Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная политика / государственные программы / состояние / проблемы / направления развития социальной политики / качество жизни / уровень жизни / social policy / state programs / state / problems / directions of development of social policy / quality of life / standard of living

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульзана Исламова, Айгерим Нишанова

В статье проанализирована государственная социальная политика Кыргызской Республики. Исследованы основные причины актуальных проблем социальной сферы. Изучены причины, повлекшие за собой снижение уровня и качества жизни населения. Рассматриваются ключевые факторы, которые влияют на поддержание нормального уровня и качества жизни населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF SOCIAL POLICY IMPLEMENTATION IN KYRGYZSTAN

The article analyzes the state social policy of the Kyrgyz Republic. The main causes of actual problems of the social sphere are investigated. The reasons that led to a decrease in the level and quality of life of the population were studied. The key factors that affect the maintenance of a normal level and quality of life of the population are considered.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

ниши

УДК: 338.23

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Исламова Ульзана Бахадировна, преподаватель,

ulzana_79@mail.ru Нишанова Айгерим Акылбековна, магистрант Ош государственный университет, Ош, Кыргызстан

Аннотация. В статье проанализирована государственная социальная политика Кыргызской Республики. Исследованы основные причины актуальных проблем социальной сферы. Изучены причины, повлекшие за собой снижение уровня и качества жизни населения. Рассматриваются ключевые факторы, которые влияют на поддержание нормального уровня и качества жизни населения.

Ключевые слова: социальная политика, государственные программы, состояние, проблемы, направления развития социальной политики, качество жизни, уровень жизни.

КЫРГЫЗСТАНДА СОЦИАЛДЫК САЯСАТТЫ ИШКЕ АШЫРУУНУН

АЙРЫМ ПРОБЛЕМАЛАРЫ

Исламова Ульзана Бахадировна, окутуучу,

ulzana_79@mail.ru Нишанова Айгерим Акылбековна, магистрант, Ош мамлекеттик университети, Ош, Кыргызстан

Аннотация. Макалада Кыргыз Республикасынын мамлекеттик социалдык саясаты талдоого алынган. Социалдык чвйрвдвгY актуалдуу квйгвйлврдYн негизги себептери иликтенген. Калктын жашоо децгээлинин жана сапатынын твмвндвШYнв алып келген себептер изилденген. Калктын турмушунун нормалдуу денгээлин жана сапатын сактоого таасир этуучу негизги факторлор каралат.

Негизги свздвр: социалдык саясат, мамлекеттик программалар, мамлекет, квйгвйлвр, социалдык саясатты внYктYPYY багыттары, жашоонун сапаты, жашоо децгээли.

SOME PROBLEMS OF SOCIAL POLICY IMPLEMENTATION IN

KYRGYZSTAN

Islamova Ulzana Bahadirovna, Lecturer, ulzana_79@mail.ru Nishanova Aigerim Akylbekovna, Osh State University,

Osh, Kyrgyzstan

Abstract. The article analyzes the state social policy of the Kyrgyz Republic. The main causes of actual problems of the social sphere are investigated. The reasons that led to a decrease in the level and quality of life of the population were studied. The key factors that affect the maintenance of a normal level and quality of life of the population are considered.

Keywords: social policy, state programs, state, problems, directions of development of social policy, quality of life, standard of living.

Введение. Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого комплекса сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований. Благосостояние граждан, качество их жизни - это не только вопрос социальной справедливости, но и социальной стабильности, согласия в обществе, экономической эффективности.

Ключевые вопросы социальной политики страны реализуются через ее цели, механизмы и устойчивое финансовое обеспечение, которые определяются выбранной моделью социальной политики [2, с.64].

Социально-экономические преобразования в Кыргызской Республики в большей степени влияют на состояние социальной сферы, которая является важнейшим индикатором уровня экономического и политического развития общества.

Результативное развитие регионов Кыргызстана считается базисом социально-экономической стабильности страны, повышения благосостояния нации.

Вследствие этого, политика Кыргызской Республики направлена в сторону поддержания и развития социальной политики, что подтверждает осуществление значительного количества социальных проектов, достаточно повышенный интерес к аспектам реформирования социальной сферы как со стороны власти, так и со стороны общества, поиск решения социальных проблем. Следовательно, данное направление является актуальным для нашей страны и ее регионов.

Основной раздел. Успешная реализация и применение новой модели экономического роста регионов Кыргызской Республики невыполнимо без усиленного внимания государства к аспектам социального развития и регулирования социальной политики. Основным целевым фактором является организация предпосылок для основания среды, которая будет способствовать личностному и профессиональному развитию личности.

Повышение благосостояния населения невозможно без поступательного роста национальной экономики. Кабинет Министров продолжит макроэкономическую политику, направленную на восстановление потребительского спроса, развитие приоритетных секторов с высоким экспортным потенциалом, реализацию крупных национальных

инвестиционных проектов в энергетике, ирригации, дорожно-транспортной сфере, активное использование членства Кыргызской Республики в Евразийском экономическом Союзе и Всемирной торговой организации (ВТО), повышение инвестиционной привлекательности, улучшение делового климата, создание благоприятной деловой среды для предпринимательства, вывод бизнеса из тени и создание доступа населения к финансовым инструментам[1, с.4].

В настоящее время по отношению к большей части населения стоит задача достижения соответствия материальной обеспеченности людей приемлемому жизненному стандарту. На первом плане социальной политики находятся: создание условий новым поколениям для адекватной профессиональной и общеобразовательной подготовки к трудовой деятельности, обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, повышение доходов населения, улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства граждан, развитие интеллектуального и культурного потенциала нации, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченным семьям и гражданам. Одно из наиболее существенных отличий современного курса социальной политики от предыдущих этапов заключается в стремлении способствовать активной жизненной позиции людей, создании условий для более полной реализации их потребностей к самоутверждению и достижению большего материального достатка, взаимоувязки жизненного уровня трудоспособного члена общества и его собственных усилий, результатов труда и предприимчивости.

Осуществление деятельной политики занятости приведет к стимулированию безработного населения к дальнейшему трудоустройству, что особо актуально при условии ускорения экономического роста региона, а координирование данной политики с задачами образования по подготовке квалифицированных кадров позволит уравнять структуру спроса и предложения на рынке труда, удовлетворить потребности экономики в необходимых специалистах.

С этой целью необходимо изменить многие компоненты социально-трудовых отношений, усилить стимулирующую роль оплаты труда, усовершенствовать социальные институты, развить рынок труда и жилья, улучшить систему пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения, реформировать социальную сферу, создать институт государственно-частного партнерства и т. п.

В соответствии с последним вероятностным прогнозом ООН, рост численности населения Кыргызской Республики будет продолжаться, по крайней мере до конца текущего столетия. Наиболее быстрым рост будет в ближайшие 30 лет, и к 2050 году численность населения превысит 9 миллионов человек, то есть увеличится на 50% по сравнению с 2020 годом.

85

Затем рост замедлится, и в следующие 30 лет население республики вырастет только на 1,5 миллиона человек (по сравнению с предыдущей версией, текущий прогноз был пересмотрен в сторону повышения)[3].

Увеличение численности населения в трудоспособном возрасте открывает дополнительные возможности для роста производства и улучшения условий жизни вообще лишь в том случае, если на национальном рынке труда обеспечен соответствующий спрос на рабочую силу. В противном случае рост численности трудоспособного населения приведет к увеличению количества безработных, замедлению технического прогресса, снижению потребления, росту бедности, неравенства и социального напряжения в обществе.

В ближайшее десятилетие следует ожидать почти двукратного увеличения потребности в создании новых рабочих мест, причиной которого будет выход на рынок труда многочисленных поколений, родившихся в 2000-2010 годах. Численность контингентов, уходящих с рынка труда по возрасту, тоже будет возрастать, но в меньшей мере, чем количество молодежи, начинающей трудовую деятельность. Максимальных значений потребность в создании новых рабочих мест достигнет в начале 2030-х годов, когда сальдо демографического оборота рабочей силы приблизится в отметке в 100 тысяч. Это, по всей вероятности, самый серьезный вызов для экономической и социальной политики Кыргызской Республики на ближайшее десятилетие.

Важно отметить, что решение проблемы эффективной занятости молодежи, если не автоматически, то во многом позволит достойно ответить на второй серьезнейший вызов - рост численности населения в пенсионном возрасте.

Поэтому для определения приоритетных направлений в сфере содействия занятости населения, надо создать условий для повышения уровня занятости населения и формирования новой модели профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных граждан и граждан, ищущих работу, в дальнейшем разработать проект комплексной программы по обеспечению достойным трудом (достойная заработная плата, достойная занятость, социальное партнерство). В ближайшей перспективе надо разработать обновленные государственные образовательные стандарты, а также разработать принципы подушевого финансирования на всех уровнях образования.

Система социальной защиты должна удовлетворять следующим требованиям:

* наличие необходимого и достаточного объема социальных гарантий; обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;

* целенаправленность мероприятий по социальной защите;

* необходимо учитывать региональные и территориальные особенности;

* наличие механизма доведения социальной помощи до конкретных получателей.

На сегодняшний день реализованные системные меры по усилению адресности пособий, основанном на учете доходов, перестали оправдывать себя с позиции эффективности использования имеющихся административных и денежных ресурсов.

Во-первых, 71 процент занятого населения работает в неформальном секторе, что дает возможность скрывать доходы.

Во-вторых, рост стихийной внешней и внутренней трудовой миграции не дает возможность учитывать доходы трудовых мигрантов.

Данные официальной статистики показывают, что из-за низкого размера гарантированного минимального дохода (ГМД), который является критерием для «входа» в систему пособий, пособиями охвачены лишь 31% крайне бедного населения.

В-третьих, большое количество документов, требуемых для подтверждения доходов, при определении нуждаемости семьи в пособии, создает сложности для предоставления пособий в электронном формате и поддерживает благоприятную почву для коррупционных проявлений.

Заключение. Система постоянного мониторинга и анализа этих показателей позволит вовремя реагировать на ситуации в случае отклонения фактических и прогнозируемых параметров социального развития Кыргызстана от пороговых значений; также необходимо разработать специальные программы по выводу регионов из социально-экономического кризиса.

Приоритетными направлениями в долгосрочной социальной стратегии должно стать высокое качество жизни населения региона, содержащее:

* принятие образования как основного фактора роста интеллектуального потенциала человека и увеличения темпов экономического и социального роста страны;

* зависимость индивидуального дохода только от уровня полученного образования и стажа практической работы;

* повышение общей и бытовой культуры россиян, их социализация.

Перспективы дальнейших исследований. В качестве перспектив дальнейших исследований необходимо указать потребность в изучении прогнозов и перспектив, для установления оптимальных векторов комплексного развития социально-экономической политики Кыргызской Республики.

Список литературы:

1. Постановление Кабинета Министров КР от 26 апреля 2022 года № 229/8-1. О Совместном заявлении Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики об основных направлениях экономической политики на 2022 год. Бишкек-2022. С. 4.

2. Морова А.П. Модель социальной политики в республике Беларусь: генезис и законодательное обеспечение //СОЦИОЛОГИЯ 1/2012. С. 64.

3. Макыев С.Т., Кадыров Ш.Г. Некоторые проблемы трудового потенциала Кыргызстана //Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" в г. Ош Киргизской Республики. Номер: 1 (25) Год: 2022 Страницы: 143-147.

4. Макыев С.Т., Кадыров Ш.Г. Прогноз как метод достижения равновесия на рынке труда //Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" в г. Ош Киргизской Республики. Номер: 2 (24) Год: 2021 Страницы: 66-70

5. https://kyrgyzstan.un.org/sites/default/files/2022-04/rus_1_0.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.