НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ _ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ
Тхуго Мулиат Мосовна
доцентМосковский авиационный институт (МАИ)
г. Москва
SOME PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SOCIAL ANXIETY AMONG FRESHMEN АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема социальной тревожности на примере его проявления у студентов-первокурсников. Представлены результаты исследования психологических факторов межличностной и ситуативной тревожности, даны рекомендации по профилактике тревожности и стресса. ABSTRACT
The article considers the problem of social anxiety through examples of its manifestation at the first-year students. Presented the results of the study of psychological factors of interpersonal and situational anxiety, and recommendations for the prevention of anxiety and stress.
Ключевые слова: социальная тревожность, здоровьесберегающие технологии дезадаптация, стресс. Keywords: social anxiety, health-saving technologies, deadaptation, stress.
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе особое внимание уделяется повышению качества профессиональной подготовки студентов. В настоящее время возникает необходимость в специалистах, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды. В связи с этим проблема психологического состояния студентов -первокурсников в вузе приобретает все большую актуальность для педагогической науки и практики.
Студенческий возраст является уязвимым в плане психического здоровья, в силу высокого уровня нагрузок, стресса, трудностей адаптации. Социальная тревожность способна оказать серьезное негативное влияние на качество жизни студента и способствовать как психологической, так и социальной дезадаптации.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Такое явление, как социальная тревожность, способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов. Социальная тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми. Социальная тревожность в студенческой популяции стала важной темой исследования за-
падных психологов (Ф. Зимбардо [2 ]). В студенчестве негативные последствия высокой социальной тревожности могут особенно ярко проявляться в связи с необходимостью постоянного взаимодействия с другими студентами и преподавателями. Избегающее поведение, неспособность обратиться за помощью приводят к прокрастинации и отставанию в учебном процессе (Н. Г. Гаранян). Таким образом, социальная тревожность может стать серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека (А. Б. Холмогорова, Л. Н. Якубова, Д. А. Горшкова и др.) Социальная тревожность тесно связана с такими понятиями, как застенчивость и социальная фобия.
Современное высшее образование и педагогическая практика совместно с решением проблемы профессионального и жизненного становления студента требуют глубокого анализа человека, знания и учета личностных особенностей. Обучение в высших учебных заведениях сопряжено с большим количеством стрессовых ситуаций, которые влияют не только на качество образования, но и на здоровье студентов [1, 3]
В результате проведенного исследования было выявлено, что, в целом, у студентов первых курсов МАИ отмечается низкий уровень личностной, межличностной и ситуативной тревожности, что можно объяснить организацией психологической помощи и слаженной работой кураторов студенческих групп и органов студенческого самоуправления (табл. 1).
Таблица 1
Уровень тревожности («Шкала тревожности»)
Уровень тревоги Самооценочная тревожность Вузовская тревожность Межличностная тревожность
Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши
Нормальный 38% 27% 67% 48% 53% 46%
Чрезмерно спокойный 42% 64% 19% 37% 17% 41%
Повышенный 16% 9% 8% 7% 18% 7%
Критичный 4% 0% 6% 8% 12% 6%
Обращает на себя внимание наличие большого У юношей по вышеуказанным шкалам (64% и 41% со-процента студентов с «чрезмерным спокойствием» по ответственно) была выше, чем среди девушек (42% шкале самооценочной и межличностной тревожности. и 17% соответственно). Подобное безразличие в сту-
денческой среде носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует адекватному восприятию действительности (университетской среды, в частности) и себя как личности, что характерно для людей, воспринимающих окружающий мир более дружелюбно, не видящих угрозы, что также является фак-
С целью профилактики тревожности и стресса у студентов в учебном процессе вуза рекомендуются:
— создание в вузе среды, учитывающей индивидуально-типологические особенности студентов;
— проводить психологическую диагностику признаков и предпосылок тревожности и стресса;
— оказание коррекционной помощи для студентов с различными уровнями социальной тревожности, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;
— использование в образовательном процессе вуза технологий направленных на сохранение здоровья;
— разработка и реализация общих и индивидуальных программ профилактики адаптации студентов-первокурсников;
— мониторинг эффективности программ профилактики адаптации с помощью определенной системы критериев;
— оценка эффективности деятельности по реализации программы и анализ достигнутых результатов.
тором риска социальной дезадаптации. У студентов первых курсов отсутствует депрессивная симптоматика, либо её умеренная выраженность (табл. 2), что свидетельствует о благоприятном психологическом климате в коллективе первых курсов МАИ.
Таблица 2
В целом в студенческой среде первых курсов МАИ преобладает отсутствие депрессивной и тревожной симптоматики, но обращают на себя внимания студенты с критическими уровнями тревоги и депрессии, которые требуют индивидуального психолого-педагогического подхода.
Список литературы:
1. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.
2. Зимбардо Ф. Социальное влияние / [Пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федорова]. — СПб.: Питер, 2000.
3. Краснова В. В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация 2011. №1.
4. Северный А.А., Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня // Метод. рекомендации. М, 1987.
Депрессивная симптоматика («Опросник депрессивной симптоматики Бека»)
Уровень депрессии Когнитивно-аффективная субшкала Субшкала соматизации Суммарный бал
девушки юноши девушки юноши девушки юноши
Отсутствие симптомов 42% 54% 52% 71% 43% 61%
Умеренная выраженность 25% 26% 42% 25% 34% 26%
Явная выраженность 21% 11% 2% 1% 16% 5%
Критический уровень выраженности 6% 5% 3% 5% 4% 4%