Научная статья на тему 'Некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти и СМИ'

Некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти и СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
916
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАРОД / МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СВОБОДА И НЕСВОБОДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тлемешок В.Р., Пархоменко С.Н.

В данной статье рассматриваются проблемы взаимоотношений и взаимодействий власти и народа, роль СМИ в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы взаимодействия органов государственной власти и СМИ»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ

© Тлемешок В.Р.*, Пархоменко С.Н.*

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

г. Краснодар

В данной статье рассматриваются проблемы взаимоотношений и взаимодействий власти и народа, роль СМИ в современном обществе.

Ключевые слова: государственно-властные структуры, средства массовой информации, мировоззрение, народ, механизмы взаимодействия, свобода и несвобода.

Проблемы взаимоотношений и взаимодействий власти и народа являются определяющими в исторической судьбе каждой страны. Роль средства массовой информации (СМИ), в процессе выстраивания взаимоотношений и выработки механизмов взаимодействий, системы власти и народом невозможно переоценить. СМИ в современном виде начали формироваться всего несколько веков назад, вместе с развитием печатных средств. А радио и телевидение, как самые мощные (по масштабам аудитории) самые эффективные и результативные (по степени воздействия и управления общественным сознанием) средства, вообще зародились в конце 19 и начала 20 веков. Колоссальные возможности СМИ в воздействии на народ, обуславливают чрезвычайную актуальность степени их свободы или несвободы.

В силу эффективности, полная свобода СМИ крайне опасна. Еще Наполеон говорил: «Отпустить прессу на свободу, все равно что, лечь на краю пропасти и заснуть». Недаром, все кто захватывает власть, сначала прибирают к рукам, прежде всего, СМИ.

Однако, так как СМИ всегда экономический зависимы, говорить об их свободе нет смысла, а значить мы можем говорить о степени их несвободы. Очень короткий анекдот, «Независимые СМИ». Если СМИ владеют властные структуры, возникает проблема игнорирования общественных интересов и защиты интересов представителей государственно-чиновничьего аппарата. А если СМИ оказываются в руках зарубежных владельцев, наедятся на конструктивную направленность деятельности, а значит гармонизацию отношений между системой государственного управления и народом, как минимум наивно и глупо. Достаточно вспомнить роль СМИ в организации революций и войн в странах Африки, Ближнего Востока, Европы и бывших республик СССР. В такой ситуации взаимоотношения и способы взаимодейст-

* Доцент кафедры Государственного и корпоративного управления, кандидат социологических наук, доцент.

* Студент.

вия органов государственной власти и СМИ становятся чрезвычайно актуальными. Эта актуальность обусловлена следующими факторами.

Во-первых, ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио, интернет) в формировании мнения населения, в том числе и об органах государственной власти. В Советском Союзе Средства Массовой Информации являлись инструментом проведения партийной и государственной идеологии. Это обстоятельство и было решающим во взаимоотношениях СМИ и государственно-властных структур. Партия и государство строго контролировали содержание СМИ, организационную деятельность редакций, но одновременно заботились об их материально-техническом и финансовом благополучии. Журналистику того времени можно рассматривать как государственно-партийную работу, в рамках которой, правда, все же проявлялись настоящие таланты и появлялись вполне объективные материалы.

Уже в 70-80-е гг. ХХ в. в органах власти стали появляться пресс--служ-бы, перед которыми официально ставилась задача выстраивать отношения со СМИ. Фактически же это был еще один структурный элемент контроля над средствами массовой информации. Например, в 1984 г. в МВД СССР и на местах его областных управлений были сформированы политотделы, в которые структурным подразделением вошли пресс-службы [1].

В соответствии с Законом о СМИ в 1990 года, радио и телевидение освобождались от контроля партии, а пресса - от цензуры Главлита. Как институт, сформировались связи с общественностью.

Распространение манипулятивных технологий, информационных войн -вот методы борьбы за власть, появления партий, проведения выборов и референдумов, посредством которых можно было завоевать (подчинить себе) доверие граждан. Вместе с тем сформировался рынок PR-услуг, была создана Российская ассоциация по связям с общественностью, появились профессиональные издания, учебники. В 2001 г. связи с общественностью были внесены в реестр Министерства труда и социального развития - деятельность получила статус профессии. Нынешние власти выступают учредителями большинства региональных и до 80 % муниципальных газет [2].

Будучи на посту президента, Дмитрий Медведев выразил мысль, что «органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов», и призвал «региональные и муниципальные администрации избавиться от находящихся у них на балансе газет, радиостанций и телеканалов» [3].

Высшие государственные и общественные структуры начинают открыто говорить о рассматриваемой нами проблеме. Так, Общероссийский народный фронт в декабре 2013 г. высказал возмущение по поводу непомерно высоких затрат, запланированных в 2014-2016 гг. на создание благоприятного имиджа деятельности губернатора и правительства области, одного из субъектов Федерации [4]. В январе 2014 г. президент обязал региональные

власти «оптимизировать расходы на информационное освещение» своей деятельности [5]. Министерству финансов было поручено подготовить доклад о результатах мониторинга этой работы. Минфин уведомил общественность о разработке некоторых инициатив. В частности, планируется запретить губернаторам обеспечивать публикации в СМИ за счет государственного бюджета, а также за счет регионального бюджета, если «на балансе субъекта федерации уже находится СМИ, которое и так работает на власть» [6].

Средства массовой информации имеют большую возможность влияния на поведение и формирование мировоззрения людей. Не зря СМИ неформально считаются четвертой ветвью власти, если не на ряду, то после законодательной, исполнительной и судебной.

К положительным сторонам деятельности СМИ можно отнести: освещение информации, происходящей в государстве и за его пределами; своевременность доведения информации до общества; вскрывают отрицательные стороны в государстве и обществе; дают оценку деятельности органов государственной власти; влияют на развитие общества, посредством выявления возможного потенциала самого общества; помощь в раскрытии преступлений и других правонарушений.

Однако нельзя не отметить и негативную составляющую деятельности СМИ как: вмешательство в частную жизнь граждан; пиар и антипиар политических деятелей, известных людей; чрезмерное раздувание, либо преуменьшение каких-либо проблем общества; доведение сведений, негативно влияющих на какую-либо страту общества, например, на подрастающее поколение.

Наиболее эффективными средствами манипулирования сознанием человека являются сеть Интернет и, безусловно, телевидение. После них идут радио и печатные средства. После тяжелого рабочего дня человеку, как правило, уставшему и раздраженному, оказавшись дома, хочется отдохнуть и расслабиться. В таком состоянии он максимально внушаем [7].

Смотря телевизор, человек более эмоционально и полно воспринимает информацию, подающуюся извне, так как нервная система его «отдыхает» вместе с телом. Так человека проще убедить в чем-либо. ТВ, как СМИ, существует более полувека, но за это относительно недолгое время стало настоящей потребностью человечества. Чем весомее телевидение как социальный институт, тем ярче проявляются такие функции как: информационная (основное предназначение СМИ этого рода, как и любого другого, это донесение информации в народ); воспитательная (формирование мировоззрения юного населения нашей страны); развлекательная и т.д. На индивидуальном уровне зритель может и не ощущать, что его информируют, обучают или воспитывают. Для зрителей, телевидение в первую очередь, является источником информации о переменах. Это основной стержень любой передачи. И все многообразие телепередач можно свести к двум типам: 1) телепередачи с сюжетом; 2) телепередачи с личностью. С сюжетом все выглядит

достаточно ясно. Даже новостные программы стараются подавать информацию по законам драматургии, проводя некую сюжетную линию. То же самое происходит и в популярных телеиграх и, безусловно, в телефильмах и сериалах [8].

С личностью все выглядит немного сложнее. Здесь, кажется, наша теория о зрительском внимании дает основательную трещину. Распутать этот узел можно, начав с самого слова «личность». Чаще всего мы используем со словом личность прилагательное «сильная». А сила, как известно, производит изменения. Таким образом, личность на экране интересна, прежде всего, тем, что она меняет или уже изменила что-то в себе, в своей отрасли или в обществе в целом.

В качестве источника информационных ресурсов сегодня можно использовать не только печатные издания, но и Интернет. Он играет отдельную роль в средствах массовой информации. Сейчас услуги сети интернет могут использовать все потенциальные жители любых регионов, в то время как с самого начала существования Рунета было серьезно ограничено неразвитостью инфраструктуры, экономическими и технологическими факторами.

К тому же, доверие к такого рода источнику как Интернет, по некоторым показателям, гораздо больше, чем к телевидению и прессе.

Уникальными характеристиками Интернет-СМИ можно обозначить:

- глобальность - она предоставляет скорый доступ к информационным ресурсам по всему миру;

- децентрализованность - малая степень контролируемости, которая присутствует в иных СМИ электронного характера (радиовещание и телевидение);

- открытость - низкий барьер к доступу, низкая финансовая планка создания и распространения информации;

- безграничность - неограниченная возможность держать информацию.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о важности средств массовой информации, которая орудует самым мощным оружием «словом». Важность главным образом заключается в своевременном донесении до людей информации, отражающей основные результаты человеческой деятельности, в том числе деятельности органов государственной власти, отчасти даже в её формировании.

В заключение приведем несколько выражений подтверждающих силу слова.

«Нам не дано предугадать как наше слово отзовется». Тютчев Ф.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Шефнер В.

«Рана от меча заживает, рана от слова не заживает». Адыгская пословица.

Список литературы:

1. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. - М., 2014.

2. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М., 2013.

3. Билевская Э. Кремль отрекается от собственных СМИ [Электронный ресурс]. - 3 декабря 2010. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2010-12-03/1_kremlin.html.

4. Народный фронт предлагает ввести «индекс расточительности» для регионов [Электронный ресурс]. - 21 ноября 2013. - Режим доступа: http://onf.ru/2013/1 1/21/ш1Мпу- -front-predlagaet-westi-indeks-rastochitel-nosti-dlya-regionov/.

5. Путин поручил регионам оптимизировать расходы на освещение деятельности органов власти [Электронный ресурс] // interfax.ru: Информационное агентство «Интерфакс». - 17 января 2014. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/352281.

6. Сивкова А. Минфин запретит губернаторам тратить деньги на самопиар [Электронный ресурс]. - 29 января 2014. - Режим доступа: http://izves-tia.ru/news/564711.

7. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций / Институт практической психологии. - М., 1996.

8. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.