ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
методология, правовое обеспечение
А. М. КОНОНОВ,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Академия управления МВД России Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Л. В. СТАНДЗОНЬ,
доцент кафедры административного права и процесса, кандидат юридических наук Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина Российская Федерация, 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
административный процесс.
УДК 338.486.1.025
Дата поступления: 24 мая 2019 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 ноября 2019 г.
A. M. KONONOV, Doctor of Law, Professor, Merited Lawyer of Russian Federation, Chief Researcher at the Research Center Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125993, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
L. V. STANDZON', Candidate of Law,
Associate Professor of the Department of Administrative Law and Process Kutafin Moscow State Law University Russian Federation, 123995, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya St., 9
E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 12.00.14 —Administrative Law; Administrative Process.
Некоторые проблемы реализации лицензионно-разрешительных функций полицией
Selected problems of licensing and permitting functions implementation by police
Аннотация
Актуальность рассматриваемых в статье вопросов и постановка проблемы определяются потребностью научного осмысления проблем реализации лицензионно-разрешительных функций, которые в соответствии с законодательством возложены на полицию. На современном этапе развития федерального законодательства о лицензировании происходит существенная модернизация функций полиции в указанной сфере.
Целью данного исследования являются ана-
Annotation
The relevance of the questions and the problem statement to be given to the need for scientific understanding of the problems of implementing licensing and regulatory functions which, in accordance with the legislation imposed on the police. At the present stage of development of the Federal legislation on licensing there is a significant modernization of functions of police in the specified sphere.
The purpose of this study is to analyze the state of activity of the Ministry of internal Affairs of Rus-
лиз состояния деятельности МВД России и Ро-сгвардии по реализации лицензионно-разре-шительных полномочий, выявление проблем в указанной сфере и выработка предложений, направленных на их разрешение.
Методологической основой исследования выступают общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, в том числе метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, статистический, классификации и др.
Выводы: отмечается несовершенство некоторых функций и полномочий в сфере лицензи-онно-разрешительной деятельности полиции и наличие ряда проблем правового регулирования и правоприменения. Определяется необходимость их дальнейшего совершенствования. Поднимаются проблемы оптимизации функций полиции. В этих целях предлагается перейти на электронный реестр выдаваемых МВД России и Росгвардией лицензий. Констатируется необходимость пересмотра перечня действующих видов лицензируемой деятельности. Обозначены направления и перспективы дальнейшего развития лицензионно-разреши-тельной деятельности, которая осуществляется МВД России и Росгвардией.
sia and Russian guard on the implementation of licensing and authorization powers, identify problems in this area and develop proposals aimed at their resolution.
The methodological basis of the research are General scientific, private scientific and special methods of cognition, including the method of analysis and synthesis, logical, complex, system-structural, functional, historical, comparative law, formal legal, statistical, classification, etc.
The conclusions: there is an imperfection of some functions and powers in the sphere of licensing and licensing activities of the police and the presence of a number of problems of legal regulation and law enforcement. The necessity of their further improvement is determined. Authors raise problems of optimization of police functions. For this purpose, it is proposed to switch to the electronic register of licenses issued by the Ministry of internal Affairs of Russia and Russian guard. The need to revise the list of existing types of licensed activities is stated. The ways and prospects of further development of licensing of activities of the MIA of Russia and Russian guard.
Ключевые слова: лицензия;разрешение; функции полиции; полномочия в лицензионно-раз-решительной сфере; правовое регулирование лицензирования; административная процедура лицензирования; административный регламент.
Key words: license; permit; police functions; powers in the licensing and licensing sphere; legal regulation of licensing; administrative licensing procedure; administrative regulations.
Приступая к рассмотрению заявленной в названии статьи тематики, необходимо определиться с применяемой терминологией.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (в настоящее время в качестве такового выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации) [4, с. 6].
Вместе с тем следует иметь в виду, что в составе созданной в соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»1 Ро-сгвардии имеются так называемые полицейские подразделения, сотрудники которых носят специальное звание полиции. Таковыми сегодня
являются подразделения вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы.
В составе Вооруженных Сил РФ в соответствии с Федеральным законом «Об обороне»2 создана и функционирует военная полиция, предназначением которой является защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил РФ, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах РФ, обеспечение в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охрана объектов Вооруженных Сил РФ, а также, в пределах своей компетенции, противодействие преступности и защита других охраняемых законом правоотношений в области обороны3.
1 О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 // СЗ РФ. 2016. № 41. Ст. 5802.
2 Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
3 Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты
Необходимо также вспомнить о существовавших и уже оставшихся в новейшей истории России налоговой полиции и полицейских Федеральной службы по контролю за наркотиками.
В связи с этим, по нашему мнению, правильнее было бы говорить о проблемах реализации лицензионно-разрешительных функций в сфере внутренних дел либо вкладывать в понятие «полиция» более широкий смысл, нежели он предусмотрен Федеральным законом «О полиции».
Руководствуясь федеральными законами «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», считаем правомерным рассматривать в рамках данной статьи лицензионно-разрешительные функции, которые отнесены законодательством к полицейским подразделениям как МВД России, так и Росгвардии.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами к полномочиям МВД России относятся также:
— разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— лицензирование деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ;
— выдача, приостановление срока действия, аннулирование разрешений на привлечение и использование иностранных работников, выдача и аннулирование разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности;
— выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства и аннулирование разрешений на временное проживание на территории РФ;
— выдача разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, в частности, разрешений на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осу-
Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909.
ществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В лицензионно-разрешительной сфере полномочия Росгвардии распространяются на выдачу юридическому, физическому лицу лицензий на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию4; выдачу гражданину РФ лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика)5, выдачу гражданину РФ лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного, длинноствольного оружия, пневматического оружия6; выдачу юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов7; выдачу гражданину РФ лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему8; выдачу лицензий на осуществление
4 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензий на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию: приказ Росгвардии от 24 апреля 2018 г. № 148. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.12.2018).
5 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством Российской Федерации: приказ Росгвардии от 11 мая 2018 г. № 172. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2018).
6 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему: приказ Росгвардии от 18 августа 2017 г. № 359. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.12.2018).
7 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов: приказ Росгвардии от 27 февраля 2019 г. № 63. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.04.2019).
8 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: приказ
частной охранной деятельности9; частной детективной деятельности10.
В связи с реорганизацией в структуре МВД, упразднением Федеральной миграционной службы Российской Федерации и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации11, образованием Росгвардии в лицензионно-разрешительной сфере возникли некоторые проблемы, требующие соответствующего правового разрешения. Необходимо отметить, что потребность совершенствования правового регулирования в данной сфере возникла намного раньше произошедших изменений [1, с. 97—100]. Сегодня это одна из самых острых проблем [7, с. 84-85].
В настоящее время Главное управление по вопросам миграции МВД России осуществляет лицензирование деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей, которое ранее осуществляло ФМС России. Лицензии выдаются на трудоустройство российских граждан как для работы за границей, так и на судах, плавающих под флагом иностранного государства. Правовая процедура лицензирования закреплена приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»12.
Вместе с тем представляется целесообразным изменить данную функцию, принадлежащую МВД России [10, с. 76]. Так, 1 октября 2018 г. издан Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопро-
Росгвардии от 20 марта 2019 г. № 93. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.04.2019).
9 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной охранной деятельности: приказ Росгвардии от 28 июня 2019 г. № 229. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.09.2019).
10 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной детективной деятельности: приказ Росгвардии от 28 июня 2019 г. № 227. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.09.2019).
11 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 (ред. от 15.05.2018) // СЗ РФ. 2016. № 5. Ст. 2071.
12 Об утверждении Административного регламента Министер-
ства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: приказ
МВД России от 3 октября 2017 г. № 760.
сах Министерства внутренних дел Российской Федерации»»13 в части передачи указанных полномочий Минтруду России.
Во исполнение данного Указа Президента РФ Минтрудом России ведется разработка проекта постановления Правительства РФ в части закрепления за Минтрудом России полномочий координатора деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации международных договоров РФ по вопросам организованного набора иностранных граждан для осуществления временной трудовой деятельности в РФ. МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внесло в Правительство РФ проекты федеральных законов, которые предусматривают прекращение деятельности по лицензированию услуг, связанных с трудоустройством российских граждан за пределами территории РФ. Таким образом, в ближайшей перспективе данная функция перестанет принадлежать МВД России.
Разновидностью разрешений, которые выдают подразделения полиции, являются разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Данное разрешение выдается на основании приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации»14. В действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие упрощенный порядок предоставления разрешений на временное проживание и вида на жительство иностранным гражданам. Это прежде всего та категория лиц, которые владеют русским языком, желают жить и трудиться в Российской Федерации и способны интегрироваться в наше общество [5].
В то же время иностранным гражданам, лицам без гражданства и работодателям Главное управление по вопросам миграции МВД России выдает разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства15. В последние годы следу-
13 О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации: приказ МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891.
15 Об утверждении Административного регламента Министер-
ет отметить сокращение количества выданных МВД России разрешений на работу иностранным гражданам. Так, за январь — сентябрь 2018 г. легальное разрешение на работу имеют 89 756 иностранных граждан [8]. В аналогичном периоде (январь — сентябрь 2019 г.) разрешение на работу получили 91 391 человек. Положительной тенденцией является рост числа высококвалифицированных иностранных специалистов. За исследуемый период 2018 г. их численность составила 20 248 человек и увеличилась в 2019 г. на 5 467 человек [8]. Наибольшее число иностранных граждан, имеющих разрешение на осуществление трудовой деятельности в РФ, зафиксировано в Москве16, Московской области17, Санкт-Петербурге18, Ленинградской19, Свердловской20 областях [9, с. 783—784]. На середину 2018 г. большая часть иностранных граждан — это выходцы из Китая (35 %), КНДР (17 %), Вьетнама (13 %), Узбекистана (7 %) и других стран. Актуальной по-прежнему остается проблема легализации незаконных мигрантов, работающих на территории РФ.
Часть полномочий принадлежит полиции в сфере оборота наркотиков в связи с тем, что ей частично переданы функции упраздненной федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России выдает разрешения на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, руководствуясь приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»21. Следует отметить, что в рамках реализации данных полномочий необходимо организовать эффективное взаимодействие с другими органами исполнительной власти. В качестве примера хотелось бы привести взаимодействие МВД России с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохра-
ства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства: приказ МВД России от 1 ноября 2017 г. № 827.
16 446 тыс. человек.
17 200 тыс. человек.
18 217 тыс. человек.
19 57 тыс. человек.
20 41 тыс. человек.
21 Об утверждении Административного регламента Министер-
ства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: приказ МВД России от 2 августа 2017 г. № 593.
нения РФ, которая, согласно постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»22, уполномочена выдавать разрешение для получения лицензии на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, а также сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В связи с реорганизацией МВД России и созданием Росгвардии, передачей последней функций МВД России возник ряд проблем по реализации полномочий полиции в отношении осуществления контроля за оружием.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирование разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом осуществляется в настоящее время Росгвардией и Мин-промторгом.
В то же время в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ полиция остается субъектом контроля в лицензион-но-разрешительной сфере [3, с. 62—67; 6, с. 104]. В связи с этим возникают отдельные вопросы взаимодействия полиции и Росгвардии. Так, подразделения полиции участвуют в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения всех видов оружия, боеприпасов, патронов, а процедура лицензирования в данной области отнесена теперь к компетенции другого органа исполнительной власти — Росгвардии.
В местностях, в которых отсутствуют подразделения Росгвардии, полиция изымает оружие, принадлежавшее умершему собственнику, с последующей передачей его в территориальный орган Росгвардии [8, с. 54—57].
Одновременно полиция осуществляет прием и хранение добровольно сданного и найденного
22 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.
оружия, патронов, боеприпасов, а затем передает их в территориальные органы Росгвардии.
На основании изложенного, на наш взгляд, необходимо разработать и принять совместный приказ МВД России и Росгвардии, определяющий правовые основы их взаимодействия по лицензированию данного вида деятельности.
Одним из направлений совершенствования правового регулирования является деятельность подразделений вневедомственной охраны и ли-цензионно-разрешительной работы, частной детективной деятельности. В соответствии с федеральными законами «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»23, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»»24, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»25, а также указами Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»26 и «О признании утратившими силу подпунктов 22 и 42 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и подпунктов 13 и 26 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699»27 функции по соблюдению законодательства РФ в сферах оборота оружия и частной охранной, детективной деятельности, а также осуществлению вневедомственной охраны возложены на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
23 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.
24 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4160.
25 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 5 декабря 2017 г. № 391-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 50 (ч. III). Ст. 7562.
26 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15 (ч. I). Ст. 2072.
27 О признании утратившими силу подпунктов 22 и 42 пункта 11
Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и подпунктов 13 и 26 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699: указ Президента РФ от 3 мая 2018 г. № 190. URL: https:// http://www. kremlin.ru/acts/bank/43011 (дата обращения: 28.02.2019).
В настоящее время приняты и вступили в законную силу с 24 сентября 2019 г. два новых административных регламента осуществления Росгвардией функции лицензирования в указанных сферах деятельности28.
Следует обратить внимание и на актуализацию проблемы недостаточной квалификации сотрудников Росгвардии в сфере лицензирования.
В качестве еще одного перспективного направления в области лицензирования, осуществляемого Росгвардией, хотелось бы выделить внедрение современных информационных технологий в деятельность сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы.
Так, в 2018 г. из 2 426 716 заявлений на предоставление государственных услуг в области оборота оружия и частной охранной деятельности, поступивших в подразделения лицен-зионно-разрешительной работы территориальных органов Росгвардии с Единого портала государственных услуг, в электронной форме было подано 1 919 220 (80 %) [2].
Мониторинг эффективности оказания государственных услуг и их качества свидетельствует о высоком проценте удовлетворенности граждан качеством полученных государственных услуг, отнесенных к компетенции Росгвардии (около 90 %). В связи с этим представляется актуальным переход от бумажных лицензий к специальным электронным реестрам. Данное нововведение предложено в рамках реализации федеральной целевой программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» и в Правительство Российской Федерации внесен соответствующий законопроект, предполагающий отказ от бумажных лицензий.
Таким образом, можно отметить несовершенство механизма реализации некоторых функций и полномочий в сфере лицензион-но-разрешительной деятельности полиции, наличие ряда проблем правового регулирования и правоприменения, обусловливающих необходимость определения путей дальнейшего совершенствования деятельности полиции по различным направлениям осуществления ею лицензионно-разрешительной деятельности.
28 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной охранной деятельности: приказ Росгвардии от 28 июня 2019 г. № 229; Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной детективной деятельности: приказ Росгвардии от 28 июня 2019 г. № 227. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.09.2019).
Список литературы:
References:
1. Васильев Ф. П. Реформирование вопросов ли- 1. цензионно-разрешительной деятельности органами внутренних дел и иными федеральными органами исполнительной власти на современном этапе // Бизнес в законе. 2011. № 1.
2. В Росгвардии подвели итоги деятельности 2. подразделений государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы // Официальный сайт Росгвардии. URL: https://rosgvard.ru (дата обращения: 08.02.2019). 3.
3. Зырянов С. М. Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в РФ и в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 1. 4.
4. Комментарий к Федеральному закону
«О полиции» / под ред. Ю. Е. Аврутина [и 5. др.]. М., 2015.
5. Расширенное заседание коллегии МВД РФ. URL: Kremlin.ru (дата обращения: 6. 28.02.2019).
6. Сорокин В. Д. Административно-процессу- 7. альное право. СПб., 2004.
7. Стандзонь Л. В., Агапов А. Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти: учеб. пособ. для маги- 8. стров. М., 2018.
8. Статистические показатели по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — сентябрь 2019 г. // Официальный сайт МВД России. URL: (дата обраще- 9. ния: 05.11.2019).
9. Щербакова Е. Миграция в России, итоги первого полугодия 2018 г. // Демоскоп 10. Weekly. 2018. № 783-784.
10. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции: проблемы его реализации. М., 1999.
Vasil'ev F. P. Reformirovanie voprosov licen-zionno-razreshitel'noj deyatel'nosti organami vnutrennih del i inymi federal'nymi organami ispolnitel'noj vlasti na sovremennom etape // Biznes v zakone. 2011. № 1. V Rosgvardii podveli itogi deyatel'nosti podrazdele-nij gosudarstvennogo kontrolya i licenzionno-razreshitel'noj raboty // Oficial'nyj sajt Rosgvardii. URL: https://rosgvard.ru (data obrashcheniya: 08.02.2019).
Zyryanov S. M. Administrativno-pravovye modeli oborota grazhdanskogo oruzhiya v RF i v zarubezhnyh stranah // Zhurnal zarubezh-nogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravove-deniya. 2017. № 1.
Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O policii» / pod red. Yu. E. Avrutina [i dr.]. M., 2015. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD RF. URL: Kremlin.ru (data obrashcheniya: 28.02.2019).
Sorokin V. D. Administrativno-processual'noe pravo. SPb., 2004.
Standzon' L. V., Agapov A. B. Licenzion-no-razreshitel'naya deyatel'nost' organov ispolnitel'noj vlasti: ucheb. posob. dlya magis-trov. M., 2018.
Statisticheskie pokazateli po migracionnoj sit-uacii v Rossijskoj Federacii za yanvar' — sen-tyabr' 2019 g. // Oficial'nyj sajt MVD Rossii. URL: https://MVD.RF /mvd (data obrashcheniya: 05.11.2019).
Shcherbakova E. Migraciya v Rossii, itogi per-vogo polugodiya 2018 g. // Demoskop Weekly. 2018. № 783-784.
Yakimov A. Yu. Status sub"ekta administra-tivnoj yurisdikcii: problemy ego realizacii. M., 1999.
Для цитирования:
Кононов А. М, Стандзонь. Л. В. Некоторые проблемы реализации лицензионно-разреши-тельных функций полицией // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 4 (52). С. 26-32.
For citation:
KononovA. M., Standzon'L. V. Some problems of licensing and permitting functions implementation by police // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4 (52). P. 26-32.
32