Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
894
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / удаленное обучение / цифровое пространство / цифровая среда / субъектность / система «человек – цифровая среда» / полисубъект / digitalization / distance learning / digital space / digital environment / subjectivity (agency) / the system “person – digital environment” / polysubject

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панов Виктор Иванович

Статья посвящена некоторым психологическим аспектам цифровизации образования и социальной жизни в целом. При этом представлены краткие итоги вынужденного удаленного обучения школьников. Особое внимание уделено трансформации субъектности человека и цифровой среды, а также превращению и самой системы «человек – цифровая среда» в полисубъекта информационных взаимодействий. В заключение изложены проблемы, возникающие на данном этапе цифровизации общества и требующие психологического анализа и изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DIGITALIZATION

The article is devoted to some psychological aspects of digitalization of education and social life in general. At the same time, a brief summary of the forced distance learning of schoolchildren is presented. Particular attention is paid to the transformation of human subjectivity and the digital environment, as well as the transformation of the “human – digital environment” system itself into a polysubject of information interactions. In conclusion, the problems arising at this stage of the digitalization of society and requiring psychological analysis and study are outlined.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ1

Панов Виктор Иванович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий лабораторией, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: ecovip@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена некоторым психологическим аспектам цифровизации образования и социальной жизни в целом. При этом представлены краткие итоги вынужденного удаленного обучения школьников. Особое внимание уделено трансформации субъектности человека и цифровой среды, а также превращению и самой системы «человек — цифровая среда» в полисубъекта информационных взаимодействий. В заключение изложены проблемы, возникающие на данном этапе цифровизации общества и требующие психологического анализа и изучения.

Ключевые слова: цифровизация, удаленное обучение, цифровое пространство, цифровая среда, субъектность, система «человек — цифровая среда», полисубъект.

SOME PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DIGITALIZATION

Panov Victor Ivanovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Education, Head of laboratory, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: ecovip@mail.ru

Abstract. The article is devoted to some psychological aspects of digitalization of education and social life in general. At the same time, a brief summary of the forced distance learning of schoolchildren is presented. Particular attention is paid to the transformation of human subjectivity and the digital environment, as well as the transformation of the "human — digital environment" system itself into a polysubject of information interactions. In conclusion, the problems arising at this stage of the digitalization of society and requiring psychological analysis and study are outlined.

Keywords: digitalization, distance learning, digital space, digital environment, subjectivity (agency), the system "person — digital environment", polysubject.

Психологические аспекты взаимодействий с интернетом и с киберпространством, являются предметом активного внимания, начиная еще с 70-х годов прошлого столетия [1; 7 и др.]. Но именно в последние годы нашу страну, образно говоря, накрыло «цунами цифровизации» экономики, образования и всего общества в целом. Происходит глобальное расширение масштаба и усиление значимости цифровой информационной среды как факта и средства социальной активности современного человека. При этом более молодое поколение (часто говорят «поколение Z») быстро и естественно входит в цифровую среду, осваивая и превращая ее в естественное средство для проявления социальной активности — от досуга до учебы и профессионального развития. В то же время для старшего поколения освоение цифровой среды часто требует определенных усилий. Поэтому одной из характерных особенностей современного общества является то, что оно находится на переходном этапе от доцифровой к цифровой информационной среде.

Об этом говорит, в частности, недавний опыт экстренного перехода на удаленное обучение в школе, итоги которого, по данным проведенного нами исследования [5], показали, что готовыми к школьному обучению в удаленном формате считают себя только треть школьников, несмотря на активное пользование ими гаджетами и другими современными цифровыми средствами. При этом примерно половина учащихся и педагогов считают, что они не готовы к удаленным формам обучения с использованием цифровых средств, предоставляемых в настоящее время школой, сайтами и другими медиасредства-ми. В качестве причин такой неготовности называются дефицит цифровой грамотности и методических средств в формате цифровой дидактики. Кроме этого, несмотря на широкое

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067.

распространение персональной компьютерной и смарт-техники, примерно 65 % педагогов, родителей и администрации школ, а также треть школьников указывают на недостаточную техническую обеспеченность перехода к цифровому обучению в удаленной форме. При удаленной форме обучение происходит дома, но другие члены семьи тоже работают или учатся дистанционно, вследствие чего возникают внутрисемейный дискомфорт и напряженность. Более половины педагогов, родителей и администрации школ полагают, что переход к цифровым формам обучения лучше подготовит детей к реалиям современной жизни. Вместе с тем большинство из них отмечают нарушение санитарно-гигиенических требований к работе за компьютером, вследствие чего наблюдаются ухудшение зрения, сна, работоспособности.

Как отрицательный эффект удаленного обучения отмечается нарушение условий для социализации школьников (91 % педагогов), снижение эмоционального контакта и дефицит «живого» общения между педагогами и школьниками. Примерно половина родителей указывают на необходимость психологической поддержки и считают, что при удаленном обучении возникнут затруднения в формировании коммуникативных навыков школьников. Аналогичную позицию демонстрируют ответы представителей администрации школ, причем 74 % из них указывают на то, что вследствие удаленного обучения у школьников возникнут трудности в социализации.

Об актуальности исследования психологических особенностей перехода современного общества в «цифровой формат» говорит также и принятие международных документов на уровне ЮНЕСКО и ООН [2, 8 и др.]. В отечественной психологии для изучения взаимодействий с информационной средой и интернетом используются разные теоретические подходы: деятельностный [7], культурно—исторический [1], субъектно-информацион-ный [3] и др., при этом используются и разные термины для обозначения взаимодействий с интернетом и цифровой средой: информационное пространство, киберпространство, интернет-среда, медиапространство.

Поэтому уточним некоторые из них. Так, информационное пространство определяют как совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры» (Стратегия развития информационного общества, 2017). Близким к этому является определение информационной среды, описываемой как совокупность информационных воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других (средства массовой информации, мультимедиа, интернет и т.п.). Один из корифеев киберпсихологии — Александр Войскунский — считает, что «Киберпространство, или пространство Интернета, опирается одновременно на продукты информационных технологий и на социальные сервисы, являющиеся полем специфического поведения человека» [1, с. 36.]. Сергей Леньков и Надежда Рубцова дают важное, на наш взгляд, пояснение: «Киберпространство не является средой, поскольку последняя предполагает некий системообразующий центр, а киберпространство такого единого центра не имеет; наоборот, это именно пространство, то есть некоторая область, в которую можно "войти" и из которой можно "выйти"» [3, с. 236].

Тем не менее, несмотря на различные подходы и определения, общим для цифро-визации информационной среды является наличие коммуникативных взаимодействий в системе отношений «индивид — информационная (цифровая) среда». Поэтому для анализа того, что собой представляет цифровизация информационной среды на этапе ее превращения в цифровую среду целесообразно было бы использовать экопсихоло-гический подход к развитию психики, в основу которого положено отношение «индивид — среда» [6].

С этой точки зрения необходимо отметить, что термины «информационное пространство» и «информационная среда» в психологическом смысле часто смешиваются и употребляются как синонимы. Между тем, согласно экопсихологическому подходу к развитию психики [5, 6], информационное пространство — это объективно существующее пространство информационных возможностей, которое представляет в данном случае цифровая среда. В отличие от этого, информационная среда не существует независимо от индивида (группы). Напротив, индивид, исходя из своих субъективных потребностей, выделяет и соответствующим образом структурирует в окружающем информационном пространстве ту его часть, которая отвечает тем или иным его представлениям и потребностям. Именно эта субъективно выделенная часть образует с индивидом общее «пространство возможных информационно-коммуникативных взаимодействий», что и дает ей статус информационной среды. Понятно, что удовлетворение или изменение потребностей индивида приводит к изменению выделяемой им информационной среды, к смене информационного пространства или к выходу из него.

С экопсихологической точки зрения также важно отметить, что цифровизация информационной среды приводит к тому, что не только реальные и виртуальные ее субъекты, но и сама цифровая среда способна выполнять актуально выраженные субъектные функции, а не только приписываемые ей пользователем. Для обозначения такой субъектной способности цифровой среды разные авторы используют термины «субъект», «квазисубъект», «псевдосубъект», «агент» и «актор» коммуникативных взаимодействий в системе «индивид (пользователь) — цифровая среда». В этом случае субъектность пользователя и (квази)субъектность цифровой среды могут уже не противостоять друг другу, а трансформироваться в субъектность системы отношений «индивид (пользователь) — цифровая среда», которая становится полисубъектом совместных информационно-коммуникативных взаимодействий пользователя и цифровой среды. В связи с этим, в дополнение к пространственно-предметному, коммуникативному и технологическому компонентам цифровой среды все большую значимость начинает обретать субъектный компонент цифровой среды как агента информационных взаимодействий с пользователем. В их число входят как сам пользователь, так и удаленные и виртуальные собеседники, а также контент самой цифровой среды, опосредованный элементами так называемого искусственного интеллекта.

В заключение обозначим некоторые проблемы, возникающие на данном этапе циф-ровизации общества и требующие психологического анализа и изучения:

— цифровое расширение информационных возможностей человека постепенно превращает его в Homo informaticus. Вследствие этого в современном обществе происходит расслоение на людей типа: «сверхслабые субъекты-пользователи, то есть не являющиеся субъектами взаимодействий с цифровой средой», «слабые субъекты-пользователи», «средние субъекты-пользователи», «сильные субъекты-пользователи» и «сверхсильные субъекты-пользователи во взаимодействиях с цифровой средой»;

— происходит трансформация образовательных технологий и изменение самой парадигмы образования, выражающееся в переходе от репродуктивных и активных методов обучения к персонализированному обучению;

— меняется социальная ситуация психического развития: живые субъекты психических функций подменяются их виртуальными аналогами, вследствие чего для детского развития возникает опасность субъективного отождествления реального мира и мира виртуального. Особое место занимает проблема кибербуллинга. При этом возникает риск того, что когнитивное, эмоциональное и личностное развитие подрастающего молодого поколения начинает в большей степени подчиняться тому контенту, который предлагает для индивида цифровая среда, и связанных с этим личностных качеств;

— сам факт наличия цифровой среды обостряет проблему субъектности современного человека в выборе своей позиции по отношению к этой среде: то ли становиться ее активным субъектом-пользователем, то ли оставаться в объектной позиции по отношению к ней, что может привести к разным психологическим проблемам (потеря профессионального статуса, сужение круга общения и т.п.).

— в настоящее время школьное образование готово к переходу на цифровые формы обучения не более чем наполовину, так как обнаружились проблемы с недостаточностью: а) цифровой грамотности; б) методического обеспечения цифровой дидактики; в) технических медиасредств; г) психолого-педагогической поддержки.

Понятно, что в данном случае были представлены далеко не все психологические проблемы, поставленные цифровизацией. Однако даже из краткого их изложения видно, что они требуют продолжения научно-исследовательской и практической работы с целью разработки и внедрения психолого-педагогических условий и методов, обеспечивающих не только эффективность цифровизации обучения, но и когнитивное и личностное развитие обучающихся в условиях и средствами цифровизации.

Литература

1. Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек. 2016. № 1. С. 36-49.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией Бадарча Дендева. — М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214728.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

3. Леньков C.JI, Рубцова Н.Е. Действие в киберпространстве // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 231—244.

4. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки // XII Международная научно—практическая конференция «Психология личностно—профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательство «Перо», 2016. С. 23—27. URL: https://www.pirao.ru/images/ news/2016/08/XII—Vyzovy—i—Riski.pdf (дата обращения: 16.07.2020).

5. Панов В.И., Борисенко Н.А. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Патраков Э.В., Плаксина И.В., Суннатова Р.И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. № 9. С. 65—77.

6. Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. — М.: Психологический институт РАО; Курск: «Университетская книга», 2020. — 199 с.

7. Тихомиров О.К. Актуальные проблемы современной психологии мышления // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. — М., 1975.

8. The Age of Digital Interdependence. Retrievedfrom: URL: https://www.un.org/en/pdfs/DigitalC-ooperation—report—for%20web.pdf (дата обращения — 18.10.2020).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСАЛТИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Лукашеня Зоя Владимировна (Барановичи, Республика Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного образования и технологий, Барановичский государственный университет. E-mail: zvluk@mail.ru

Аннотация. Автором статьи образовательное учреждение рассматривается как организационная система. Содержательно структура его организационной культуры представлена совокупностью следующих компонентов: ценностями, которые признаются всеми сотрудниками и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.