Научная статья на тему 'Некоторые проблемы становления молодого специалиста в коллективе'

Некоторые проблемы становления молодого специалиста в коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы становления молодого специалиста в коллективе»

глубже изучить специфичность деятельности следователя и определить наиболее важные личностные свойства, при наличии которых можно прогнозировать успешную деятельность сотрудника, а также отметить ряд специфических моментов, которые способствуют формированию профессионального мастерства.

1. Профессиональная деятельность следователя связана с решением многообразных задач, которые зачастую не могут быть приведены к единому алгоритму действий и сложно поддаются описанию. Большую роль в нашем случае играет творческое мышление, особенно там, где использование готовых рецептов и стандартных мыслительных операций не приносит успеха из-за проблемности ситуации. Теоретические схемы решения мыслительных и организационных задач даже в конкретной ситуации требуют творческого подхода к их применению. В этом отношении велика роль интеллектуальных способностей. В ходе исследования экспериментально доказано, что можно прогнозировать хороший уровень профессиональной успешности кандидата при наличии у последнего показателей ^ не ниже 109 и И.П не ниже 22 .

2. В нашем исследовании были выявлены личностные свойства, наличие которых существенно влияет на уровень профессиональной успешности следователя. К этому разряду относятся показатели факторов, определяемых с помощью теста Кеттелла С+, Ь-, С>2+, <34-, О, С)3 и СМИЛ шкалы 2,4,9. Наличие показателей по названным факторам оказывает существенное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности следователя, которая преломляется в виде личностных свойств следователя как субъекта познания, трудовой деятельности и общения.

Если интерпретировать названные факторы, то профессионально успешный следователь, прежде всего, должен быть эмоционально устойчив, уверен в себе, настойчив при достижении поставленных целей. Должен уметь ладить с окружающими и коллегами по работе, быть терпимым к недостаткам других. В то же время следователю необходимо быть самостоятельным и самодостаточным, умеющим отстаивать собственную точку зрения. Эти характеристики, выявленные с помощью теста Кеттелла, должны сопоставляться с результатами, полученными с помощью СМИЛ, где особое внимание должно обращаться на сочетание 2, 4 и 9 шкал.

Вместе с тем, наряду с соответствием личности представленным нормам, следователи структурных подразделений отличаются опытом работы, который расширяет границы теоретических представлений, делая их богаче, глубже и разностороннее. Продвижение по службе для следователя должно быть связано в том числе и с опытом работы, продолжительность усвоения которого зависит от личностных качеств сотрудника.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно утверждать о существовании зависимости между личностными свойствами и уровнем профессиональной успешности следователя, что и предпо-

лагалось доказать в соответствии с выдвинутой гипотезой. На наш взгляд, исследование позволило выделить перечень личностных свойств, способствующих профессиональной успешности следователя.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Б КОЛЛЕКТИВЕ

И.А. Дурова, инспектор ОВР УК и ВР УВД Омской области

Процесс становления молодого специалиста сложен и многогранен. Найти работу или получить место по распределению выпускнику вуза — это сделать всего лишь полдела. Во многом становление вчерашнего студента зависит от коллектива1, в который он попал. Естественно, при приеме на работу многих выпускников мучают отнюдь не простые вопросы: что за люди работают в новом для него коллективе, как они тебя примут и т.д.

Удачно окончив учебное заведение, вчерашний студент делает шаг в неизвестный мир, где нет каникул, а есть отпуск всего лишь один раз в год, где нет опекунов и «нянек», и ему приходится самостоятельно зарабатывать средства на жизнь ежедневным, упорным, кропотливым трудом.

Хорошо, если учась в вузе, студент заблаговременно готовил себя к будущей профессии, понимая, что в том числе и от физического состояния во многом будет зависеть его профессиональный успех. Зачастую физическая подготовленность является необходимым фактором плодотворной ежедневной работы. Еще в вузе необходимо выработать для себя привычку начинать день с элементарных физических упражнений, тем самым настраивая свой организм на предстоящую работу, заряжаясь необходимой энергией на весь рабочий день. Хорошая физическая подготовка позволит выпускнику выдержать все психологические, эмоциональные, физические перегрузки. Ведя здоровый образ жизни, занимаясь физической культурой и спортом, не куря, не злоупотребляя алкоголем и поддерживая этим высокую работоспособность, он невольно вызывает уважение у окружающих, коллег. А если учесть, что он не берет больничных листов и плодотворно трудится изо дня в день, то ценность его значительно возрастает.

Получив диплом об окончании вуза, вооружившись необходимыми знаниями, умениями, навыками, выпускнику необходимо раскрыть в своей предстоящей деятельности имеющийся у него потенциал2. Заканчивая вуз, выпускник получает большой объем знаний, но как суметь их реализовать в своей будущей практической деятельности? Приступая к работе, выпускник сразу замечает, что не все изучаемые в

1 Коллектив — от лат. «соПесЦуиз» — собирательный. В соответствии со Словарем русского языка С.И. Ожегова коллектив — это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами.

2 Потенциал (от лат. «ро1епиа» — возможность) означает совокупность средств, возможностей, необходимых для решения определенных задач. В данном случае мы рассматриваем потенциал как совокупность личностных, физических качеств и знаний, полученных в процессе обучения.

вузе учебные дисциплины могут быть использованы им на практике, но тем не менее объемные знания, полученные в вузе, являются необходимой основой, базой, фундаментом при разрешении сложных жизненных ситуаций. Однако, несмотря на фундаментальную подготовку в вузе, не все выпускники могут реализовать свои способности и возможности в новом для него коллективе. Конечно, при адаптации в новом коллективе многое зависит от самого выпускника, но не меньше — от коллектива, в котором ему предстоит работать. Перед молодым человеком сразу встает масса вопросов и проблем: сумеет ли он их разрешить, будет ли правильно понят, востребован, как к нему отнесутся будущие коллеги и т.д. И здесь не все зависит только от его дисциплинированности, исполнительности, трудолюбия. Большую роль в становлении молодого специалиста играют характер коллектива, в котором ему предстоит трудиться, а также его внутреннее состояние, которое складывается на протяжении многих лет из незаметных, на первый взгляд, традиций, обычаев, привычек и даже личности руководителя.

Каждый молодой специалист, в зависимости от масштаба его личности, индивидуальности, сам может внести в коллектив что-то свое. Новое будет приниматься большинством либо отвергаться. Влияя друг на друга, человек и коллектив могут взаимодопол-нять, приобретать новые или изменять старые традиции. Попадая в новый коллектив, молодой специалист в большинстве случаев испытывает определенный стресс, и здесь коллективу важно понять его и оказать поддержку в нужный момент.

Вне всякого сомнения, при становлении молодого специалиста большая ответственность за его профессиональную судьбу лежит на руководителе подразделения и его наставнике. Роль наставника в этом процессе трудно преувеличить. Наставник должен обладать высокими моральными качествами, хорошими профессиональными, педагогическими, психологическими знаниями, умениями, навыками, иметь неосдоримый авторитет в коллективе. Подбирая наставника, необходимо руководствоваться многими критериями. Наставник обязательно должен найти взаимопонимание с молодым специалистом, во многих случаях ему нужно делать скидку на молодость, неопытность и без необходимости не упрекать за неумение в решении тех или иных задач. В то же время нельзя снижать уровень требовательности и объективности оценки за сделанную работу.

Оттого насколько умело будет поставлена работа с молодым специалистом, его профессиональная и человеческая судьба может пойти по трем основным направлениям.

Первое — интересы молодого специалиста и коллектива совпали, его способности и возможности успешно реализуются — молодой специалист состоялся.

Второе — интересы молодого специалиста и коллектива разошлись, в результате — разочарование молодого человека, смена коллектива и новая попытка реализовать свои возможности и способности в другом коллективе.

Третье — интересы молодого специалиста и коллектива совпадают лишь частично. Отсюда — посредственные успехи работы в коллективе, постоянная неудовлетворенность коллектива в результатах труда выпускника вуза.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Становление молодого специалиста — дело государственной важности.

2. Становление молодого специалиста зависит не только от него, но и от коллектива, в котором он работает.

3. В коллективе необходима не только школа молодого специалиста, но и школа наставников.

4. За становление молодого специалиста должны нести ответственность не только он сам, но и руководители подразделения и наставник.

5. В коллективе необходимо создать условия для становления молодого специалиста, раскрытия его творческих способностей и возможностей.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ САМБО В ПРОЦЕССЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ

H.A. Смирнова, преподаватель Учебного центра Управления вневедомственной охраны г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Необходимым условием успешного руководства слушателями в процессе первоначальной профессионально-прикладной подготовки является авторитет преподавателя самбо. Подчеркнем, что существуют признаки авторитета преподавателя, которые формируются при оценке слушателями деятельности преподавателя как руководителя, соответствующие следующим функциям:

— экспертно-консультативные;

— проектировочные;

— хозяйственно-организаторские (административные);

— представительские;

— воспитательные.

Экспертно-консультативные функции преподавателя, главным образом, заключаются в технико-тактическом мастерстве, передаваемом ученикам с учетом их индивидуальности. Под технико-тактическим мастерством преподавателя в процессе обучения автор в данном случае понимает два аспекта обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.