Научная статья на тему 'Некоторые пути совершенствования исполнения законодательства о свободных зонах'

Некоторые пути совершенствования исполнения законодательства о свободных зонах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЗОНА / FREE ZONE / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СВОБОДНАЯ ЗОНА / PRODUCTION FREE ZONE / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / FREE ECONOMIC ZONE / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADING ZONE / ТРАНСТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СВОБОДНАЯ ЗОНА / СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / FREE CUSTOMS ZONE / TRANS-TERRITORIAL FREE ZONE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуужаа Эрдэнэбулган, Хайдав Болормаа, Амаржаргал Солонго, Төртогтох Наранцогт

Статья посвящена изучению эволюции свободных зон (или специальных зон), начиная с 1547 года в Италии (город Ливорно) до настоящего времени. Особое внимание уделено развитию свободных зон в Монголии. Авторы в статье исследуют и определяют понятие и сущность специальной экономической зоны как зоны, создаваемой в целях поддержки экономического развития, где юридические лица платят минимальные налоги или вовсе освобождаются от уплаты налогов. Авторы изучили законодательство о свободной зоне в Монголии и других странах. В соответствии с законом Монголии «О свободной зоне» под ней понимается определенная часть территории Монголии с соответствующим режимом хозяйственной деятельности, а также с порядком начисления таможенной пошлины и иных налогов, находясь вне таможенной территории. Авторы выявили общие признаки стран, которые успешно осуществили реализацию свободной экономической зоны, специальной зоны; этими признаками являются: осуществление правильной валютной политики, экономическая стабильность, рациональное законодательство о частной собственности и инвестициях, соответствующие правила и порядок о рынке труда, наличие достаточного количества человеческих ресурсов требуемого качества, исполнение законодательства. Далее авторы изучили развитие свободных зон в Монголии, описали результаты социологического опроса об осведомленности населения относительно реализации Концепции, утвержденной постановлением Великого Государственного Хурала Монголии №87 от 1995 года, по созданию и развитию свободных зон. Было выявлено, что деятельность осуществляется на основании реальных условий, критериев выбранных определенных зон, путем утверждения в законодательном порядке данного статуса каждой экономической зоны. Но опрос и проведенный анализ позволили выявить некоторые недостатки в реализации законодательства, которые также представлены в статье. В заключении авторы предлагают основные направления деятельности по совершенствованию реализации свободных зон, поскольку создание экономических зон без учета принципов, особенностей, реальных факторов, предварительных условий предусмотренных в соответствии с созданием и развитием свободных зон в Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS OF IMPROVING THE LEGISLATION ON FREE ZONES EXECUTION

The article is devoted to the study of free zones (or special zones) evolution, starting from 1547 in Italy (the city of Livorno) to the present day. Particular attention is paid to the development of free zones in Mongolia. The authors study and define the concept and essence of the special economic zone as a zone created to support economic development, where legal entities pay minimum taxes or are completely exempt from taxes. The authors studied the legislation on the free zone in Mongolia and other countries. In accordance with the law of Mongolia «On the Free Zone», it means a certain part of the Mongolian territory with the corresponding regime of economic activity, as well as the procedure for calculating customs duties and other taxes while outside the customs territory. The authors identified common signs of countries that successfully implemented the free economic zone, a special zone. These signs are: the implementation of the correct monetary policy, economic stability, rational legislation on private property and investment, the relevant rules and regulations on the labour market, the availability of sufficient human resources of the required quality, the implementation of legislation. Further, the authors studied the development of free zones in Mongolia, described the results of a sociological survey on awareness of the population on the implementation of the Concept, approved by the resolution of the Great State Hural of Mongolia No. 87 of 1995, on the creation and development of free zones. It was revealed that the activity is carried out on the basis of actual conditions, the criteria of the selected specific zones, by legislating this status of each economic zone. But the survey and the analysis made it possible to identify some shortcomings in the implementation of legislation, which are also presented in the article. In conclusion, the authors propose the main directions of activities to improve the implementation of free zones, as the creation of economic zones without taking into account the principles, features, real factors, preconditions provided for in accordance with the creation and development of free zones in Mongolia.

Текст научной работы на тему «Некоторые пути совершенствования исполнения законодательства о свободных зонах»

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

УДК 332.146

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДНЫХ ЗОНАХ1

Жуужаа Эрдэнэбулган

Доктор юридических наук, профессор, Директор,

Кафедра публичного права

Юридического Института

Монгольского государственного университета

j_erdenebulgan@num.edu.com

ул. ООН-17, Уланбатор-46а поч-324, район СYхбаатар Уланбатор, Монголия, 14201 (976-11) 9999-7090

Хайдав Болормаа

Магистр юридических наук,

Преподаватель

Кафедры публичного права

Юридического Института

Монгольского государственного университета

kh_bolormaa@num.edu.com

ул. ООН-17, Уланбатор-46а поч-324, район СYхбаатар Уланбатор, Монголия, 14201 (976-11) 8808-0864

Амаржаргал Солонго

Магистр юридических наук,

Преподаватель

Кафедры публичного права

Юридического Института

Монгольского государственного университета

asolongo@num.edu.com

ул. ООН-17, Уланбатор-46а поч-324, район СYхбаатар Уланбатор, Монголия, 14201 (976-11) 9918-3688

1 Финансирование за счет гранта на исследование Монгольского государственного университета в рамках проекта молодых ученых

Тертогтох Наранцогт

Магистр юридических наук,

Преподаватель

Кафедры публичного права

Юридического Института

Монгольского государственного университета,

Судья

Районного суда Чингэлтэй

Narantsogt213@yahoo.com

ул. ООН-17, Уланбатор-46а поч-324, район СYхбаатар Уланбатор, Монголия, 14201 (976-11) 9902-9053

Аннотация. Статья посвящена изучению эволюции свободных зон (или специальных зон), начиная с 1547 года в Италии (город Ливорно) до настоящего времени. Особое внимание уделено развитию свободных зон в Монголии. Авторы в статье исследуют и определяют понятие и сущность специальной экономической зоны как зоны, создаваемой в целях поддержки экономического развития, где юридические лица платят минимальные налоги или вовсе освобождаются от уплаты налогов. Авторы изучили законодательство о свободной зоне в Монголии и других странах. В соответствии с законом Монголии «О свободной зоне» под ней понимается определенная часть территории Монголии с соответствующим режимом хозяйственной деятельности, а также с порядком начисления таможенной пошлины и иных налогов, находясь вне таможенной территории.

Авторы выявили общие признаки стран, которые успешно осуществили реализацию свободной экономической зоны, специальной зоны; этими признаками являются: осуществление правильной валютной политики, экономическая стабильность, рациональное законодательство о частной собственности и инвестициях, соответствующие правила и порядок о рынке труда, наличие достаточного количества человеческих ресурсов требуемого качества, исполнение законодательства.

Далее авторы изучили развитие свободных зон в Монголии, описали результаты социологического опроса об осведомленности населения относительно реализации Концепции, утвержденной постановлением Великого Государственного Хурала Монголии №87 от 1995 года, по созданию и развитию свободных зон. Было выявлено, что деятельность осуществляется на основании реальных условий, критериев выбранных определенных зон, путем утверждения в

законодательном порядке данного статуса каждой экономической зоны. Но опрос и проведенный анализ позволили выявить некоторые недостатки в реализации законодательства, которые также представлены в статье. В заключении авторы предлагают основные направления деятельности по совершенствованию реализации свободных зон, поскольку создание экономических зон без учета принципов, особенностей, реальных факторов, предварительных условий предусмотренных в соответствии с созданием и развитием свободных зон в Монголии.

Ключевые слова: свободная зона; производственная свободная зона; свободная экономическая зона; зона свободной торговли; транстерриториальная свободная зона; свободная таможенная зона.

Если исходить из опыта других стран, свободная зона является одной из основных организационных форм, направленных на повышение эффективности экономики путем развития открытой формы экономики и привлечения инвестиций, на улучшение внешнеторгового оборота, на поддержку экспорта, зонального развития и на создание новых рабочих мест.

Исследаватели считают, что свободная экономическая зона во всемирной истории была создана в ранний период или в средние века.

История начала создания свободной зоны или же специальной зоны начинается с 1547 года - с объявления таковым города Ливорно (1696) на территории Тоскана в Италии. Потом в 17-м веке была создана свободная торговая зона в итальянском морском порту в Триесте, а также в Шибеникте в Югославии, в 18-м веке свободная зона была учреждена на Гибралтаре (1704), в дальнейшем в Бангкоке (1782), в Сингапуре (1819), в Гонконге (1842). В данных свободных зонах создавались благоприятные условия для свободной торговли. Ирландское правительство в конце 1950-х годов создало производственную экономическую свободную зону в международном аэропорту Шэннон. И в дальнейшем, начиная с 1970-х годов, началась история по созданию свободных зон в развитых странах и в развивающихся странах.2

JEL Коды: H21; H23; R12; R13.

Введение

2 http://uchebnik-online.com/128/342.html

© Ж.Эрдэнэбулган, Х.Болормаа, А.Солонго, Т.Наранцогт 3

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

В Монголии вопрос создания свободных зон нашел свое отражение в правовых документах 19953 года на основании Киотской Конвенции4и на этом основании была создана основа для ее осуществления. Вышеуказанное законодательство было реализовано путем создания и развития свободных зон в соответствии с концепцией создания свободных зон с учетом существующих реальных факторов, предварительных условий, критериев и законодательного утверждения статуса данных территориальных зон; и, начиная с 2015 года, все вышеуказанные правовые документы были объединены в один законодательный акт.

В последние годы в развитии международного экономического сотрудничества особенно важную роль стало играть направление экономического зонирования. Экономическое зонирование осуществляется в 2-х формах: сотрудничество и интеграция или сближение. Цель сотрудничества экономических зон бывает ограниченной и направлена преимущественно на создание сравнительно свободного торгового режима в рамках данной сферы и развития торговли между странами данной территориальной зоны.5

Свободные зоны6 по форме и политике классифицируются на:

1. Торговая свободная зона - это территория, на которой между участниками применяется свободный торговый распорядок . Они в основном располагаются вблизи морских портов, или воздушных аэропортов и в данных зонах товары, подлежащие дальнейшему экспортированию освобождаются от импортных, экспортных таможенных пошлин. Хотя на реализуемые товары и продукцию не начисляется налог на добавленную стоимость, имеется преимущество для национальных и местных прозводственных и обслуживающих компаний в плане получения прибылей.

3 Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принята 18-го мая 1973 года в городе Киото, Япония, вступила в силу с 25-го сентября 197 года. Монголия ратифицировала 26-го мая 2006 года.

4 1995 год «Концепция создания свободных экономичесих зон в Монголии», резолюция номер 87, 1996 год «Концепция развития Монголии», 2001 год «Концепция зонального развития Монголии», 2002 год «Закон о свободных зонах», 2002 год «Закон о правовом статусе свободной торговой зоны Алтанбулаг», 2003 год «Закон о правовом статусе свободной экономической зоны Замын-Ууд», 2003 год «Закон о правовом статусе свободной торговой зоны Цагааннуур», 2015 год «Закон о свободных зонах» /Обновлённая редакция/

5 Международное экономическое право. М.Уянга. Уб., 2014. Стр. 59

6 Под свободной зоной понимается часть территории Монголии, в отношении таможенных налогов и других налогов считающейся находящейся вне таможенной территории, имеющей специальный режим хозяйственной деятельности. «Закон о свободных зонах» 2015 год. Параграф 3.1.1

7 Юридическая энциклопедия. С.Нарангэрэл. Уб., 2015. Стр. 606

2. Таможенная свободная зона - если рассматривать с точки зрения таможенной и валютной правовой основы, то это территория, которая расположена вне рамок таможенных границ.

3. Транстерриториальная свободная зона - это свободная зона созданная на основании межправительственного соглашения двух стран на приграничном пункте, территории приграничного государства.

4. Под экономической зоной в международной практике подразумевается территория, специально предоставленная государством, предназначенная для специальной экономической деятельности или для деятельности иностранной хозяйственной единицы в целях создания специальных благоприятных условий и для разрешения специального правового регулирования налоговых, таможенных, трудовых, валютных и иных отношений .

Целью настоящей зоны является обеспечение развития многих отраслей как на внутреннем так и на внешнем рынках. В данной зоне действует различная поощрительная политика: например, инфраструктура, таможенные и налоговые льготы и освобождения от них, в том числе, существует упрощение требований государственных учреждений.

5. Производственная свободная зона - это свободная экономическая зона, на территории которой иностранные и отечественные производители осуществляют деятельность на льготной основе.9 Производственная зона направлена на определенную экономическую деятельность, и создана специальная инфраструктура для успешного выполнения этой деятельности.

Свободная экономическая зона, кроме торговой свободной зоны, может иметь различное наменование: экономическая специальная зона, открытая свободная зона10, международная экономическая зона11. Это зависит от особенностей страны, региона, международной организации и инвесторов. Некоторые страны, например КНР, создают свободную зону для непосредственного привлечения иностранных инвестиций12, другие - для уменьшения

8 Там же. Стр 606.

9 Там же. Стр 606.

10 Например такая зона имеется в КНР.

11 Зона, предложенная Швецией и расположенная между Северным Ледовитым океаном и Черным морем. Silviu Costachie. Free zones some theoretical aspects. Annals of the university of Craiova- series geography. Vol. 11/2008, page

12 Программы всех типов зон, в том числе начиная от традиционных производственных зон экспортной ориентации и кончая крупными специальными экономическими зонами КНР, в какой то степени организуются в целях привлечения прямых иностранных инвестиций.

139

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

13

общественного экономического бремени и уменьшения безработицы13, третьи - для ускорения обновления экономики и решения иных задач14.

Хотя свободная зона официально признается, и создана правовая основа, но вопросы, связанные с деятельностью свободных зон, социальная составляющая жителей данных зон, развитие свободных зон, влияние, которое оказывается на хозяйственные единицы, зарегистрированные в свободной зоне, по-прежнему являются актуальными.

Исследование развития свободных зон в Монголии и за рубежом

Монголия в 1990 году под влиянием внешних и внутренних факторов перешла на демократический режим с изменением общественной, экономической и политической структуры. Новая либеральная Конституция была утверждена в 1992 году15. В связи с этим возникла необходимость обновления законодательства. Сегодня в Монголии действует около 600 законов и около 1000 законодательных актов.

До настоящего времени законодательство в Монголии мало изучалось и не входило в научный оборот и из-за этого не была сформирована информационная база, необходимая для углубленного изучения исследователями. Поэтому целью настоящей публикации является исследование вопросов исполнения закона о свободных зонах.

В ходе опроса общественного мнения по вопросам знания гражданами о свободных зонах, знания жителей Алтанбулака на 20 процентов были лучше, чем знания жителей Замын Уд, но, к сожалению, в свободной зоне Алтанбулак трудоустройство жителей существенно ниже. При анализе видов деятельности в свободной зоне Алтанбулак осуществление деятельности по торговле пищевыми товарами на 15% выше, чем в свободной зоне Замын Уд, но, вместе с тем, в свободной зоне Замын Уд осуществление торговли хозяйственными товарами на 30% выше, чем в зоне Алтанбулак. Что касается выгоды, приобретаемой гражданином, то в свободной зоне Замын Уд гражданин имеет больше возможностей их получить по сравнению с Алтанбулаком.

13 Например, программы специальынх экономических зон, реализованных в Тунисе, Доминиканской Республике, не оказали значительного влияния на изменение экономической структуры страны, но смогли создать в большом количестве надежные, стабильные рабочие места.

14 Специальные экономические зоны используются в качестве обычных экономических инструментов экономического развития, увеличения ассортимента продукции экспортной ориентации, переработки. КНР, Южная Корея, Мавритания, Тайвань смогли успешно реализовать данные цели. Предварительное заключение по решению о создании свободной сельскохозяйственной зоны «Халхингол». УБ., 2015. Стр. 4

15 Гангабаатар Д., Конституционное право. УБ., 2016. Стр. 27.

© Ж.Эрдэнэбулган, Х.Болормаа, А.Солонго, Т.Наранцогт 6

Если рассматривать итоги опроса общественного мнения об источниках информации, то самый большой процент граждан получает информацию от знакомых - 29,2% и по телевидению -25,7%. При этом жители Алтанбулака получают информацию больше от своих знакомых, а жители Замын Уд - наоборот, получают больше инфориации по ТВ.

Знания граждан законодательства о свободных зонах в вышеуказанных зонах непропорциональны. Например, незнание законодательства жителями свободной зоны в Замын Уд по сравнению с жителями свободной зоны в Алтанбулаке было выше на 9.4%, но в процессе разработки законопроекта о свободных зонах мнение жителей Алтанбулака было учтено меньше на 11%, чем мнение жителей Замын Уд. Выгода от данного законодательства для жителей свободной зоны Алтанбулака на 12 процентов меньше.

Если сравнивать ответы на вопросы об исполнении закона о свободных зонах, то мнение жителей Алтанбулака более оптимистично (на 25,4%), а на вопросы о невозможности реализации закона жители Алтанбулака не ответили. Тогда как жители свободной зоны Замын Уд на вопрос о невозможности реализации закона ответили утвердительно (16.9 процентов). Если сравнивать оценки по поводу данного законодательства жителей двух зон, то оценки жителей Алтанбулака намного выше. Например, если работу свободной зоны жители Замын Уд оценивают на «хорошо», то жители Алтанбулака в большинстве дают оценку «посредственно». В то время как положительное или неудовлетворительное влияние законодательства о свободных зонах на вышеуказанные свободные зоны - не имеет принципиальных различий.

В результате данного опроса ясно просматривается, что знания граждан о свободных зонах в Алтанбулаке и Замын Уд очень неполные и в данных двух зонах непропорциональны.

Для комплексного развития свободных зон в Монголии необходимо учитывать развитие и опыт свободных зон других стран, которые определяют политику всемирных свободных зон и возглавляют их.

Развитие свободных зон предопределяет увеличение объемов экспортируемой или импортируемой продукции, получение прибылей, что является вопросами экономики и общества данной страны, а также, с другой стороны, помогает преодолеть безработицу, которая является проблемой всемирной экономики, и дает возможность для развития страны, опираясь на технологии и инвестирование, бережно отношение к природе и экологии. Например, КНР для увеличения своей конкурентноспособности по сравнению с другими выскоразвитыми странами

создала множество экспортоперерабатывающих зон «export processing zone». Одной из них является Шенженская свободная зона «Shenzhen», которая расположена в северной части Гонконга. Ее особенностью является также то, что она включает в себя самостоятельную зону Шекоу «Shekou», независимую от Шенженской свободной зоны. А также зона Жухай «Zhuhai», находящаяся вблизи Макао, - это одна большая свободная торговая зона. Четвертая по счёту Шиаменская «Xiamen» свободная зона находится на стадии подготовки. Еще одна зона будет расположена в Шантау «Shantou».

Все эти свободные зоны обеспечивают инвесторам большие возможности для прибыльной деятельности. Даже если компания и не является инвестором, она имеет право на 100% собственности на свою дочернюю компанию, имеет возможность для получения долгосрочного займа, при этом вопросы найма, увольнения рабочих и установления размеров заработной платы - это прерогатива компании. Но, вместе с тем, определенные критерии все же регулируются в зонах, например: предоставление прав на осуществление деятельности в пределах свободной зоны, лишение данных прав, минимальный размер зарплаты, рабочие места. Например в свободной зоне Шенжин «Shenzhen», которая обеспечивается электроэнергией и телефонной связью из Гонгонка, свою деятельность осуществляют свыше 300 Гонгонкских предприятий.

Освобождение от налогов и другие поощрения предоставляются в экономических зонах в достаточной мере, но некоторые вопросы не получают положительного решения Правительства, так Правительство придерживается политики закрытия нескольких сотен предприятий в свободных зонах, не получивших данные разрешения.

Льготы в Российской Федерации сходны с льготами в КНР. Например, в Находке «Nakhodka», расположенной в пограничной с Японией зоне, в течении первых пяти лет предприятия освобождаются от налогов, и в дальнейшем подоходный налог устанавливается в размере 10 процентов. Зарплата работников, работающих в банках, страховых организациях и предприятиях по переработке полезных ископаемых выдаётся в «твёрдой валюте» или в денежных знаках с стабильным курсом.

В 1991 году Президент Ельцин превратил Калининград в свободную торговую зону. Хотя в Российской Федерации иностранные граждане имеют возможность владения землей, в процессуальном отношении это очень затруднено. Поэтому иностранные инвесторы не всегда имеют возможность строительства производственных зданий и сооружений, что подвергается

критике. Из республик, бывших в составе Союза, Туркменистан планирует создать 7 новых свободных зон. Они предлагают освобождение от налогов в течении 3-х лет, покупку воды, газа, электроэнергии по сниженным ценам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если рассматривать Африку, то в Кении имеется 6 свободных зон, и лица, осуществляющие там деятельность, не платят налоги в течении первых 10 лет. Одной из особенностей свободных зон Кении является то, что предприниматели, в рамках соглашения «МиВ» получают право транспортировки на территории всей страны оборудования и сырья, используемого в собственном производстве без каких-либо налогов.

В Мадагаскаре в свободной производственной зоне в течении 5 лет предоставляется освобождение от налогов, после окончания данного срока налагаются льготные налоги в размере 10 процентов на доходы организации и доходы акционеров.

В отношении стран Ближнего Востока: в свободной зоне Шаржа, Объединённых Арабских Эмиратов разрешается проведение деятельности в течении 15 лет без уплаты налогов. Особенностью является то, что данное налоговое освобождение действительно не только для производственных предприятий, но и для банков и организаций других отраслей. В силу того, что деятельность зоны была успешной, в настоящее время территория данной свободной зоны увеличилась в 2 раза по сравнению с изначально запланированной территорией. Если в городе Абу Даби создаётся аналогичная с созданной в Дубай крупная зона, то в Дубай планируется в дальнейшем расширение свободной зоны, оказания налоговых льгот для таких определённых продуктов, как нефть, сталь, сельское хозяйство. Не ограничиваясь этим шах Эмиратов работает, поставив целью создание свободной торговой зоны в иностранной стране.

Сьера-Леоне: Освобождение от экспортных и импортных налогов в течении 5 лет, экспортные налоги от 5-ти процентов всей прибыли уплачиваются с задержкой. А в отношении предприятий, которые занимаются земледельческой деятельностью, вне зависимости от расположения на территории Сьера-Леоне освобождаются в течении 10-ти лет от уплаты налогов, и после этого периода 50 процентов доходов акционеров освобождаются от налогов.

В Гане в течении первых 10-ти лет представляется освобождение от налогов и в течение последующих 10-ти лет облагаются 8 процентным налогом. На доходов от источников,

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

находящихся внутри свободной зоны, акционеры не платят налоги; и иностранные работники, работающие в свободной зоне, также освобождаются от подоходного налога.16

Заключение

Свободная зона - это зона, находящаяся вне таможенной зоны данной страны, организованная с целью создания благоприятных условий для проведения деятельности предпринимателям, проведения торговли товарами и продуктами на более гибких условиях. Постоянное осуществление деятельности в данной зоне даёт возможности решения таких вопросов, как привлечение прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investment-FDI), увеличение объема экспорта, использование достижений техники и технологии, что, в свою очередь, даёт возможность улучшения инфраструктуры, развития данного региона, решения одной из актуальных социальных проблем - безработицы.

Современные свободные зоны начали интенсивно развиваться в мире с 1959 года. По мере развития деятельность, виды и формы свободных зон также расширялись, и деятельность свободных зон совершенствуется во всё большей степени от традиционных свободных зон или зон экспортной переработки (Export-Processing Zone-EPZ) к специальным экономическим зонам (Special Economic Zone-SEZ), объединяющим многие народы.

В отношении Монголии, реализация закона о Свободной зоне от 2002 года является недостаточной, и хотя типы свободных зон были перечислены, но условия и возможности проведения деятельности не были сформированы, поэтому в 2015 году была принята его новая редакция. Одной из особенностей данного закона является то, что здесь не определены все типы и формы свободных зон, но при этом включены все виды деятельности, которые могут проводиться в свободной зоне и в связи с ней. Это соответствует мировой тенденции в отношении свободных зон и создаёт более гибкие условия для инвесторов, юридических лиц, осуществляющих деятельность в свободной зоне и имеющих возможность проведения такой деятельности. Другими словами можно сделать вывод, что правовая среда осуществления деятельности в свободной зоне и решения других, свзанных с этим, вопросов создана в общем виде.

16 Susan Tiefenbrun. Tax free trade Zones of the World and in the United States. 2012. P 10-15 © ^3pg3ro6ynraH, X.EonopMaa, A.ConoHro, T.HapaH^rr 10

Но в то же время, на основе проведенного нами анализа закона, мы считаем, что обновлённая редакция данного закона о Свободной зоне не имеет возможности реализации по нескольким параметрам. В частности, вопросы о детализации правовых оснований режима свободной зоны, связанных с реализацией закона о свободной зоне в части регистрации юридических лиц, проводящих деятельность в свободной зоне; связанных с хозяйственной единицей и организацей, проводящей деятельность в свободной зоне; связанных с общими расходами и периода, необходимого для проведения деятельности в свободной зоне; связанных с управлением свободной зоной; и связанных с земельными отношениями свободной зоны.

Мнения участвующих сторон свободной зоны или хозяйственных единиц, организаций, осуществляющих деятельность в свободной зоне, и официальных лиц свободной зоны затрагиваются рамках вопросов, связанных с регистрацей, налогами, земельными отношениями, управлением и специальным режимом деятельности. В отношении вопросов, нерегулируемых законом, выдвинуты определённые предложения в рамках вопроса создания экономической среды, развития инфраструктуры региона, создания самостоятельной таможни, профессиональной инспекции и регистрации в свободной зоне, увеличения осведомленности граждан свободной зоны и лиц, принимающих решения.

Граждане имеют слабое знание о свободных зонах, законе о свободных зонах, что не создаёт среди них интереса к проведению деятельности в свободной зоне, и это объясняет отсутствие заинтересованность основной части граждан данного региона к осуществлению деятельности в свободной зоне.

Предложения, рекомендации:

- Необходимо срочно решить вопрос развития инфраструктуры региона расположения свободной зоны. В условиях неразвитой инфраструктуры для хозяйственных единиц затруднительно провеведение стабильной деятельности в данном регионе. Создание государством предварительных условий создания свободной зоны, даст возможности правильной реализации политики кадров, подготовки профессиональных специалистов.

- Необходимо обновить подчинение свободных зон и передать управление центральной государственной административной организации. В силу того что в параграфе 1, статьи 18 закона о «Правительстве Монголии» указано, что «Министерство Монголии, является центральной административной организацией, реализующей определённые функции в рамках

деятельности Правительства», под центральной государственной административной организацией понимается только министерство. Секретариат Первого заместителя Премьер-министра Монголии не является министерством, поэтому не является центральной государственной административной организацией. Необходимо создать возможности реализации полномочий губернатора свободной зоны, указанных в законе.

- Необходимо установить границы и различия между таможенным оформлением и упрощенным таможенным оформлением на территории свободной зоны.

- Необходимо детализированно определить в законе специальный режим валютного урегулирования. Иначе говоря, создать систему регулирования иностранных валют, используемых в данной зоне для денежных переводов, формы расчётов, проведение линий оптических кабелей, интернета в свободной зоне, что даст возможности регистрации товаров в электронной форме. Необходимо разработать и принять другие правовые нормативные акты, связанные с проведением расчётов в национальной и иностранной валюте. В частности, необходима разработка определённого порядка деятельности Монголбанка.

- Детализированное урегулирование форм и типов азартных игр в свободной зоне, утвердить порядок проведения деятельности.

- Считаем, что изменение периода 100-процентного освобождения хозяйственных единиц, осуществляющих деятельность в свободной зоне, от земельной платы с первых пяти лет на первые три года является наиболее рациональным. Предлагаем разделить хозяйственные единицы, осуществляющие деятельность, на две группы: в сфере инфраструктуры и в сфере производства; и дифференцированно представлять льготы и освобождения от земельной платы. Например, освободить хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность, на 100 процентов в течении 5 лет, а хозяйственные единицы, осуществляющие деятельность в направлении инфраструктуры, на 100 процентов в течении 10 лет, изменить редакцию закона, точно указать сроки освобождения от земельной платы, и так как граждане не имеют возможности использования и владения землей, вычесть определение граждане.

Литература:

I. Монгольские источники:

1. Гангабаатар Д., Конституционное право. Улаанбаатар. 2016.

2. Нарангэрэл С., Юридическая энциклопедия. Улаанбаатар. 2015.

3. Уянга М., Международное экономическое право. /2-ое издание/ Улаанбаатар. 2014.

4. Предварительное заключение по решению о создании свободной сельскохозяйственной зоны «Халхингол». Улаанбаатар. 2015.

¡¡.Иностранные источники:

5. Bernard B. Hoekman & Michel M. Kostecki. The political Economy of the World Trading System The WTO and Beyond. /Third Edition/. Oxford University Press. 2009.

6. George T.Crane. The Political Economy of China's Economic Zones (studies on Contemporary China). 1990.

7. Susan Tiefenbrun. Tax free trade Zones of the World and in the United States. 2012.

8. Silviu Costachie. Annals of the university of Craiova- series geography. Vol. 11/2008.

9. Баранов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. 2013.

10. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. /высшее образования/ 2008.

11. Маринич М.А., Введение во внешнюю торговлю. 2000.

12. Комаров В.В., Зоны свободной торговли. 2004.

13. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны. 2007. ¡¡¡. Правовые источники:

14. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973.

15. Концепция создания свободных экономических зон в Монголии 1995. Постановление номер

16. Концепция развития Монголии 1996.

17. Концепция зонального развития Монголии 2001.

18. Закон о свободных зонах 2002.

19. Закон о правовом статусе свободной торговой зоны Алтанбулаг 2002.

20. Закон о правовом статусе свободной экономической зоны Замын-Ууд 2003.

21. Закон о правовом статусе свободной торговой зоны Цагааннуур 2003.

22. Закон о свободных зонах /Обновлённая редакция/ 2015. IV. Электронные источники:

23. http://uchebnik-online.com/ 128/342.html.

24. http://www.legalinfo.mn/law/details/10930.

87.

25. http://www.freezone.gov.mn/

SOME WAYS OF IMPROVING THE LEGISLATION ON FREE ZONES EXECUTION

Erdenebulgan Juujaa

Ph.D, professor in the Mongolian National University, School of Law, Department public of law,

Bolormaa Khaidav

Master of law in the Mongolian National University, School of Law, Department public of law,

Ulaanbaatar Mongolia

Solongo Amarjargal Master of law in the Mongolian National University, School of Law, Department public of law,

Ulaanbaatar Mongolia

Narantsogt Turtogtokh Master of law in the Mongolian National University, School of Law, Department public of law,

Ulaanbaatar Mongolia

Abstract. The article is devoted to the study of free zones (or special zones) evolution, starting from 1547 in Italy (the city of Livorno) to the present day. Particular attention is paid to the development of free zones in Mongolia. The authors study and define the concept and essence of the special economic zone as a zone created to support economic development, where legal entities pay minimum taxes or are completely exempt from taxes. The authors studied the legislation on the free zone in Mongolia and other countries. In accordance with the law of Mongolia «On the Free Zone», it means a certain part of the Mongolian territory with the corresponding regime of economic activity, as well as the procedure for calculating customs duties and other taxes while outside the customs territory.

Ulaanbaatar Mongolia

The authors identified common signs of countries that successfully implemented the free economic zone, a special zone. These signs are: the implementation of the correct monetary policy, economic stability, rational legislation on private property and investment, the relevant rules and regulations on the labour market, the availability of sufficient human resources of the required quality, the implementation of legislation.

Further, the authors studied the development of free zones in Mongolia, described the results of a sociological survey on awareness of the population on the implementation of the Concept, approved by the resolution of the Great State Hural of Mongolia No. 87 of 1995, on the creation and development of free zones. It was revealed that the activity is carried out on the basis of actual conditions, the criteria of the selected specific zones, by legislating this status of each economic zone. But the survey and the analysis made it possible to identify some shortcomings in the implementation of legislation, which are also presented in the article. In conclusion, the authors propose the main directions of activities to improve the implementation of free zones, as the creation of economic zones without taking into account the principles, features, real factors, preconditions provided for in accordance with the creation and development of free zones in Mongolia.

Key words: free zone; production free zone; free economic zone; free trading zone; transterritorial free zone; free customs zone. JEL Code: H21; H23; R12; R13.

References:

I. Mongolian sources:

1. Gangabatar D., Constitutional Law. Ulaanbaatar, 2016.

2. Narangarel S., Law Encyclopedia. Ulaanbaatar, 2015.

3. Uyanga M., International Economic Law. / 2nd edition / Ulaanbaatar, 2014.

4. Preliminary conclusion on the decision to create a free agricultural zone «Khalkingol». Ulaanbaatar,

II. Foreign sources:

5. Bernard B. Hoekman & Michel M. Kostecki. The political economy of the World Trading System The WTO and Beyond. / Third Edition /. Oxford University Press. 2009.

2015.

6. George T. Crane. The Political Economy of China's Economic Zones (studies on Contemporary China). 1990.

7. Susan Tiefenbrun. Tax free trade Zones of the World and in the United States, 2012.

8. Silviu Costachie. Annals of the university of Craiova-series geography. Vol.11, 2008.

9. Baranov V.I., Kostyunina G.M. Free economic and offshore zones, 2013.

10. Volkov G.Y., Solodkov G.P. International trade. Higher education.

11. Marynich M.A., Introduction to Foreign Trade, 2000.

12. Komarov V.V., Free Trade Zones, 2004.

13. Prikhodko S.V., Volovik N.P. Special economic zones, 2007.

III. Legal sources:

14. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures, 1973.

15. The concept of creating free economic zones in Mongolia, 1995. Decree number 87.

16. The concept of Mongolia's development, 1996.

17. The concept of zonal development of Mongolia, 2001.

18. The Law on Free Zones, 2002.

19. Law on the Legal Status of the Free Trade Zone Altanbulag, 2002.

20. Law on the Legal Status of the Free Economic Zone Zamyn-Uud, 2003.

21. Law on the legal status of the free trade zone Tsagaanuur, 2003.

22. The Law on Free Zones / Revised Edition, 2015.

IV. Electronic sources:

23. http://uchebnik-online.com/128/342.html.

24. http://www.legalinfo.mn/law/details/10930.

25. http://www.freezone.gov.mn/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contact

Erdenebulgan Juujaa

Mongolian National University, School of Law, Department public of law

UN-17, Str., Ulaanbaatar-46a post-324, Sukhbaatar area, 14201, Ulaanbaatar, Mongolia

j_erdenebulgan@num.edu.com

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

Bolormaa Khaidav

Mongolian National University, School of Law, Department public of law

UN-17, Str., Ulaanbaatar-46a post-324, Sukhbaatar area, 14201, Ulaanbaatar, Mongolia

kh_bolormaa@num.edu.com

Solongo Amarjargal

Mongolian National University, School of Law, Department public of law

UN-17, Str., Ulaanbaatar-46a post-324, Sukhbaatar area, 14201, Ulaanbaatar, Mongolia

asolongo@num.edu.com

Narantsogt Turtogtokh

Mongolian National University, School of Law, Department public of law

UN-17, Str., Ulaanbaatar-46a post-324, Sukhbaatar area, 14201, Ulaanbaatar, Mongolia

Narantsogt213@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.