НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ
© Агапов С.В.1, Ахмадейшина Л.В.1
Красногорский колледж, г. Красногорск
В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления и организаций различных сфер деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.
Ключевые слова коррупция, экономическая безопасность, управление, законность.
Коррупция, представляющая из себя особое социальное явление, нарушает нормальный порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также ставит под угрозу безопасность личности, общества и государства.
Предметом рассмотрения в настоящей статье являются возможные правовые, организационные и образовательные механизмы обеспечения антикоррупционного поведения работников организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности.
Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что без выработки, нормативного закрепления и комплексной практической реализации механизмов антикоррупционного поведения работников организаций невозможно обеспечение соблюдения прав и интересов участников отношений, возникающих в сфере их деятельности, а также интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Важным охраняемым законом интересом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является обеспечение сохранности и целевого расходования бюджетных средств.
1 Преподаватель.
Так, согласно данным, представленным министром внутренних дел Российской Федерации Владимиром Колокольцевым на заседании президиума Совета по противодействию коррупции 04 октября 2016 года одними из наиболее подверженных криминальным посягательствам коррупционной направленности, связанными с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств являются сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство, в том числе жилищное, а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура [1].
Как следует из «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (Заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003), предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств и что для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации [2].
В Российской Федерации основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3].
Так, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных выше действий от имени и в интересах юридического лица [3].
Как установлено рассматриваемым Федеральным законом, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [3].
Отдавая должное сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов, вносящих свой значительный вклад в противодействие коррупции, путем выявления и пресечения коррупционных преступлений и правонарушений, реализуя на практике принцип неотвратимости ответственности за них, необходимо отметить, что другие предусмотренные рассматриваемым Федеральным законом принципы противодействия коррупции в полной мере не реализуются.
Так, рассматриваемый Федеральный закон возлагает на организации всех форм собственности и ведомственной подчиненности обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов [3].
Таким образом, для обеспечения антикоррупционного поведения работников организаций необходима реализация комплекса правовых, организационных, образовательных и других мер.
Так, необходимо определение и закрепление локальным актом организации должностного лица, а возможно и подразделения, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами, а также за предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Обеспечение оперативной связи с данными должностными лицами и подразделениями возможно через специально организованные «телефоны доверия» и «горячие линии».
Сотрудничество организации с правоохранительными органами должно строиться с учетом необходимости обеспечения сохранности и недопустимости разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну и персональных данных.
Представляется, что с целью обеспечения соблюдения прав работников, указанные выше организационные мероприятия должны проводиться с учетом мнения уполномоченных представителей работников организации.
Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, а также принятие кодекса этики и служебного поведения также должна осуществляться с учетом мнения уполномоченных представителей работников.
Для обеспечения единства нормотворческой практики организаций различных сфер деятельности целесообразна разработка модельных локальных актов в сфере профилактики коррупционного поведения, применение которых будет рекомендовано на всей территории Российской Федерации.
Локальные акты, касающиеся противодействия коррупции должны доводиться до сведения всех работников организации, а также общественности, путем их размещения на официальных сайтах организаций в сети «Интернет» или опубликования иным образом.
Представляется необходимым разработка, закрепление и реальное практическое внедрение стандарта информационной открытости организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, включающей в себя обязательное наличие официального сайта в сети «Интернет» и опубликование на нем нормативных актов, касающихся деятельности по профилактике коррупции, обеспечению сохранности и недопущению хищения бюджетных средств.
Важной мерой предупреждения коррупции должно стать организованное антикоррупционное обучение работников органов государственной власти, местного самоуправления и организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности.
Обучение может строиться с учетом Методических рекомендаций «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 N 34) [4].
В соответствии с рассматриваемыми методическими рекомендациями обучение направлено на повышение эффективности профессиональной деятельности работников, в связи с чем все более широкое распространение получает модель обучения, ориентированная как на получение обучающимися новых знаний, так и на умение применить их при исполнении своих трудовых обязанностей.
Обучение работников по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практико-ориентированным и обеспечивать получение ими:
- знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению, последо-
вательности действий государственного органа и иной организации при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции; - навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в области здравоохранения, а также умение применить в практике профессиональной деятельности механизмы противодействия коррупции.
Представляется, что дальнейшее обсуждение и практическая реализация изложенных выше тезисов может способствовать укреплению законности, предупреждению коррупции, а также обеспечению сохранности бюджетных средств в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях различных сфер деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.
Список литературы:
1. Антон Вайно провёл заседание президиума Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] //Официальный сетевой ресурс Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/countils/by-соилсМ2/53028 (дата обращения: 06.02.2017).
2. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» [рус., англ.] (Заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003) // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» // СПС Консультант Плюс.
4. «Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 N 34) // СПС Консультант Плюс.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
© Быкова К.В.1, Черненко А.А.1
Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар
В статье раскрывается содержание потребительского кредитования и особенностей обеспечения экономической безопасности кредитных организаций. Рассмотрены наиболее приемлемые показатели оценки экономической безопасности в сфере кредитования.
1 Старший преподаватель кафедры Экономики, бухгалтерского учёта и аудита.