Научная статья на тему 'Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации выпускников интернатных учреждений'

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации выпускников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / GRADUATE BOARDINGSCHOOL INSTITUTIONS / SOCIALIZATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т. П.

В данной статье автор рассматривает понятие «адаптация» и ее влияние на выпускников интернатных учреждений. Показаны основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN GIVEN ARTICLE AUTHOR CONSIDERS THE NOTION "ADAPTATION" AND HER INFLUENCE UPON GRADUATE BOARDING-SCHOOL INSTITUTIONS

They Are Shown main differences of the process to adaptation to training in vocational school graduate orphanage and student, bring up in family.

Текст научной работы на тему «Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации выпускников интернатных учреждений»

2. Социокультурные основы клубной деятельности//www.hdkageim.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.09

Т.П. Усынина, аспирант очного отделения ОГПУ, г. Оренбург, Email: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В данной статье автор рассматривает понятие «адаптация» и ее влияние на выпускников интернатных учреждений. Показаны основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях.

Ключевые слова: социальная и психологическая адаптация, выпускник интернатного учреждения, социализация, профессионального образования.

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений - это прежде всего проблема социализации ребенка, поскольку образцы поведения, мышления, способы активности формируются еще в раннем возрасте и оказывают влияние на дальнейшую «взрослую» жизнь.

Социализация, как процесс становления личности через усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с социумом, начинается с рождения, и проходит всю жизнь человека. И семья в этом процессе играет определенную роль [1].

Современные отечественные исследователи утверждают, что не только ранняя материнская депривация вызывает задержки и искажения в психическом развитии детей, но основным является неполноценное общение со взрослым в самих сиротских учреждениях. По мнению А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, несформированность личности происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей, но и связи с особыми условиями воспитания, потому, что жизнь в детском учреждении не требует личности. Нет необходимости планировать, контролировать свое поведение.

Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний. Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я-ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один - против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников,- неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организации быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и

др [2].

И.А. Яковлева характеризует систему воспитания в сиротских учреждениях, как казарменную, подчеркивая, что детей не готовят к последующей жизни, а только «взращивают до определенного возраста». Б.А. Куган также подчеркивает, что «условия, в которых находятся эти дети, состояние здоровья, склонность к алкоголизму и наркомании, негативно воздействуют на их способность к учению... Они менее всего

способны к адекватной самостоятельной жизнедеятельности в обществе и имеют мало возможностей адаптироваться в нем».

Самое главное - это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Именно поэтому надо как можно раньше начинать проводить работу по развитию коммуникативной культуры, умению следовать поведенческим моделям, делать осознанный и ответственный выбор, работать в группе. Необходимо развивать у таких детей универсальные навыки деятельности, развивать способности к творчеству, которые являются одним из важнейших условий решения проблемы социализации и социальной адаптации.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе профессионального образования, начального, среднего или высшего, среднего или высшего, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, техникуме или вузе, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют на их психологическую адаптацию после выпуска из детского дома [3].

Первой ступенью вхождения в самостоятельную жизнь для большинства воспитанников детских домов и школ-интернатов становится обучения в системе профессионального образования. То, как пройдут молодые люди эту ступень, смогут ли успешно адаптироваться к учебе в профессиональном училище, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства и важности самостоятельного существования, нередко определяет и дальнейшую судьбу выпускников сиротских учреждений.

В исследованиях Н.Г. Травниковой установлены основные отличия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище выпускников детского дома и учащихся, воспитывающихся в семьях:

- выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей, зависят от мнений и оценок других людей;

- успешная адаптация выпускников практически не зависит от личностных (характерологических) качеств, как и учащихся, воспитывающихся в семьях;

- важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уовня психического здоровья;

- определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.

В результате комплексного исследования, А.М. Прихожан и Н. Н. Толстых делают достаточно категоричный вывод о том, что «личность у детей, воспитывающихся вне семьи, несформирована или слабо сформирована». Об этом свидетельствуют следующие особенности детей: их привязанность к ситуации, зависимость от нее, неумение опираться на свое собственное мнение, реактивность, импульсивность, непосредственность поведенческих реакций, низкий творческий потенциал при преобладании классификационных форм мышления [4].

Как показали результаты эмпирических исследований, нарушения личностного развития формируются на протяжении всего пребывания ребенка в учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших школьников, подростков), эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение образа «Я», несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженную инициативность общения, ослабленную чувствительность к оттенкам поведения старших, относительную бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональной экспрессии. Эти особенности психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются. Воспитанники испытывают значительные трудности при овладении учебной программой в силу таких особенностей психического развития как задержка развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться, отсутствие конструктивных планов на будущее. У них с большим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Все это приводит к значительным сложностям и в получении профессии. Неправильно складывающиеся полоролевые представления способствуют тому, что у воспитанников возникают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении. Они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким-то требованиям, оторванным от реальности. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники детских домов не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в значительной степени на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое, подчас криминальное, влияние сильной личности. Все эти особенности психического развития, а также потребительское отношение к людям, установка, что им все что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм), чрезвычайно затрудняют вхожде-

Библиографический список

ние воспитанников детского дома (школы-интерната) в современный постоянно меняющийся социум. Значительная часть выпускников пополняет маргинальные сообщества. Выпускники не в состоянии использовать те преференции, которыми государство их обеспечивает. Экспертный опрос работодателей выпускников указал, что последние не знают элементарных вещей, конфликтны, не умеют строить взаимоотношения в коллективе, занимают полярные позиции- либо пассивны, либо агрессивны по отношению к окружающим, склонны манипулировать своим статусом сироты, уходить от ответственности или перекладывать ответственность на других, имеют вредные привычки, инфантильны [5].

Большое значение для дальнейшей «взрослой» жизни выпускников имеет состояние их здоровья - база для физиологического психического, социально-психологического, интеллектуального развития, воспроизводства. Отметим, что потенциал здоровья детей-сирот в большинстве крайне низок. Изначально он определяется уровнем здоровья родителей. Чаще всего родители «отказных» детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез) и нередко заражают ими детей.

Дети, оторванные от матери в возрасте до -2-х - 3-х лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации, что также затрудняет адаптацию во взрослой жизни. Раняя психическая депривация сказывается на общем соматическом здоровье ребенка. Поэтому поступающие в дома ребенка дети в большинстве своем уже имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья.

Задержка в психологическом и эмоциональном развитии детей приводят к таким нарушениям в поведении и эмоциональным реакциям, при которых нарушается их общение с окружающими и тем самым осложняется адаптация в обществе. Эти обстоятельства свидетельствуют, что выпускники интернатных учреждений являются не вполне здоровыми по многим показателям.

Следствием такого низкого потенциала здоровья является то, что среди детей-сирот большая доза с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психическое. Эти факторы в значительной степени затрудняют нормальную адаптацию выпускников в социальной среде. Подростки покидают детские дома, когда личностное, социальное становление, физическое развитие еще не завершены. Выпускники начинают самостоятельную жизнь не только не приспособленными (не адаптированными) к ней из-за специфики пребывания в интернатном учреждении, но и физически, морально неокрепшими. Учитывая, что в российском обществе принято совместное проживание с родителями часто уже взрослых «детей», на что и ориентирована система воспитания, специалисты считают, что лишь десятая часть выпускников готова к самостоятельной жизни [6].

Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельной жизни, необходима помощь и поддержка того окружения, в котором он находится в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с выпускником могут стать основой его успешной адаптации

[7].

1. Тихонцева, Н.Г. Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России // Молодой ученый. - 2009. - №3.

2. Семья, Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2004.

3. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

4. Травникова Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: дис. .. .канд.психол.наук. - СПб., 1999.

5. Ослон, В.Н. Новый взгляд на психологическую службу // Детский Дом. - 2008. - №27.

6. Сакваралидзе, Е.В. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений / Ежегодная научная конференция // Сорокин-ские чтения «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики 17-18 декабря 2002 года».

7. Прихожан А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.,1990.

Статья поступила в редакцию 9.10.09

УДК 371:002.02

М. С. Маслов, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КНИГОИЗДАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ КНИГНОТОРГОВЦЕВ И БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

В статье рассматриваются основные проблемы современного книжного рынка. Автором подчеркивается необходимость создания консорциума книгоиздателей, книготорговцев и читателей, способного удовлетворить информационные потребности участников книжного рынка и одновременно адаптировать ценности социума в массах.

Ключевые слова: книгоиздание, книготорговая деятельность, консорциум, мультимедийные технологии, маркетинг, библиотечная работа, социологическое исследование.

Анализ итогов международных книжных выставок-ярмарок в г. Москве (сентябрь 2008, 2009 гг.) позволяют отметить наметившийся подъем отечественного книгоиздания. По мнению организаторов, в них приняли участие более двух тысяч издательских фирм и организаций, презентовались более двадцати тысяч новинок, в три раза увеличилось число желающих посетить выставочный зал - все эти факты являются доказательством востребованности отрасли, ее экономического и социального статуса в жизни общества.

Безусловно, книжное дело в современной России развивается достаточно динамично. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 2005 году российскими издательствами выпущено 92 тысячи названий книг, в 2006 - 96 тысяч, 2007 -102 тысячи, 2008 - 105 тысяч. По годовым тиражам показатели заметно ниже и составляют 685,9 млн. экземпляров, т.е. менее 5 книг на душу населения [1, с. 7]. Для сравнения отметим, что в большинстве стран Европы этот показатель равен 10-12 книгам. Вместе с тем есть и тревожные моменты: так, по результатам исследования «Аналитического центра Ю. Левады» в России реализуется не более 63% выпускаемых изданий в год, а 200 млн. экземпляров книг находятся на складах издающих организаций. После обнародования результатов исследований впервые «издательская масса» широко заговорила о кризисе перепроизводства в книгоиздании.

Итак, несмотря на отмеченный рост производственных показателей в сфере книгоиздания, интерес читателей к книге в России стремительно падает [2, с. 71]. Летом 2007 г. «Аналитическим центром Ю. Левады» по заказу "Российской газеты" и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям проведено исследование "Массовое чтение в России". Следует обратить внимание на его результаты:

> в настоящее время не покупают книги 52% россиян, не читают их 37%, журналы не приобретают 59% (не читают -39%);

> библиотеками не пользуются 79% россиян;

> книги и журналы сегодня активнее читают россияне моложе 40 лет, чаще - молодые женщины;

> в 2008 г. не имели домашней библиотеки 34% опрошенных, до 100 книг имели 36%, от 100 до 300 книг - 20%, от 300 до 500 - 6, от 500 до 1000 - 3, свыше 1000 - 1%;

> лидерами жанра являются сегодня "женский детектив" и "женская проза";

> массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются литература о здоровье и лечении (22%), книги по кулинарии (18%) и справочные материалы по различным специальностям (18%);

> 33% активных покупателей готовы выделить на покупку книг 100 руб. в месяц, около 25% - от 100 до 200 руб., 24% - от 200 до 500 руб. Но эти показатели превышают цифры реальных затрат;

> среди респондентов, ответивших, что читают книги, художественной литературе вообще не уделяют внимания 17%. Для мужчин данный показатель выше - 21%. Но меньше

всего художественная литература пользуется спросом у молодых читателей до 24 лет - 26%;

> ниже всего показатели активности чтения в сельской местности и малых городах.

Более того, по результатам исследования компании КОМКОН, опубликованного в "Комсомольской правде", Москва - самая культурная столица Европы. На вопрос, заданный респондентам: "Вы читали книги в прошлом месяце?", утвердительно ответили 53,3% опрошенных москвичей, в то время как парижан - 51,9%, лондонцев - 51,2%, жителей Мадрида -30,4%, Берлина - 27,5%. Следует отметить, что 13,1% респон-дентов-москвичей посещали библиотеки. Для сравнения: 59,8% опрошенных проводили досуг в ресторане или кафе, 27,9% - в кинотеатре, 20,3% - ходили в театр, 14,3% - посещали музей или галерею. "В рейтинге проведения досуга, - отмечает редакция газеты, - библиотеки обогнали дискотеки и ночные клубы" [4, с. 50]. Все это напрямую связано с социально-экономическим положением москвичей, которое, по результатам того же исследования, выглядит следующим образом: бедные составляют 10,9%, малоимущие - 17,6%, люди среднего достатка - 43,2%, состоятельные - 28,3%. К сожалению, данные показатели не характерны для регионов России.

Аналитики книжного рынка отмечают три основные причины, определяющие современные проблемы в книгоиздании как на региональном, так и на всероссийском уровне: снижение интереса к чтению, развал системы книготорговли, лишение отрасли государственной поддержки.

Сегодняшнее падение интереса к чтению является не исключительно российским фактом. Развитие мультимедийных технологий, появление новых источников информации, представленных в сети Шете!;, заметно потеснили книгу и лишили ее монополии. По данным информационного агентства «Прайм-ТАСС» динамика развития Рунета такова: в декабре 2006 года прирост покупателей мультимедийных источников информации составил 7,4 млн. человек, в декабре 2007 г. - 9,9 млн. человек, на это же время 2008 г. - 11,7 млн. человек. Однако эти данные не соответствуют прогнозам Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)», по которым Рунет к концу 2008 г. должен был превысить 20 млн. человек. По результатам социологического опроса, проведенного Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», если в сентябре 2008 г. потенциальная аудитория сети Шете! составляла 37% городского населения страны, компьютерами пользовалось 40% горожан, из них 74% - в возрасте до 35 лет, то в сельской местности возможностей пользования современными информационными технологиями значительно меньше (4-6% по России). Для города Барнаула соответствующие показатели еще ниже: пользователи Шете! - 35%; горожане, владеющие навыками работы на компьютере - 48%, из них в возрасте до 35 лет - 96%.

Изменить сложившуюся ситуацию можно посредством гибкого регулирования книжного рынка, представленного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.