Научная статья © Севодняев Д.А., 2024
УДК 342.951:351.82
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ С НАРУШЕНИЕМ УРОВНЯ СВЕТОПРОПУСКАНИЯ СТЕКОЛ
Даниил Андреевич Севодняев
Нижегородская академия МВД России [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются управление водителями транспортными средствами со стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям законодательства, а также некоторые проблемы привлечения водителей к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Особое внимание уделяется правильности применения специальных технических средств при измерении светопропускания стекол транспортных средств и занесения показаний в процессуальные документы. Изучена проблематика, связанная с необходимостью более четкого регламентирования порядка производства по делам об административных правонарушениях по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ и увеличения санкции статьи.
Ключевые слова: административное правонарушение, тонировка, светопропускание, Госавтоинспекция, тауметр, техническое состояние транспортного средства
Для цитирования: Севодняев Д.А. Некоторые проблемы привлечения водителей к административной ответственности за управление транспортным средством с нарушением уровня светопропускания стекол // Современная наука. 2024. № 3. С. 50-53.
Original article
SOME PROBLEMS OF BRINGING DRIVERS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DRIVING A VEHICLE WITH A VIOLATION OF THE GLASS LIGHT TRANSMISSION LEVEL
Daniil A. Sevodnyaev
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation [email protected]
Abstract. The article examines the management of vehicles with glass whose light transmittance does not meet the requirements of the law, as well as some problems of bringing drivers to administrative responsibility under Part 3.1 of Article 12.5 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Particular attention is paid to the correct use of special technical means when measuring the light transmittance of vehicle glass and recording readings in procedural documents. The problems associated with the need for a clearer regulation of the procedure for proceedings on administrative offenses under Part 3.1 of Article 12.5 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation and an increase in the penalty for this article are studied.
Keywords: administrative offense, tinting, light transmission, traffic police, towmeter, technical condition of the vehicle For citation: Sevodnyaev D.A. Some problems of bringing drivers to administrative responsibility for driving a vehicle with a violation of the glass light transmission level // Modern Science. 2024. № 3. P. 50-53.
В связи с развитием автомобилестроения и быстрым увеличением количества транспортных средств (далее - ТС) требования к их техническому состоянию повышаются.
К ТС предъявляется большой перечень требований, направленных на повышение безопасности дорожного движения (далее - БДД). Это обусловлено необходимостью обеспечения БДД при эксплуатации ТС, то есть защищенности водителей и иных участников дорожного движения. При этом технические требования предъявляются практически ко всем конструктивным элементам ТС.
В соответствии с п. 2.3.1 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - ПДД РФ) [1] исправное техническое состояние ТС обеспечивается самим водителем и поддерживается на всем пути движения.
Небрежное отношение отдельных водителей к исправности технического состояния своего ТС подвергает опасности как самого водителя, так и других участников движения. Иногда водители
вносят изменения в конструкцию ТС, при которых его эксплуатация запрещается.
Распространенной неисправностью, которую может иметь ТС, является нанесение по желанию собственника затемняющих пленок (тонировки) на стекла, из-за чего понижается их светопропускание.
В обществе автомобилистов ведется много споров о тонировке автомобильных стекол. При этом следует отметить, что в Российской Федерации тонировка передних стекол и ветрового стекла автомобиля не запрещена. В то же время установлены ограничения по светопропусканию. Ограничение в 70% установлено на международном уровне п. 4.3 Приложения № 8 Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011) [2].
С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 г. № 837 «О вне-
сении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» [3], п. 4.3 которого установлен нижний порог светопропускания 70%.
Стандарты производства стекол для наземного транспорта устанавливает ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта» [4]. В частности, в общих требованиях производства стекла для использования в передней части транспортных средств требование к светопропусканию стекла зафиксировано в п. 5.1.2.5. Как и в ранее указанных нормативных правовых актах, оно должно составлять не менее 70%.
То есть, по сути, тонировка не запрещена, но определен порог светопропускания. При нарушении управление таким ТС будет запрещено, и наступает административная ответственность по ч. 3.1 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [5]. В рамках закона допускается заводское свето-пропускание указанной выше величины.
Несмотря на опасность роста количества ДТП в Государственную Думу Российской Федерации в 2024 году внесен законопроект «О внесении изменения в часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [6].
Законопроектом предлагается разрешить снизить светопропускание передних боковых стекол до 50%. В обоснование законопроекта депутаты опираются на защиту водителей и их глаз от воздействия солнечного света, на предотвращение солнечных бликов на стекле и гипотетическое предположение об улучшении видимости сложившейся дорожной обстановки в условиях яркого солнца.
Но, аргументируя свои доводы, создатели законопроекта забывают или умалчивают о продолжительном периоде отсутствия солнечного света во многих регионах России.
К тому же в осенне-зимний период продолжительность темного времени суток увеличивается и при затемнении нарушается обзорность, водителю тяжело разглядеть внезапно появившиеся препятствия и своевременно реагировать на них.
Кроме того, восприятие объектов может быть затруднено в темное время суток. И повысить безопасность в этом случае не представляется возможным, в то время как наличие штатного козырька в ТС и солнечных очков у водителя способствуют решению «проблемы» в первом случае.
Еще одна ситуация. При производстве дорожных работ по обновлению асфальтового покрытия снимается верхний слой асфальта и, соответственно, дорожная разметка.
По окончании работ дорожная разметка наносится в последнюю очередь. При движении в отсутствие дорожной разметки, разделяющей противоположные потоки автомашин и обозначающей край проезжей части, водителю ТС со штатными стеклами и без тонировки сложно ориентироваться на проезжей части, и ситуационно возможно расположение ТС в ином месте дороги, чем предполагает водитель.
Движение на ТС со стеклами передней полусферы, светопропускание которых не соответствует требованиям ТР ТС 018/2011, увеличивает вероятность съезда с дороги либо выезда на полосу, предназначенную для встречного движения.
Но автолюбители, пренебрегая своей безопасностью, тонируют свои ТС в целях придания им более эстетичного вида. То есть нанесение на стекла ТС тонировки является для них декоративной составляющей.
Контроль тонировки стекол ТС, участвующих в дорожном движении, возложен на инспектора дорож-но-патрульной службы (далее -ДПС) Госавтоинспекции.
В его арсенале достаточно специальных технических средств, которые предназначены для определения наличия состава административного правонарушения в действиях участников дорожного движения.
В частности, для выявления нарушения и привлечения водителя к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ применяется измеритель светопропускания стекол - тауметр.
В настоящее время используются следующие марки: «Тоник», «Блик», «Свет». Самым простым в эксплуатации признается «Тоник» и именно он получил наибольшее распространение в подразделениях Госавтоинспекции.
Следует отметить, что к работе с прибором допускаются лица, ознакомленные с руководством по эксплуатации (далее - РЭ) [7]. Это необходимо, так как в процессе эксплуатации прибор может выйти из строя и возникнет необходимость устранения неполадок или корректировки настроек.
Также важно знать эксплуатационные, метрологические и метеорологические условия, при которых допускается применение тауметра, и регламентацию правил производства замеров светопропускания.
Часто при остановке ТС со стеклами, на которые нанесены покрытия, пленки, снижающие светопро-пускание и не соответствующие требованиям ТР ТС 018/2011, водители не согласны с нарушением и ходатайствуют о замере толщины стекла штангенциркулем, температуры и влажности воздуха, атмосферного давления.
В соответствии с РЭ тауметр «Тоник» можно использовать при толщине измеряемого стекла не более 20 мм, температуре воздуха от -10 до +40°С, относительной влажности воздуха до 95% при 30°С и атмосферном давлении от 84 до 106,7 кПа [8]. Время непрерывной работы прибора будет составлять менее 10 часов.
При толщине измеряемого стекла более 20 мм произвести вышеуказанные действия прибором «Тоник» не представляется возможным. Если было произведено совмещение плоскости приложения к стеклу осветителя и фотоприемника прибора «Тоник», используя нанесенные метки и при удержании их в этом положении, было произведено измерение, значит, толщина стекла составила меньше 20 мм или равна 20 мм. Следовательно, необходимость в использовании штангенциркуля для измерения толщины стекол отсутствует [8].
Возможен следующий вывод: при использовании прибора «Тоник» для измерения светопропу-скания стекла соблюдение температурного режима работы некритично, так как температура воздуха влияет только на продолжительность непрерывной работы тауметра.
При этом температура воздуха никак не будет влиять на правильность показаний. Вопрос измерения толщины стекла штангенциркулем перед проведением замера светопропускания также отпадает, так как при толщине стекла более 20 мм показания прибора составят 0%. Это значит, что замер свето-
пропускания стекла не произведен. Если тауметр показывает какое-либо значение, то измеряемое стекло имеет толщину менее или равную 20 мм.
При проведении замеров инспектор ДПС обязан соблюдать требования п. 7.8.6 ГОСТ 32565-2013, согласно которым светопропускание допускается измерять в соответствии с методикой, указанной в эксплуатационных документах на прибор, то есть в РЭ.
Перед использованием прибор нужно откали-бровать в соответствии с п. 2.3.3.1 РЭ тауметра «Тоник». Кроме того, оно не содержит предписания или запрета использовать прибор в темное время суток или в условиях пасмурной погоды. Также необязательно перед проведением замера протирать стекло, если оно визуально негрязное, в ином случае это следует сделать.
В свою очередь, дискуссия о необходимости производить измерение в трех точках неуместна, поскольку РЭ предписывает производить один замер в любой точке стекла.
Так как тауметр является специальным техническим средством, при составлении протокола об административном правонарушении либо постановления по делу об административном правонарушении, исходя из ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ его показания, название, заводской номер, дату последней поверки необходимо зафиксировать в указанных документах.
При составлении административного материала по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ водители могут заявить ходатайство о предоставлении документов на тауметр.
Исходя из того, что перед измерением светопро-пускания стекла водителю демонстрируется прибор, его номер, сообщается дата поверки прибора и номер свидетельства о поверке, а также текст ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, в котором констатируется, что лицо имеет право знакомиться с материалами дела, следует, что водитель не имеет права ознакомляться со свидетельством о поверке прибора, пока свидетельство не будет приложено к материалам дела.
Приложить свидетельство к материалам дела во время выполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения отсутствует техническая возможность.
На дороге встречается ситуация, когда водитель применяет съемную тонировку. В случае, если при остановке ТС по требованию инспектора ДПС водитель устраняет нарушение до того, как инспектор дошел до ТС, не давая произвести замер светопро-пускания стекла, он привлекается по ч. 1, а не ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Такое дело попало на рассмотрение в Верховный Суд РФ. В Калининграде сотрудники ДПС остановили автомобиль «Мерседес», у которого на передних стеклах была установлена съемная пленка. После остановки водитель быстро снял пленку и убрал ее в салон.
Так как замеры провести не удалось, инспектор привлёк водителя по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за управление автомобилем при наличии условия, при котором запрещена эксплуатация. То есть, не за нарушение уровня светопропускания стекол, а за установку покрытий, ограничивающих обзорность. Водитель попытался обжаловать наказание, однако суд оставил постановление в силе [9].
В данном случае сущностью нарушения становится не нарушение светопропускания, а установка дополнительных предметов, ограничивающих обзорность с места водителя.
Имеют место ситуации, когда инспектор ДПС остановил ТС, на котором установлены стекла, покрытые прозрачными цветными пленками, свето-пропускание которых не соответствует требованиям ТР ТС 018/2011, но не смог произвести замер стекол по причине отсутствия заряда у тауметра либо отсутствия прибора у экипажа. В таком случае водитель так же привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, а не по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, так как замеры произвести не представляется возможным.
Такое дело оказалось на рассмотрении Тамбовского областного суда. Инспекторы ДПС остановили автомобиль «Мицубиси Лансер», на передних боковых стеклах которого были установлены дополнительные предметы в виде темной тонировоч-ной пленки, ограничивающие обзорность с места водителя. Его привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Гражданин подал жалобу на постановление инспектора, объясняя это тем, что инспектор ДПС отказался производить замер светопропускания стекол автомобиля и сразу же привлек к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Суд, обосновывая свои выводы, обратился к положению о запрещении эксплуатации ТС, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, и оставил постановление инспектора ДПС без изменения, а жалобу гражданина без удовлетворения. Несмотря на то, что по обстоятельствам дела гражданин устранил неисправность на месте, есть факт управления ТС с неисправностью в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации [10].
Рассмотрение правил применения тауметра и случаев привлечения к административной ответственности показывает, что возможности применения прибора более широки, нежели указаны в РЭ.
Для более детального изучения инспекторами ДПС порядка привлечения водителей к административной ответственности по рассматриваемым статьям КоАП РФ предлагается разработать методические рекомендации по составлению административного материала за управление ТС с нарушением уровня светопропускания стекол передней полусферы ТС с выдержками из РЭ и пояснениями генерального директора научно-производственной фирмы «МЕТА».
В целях снижения количества нарушений по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ предлагается ужесточить санкцию статьи, так как административный штраф в размере 500 рублей не смущает водителей.
В настоящее время собственники ТС в условиях достаточной информации, инструментов и материалов имеют возможность самостоятельно наносить разные виды пленок на стекла своего ТС и не обращаются в организации по предоставлению таких услуг. Это еще раз подтверждает, что административный штраф в размере 500 рублей и устранение пленки со стекол на месте совершения нарушения не воздействует на водителей должным образом.
Список источников
1. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1993 г. № 1090 (ред. от 19.04.2024) «О Правилах дорож-
ного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2024).
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 27.09.2023) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2023 г. № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2024).
4. ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 2008-ст) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2024).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 24.05.2024) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2024).
6. Проект федерального закона № 617581-8 «О внесении изменения в часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.07.2024).
7. Измеритель светопропускания стекол «Тоник». Руководство по эксплуатации М 019.000.00 РЭ // URL: https://eksacom.ru/productlist/productimages/2505/tonilri. pdf?ysclid=m052p33at8700274313 (дата обращения: 01.07.2024).
8. Пояснение генерального директора научно-производственной фирмы «МЕТА» С.В. Мойся о применении измерителя светопропускания стекол «Тоник».
9. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. по делу № 12-169/2022 // URL: https://sudact.ru/vsrf/ (дата обращения: 01.07.2024).
10. Решение Тамбовского областного суда от 21 мая 2018 г. по делу № 7-187(2)/2018 // URL: https://sudact.ru/ vsrf/ (дата обращения: 01.07.2024).
References
1. Resolution ofthe Government ofthe Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 (as amended on 19.04.2024) «On the Rules of the road» (together with the «Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of oficials to ensure road safety») // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.07.2024).
2. Decision of the Customs Union Commission dated 09.12.2011 № 877 (as amended on 27.09.2023) «On the adoption of the technical regulations of the Customs union «On the safety of wheeled vehicles» (together with «TR CU 018/2011. Technical regulations of the Customs union. On the safety of wheeled vehicles») // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.07.2024).
3. Decree ofthe Government of the Russian Federation dated 27.05.2023 № 837 «On amendments to the Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the responsibilities of officials to ensure road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.07.2024).
4. GOST 32565-2013. National standard of the Russian Federation. Safety glass for land transport. General specifications (put into effect by Order of Rosstandart of 22.11.2013 № 2008-st) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.07.2024).
5. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 22.04.2024, as amended on 24.05.2024) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.07.2024).
6. Draft Federal Law № 617581-8 «On amending Part 3.1 of Article 12.5 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.07.2024).
7. Glass light transmittance meter «Tonik». Operation manual M 019.000.00 RE // URL: https://eksacom.ru/productlist/ productimages/2505/tonilri.pdf?ysclid=m052p33at8700274313 (date of access: 01.07.2024).
8. Explanation of the general director of the scientific and production company «META» S.V Moysya on the use of the glass light transmittance meter «Tonik».
9. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 13.12.2023 in case № 12-169 / 2022 // URL: https://sudact.ru/vsrf/ (date of access: 01.07.2024).
10. Decision of the Tambov Regional Court dated 21.05.2018 in case № 7-187(2)/2018 // URL: https://sudact. ru/vsrf/ (date of access: 01.07.2024).
Информация об авторе
Д.А. Севодняев - преподаватель Нижегородской академии МВД России Контакты: Анкудиновское шоссе, д. 3, Нижний Новгород, Россия, 603950
Information about the author
D.A. Sevodnyaev - Teacher of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia Contacts: Ankudinovskoe shosse, d. 3, Nizhny Novgorod, Russia, 603950
Статья поступила в редакцию 15.07.2024; одобрена после рецензирования 22.07.2024; принята к публикации 29.07.2024. The article was submitted 15.07.2024; approved after reviewing 22.07.2024; accepted for publication 29.07.2024.