DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-152-154 NIION: 2018-0076-9/22-977 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1175
КИРСАНОВА Екатерина Васильевна,
старший научный сотрудник центра научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), e-mail: caple@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. Цифровизация диктует новые условия работы для органов и организаций, в том числе и для столь важного социального института как нотариат.
В последнее время в России тема биометрической идентификации граждан находится в фокусе общественного и политического внимания. Это связано с развитием Единой биометрической системы (далее - ЕБС), для нормативно-правового обеспечения которой был принят федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9]. Этот закон регламентирует объединение как уже имеющихся, так и будущих биометрических данных в общую систему. Тем не менее, несмотря на положительные прогрессивные тенденции в развитии биометрической системы в России, у нотариусов остаются проблемы при использовании биометрических данных для идентификации личности. В статье автором рассмотрены лишь некоторые из существующих проблем.
Ключевые слова: единая биометрическая система, биометрические данные, биометрические персональные данные, идентификация личности нотариусом, нотариальные действия, цифровизация, цифровой нотариат.
KIRSANOVA Ekaterina Vasilievna,
Senior Research Fellow at the Center for Scientific Research All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
SOME PROBLEMS WHEN USING BIOMETRIC DATA FOR PERSONAL IDENTIFICATION IN NOTARY PRACTICE
Annotation. Digitalization dictates new working conditions for bodies and organizations, including for such an important social institution as a notary.
Recently, in Russia, the topic of biometric identification of citizens has been in the focus of public and political attention. This is due to the development of the Unified Biometric System (hereinafter referred to as the UBS), for the regulatory support of which the federal law of December 31, 2017 No. 482-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" was adopt-ed[9].This law regulates the integration of both existing and future biometric data into a common system. Nevertheless, despite the positive progressive trends in the development of the biometric system in Russia, notaries still have problems when using biometric data for personal identification. In the article, the author considers only some of the existing problems.
Key words: unified biometric system, biometric data, biometric personal data, personal identification by a notary, notarial acts, digitalization, digital notary.
Правительство РФ 16 июня 2022 г. сформулировало новые положения в области биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуются и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (дан-
ные изображения лица, данные голоса, собранные текстозависимым методом)) [6].
Функционирование единой биометрической системы, в том числе обработка персональных данных, осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона «О персональных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
ЦИФРОВОЕ ПРАВО
данных» [8], в том числе с требованиями к защите биометрических персональных данных, установленными в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О персональных данных».
Единой биометрической системе присвоен статус государственной информационной системы. Оператором ЕБС с февраля 2018 г. является ПАО «Ростелеком». Для защиты информации будут использованы ресурсы государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА). В соответствии с новым порядком ЕБС интегрируется с государственными и муниципальными информационными системами, информационными системами организаций финансового рынка, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов для осуществления идентификации и (или) аутентификации граждан.
Согласны с М.В. Смирновым, который утверждает, что «проникновение новых цифровых технологий в нотариальную деятельность призвано разгрузить нотариуса и его помощников от рутинной работы и, с другой стороны, призвано облегчить и ускорить получение гражданином результата нотариального действия, в том числе при дистанционном обращении к нотариусу»[7].
Президент Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик в свою очередь отмечает, «нотариат...выполняет свою миссию в новых условиях цифровой экономики, полностью принимая технологический вызов, обусловленный развитием современного общества»[3].
В соответствии со ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [5] (далее - Основы о нотариате) при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
Так, идентификация личности обратившегося является важным первоначальным этапом при осуществлении нотариальной деятельности. Вместе с тем, нельзя не отметить, особое значение идентификация имеет «для реализации принципа «знай своего клиента» [4] для целей реализации нотариусом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [7].
Наряду с традиционным способом установления личности - по документу, удостоверяющему личность, у нотариусов появился новый дополнительный способ - путем использования механизма биометрической идентификации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
В настоящее время наблюдаются пробле-мыпри использовании биометрических данных для идентификации личности в нотариальной практике. Рассмотри лишь некоторые из них.
1. Закон подчеркивает, что использование биометрических данных для идентификации личности нотариусом возможно лишь как дополнительный способ установлении личности при личном обращении либо при выезде нотариуса (ст. 42 Основ о нотариате).
Вместе с тем, биометрическая идентификация как способ установления личности гражданина при удаленном (дистанционном) обращении к нотариусу пока не используется.
2. Этот способ установления личности пригоден только для идентификации граждан Российской Федерации. Личности иностранных граждан и лиц без гражданства не могут быть установлены этим способом, поскольку единая биометрическая система носит национальный характер.
3. С 30 сентября 2022 г. Правительством РФ устанавливается новый порядок размещения физическими лицами в ЕБС. Этот порядок согласован с ФСБ России, Роскомнадзором и ЦБ РФ [2].
Размещение осуществляется при наличии учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) и при условии, что личность указанного в такой записи лица ранее подтверждена при личной явке. Размещение возможно лишь при наличии согласия физического лица. То есть размещение биометрических данных все еще остается добровольным решением гражданина. При отсутствии согласия у нотариуса не будет возможности использовать данный способ идентификации.
Важно отметить, что использовать биометрические сведения можно будет не более 3 лет со дня их размещения в системе. Обновление биометрических персональных данных осуществляется физическим лицом добровольно по истечении этого срока или ранее по инициативе физического лица. Установленные временные рамки также создают проблемы при использовании биометрических данных для идентификации личности в нотариальной практике.
В заключении, можно сказать, что современный цифровой нотариат развивается весьма стремительно. Использование биометрической идентификации, несомненно, является более надежным способом установления личности
обратившегося за нотариальными действиям. Справедливо указывает А.В. Бегичев, «установление личности гражданина... имеет важное значение, так как влияет на законность самого совершаемого нотариального действия»[1]. Однако «государство должно гарантировать каждому достойную защиту автономии и приватности лич-ности»[2]. На данном этапе необходимо совершенствовать правовые основы применения биометрических технологий.
Список литературы:
[1] Бегичев А.В. Нотариат : учебник для бакалавров. М., 2018. С. 155.
[2] Биометрические данные и безопасность: эксперт о том, как Правительство видит работу новых технологий - URL:https://uriu.ranepa.ru/ news/?ELEMENT_ID=627631&utm_source=google. com&utm_medium=organic&utm_campaign=google. com&utm_referrer=google.com (дата обращения 10.09.2022).
[3] Корсик К. А. Нотариальный вестник. -2019. - № 12.- С. 2.
[4] Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». М., Ярославль, 2016. С. 177.
[5] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 14.07.2022) // СПС Консультант-Плюс (дата обращения 17.09.2022).
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 г. № 1089«0б утверждении Положения о единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 17.09.2022).
[7] Смирнов М. В. Биометрическая идентификация как новый способ установления нотариусом личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия / М. В. Смирнов // Нотариальный вестник. - 2020. - № 7. - С. 23-31.
[8] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 17.09.2022).
[9] Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 17.09.2022).
Spisok literatury:
[1] Begichev A.V. Notariat : uchebnik dlja bakalavrov. M., 2018. S. 155.
[2] Biometricheskie dannye i bezopasnost': jek-spert o tom, kak Pravitel'stvo vidit rabotu novyh teh-nologij - URL: https://uriu.ranepa.ru/news/?ELE-MENT_ID=627631&utm_source=google.com&utm_ medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_ referrer=google.com (data obrashhenija 10.09.2022).
[3] Korsik K. A. Notarial'nyj vestnik. - 2019. - № 12.- S. 2.
[4] Nauchno-prakticheskij kommentarij k Feder-al'nomu zakonu ot 07 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniju) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniju ter-rorizma». M., Jaroslavl', 2016. S. 177.
[5] Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Feder-acii o notariate (utv. VS RF 11.02.1993 № 4462-1) (red. ot 14.07.2022) // SPS Konsul'tantPljus (data obrashhenija 17.09.2022).
[6] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 16.06.2022 g. № 1089 «Ob utverzhdenii Polozhenija o edinoj informacionnoj sisteme person-al'nyh dannyh, obespechivajushhej obrabotku, vkl-juchaja sbor i hranenie, biometricheskih personal'nyh dannyh, ih proverku i peredachu informacii o stepeni ih sootvetstvija predostavlennym biometricheskim personal'nym dannym fizicheskogo lica» // SPS Konsul'tantPljus (data obrashhenija 17.09.2022).
[7] Smirnov M. V. Biometricheskaja identifik-acija kak novyj sposob ustanovlenija notariusom lich-nosti grazhdanina, obrativshegosja za soversheniem notarial'nogo dejstvija / M. V. Smirnov // Notarial'nyj vestnik. - 2020. - № 7. - S. 23-31.
[8] Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2006 g. № 152-FZ «O personal'nyh dannyh» // SPS Konsul'tantPljus (data obrashhenija 17.09.2022).
[9] Federal'nyj zakon ot 31 dekabrja 2017 g. № 482-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonod-atel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SPS Konsul'tantPljus (data obrashhenija 17.09.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022