НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА
БАУМОВА Жанна Сергеевна
Аннотация. Статья обращает внимание на некоторые проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека: проблему «неиспрошенного» согласия на изъятие органов и тканей и правового регулирования детской трансплантологии.
Annotation. The article pays attention to the analysis some problems legal regulation of transplantation of human organs and tissues:a problem of not asked consent to a removal of organs and tissues of the human, legal regulation of pediatric transplantology.
Ключевые слова: трансплантация органов и тканей человека, неиспрошенное согласие на изъятие органов и тканей, детская трансплантология.
Keywords: transplantation of human organs and tissues, not asked consent to a removal of organs and tissues, pediatric transplantology.
«.. .посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающимся по ту сторону смерти».
Из «Основ социальной концепции Русской православной церкви»
Развитие трансплантологии позволило эффективно решать многие вопросы, связанные с продлением жизни человека на медицинском уровне, однако законодательное регулирование этого процесса существенно отстает от потребностей практики. Трансплантация органов и тканей, ксенотрансплан-тация, использование репродуктивных технологий - интенсивно развивающееся направление медицины. Особенность этой сферы деятельности человека заключается в том, что ее реализация ограничена целым комплексом правил, в котором тесно переплетаются правовые, этические и религиозные нормы.
Несмотря на достаточно широкий круг источников правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации, не решенными остались некоторые существенные проблемы. Прежде всего не определено правовое положение органов и тканей человека, возможность их вовлечения в гражданский оборот, а также пределы гражданско-правового регулирования в данной области. Остается неразрешенной коллизия между Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»1 и Федеральным
1 Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // СПС «Консуль-тантПлюс».
законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»2, принятым позднее и вводящим вместо «презумпции согласия» «презумпцию несогласия» на изъятие органов и тканей умершего.
На наш взгляд, многие проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей были бы решены, если бы правовая наука и законодатель четко определили правовое положение и принципы регулирования изъятия и использования донорских органов и тканей.
В последнее время значительное внимание в правовой науке уделяется концепции соматических прав человека (от греч. soma -тело), которые выражаются в предоставлении человеку полного права распоряжаться своим телом, включая право на эвтаназию, смену пола, стерилизацию, производство аборта, свободное употребление наркотических веществ (алкоголя, табака), право на торговлю своим телом, что подразумевает легализацию проституции. Сторонники этой концепции выделяют и ряд прав в области трансплантологии. Так, О.Э. Старовойтова пишет о трех группах подобных прав: 1) право на целые тела; 2) право на куплю-продажу органов и тканей; 3) право на продажу «элементов»
2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СПС «КонсультантПлюс».
человеческого тела (репродуктивного материала)3.
Е.М. Нестерова отмечает специфический характер объекта соматических прав: «тело человека, выступающее объектом права собственности и имеющее в большинстве
4
случаев денежно-стоимостное выражение» .
Данная точка зрения подвергается, на наш взгляд, справедливой критике. Так, С.И. Ивен-тьев отмечает, что, по сути, несмотря на запреты международно-правового характера, директивы Всемирной организации здравоохранения и российское законодательство, теория соматических прав человека санкционирует торговлю органами и тканями человека5.
Таким образом, признание института соматических прав индивида должно повлечь распространение на них вещно-правового режима и дать возможность индивиду как владельцу и собственнику распоряжаться своими органами.
Большинство российских цивилистов отрицательно относится к подобной трактовке правового определения органов человека как вещи. Так, Д.С. Донцов считает, что органы человека не могут рассматриваться как
вещь, а обладание ими - как разновидность
6
вещного права .
В то же время ряд ученых предлагают включить в гл. 6 ГК РФ в качестве объекта вещных прав «органы, ткани и иные биологические материалы человека»7. Некоторые авторы8, обосновывая этот тезис, аргументируют его правильность тем, что есть ст. 137 ГК РФ «Животные» и ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)». Однако, по нашему мнению, данный аргумент вряд ли можно считать убеди-
3 См.: Старовойтова О.Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации: историко-правовой и теоретический анализ : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006.
4 Нестерова Е.М. Понятие и юридико-социальная сущность соматических прав человека // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7 (029). С. 222-226.
5 Ивентьев С.И. Соматические права с точки зрения четвертого и пятого поколений прав человека // ФЭН-НАУКА. 2012. № 3. С. 49-52.
6 См.: Донцов Д.С. Тело живого человека как нематериальное благо и гражданско-правовая защита его физической неприкосновенности // Медицинское право. 2011. N° 2. С. 38-42.
7 См. об этом подробнее: Мызров С.Н., Нагорный В.А. К вопросу о вещно-правовом статусе органов и тканей человека: дифференцированный подход к разрешению проблемы // Медицинское право. 2014. № 3. С. 35-40.
8 См.: Кулицкая Л.И. Правовой режим органов, тканей, клеток и тела человека после смерти лица, не оставившего завещания // Власть закона. 2016. № 2. С. 96-106.
тельным. Философская и социологическая мысль всегда определяла человека не просто как биологический вид, а как особый живой организм социально-биологического характера, отличный от других биологических организмов наличием сознания, мировоззрения и способностью к творчеству. Не случайно социология четко разделяет понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Правовое регулирование не может абстрагироваться от социальной сущности человека. Восприятие последнего как совокупности органов и тканей чуждо современному мировоззрению. В менталитете человека прочно укоренилась мысль о единстве всех органов человеческого организма, о единстве телесного и духовного. Личность всегда воспринимается как единое целое, а не как механическая совокупность отдельных частей. Более того, упоминание в гл. 6 ГК РФ органов и тканей человека как объектов гражданских прав противоречит религиозным воззрениям о теле человека как вместилище души. Подобное законодательное положение может отвергнуть желание потенциальных доноров предоставить свои органы для трансплантации после смерти, поскольку внедрит в их сознание представление о возможном неуважении к ним. Каждому человеку хотелось бы верить, что и после смерти его будут воспринимать с должным уважением, как личность, как человека, дающего орган и даже после смерти помогающего спасти жизнь другим, а не как простое вместилище нужных органов, считающихся вещью.
Гражданско-правовое понятие вещи как объекта собственности связано с наличием стоимости вещи, иначе будет невозможен ее оборот. Однако органы как часть тела не могут иметь стоимости, поскольку к ним не приложен человеческий труд.
Нам представляется, что сам факт распространения на органы, ткани и клетки человека вещно-правового режима разрушит идею безвозмездности донорства и запрета любых сделок гражданско-правового характера с этими объектами.
Перечень органов и тканей, изъятие которых допустимо с целью последующей трансплантации, устанавливается Приказом Минздрава России от 4 июня 2015 г. N 306н, РАН N 3 «Об утверждении перечня объектов трансплантации» (зарегистрировано в Мин-
юсте России 18.06.2015 N 37704). К ним относятся селезенка, эндокринные железы и т. д. Следует подчеркнуть, что данный перечень является исчерпывающим и не полежит расширительному толкованию, однако мировая практика трансплантологии показывает, что проводятся операции по пересадке все новых органов. Например, еще в 2000 г. в Саудовской Аравии и в 2012 г. в Швеции были проведены успешные операции по пересадке матки. В Китае 29 марта 2017 г. состоялась операция по трансплантации ушной раковины, выращенной на предплечье пациента. Подобные примеры дают полное право утверждать, что названный перечень не может быть закрытым. Необходимо предусмотреть периодичность, основания его дополнения и пересмотра.
В настоящее время действующий Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяет свое действие на отношения, возникающие при трансплантации клеток, при обращении клеточных продуктов, вспомогательных репродуктивных технологиях.
По нашему мнению, сфера действия указанного акта должна быть расширена путем включения в предмет правового регулирования и тех общественных отношений, которые связаны с исследованиями, экспертизой, производством, хранением, ввозом на территорию России и вывозом из Российской Федерации всего комплекса биомедицинских клеточных продуктов.
Серьезной проблемой в правовом регулировании трансплантологии является отсутствие действенных правовых норм, регулирующих детскую трансплантологию.
Статья 47 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»9 не допускает прижизненного изъятия органов и тканей у несовершеннолетних. Исключением является только пересадка костного мозга. Изъятие органов и тканей после смерти несовершеннолетнего допускается только с письменного согласия одного из его родителей. Данная статья позволяет утверждать, что согласие на посмертную трансплантацию мо-
9 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
жет дать только родитель и никто другой. Однако в настоящее время существуют разнообразные формы попечения над детьми, оставшимися без родителей: усыновление, опека, передача в приемную семью. По нашему мнению, необходимо дополнить ч. 8 ст. 47 указанного закона, включив испрошенное согласие не только одного из родителей, но и усыновителя, опекуна, приемного родителя.
Одной из причин, которая тормозит развитие детской трансплантологии, на наш взгляд, является отсутствие прозрачной системы подбора реципиентов для органов. Представляется необходимым вести единый общероссийский реестр лиц, нуждающихся в донорских органах. Этот реестр должен сопровождаться фотографиями больных детей. Доступ к данному реестру или его части должны иметь главные врачи детских поликлиник. Смерть ребенка - самое страшное горе для его родителя, однако если родитель будет знать и увидит фото ребенка, чью жизнь можно спасена благодаря трансплантации, возможно, согласие на изъятие органов будет дано в кратчайшие сроки.
С другой стороны, опыт последних десятилетий показывает, что несовершеннолетние выражают свою активную жизненную позицию, вступая в брак либо проходя процесс эмансипации. Законодательство не позволяет и этим лицам распоряжаться при жизни своими органами. Представляется, что необходимо предоставить лицам, не достигшим 18 лет, но получившим гражданскую дееспособность в результате вступления в брак или эмансипации, письменно выражать свое согласие на посмертное изъятие органов и тканей.
В последние годы многие ученые и практики поднимают проблемы прижизненного согласия на изъятие органов после смерти для посмертного донорства. Отметим, что в настоящее время очевидна коллизия двух федеральных законов, а именно Федерального закона «О погребении и похоронном деле», который фактически закрепляет презумпцию несогласия на посмертное изъятие органов, и Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», анализ которого позволяет обозначить презумпцию согласия на изъятие органов.
По нашему мнению, важной гарантией прав гражданина должны стать конфиденциальность информации о его волеизъявлении
и возможность в любое время его изменить. В литературе обсуждается форма дачи прижизненного согласия на посмертное изъятие органов. Ряд авторов предлагают вести единый государственный реестр доноров, создать сайт с личным кабинетом каждого донора и т. п.10
Представляется, что данный способ недостаточно эффективен. Следует при достижении гражданином совершеннолетия и выдаче полиса обязательного медицинского страхования фиксировать согласие на посмертное изъятие органов именно в этом документе. В подобном случае мы видим два преимущества: данный документ, как правило, всегда в наличии у гражданина и возможность внесения в него изменений не составляет большого труда.
По нашему мнению, нельзя забывать и о необходимости воспитания у граждан ак-
тивной жизненной позиции. В 2017 г. в Российской Федерации впервые прошла кампания по сбору банка данных образцов костного мозга с целью дальнейшего привлечения доноров. В молодежной среде данная акция оказалась достаточно эффективной.
Необходимо изучать и пропагандировать опыт других стран, в частности Испании, добившейся за последнее время значительных успехов. В стране проводится целенаправленная работа по реализации государственной программы донорства органов, начатая еще в 1989 г. В основе этой программы лежит воспитание граждан и пропаганда значимости донорства, основанного на добровольности и альтруизме. Пропаганда ведется не только в СМИ, но и в школах, высших учебных заведениях. Ее девизом стал призыв: «Не забирайте ваши органы на небеса».
Библиографический список
1. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Донцов, Д.С. Тело живого человека как нематериальное благо и гражданско-правовая защита его физической неприкосновенности // Медицинское право. - 2011. - № 2.
5. Евдокимов, В.Б. Право гражданина РФ на отказ от посмертного изъятия органов для трансплантации: правовые проблемы реализации / В.Б. Евдокимов, Т.А. Тухватуллин // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 1.
6. Ивентьев, С.И. Соматические права с точки зрения четвертого и пятого поколений прав человека // ФЭН-НАУКА. - 2012. - № 3.
7. Кулицкая, Л.И. Правовой режим органов, тканей, клеток и тела человека после смерти лица, не оставившего завещания // Власть закона. - 2016. - № 2.
8. Мызров, С.Н. К вопросу о вещно-правовом статусе органов и тканей человека: дифференцированный подход к разрешению проблемы / С.Н. Мызров, В.А. Нагорный // Медицинское право. - 2014. - № 3.
9. Нестерова, Е.М. Понятие и юридико-социальная сущность соматических прав человека // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 7 (029).
10. Старовойтова, О.Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации: историко-правовой и теоретический анализ : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2006.
10 См. об этом: Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. Право гражданина РФ на отказ от посмертного изъятия органов для трансплантации: правовые проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1.