Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОБРАНИЯ, МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ И ПИКЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОБРАНИЯ, МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ И ПИКЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
992
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРАВО ГРАЖДАН НА МИТИНГИ И ШЕСТВИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДЕМОНСТРАЦИИ / СОБРАНИЯ / ПИКЕТИРОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Керамова С. Н.

В статье рассматриваются основные проблемы, существующие в процессе реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Российской Федерации. Цель исследования заключается в поиске решения проблем, возникающих при реализации гражданами права на публичные мероприятия. Проанализированы особенности организации, проведения и прекращения данных мероприятий. Приводятся примеры из судебной практики. Уделяется внимание зарубежному опыту проведения публичных мероприятий. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования законодательства о публичных мероприятиях. Результатом исследования является формулирование выводов о том, что необходимо на основе использования опыта зарубежных стран выработать рекомендации по развитию законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE RIGHT OF CITIZENS TO MEETINGS, RALLIES, DEMONSTRATIONS, RACES AND PICKETING IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

The article examines the main problems that exist in the process of realizing the right of citizens to hold meetings, rallies, demonstrations, processions and pickets in the Russian Federation. The purpose of the study is to find a solution to the problems that arise when citizens exercise their right to public events. The features of the organization, implementation and termination of these events are analyzed. Examples from judicial practice are given. Attention is paid to the foreign experience of holding public events. Revealed and substantiated the need to improve the legislation on public events. The result of the study is the formulation of conclusions that it is necessary, based on the use of the experience of foreign countries, to develop recommendations for the development of legislation in this area.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОБРАНИЯ, МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ И ПИКЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Научная статья УДК/UDC 342.9

DOI: 10.21779/2224-0241 -2022-41-1-49-54

Некоторые проблемы реализации права граждан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в Российской Федерации и зарубежных странах

С.Н. Керамова

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, saida14@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, существующие в процессе реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Российской Федерации. Цель исследования заключается в поиске решения проблем, возникающих при реализации гражданами права на публичные мероприятия. Проанализированы особенности организации, проведения и прекращения данных мероприятий. Приводятся примеры из судебной практики. Уделяется внимание зарубежному опыту проведения публичных мероприятий. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования законодательства о публичных мероприятиях. Результатом исследования является формулирование выводов о том, что необходимо на основе использования опыта зарубежных стран выработать рекомендации по развитию законодательства в данной области.

Ключевые слова: Конституция РФ, право граждан на митинги и шествия, публичные мероприятия, демонстрации, собрания, пикетирования, законодательство, зарубежные страны

Для цитирования: Керамова С. Н. Некоторые проблемы реализации права граждан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в Российской Федерации и зарубежных странах // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 41, № 1. С. 49-54. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-41-1-49-54

Original article

Some problems of implementing the right of citizens to meetings, rallies, demonstrations, races and picketing in the Russian Federation and foreign countries

Saida N. Keramova

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, saida14@yandex.ru

Abstract. The article examines the main problems that exist in the process of realizing the right of citizens to hold meetings, rallies, demonstrations, processions and pickets in the Russian Federation. The purpose of the study is to find a solution to the problems that arise when citizens exercise their right to public events. The features of the organization, implementation and termination of these events are analyzed. Examples from judicial practice are given. Attention is paid to the foreign experience of holding public events. Revealed and substantiated the need to improve the legislation on public events. The result of the study is the formulation of conclusions that it is necessary, based on the use of the experience of foreign countries, to develop recommendations for the development of legislation in this area.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, the right of citizens to rallies and processions, public events, demonstrations, meetings, picketing, legislation, foreign countries

For citation: Keramova S. N. Some problems of implementing the right of citizens to meetings, rallies, demonstrations, races and picketing in the Russian Federation and foreign countries. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 41, no. 1, pp. 49-54. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-41-1-49-54 (In Russ.).

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношения граждан с органами государственной власти, следует назвать право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это право закреплено в ст. 31 Конституции РФ и имеет детализацию в Федеральном законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где установлен чёткий порядок организации и проведения мирных собраний.

В настоящее время во многих странах политико-правовая ситуация характеризуется активным использованием гражданами права на проведение публичных мероприятий как способа выражения общественных интересов и защиты своих прав и свобод. Россия не является исключением. Вопросы регулирования публичных мероприятий в России, как и в других странах мира, никогда не теряют своей актуальности. Поэтому большое значение имеет практическая реализация данного права. В данной статье мы рассмотрим отдельные проблемы реализации права на проведение публичных

мероприятий, пределы его ограничения и ответственность за несоблюдение законных требований к их организации в России и за рубежом.

Прежде всего, надо отметить, что Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. от 30.12.2020 г.) установлен уведомительный характер организации мирного собрания. Уведомление о проведении мирного собрания (кроме случаев проведения собрания или пикетирования с одним участником) подаётся в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления организатором такого собрания с обязательным указанием места, времени, цели, предполагаемым количеством его участников. Такое уведомление подаётся в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения собрания. В случаях, когда проводится пикетирование группой лиц, уведомление может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения.

Одной из проблем является то, что из-за указанных сроков, как полагает Ю.И. Головизнина, с которой следует согласиться, теряется возможность заблаговременной подачи уведомления, а также возможность проведения спонтанных мероприятий, проводимых без организатора [1, с. 60].

Что касается зарубежных стран, то, к примеру, в США законодательством большинства штатов предусматриваются более длительные сроки рассмотрения заявок на организацию массовых мероприятий - до 30-90 дней. Без подачи заявки и проведения демонстрации без разрешения ее участники немедленно арестовываются. В Лос-Анджелесе разрешение на проведение публичных манифестаций оформляется в специальном отделении местной полиции. Заявка подается не позднее, чем за 40 дней, с обязательным приложением к ней расписки в соблюдении норм безопасности [2]. В Германии действует Закон о собраниях и шествиях. Как и в нашем законодательстве, проведение подобных акций предполагает предварительное предупреждение властей и санкционирование мероприятия властями. Организаторы должны заявить о своих намерениях в органы местного самоуправления, как минимум, за 48 часов до даты мероприятия. От российских правил проведение массовых публичных мероприятий в Германии отличается тем, что разрешается проведение спонтанных мероприятий по поводу только что происшедших или ожидаемых в ближайшее время событий без подачи предварительной заявки и согласования с властями [3, с. 64]. Во Франции уведомление о проведении митинга подается в мэрию муниципалитета (в Париже - в префектуру полиции) не позднее, чем за три дня и не ранее 15 дней до проведения демонстрации.

За нарушение правил проведения митингов и демонстрация во всех странах, включая и Россию, предусмотрены санкции. В США, к примеру,

местные власти могут пресекать мероприятие, используя спецсредства, и задерживать его участников. В Германии любое массовое мероприятие, собрание или демонстрация обязательно должно быть санкционировано властями. Полицейские органы, призваны не только следить за порядком во время акции, но и защищать право граждан на проведение демонстрации, при необходимости помогая организатору митинга. Если мероприятие может привести к серьезным нарушениям общественного порядка, власти могут запретить его. Задержания в большинстве случаев происходят именно тогда, когда одни участников акции угрожают безопасности других, проявляя неадекватное поведение и агрессию. Во Франции несанкционированные собрания, способные нарушить общественный порядок, могут быть разогнаны силами правопорядка, если их участники не отреагировали на требования властей разойтись [4].

В Российской Федерации гражданами зачастую также нарушаются правила проведения митингов и собраний, в том числе уведомительный характер этих мероприятий. В связи с этим в законодательство в настоящее введены дополнительные ограничения, предупреждающие такие нарушения. Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) предусматриваются более детальные правила организации, проведения и прекращения данных мероприятий. С целью обеспечения исполнения вводимых правил о проведении массовых публичных мероприятий до последнего времени совершенствовалось административное законодательство, задачей которого является не только установление и применение того или иного наказания к нарушителю, но и создание условия для предотвращения подобных нарушений правопорядка. Как справедливо отмечает К.Г. Прокофьев, «практика охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий показала, что административная ответственность является одним из эффективных средств предупреждения и пресечения различного рода правонарушений при проведении публичных мероприятий. В этой связи предписания КоАП оказались весьма востребованными» [5, с. 82]. Так, поправками в Кодекс об административных правонарушениях были существенно усилены санкции по ст. 20.2 за нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В 2014 году эта статья была дополнена частью 6.1, вводившей новый состав, связанный с участием «в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещени-

ям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры», и предусматривавшей существенные административные наказания за такие административные правонарушения.

Как правило, согласно ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01.07.2021 г.) нарушения установленных в этой области правил влекут административное наказание в виде штрафа.

Приведем пример из судебной практики. Мысковским городским судом Кемеровской области было установлено, что И.С., являясь участником несогласованного публичного мероприятия в форме митинга, для публичного выражения общественного мнения общественно-политического характера, направленного прочив строительства углепогрузочной станции «Кузнецкая», активно общался с участниками несогласованного мероприятия, поддерживая их высказывания, принимал участие в мероприятии, проведение которого запрещено на территории Кемеровской области в период действия режима «повышенной готовности» в связи с распространением новой коронави-русной инфекции. Как усматривается из материалов дела, уведомление о проведении публичного мероприятия отсутствовало, а И.С. на требования сотрудников полиции прекратить участие в данном мероприятие не отреагировал и совершил административное правонарушение. Судом установлено, что И.С. допустил невыполнение требований, предусмотренных законом, т.е. нарушил установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. На основании изложенного суд постановил признать И.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его к административному наказанию в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. [6].

Как видим, за несоблюдение порядка проведения собраний и митингов и, в частности, неподачи уведомления виновные подвергаются административному штрафу.

Выделим также такую проблему, как множество оценочных и нечётких по содержанию терминов и конструкций, что позволяет трактовать их неоднозначно, к примеру, неопределённый характер процесса согласования проведения публичных мероприятий [7]. Неопределённость в этом случае можно увидеть в противоречиях статей 7 и 12 Федерального закона № 54-ФЗ. К примеру, в ст. 7 закона закреплен уведомительный порядок процесса согласования проведения публичных акций, тогда как в ст. 12 разрешительный характер. Вследствие этого у органов государственной власти появляются основания для отказа в проведении мирного собрания: в случае проведения собрания в ненадлежащем для того месте, в случае нарушения требований при подаче уведомления [8, с. 175].

Таким образом, одной из ключевых проблем при организации и проведении массовых мероприятий является соблюдение правил и требований законодательства к выбору места и времени проведения соответствующего мероприятия. Именно несогласованное изменение соответствующих территориально-временных аспектов может сопровождаться резким возрастанием уровня напряженности и конфликтности в самом формате политического мероприятия, а, следовательно, - вести к нарушению прав и законных интересов иных граждан и организаций. К недопущению подобного развития событий и призывает современное конституционное и административное законодательство, вводя новые правила организации собраний и митингов, а равно - более строгие наказания за нарушение данных правил [9, с. 23].

Существует также проблема в ст. 8 данного закона, касающаяся требований к месту проведения публичного мероприятия, отсутствуют чёткие регламенты для проведения спонтанных, стихийных мероприятий, тогда как в ряде зарубежных государств предусмотрены специальные институты срочных и спонтанных публичных мероприятий. Так, законодательство ФРГ в отдельных случаях допускает проведение спонтанных (стихийных) публичных выступлений граждан. При этом они не должны планироваться заранее, иначе полиция их запрещает или пресекает. Власти вправе запрещать дальнейшее проведение демонстрации, если в ходе ее создается угроза причинения ущерба людям и материальным ценностям. Во Франции полиция вправе предъявить манифестантам требование о том, чтобы они разошлись, а также сделать предупреждение о применении силы в противном случае. В Великобритании если массовое публичное мероприятие носит статичный характер, т.е. совершается без передвижения по улицам, полиция не может запретить его проведение. В случае проведения несанкционированных мероприятий, к тому же препятствующих движению транспорта или пешеходов, полиция может принимать меры к их прекращению, вплоть до применения физической силы или специальных средств. В Швеции, согласно конституции, для проведения любого общественного мероприятия необходимо получить разрешение от полицейских властей. В ходе самого мероприятия полицейские признаны контролировать соблюдение порядка. На основании закона об охране общественного порядка проведение уличных демонстраций и митингов допускается только после получения официального разрешения полицейских властей [3, с. 65].

При сравнении законодательства зарубежных стран в области проведения массовых публичных мероприятий становится явным основной недостаток российской системы, согласно которому публичные мероприятия, несущие в себе протест против власти, не санкционируются органом

исполнительной власти, что приводит к возмущению населения и, как следствие, проведению несанкционированных митингов.

Надо подчеркнуть, что, хотя право граждан на свободу собраний является одним из инструментов прямой демократии, при его реализации отдельными гражданами или группой людей не должны нарушаться права других членов общества, создаваться угроза общественному порядку и безопасности граждан. Также не должны допускаться бескомпромиссные действия властей при проведении митингов и собраний. На практике все чаще власти считают несанкционированным проведение подобных мероприятий, за что осуществляют массовые задержания людей. Самой распространенной статьей, которую нарушают митингующие - правила проведения публичных мероприятий, согласно 20.2 КоАП. Нарушения прав митингующих со стороны властей, со слов правозащитников и самих участников акций, проявляются в том, что задержание происходит органами полиции с целью прекращения митинга, а протокол участнику-нарушителю не всегда выписывают по нарушенной именно им статье, часто просто используя набор самых подходящих и распространенных. Не принимаются во внимание и такие нарушения, допущенные полицейскими при задержании, как грубое обращение, отсутствие объяснения причин задержания.

Так, в ходе массовых и в большинстве мирных публичных акций, прошедших в январе 2021 года в России, было задержано более трёх тысяч человек. Бескомпромиссным действиям властей способствовал длительный период ужесточения российских законов в сфере реализации гражданами права на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Так, Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 24-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 19.3, ужесточающие ответственность, за неповиновение требованиям сотрудников полиции [10]. Введено административное наказание в виде штрафов, обязательных работ (до 200 часов) или ареста (до 20 суток) за незаконную организацию и участие в массовом пребывания или

передвижении граждан у опасных производственных объектов, резиденций президента, зданий судов в случае, если участие в сборе привело к нарушению общественного порядка. Как представляется, такая жёсткая позиция государства по отношению к публичным мероприятиям приводит к нарастанию общественного недовольства, которое может вызвать массовые беспорядки или привести к снижению уровня гражданской активности. В связи со сказанным следует согласиться с А.О. Луньковым о необходимости минимизации указанных рисков правовой системы России, выявления проблем отечественных законов в этой сфере и разработки способов их разрешения [11, с. 98].

Таким образом, можно сказать, что чрезмерное злоупотребление свободой мирных собраний является угрозой стабильности демократического государства, вследствие чего необходимы четкие и понятные критерии оценки допустимости ограничений свободы собраний и митингов [12, с. 64].

В заключение можно сделать следующие выводы.

Современное российское законодательство о публичных мероприятиях требует преобразований. Совершенствование механизма проведения публичных массовых мероприятий и митингов должно быть направлено, в том числе, на устранение пробелов в законодательстве относительно проведения незапланированных митингов для того, чтобы граждане могли выражать своё недовольство по поводу принимаемых актов или иных действий со стороны государства.

В российском законодательстве следует закрепить возможность проведения митингов, собраний и шествий в упрощенном порядке. Необходимо использовать опыт зарубежных стран и выработать рекомендации по развитию законодательства в данной области.

Разрешительный порядок проведения публичных мероприятий нужно установить в законе путем конкретизации требований для получения разрешения, чтобы у органов государственной власти не возникло субъективное суждение при согласовании проведения публичных мероприятий, что недопустимо, т.к. ограничивает права и свободы граждан.

Список источников

1. Головизнина Ю.И. К вопросу о реализации права граждан на мирные собрания // Законность и правопорядок. 2020. № 1 (25). С. 59-62.

2. Зарубежное законодательство о проведении митингов и шествий и ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий. URL: https://pikabu.ru/story/zakonyi_ryada_stran_o_provedenii_ mit-ingov_i_massovyikh_meropriyatiy_6864169 (дата обращения: 21.07.2021).

3. Загидулин Р.А., Макеев З.В. Сравнительно-правовая характеристика организации и проведения массовых публичных мероприятий в государствах мира // Основные тенденции развития правовой науки: сб. ст. I междунар. студ. науч.-практ. конф. / редкол.: В.Е. Степенко (председатель) [и др.]. 2020. С. 62-69.

4. Как законодательство разных стран регулирует проведение митингов и демонстраций. URL: https://tass.ru/info/6727990 (дата обращения: 21.07.2021).

5. Прокофьев К.Г. Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании // Вестник науки Толь-яттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2017. № 1 (28). С. 81-83.

6. Постановление Мысковского городского суда Кемеровской области от 2 нояб. 2020 г. по делу № 5-314/2020 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/SqLRVXv9RFgi/ (дата обращения: 21.07.2021 г.).

7. Чаплинский В.Б. Проблемы реализации прав граждан при проведении публичных мероприятий на территории Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 26 (316). С. 190-196.

8. Азизова А.И. Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXX междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 2020. С. 174-177.

9. Стромов В.Ю. Проблема законодательной регламентации массовых политических («уличных») мероприятий: граница дозволенного и запрещенного // Государственно-правовые исследования. 2018. № 1. С. 21-24.

10. Короткое П.А. О реализации конституционного права на публичные манифестации: проблемы регулирования // Молодой ученый. 2021. № 16 (358). С. 263-266.

11. Лунькое А.О. Конституционно-правовой анализ реализации в россии права на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 98-102.

12. Рыжкова Е.В. Нормативное закрепление принципа свободы собраний и митингов: сложности реализации // Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развития общества: теоретические и прикладные исследования: сб. науч. тр. / под общ. ред. В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. Новороссийск, 2018. С. 64-65.

13. Зотцев Д.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на мирные собрания и публичные манифестации // Международная научная студенческая конференция 2020. 17 апр., 2020 г. С. 200-201.

14. Проблемные аспекты реализации прав на мирные собрания гражданами РФ // Юридический журнал «Юридическая книга». URL: https://legalbook.ru/konstitucionnoe-pravo/96-problemnye-aspekty-realizacii-prav-na-mirnye-sobranija-grazhdanami-rf.html (дата обращения: 22.07.2021).

References

1. Goloviznina Yu.I. K voprosu o realizatsii prava grazhdan na mirnye sobraniya [On the question of the realization of the right of citizens to peaceful assembly], Zakonnost' i pravoporyadok [Legality and law and order], 2020, no. 1 (25), pp. 59-62. (In Russ.).

2. Zarubezhnoe zakonodatel'stvo o provedenii mitingov i shestvii i otvetstvennosti za nesoblyudenie pravil massovykh meropriyatii [Foreign legislation on holding rallies and marches and liability for non-compliance with the rules of mass events]. (In Russ.). Available at: https://pikabu.ru/story/zakonyi_ryada_stran_o_provedenii_mitingov_i_ massovyikh_meropriyatiy_6864169 (accessed 21.07.2021).

3. Zagidulin R.A., Makeev Z.V. Sravnitel'no-pravovaya kharakteristika organizatsii i provedeniya massovykh publichnykh meropriyatii v gosudarstvakh mira [Comparative legal characteristics of organization and holding of public events in the countries of the world], Osnovnye tendentsii razvitiyapravovoi nauki [The Main trends of development of legal science], collection of articles of the I International Student Scientific and Practical Conference / Editorial Board: V.E. Stepenko (Chairman) [et al.], 2020, pp. 62-69. (In Russ.).

4. Kak zakonodatel'stvo raznykh stran reguliruet provedenie mitingov i demonstratsii [As the laws of various countries regulate the conduct of meetings and demonstrations]. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/info/6727990 (accessed 21.07.2021).

5. ProkofevK.G. Problemy privlecheniya k administrativnoi otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'st-va o sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovanii [Problems of bringing to administrative responsibility for violation of legislation on assemblies, rallies, demonstrations, processions and picketing], Vestnik nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Yuridicheskie nauki [Bulletin of Science of Togliatti State University. Ser.: Legal Sciences], 2017, № 1 (28), pp. 81-83. (In Russ.).

6. Postanovlenie Myskovskogo gorodskogo suda Kemerovskoi oblasti ot 2 noyab. 2020 g. po delu № 5314/2020 g. [Resolution of the Myskovsky City Court of the Kemerovo Region of November 2, 2020 in case No. 5-314/2020]. (In Russ.). Available at: https://sudact.ru/regular/doc/SqLRVXv9RFgi/ (accessed 21.07.2021).

7. Chaplinskii V.B. Problemy realizatsii prav grazhdan pri provedenii publichnykh meropriyatii na territo-rii Rossiiskoi Federatsii [Problems of realization of citizens' rights during public events on the territory of the Russian Federation], Molodoi uchenyi [Young scientist], 2020, no. 26 (316), pp. 190-196. (In Russ.).

8. Azizova A.I. Konstitutsionnoe pravo grazhdan na provedenie publichnykh meropriyatii [The constitutional right of citizens to hold public events], Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sb. st. XXXmezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. [Fundamental and applied

scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of art. XXX International scientific and practical conference: at 2 h.], 2020, pp. 174-177. (In Russ.).

9. Stromov V.Yu. Problema zakonodatel'noi reglamentatsii massovykh politicheskikh («ulichnykh») mero-priyatii: granitsa dozvolennogo i zapreshchennogo [The problem of legislative regulation of mass political ("street") events: the border of what is permitted and prohibited], Gosudarstvenno-pravovye issledovaniya [Statelegal research], 2018, no. 1, pp. 21-24. (In Russ.).

10. Korotkov P.A. O realizatsii konstitutsionnogo prava na publichnye manifestatsii: problemy reguliro-vaniya [On the implementation of the constitutional right to public demonstrations: problems of regulation], Mo-lodoi uchenyi [Young Scientist], 2021, no. 16 (358), pp. 263-266. (In Russ.).

11. Lun'kov A.O. Konstitutsionno-pravovoi analiz realizatsii v rossii prava na sobraniya, mitingi, demon-stratsii, shestviya i piketirovanie [Constitutional and legal analysis of the implementation in Russia of the right to gatherings, rallies, demonstrations, processions and picketing], Evraziiskii yuridicheskii zhurnal [Eurasian Legal Journal], 2021, no. 3 (154), pp. 98-102. (In Russ.).

12.Ryzhkova E.V. Normativnoe zakreplenie printsipa svobody sobranii i mitingov: slozhnosti realizatsii [Normative consolidation of the principle of freedom of assembly and meetings: difficulties of implementation], Pravovye, ekonomicheskie i gumanitarnye voprosy sovremennogo razvitiya obshchestva: teoreticheskie i priklad-nye issledovaniya [Legal, economic and humanitarian issues of modern development of society: theoretical and applied research], collection of scientific tr., under the general editorship of V.V. Ponomarev, T.A. Kutkovich. Novorossiisk, 2018, pp. 64-65. (In Russ.).

13. Zottsev D.V. O nekotorykh problemakh realizatsii konstitutsionnogo prava grazhdan na mirnye sobraniya i publichnye manifestatsii [About some problems of realization of the constitutional right of citizens to peaceful assemblies and public demonstrations], Mezhdunarodnaya nauchnaya studencheskaya konferentsiya [International Scientific Student Conference], 2020, 17 apr., 2020, pp. 200-201. (In Russ.).

14. Problemnye aspekty realizatsii prav na mirnye sobraniya grazhdanami RF [Problematic aspects of the realization of the rights to peaceful assembly by citizens of the Russian Federation], Yuridicheskii zhurnal «Yuridicheskaya kniga» [Legal journal "Legal Book"]. (In Russ.). Available at: https://legalbook.ru/konstitucionnoe-pravo/96-problemnye-aspekty-realizacii-prav-na-mirnye-sobranija-grazhdanami-rf.html (accessed 22.07. 2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Керамова Саида Назировна, старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: saida14@yandex. ru

Поступила в редакцию 01.09.2021 г.; одобрена после рецензирования 17.11.2021 г.; принята к публикации 25.12.2021 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Keramova Saida Nazirovna, senior lecturer, Department of Administrative, Financial and Customs law of the Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: saida14@yandex.ru

Received 01.09.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 25.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.