обхватах груди и талии, а также плеча и голени у женщин достигается за счет преимущественного развития скелетной мускулатуры у спортсменок и подкожного жира у женщин из контрольной группы. Таким образом, у скалолазов больше обхваты верхних конечностей и меньше обхваты нижней части тела (бедер и ног).
В женской выборке скалолазы отличались большей шириной локтя по сравнению с контрольной группой. В мужской группе скалолазы статистически достоверно отличались от контрольной группы меньшими значениями ширины колена и лодыжки. В литературе имеются данные
Таблица 2. Основные морфологические признаки, по которым были найдены статистически достоверные различия между женщинами-скалолазами (N=14) и женщинами из контрольной группы (N=56)
Признаки Скалолазы Контрольная группа
М S М S
Длина корпуса, см * 76,3 2,3 71,9 3,1
Длина ноги, см * 88,6 4,7 93,6 4,5
Длина бедра, см ** 45,8 3,1 43,6 2,4
Длина плеча, см * 31,5 1,6 30,0 1,4
Длина кисти, см * 18,6 0,8 17,2 1,6
Акромиальный диаметр, см *** 36,6 1,8 34,8 1,8
Ширина локтя, мм * 63,0 3,1 60,5 3,8
Наибольший обхват бёдер, см * 89,3 5,4 93,8 6,2
Обхват предплечья, см * 23,8 0,7 22,4 1,5
Обхват бедра, см * 51,4 3,1 54,7 4,4
Обхват на середине бедра, см * 47,6 3,0 50,6 4,2
Жировая складка под лопаткой, мм *** 7,2 1,2 12,3 4,8
Жировая складка на трицепсе, мм *** 7,1 2,3 15,5 5,8
Жировая складка на внутренней поверхности плеча, мм *** 3,5 1,1 5,6 2,3
Жировая складка на предплечье, мм *** зд 0,8 8,4 3,9
Жировая складка на животе, мм *** 7,4 1,9 17,3 6,9
Жировая складка на животе косая, над подвздошным гребнем, мм *** 5,9 1,4 12,6 5,6
Жировая складка на бедре медиальная, мм *** 5,1 1,9 8,8 3,6
Жировая складка на середине бедре, мм *** 14,2 5,0 24,4 8,1
Жировая складка на голени, мм *** 7,2 2,1 16,6 7,2
Динамометрия правой кисти, кг *** 37,6 7,2 18,1 6,0
Динамометрия левой кисти, кг *** 35,1 5,3 15,9 6,2
Примечания. *- р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
о снижении минеральной плотности кости у скалолазов [Nevill et al., 2003]. Однако этот вопрос требует дальнейших специальных исследований.
Спортсменки статистически достоверно отличались от контрольной группы большим акромиаль-ным диаметром. У мужчин статистически достоверных различий по этому признаку не обнаружено, что может быть связано как с малой численностью экспериментальных групп, так и со спецификой тендерных различий адаптации к специфическим физическим нагрузкам.
Как уже отмечалось зарубежными авторами [Watts et al., 1993, 2003], для скалолазов характерно низкое содержание жира в организме. Обследованная нами выборка высококвалифицированных скалолазов полностью подтверждает данный вывод. Спортсмены обоего пола демонстрируют низкие значения толщины кожно-жировых складок на корпусе и конечностях (табл. 1, 2). В сочетании с выявленной в некоторых исследованиях пониженной минерализацией осевого скелета
[БИегк е! а1., 2010] низкое жироотложение способствует сохранению небольшой массы тела, критичной для представителей данного вида спорта.
Статистические достоверные различия в длине тела найдены только у мужчин. Однако у спортсменов обоего пола обнаружены характерные различия в пропорциях тела: и у мужчин, и у женщин из экспериментальной группы больше длина корпуса и меньше длина ноги по сравнению с контрольной группой. При этом уменьшение длины ноги связано с достоверным снижением длин сегментов нижних конечностей - бедра и голени. В то же время у скалолазов, в первую очередь, у женщин, отмечены большие величины длины плеча и кисти.
Существенные различия обнаружены в силе сжатия кистей рук. У скалолазов обоего пола эти показатели по своей величине почти в два раза превышают таковые представителей контрольной группы.
Заключение
Результаты проведенного антропологического обследования группы скалолазов высокой квалификации позволяют выделить комплекс морфологических и функциональных особенностей, отличающих данную группу от лиц, не занимающихся спортом. К этим признакам относятся: пониженная масса тела; увеличение размеров корпуса и верхних конечностей; уменьшение размеров нижних конечностей (скелетных и обхватных); крайне низкое жироотложение; хорошо развитая мускулатура; очень высокие показатели динамометрии кисти. Выявленные особенности связаны с многолетними занятиями скалолазанием и специфической адаптацией спортсменов для достижения высоких результатов в данном виде спорта. Обладая низкой массой и длиной тела, минимальным жироотложением, короткими ногами, хорошо развитой мускулатурой корпуса и рук, они могут легче переносить и удерживать собственный вес, выполнять сложные перехваты при прохождении маршрутов.
Благодарности
Исследование проведено при поддержке грантов РФФИ № 15-06-06901 и № 15-06-03511.
Библиография
Бондарева Э.А., Гэйдамакина А.Ю., Байковский Ю.В., Година Е.З. Молекулярно-генетические характеристики высококвалифицированных скалолазов // Экстремальная деятельность человека. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта, 2014. № 2. С. 58-60. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. 368 с.
Гэйдамакина А.Ю., Бондарева Э.А., Хомякова И.А., Тер-Минасян А.В. Морфологические особенности высококвалифицированных скалолазов различных специализаций: трудность, скорость, болдеринг // Экстремальная деятельность человека. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта, 2013. № 28. С. 54-57. Лутовинова Н.Ю., Уткина М.И., Чтецов В.П. Методические проблемы изучения вариаций подкожного жира // Вопросы антропологии, 1970. Вып. 36. С. 32-54. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 с. Bourne R, Halaki M, Vanwanseele B, Clarke J. Measuring lifting forces in rock climbing: effect of hold size and fingertip structure // J. Appl. Biomech., 2011. N 27. P. 40-46. Mermier C.M., Janot J.M., Parker D.L., Swan J.G. Physiological and anthropometric determinants of sport climbing performance // Br. J. Sports Med., 2000. N 34. P. 35-365. Nevill A.M., Holder R.L., Stewart A.D. Modeling elite male athletes' peripheral bone mass, assessed using regional dual x-ray absorptiometry // Bone, 2003. N 1. P. 62-68. Sherk V.D., Bemben M.G., Bemben D.A. Comparisons of bone mineral density and bone quality in adult rock climbers, resistance-trained men, and untrained men // J. Strength Cond. Res., 2010. N 24. P. 2468-2474. Watts B, Joubert L.M., Lish A.K., Mast J.D., Wilkins B. Anthropometry of young competitive sport rock climbers // Br. J. Sports Med., 2003. N 37. P. 420-424. Watts P.B., Martin D.T., Durtschi S. Anthropometric profiles of elite male and female competitive sport rock climbers // J. Sports Sci., 1993. N 11. P. 113-117. Weiner J.S., Lourie J.A. Human Biology. A Guide to Field Methods. Oxford, Edinburgh: Blackwell Scientific Publ., 1969. 578 p.
Контактная информация:
Бондарева Эльвира Александровна:
e-mail: [email protected];
Година Елена Зиновьевна: e-mail: [email protected];
Негашева Марина Анатольевна: e-mail: [email protected];
Хомякова Ирина Анатольевна:
e-mail: [email protected];
Задорожная Людмила Викторовна: e-mail: [email protected]; Анисимова Анна Викторовна: e-mail: [email protected]; Свистунова Надежда Васильевна: e-mail: [email protected].
SOME RESULTS OF ANTHROPOLOGICAL STUDY OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES, MEMBERS OF RUSSIAN NATIONAL TEAM FOR ROCK-CLIMBING
E.A. Bondareva1, E.Z. Godina1, M.A. Negasheva2, I.A. Khomyakova1, L.V. Zadorozhnaya1, A.V. Anisimova1, N.V. Svistunova1
'Lomonosov Moscow State University, Research Institute and Museum of Anthropology, Moscow 2Lomonosov Moscow State University, Department of anthropology, Moscow
Sports of high achievements can be considered as an extreme model of the definitive manifestation of a phenotype resulting from genotype-environment interactions. The aim of the present paper was to study morphological characteristics in rock-climbers of high qualification.
32 rock-climbers (14 women and 18 men), members of the Russian National team, aged from 16 to 33 years, took part in the investigation. 56 women and 72 men, non-athletes, aged from 16 to 35 years, formed a control group. The program included anthropometric measurements (30) and bioimpedance analysis. Significant differences were revealed in morphological traits: in male athletes body height and leg length, as well as knee and ankle breadths were decreased, while corpus length and elbow breadth were increased. Skinfold thickness (measured at 9 points) had significantly lower values both in male and female athletes. Muscle mass was increased, but only in women athletes the differences were statistically significant. Hand grip strength in rock-climbers was almost doubled when compared to the control group.
Keywords: sports anthropology, rock-climbers, morphofunctional traits, athletes of high qualification, sports selection