Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / адаптивность / психофизиологические характеристики / показатели кардиогемодинамики / adaptation / adaptability / physiological characteristics / indicators of cardiac hemodynamics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маховицкая Татьяна Петровна

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психофизиологические особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психофизиологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS ADAPTATION TO HIGHER EDUCATION

The solution of the problem of student adaptation to the conditions of study at the higher educational institution is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. In the article psychophysiological features of the first-year students adaptation process are considered, determination is justified, the significance of the problem is revealed and the results of psychophysiological research are presented.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение: Пер. с англ. С. Могилевского / Ф. Александер. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

2. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия / А.И. Копытин. - СПб. : Питер, 200. - 320 с.

3. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, рабилитация, тренинг / А.И. Копытин. - М. : «Когито-Центр», 2008. - 288 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2008. - 563 с.

5. Михайлов Б.В. Генеалогия, механизмы формирования, клиника и основные принципы терапии соматоформных расстройств / Б.В. Михайлов, И.Н. Сарвир, В.В. Чугунов, Н.В. Мирошниченко // Медицинские исследования. - 2001. - Т. 1. - Вып. 1. - С. 36-38.

Маховицкая Татьяна Петровна

старший преподаватель кафедры охраны здоровья ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS ADAPTATION TO HIGHER EDUCATION

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психофизиологические особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психофизиологического исследования.

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, психофизиологические характеристики, показатели кардиогемодинамики.

The solution of the problem of student adaptation to the conditions of study at the higher educational institution is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. In the article psychophysiological features of the first-year students adaptation process are considered, determination is justified, the significance of the problem is revealed and the results of psychophysiological research are presented.

Key words: adaptation, adaptability, physiological characteristics, indicators of cardiac hemodynamics.

Одним из основных условий успешного становления будущего специалиста-педагога, а также фактором снижения риска возникновения

кризиса на стадии обучения и профессиональной подготовки является развитие и формирование психологической устойчивости студентов педагогических специальностей. В основном это касается студентов первого курса - из-за смены режима обучения, объёма нагрузок, эмоциональной обстановки. Именно в этот период возможно проявление отклонений различного рода в психофизиологическом состоянии, препятствующих процессу социализации.

Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.

Адаптационные возможности организма студентов как предмет исследования подразумевают единство физического, психического и социального здоровья и требуют комплексного подхода. Таким образом, психофизиологическая адаптация является неотъемлемой частью образовательного процесса. Контроль протекания данного процесса включает наблюдение за состоянием здоровья молодёжи, выявление особенностей адаптации организма к новым условиям. Работоспособность и компетентность будущих специалистов образовательной среды во многом зависит от психического здоровья и социального благополучия нынешних студентов.

Факторами риска, негативно сказывающимися на адаптации студентов, могут выступить следующие: ломка динамического стереотипа, сложившегося за время обучения в школе, вследствие изменения режима обучения, интенсивные учебные программы, недостаточное соблюдение гигиенических норм к организации учебного процесса, эмоциональный климат в коллективе, трудности бытового и материального характера.

По мнению проф. В.А. Романенко, успешность адаптации напрямую зависит от такого психофизиологического показателя, как адаптивность.

Адаптивность, т.е. способность приспосабливаться к изменяющимся условиям природной, производственной и социальной среды, пропорциональна общей психической активности и обратно пропорциональна эмоциональности [3, с. 95].

Индивидуальные особенности личности детерминированы различиями в возбудимости отдельных структур мозга, регулирующих не только поведенческие и эмоциональные, но и вегетативные компоненты стресс-реакций [4, с. 181]. Экономичность функционирования этих систем обеспечивает резервные возможности индивида, а, следовательно, и эффективность его адаптации к природным и социальным факторам среды [5,

с. 78].

Низкие адаптационные возможности человека зачастую обусловлены его высокими ригидностью и тревожностью. Ригидность является одной из важнейших черт личности; она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность проявляется в тенденции к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособности изменить личную точку зрения, перестроить свое поведение в соответствии с изменившимися условиями обстановки. Под тревожностью понимается склонность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Последняя представляет эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Уровень адаптивности, ригидности, агрессивности и тревожности обычно определяется по методике Г. Айзенка [1, с. 153].

Исследования профессора Донецкого национального университета В.А. Романенко показали, что адаптивные девушки превосходят неадаптивных по физическому состоянию, работоспособности и аэробной производительности. Эти преимущества обусловлены несколько большим потенциалом системы кровообращения: более низкими значениями ЧСС, более высокой устойчивостью к гипоксии. Благодаря более тесной интеграции дыхательной и сердечно-сосудистой систем организм адаптивных студенток реагирует на стандартную нагрузку менее выраженной интенсификацией кровообращения и поэтому к её окончанию сохраняет повышенный резерв этой функции и устойчивость к гипоксии (табл. 1).

Таблица 1

Физический статус студенток с повышенной (1) и пониженной (2) адаптивностью [Романенко В.А., 2012]

Показатели Группа 1 Группа 2 □ □ %

Антропометрический статус

Масса тела, кг 58,4±3,15 56,7±1,59 -1,7 -2,9

Длина тела, см 165,4±1,65 167,7±1,54 2,3 1,4

Окружность грудной клетки, см 78,7±1,82 77,4±1,37 -1,3 -1,7

Жизненная емкость легких, л 3,0±0,11 2,8±0,10 -0,2 -6,7

Сила кисти, кг 30,0±0,98 29,8±1,28 -0,2 -0,67

Сила спины, кг 77,9±4,26 67,3±4,76 -10,6 -13,6

Индексы физического развития

Силовой индекс кисти, % 51,4±1,89 52,6±2,53 1,2 2,3

Силовой индекс спины, % 133,4±7,42 118,7±9,79 -14,7 -11,0

Кетле, г/см 353,1±14,96 338,1±8,46 -15,0 -4,2

Эрисмана, см -4,0±1,35 -6,5±1,40 2,5 62,5

Пинье, ед 28,3±3,69 33,6±2,63 5,3 18,7

Развития грудной клетки, см 47,5±0,80 46,2±0,81 -1,3 -2,7

Стении,ед 80,1±1,78 78,9±1,34 -1,2 -1,5

Жизненный показатель, мл/кг 51,4±1,63 49,4±1,26 -2,0 -3,9

Оценка физического состояния по системам:

КОНТРЭКС-1, ед 196,6±6,21 174,6±5,28 -22,0 -11,2

Пироговой Е.А., ед 81,0±1,90 75,0±1,92 -6,0 -7,4

Апанасенко Г.Л., ед 10,5±0,84 10,1±0,79 -0,4 -3,8

Физическая работоспособность и аэробная производительность

ИГСТ в трехминутной модификации, ед 58,0±1,07 54,0±1,40 -4,0 -6,9

МПК, мл/мин/кг 48,8±1,54 43,8±1,27 -5,0 -10,2

Анализ взаимоотношений по вектору «свойства темперамента -физический статус» позволяет утверждать, что студентки с полярными личностными свойствами различаются резервными возможностями кислородно-транспортной системы и как следствие - уровнями физического состояния, работоспособности и аэробной производительности. У тревожных, агрессивных, эмоционально нестабильных и интровертированных девушек понижены потенциал сердечно-сосудистой системы и экономичность реакции на нагрузку мощностью 100 Вт (табл. 2). Физическое состояние, работоспособность, аэробная производительность и устойчивость к гипоксии у них снижены в среднем на 10-15%. Они не способны проявлять значительные волевые усилия [2, с. 36].

Таблица 2

Реакция кардио-респираторной системы студенток с повышенной (1) и пониженной (2) адаптивностью на нагрузку мощностью 100 Вт

[Романенко В.А., 2012]

Показатели Группа 1 Группа 2 □ □ %

Пульс, уд/мин До 79,0±1,56 85,0±1,87 6,0 7,6

После 147,0±1,48 152,0±1,80 5,0 3,4

АД систолическое, мм. рт. ст. До 112,8±3,02 109,9±2,66 -2,9 -2,6

После 132,4±2,08 136,6±2,78 4,2 3,2

АД диастолическое, мм. рт. ст. До 72,3±1,92 71,9±1,92 -0,4 -0,6

После 76,2±1,70 75,4±2,01 -0,8 -1,0

Двойное произведение, ед До 89,1±4,1 93,4±3,18 4,3 4,8

После 194,6±3,01 207,6±2,89 13 6,7

Минутный объем крови, л До 5,13±0,24 5,43±0,19 0,3 5,8

После 10,30±0,25 11,16±0,18 0,86 8,3

Коэффициент экономичности кровообращения, ед До 3200±104 3230±131 30,0 0,9

После 8261±190 9302±133 1041 12,6

Вегетативный индекс Кердо, ед До 8,5±2,30 15,4±2,14 6,9 81,2

После 48,2±2,05 50,4±3,15 2,2 4,6

Минутный объем дыхания, л До 11,4±1,11 13,5±0,89 2,1 18,4

После 25,5±2,49 25,4±1,87 -0,1 -0,4

Частота дыхания, цикл/мин. До 16,0±0,98 15,0±0,82 -1,0 -6,3

После 25,0±1,68 21,0±1,75 -4,0 -16,0

Дыхательный объем, л. До 0,7±0,07 0,9±0,12 0,2 28,6

После 1,0±0,12 1,2±0,06 0,2 20,0

МОД/МОК До 2,2±0,14 2,5±0,11 0,3 13,6

После 2,5±0,05 2,3±0,04 -0,2 -8,0

Задержка дыхания на вдохе, с До 76,9±2,13 69,3±2,07 -7,6 -9,9

После 62,7±2,11 54,4±2,10 -8,3 -13,2

Задержка дыхания на выдохе, с До 36,3±1,50 32,0±1,30 -4,3 -11,8

После 29,9±1,45 25,1±1,29 -4,8 -16,1

У студенток с повышенной адаптивностью резервные возможности кардио-гемодинамики выше, что обеспечивает им соответствующие уровни физического состояния, работоспособности и аэробной производительности. На стандартную нагрузку их организм реагирует более экономно. Зависимости противоположного плана свойственны девушкам с высокой интеллектуальной

108

активностью. Реализация этого компонента активности протекает в условиях гипокинезии, что пагубно отражается на адаптивных возможностях сердечнососудистой системы.

Очевидно, между различными уровнями организации человеческой индивидуальности существуют неоднозначные зависимости,

детерминированные конституциональными особенностями соматотипа, энергообеспечения, нервной и эндокринной регуляции. Эти зависимости в меньшей степени относятся к параметрам антропометрического статуса и в большей - к вегетативным функциям, как наиболее лабильным и реактивным блокам общей конституции человека.

Экономичность функционирования этих систем, и в первую очередь, кардио-респираторной, связана с повышенными резервными возможности индивида при его адаптации к производственным, природным и социальным факторам среды, в том числе и к учебной деятельности. При этом темперамент выступает в качестве регуляторного, а вегетативные функции -исполнительных звеньев функциональной системы деятельности. С другой стороны, различный уровень активации вегетативных систем опосредует индивидуальные проявления темпераментальных свойств в процессе жизнедеятельности [2, с. 149-150].

Таким образом, поскольку способность к адаптации является генетически детерминированным качеством и не всегда поддаётся контролю со стороны самого студента, создание условий для благоприятного протекания процесса адаптации студентов-первокурсников является значимой задачей вуза. Сам по себе процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы. В связи с этим уместно говорить о комплексе факторов, обеспечивающих адаптационный процесс студентов-первокурсников: качественной и четко продуманной организации учебной деятельности первокурсников; эффективности деятельности воспитательного отдела и кураторского корпуса высшего учебного заведения; участии в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления; наличии психологического сопровождения первокурсников в период адаптации (психологическая служба, научно-проблемная лаборатория психолого-педагогических исследований); вовлечении студентов-первокурсников во внеучебную деятельность (научная и спортивная работа, художественное творчество и т.д.). Именно в этом комплексном воздействии реально достичь положительных изменений в профессиональной (учебной), общественной, межличностной и личностной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности / Г.Ю. Айзенк. - М.: Воениздат, 1980. - 176 с.

2. Романенко В.А. Психофизиологический статус студенток / В.А. Романенко. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2013. - 195 с.

3. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий /

B.М. Русалов. - М.: Наука, 1979. - 352 с.

4. Слободская Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление / Е.Р. Слободская. - Новосибирск, 2004. - 251 с.

5. Солдатова О.Г. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья / О.Г. Солдатова, Ю.И. Савченков, С.Н. Шилов // Физиология человека Т. 33. - 2007. - № 2. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 76-80.

Гришина Ольга Александровна

ассистент кафедры образования и педагогических наук

Академии педагогики и психологии ФГБОУ ВПО Южный Федеральный университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

УДК 378.01

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MANAGEMENT PERSONNEL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в процессе непрерывного образования во многом определяется используемыми психолого-педагогическими технологиями.

К психологическим технологиям относятся тренинги развития личности (интеллектуальный тренинг, тренинги рефлексии, уверенности в себе, креативности и др.), широко применяемые в профессиональной школе и системе повышения квалификации. Их особенностью является направленность на раскрытие и развитие индивидуальности слушателей, активизацию и реализацию их потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников процесса повышения квалификации.

Ключевые слова: познавательные компетенции, мотивации к самопознанию, функции тренингов.

The development of the professional competence of heads of educational institutions in the process of continuous education is largely determined by the used psychological and pedagogical technologies.

Psychological technologies include personal development trainings (intellectual training, reflection training, self-confidence, creativity, etc.), widely used in vocational schools and the system of professional development. Their peculiarity is the orientation to the disclosure and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.