Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказаний в виде лишения свободы'

Некоторые проблемы правового регулирования оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказаний в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / OPERATIVNO-INVESTIGATIVE ACTIVITY / INSTITUTIONS EXECUTING PUNISHMENT OPERATIONAL UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иваньков Игорь Анатольевич, Казак Игорь Брониславович

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оперативнорозыскного обеспечения исполнения наказаний в виде лишения свободы и предлагаются пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иваньков Игорь Анатольевич, Казак Игорь Брониславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OPREATIVNO-INVESTIGATIVE SOFTWARE EXECUTION OF THE PENALTY OF DEPRIVATION OF LIBERTY

This article discusses the legal regulation of operational-investigative enforcement of sentences of imprisonment and suggests ways to address them.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказаний в виде лишения свободы»

abstraction levels, methodological level modeling, theoretical (methodological) simulation of criminal activity, major and minor factors modeling, performance criteria, the process of building models, error modeling process .

Zhuravlev S.Y., PhD, associate professor, assistant professor of criminalistis Nizhny Novgorod Academy of the Russian Interior Ministry, e-mail: monah07@yandex.ru (Russia, Nizhny Novgorod)

УДК 343.13

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

И.А. Иваньков, И.Б. Казак

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказаний в виде лишения свободы и предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, учреждения, исполняющие наказания, оперативные подразделения.

Значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту - ОРД, если не указано иное) и необходимость его совершенствования на современном этапе развития общества и государства не вызывает сомнений. Эти вопросы неоднократно рассматривались в Федеральном Собрании Российской Федерации. После вступления в действие Федерального закона «Об оперативно -розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ[1] в него регулярно вносились изменения и дополнения.

Признавая достоинства настоящего Закона, мы, вместе с тем, считаем, что отдельные его нормы сформулированы не совсем четко и находятся в определенном противоречии с законодательными актами, регламентирующими оперативно-розыскное обеспечение исполнения наказаний в виде лишения свободы.

В последние годы в учреждениях, исполняющих наказание, отмечается осложнение оперативной обстановки. В немалой степени это вызвано усилением криминогенного состава осужденных, что подтверждается исследованиями различных ученых, изучающих проблемы пенитенциарной преступности [2, С. 150-151]. Поэтому проблемы укрепления законности и правопорядка в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, остаются актуальными.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту -ФСИН России) являются одним из субъектов ОРД и имеют право на ее проведение. В то же время, при проведении оперативно-розыскной деятельности данных оперативных подразделений возникает ряд вопросов законодательного регулирования.

Статья 1 ФЗ «Об ОРД» устанавливает законодательное определение ОРД. А именно, ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту - ОРМ) в целях защиты жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

На наш взгляд, из приведенной дефиниции правомерно выделить два вопроса. Вопрос первый - кто имеет право проводить ОРД при осуществлении уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, и вопрос второй - каким образом?

Рассмотрим законодательное регулирование первого вопроса.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 ФЗ «Об ОРД», на территории Российской Федерации право осуществлять ОРД представляется оперативным подразделениям ФСИН России. В соответствии с частью 3 рассматриваемой статьи определять перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы наделен правом руководитель указанного органа (в нашем случае Директор ФСИН России).

Другими словами, в соответствии с ФЗ «Об ОРД», при исполнении наказаний в виде лишения свободы в учреждениях, исполняющих этот вид наказания, ОРД проводить имеют право все структурные оперативные подразделения ФСИН России.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [3], уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В соответствии со статьями 7-8 данного Закона, территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации, которые осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания.

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его

структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

При этом и в территориальных, и в федеральном органе уголовно-исполнительной системы функционируют оперативные подразделения, которые, наряду с проведением ОРМ, осуществляют ведомственный контроль за ОРД и оказывают практическую помощь оперативным подразделениям учреждений, исполняющих наказания.

Пункт 2 статьи 14 указанного Закона наделяет правом осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации ОРД учреждения, исполняющие наказания.

Более подробно ОРД в исправительных учреждениях регламентирует статья 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [4]. Часть 1 данной статьи уточняет задачи ОРД (к ней мы вернемся ниже), а часть 2 предписывает проведение ОРД оперативными аппаратами исправительных учреждений. При этом ни территориальный, ни федеральный орган уголовно-исполнительной системы правом осуществления ОРД не наделены.

Из приведенного выше следует, что при правоприменительной практике совокупности рассматриваемых законодательных актов возникают противоречия о субъекте ОРД при исполнении наказания в виде лишения свободы. На наш взгляд, для устранения противоречий между рассмотренными нормами следует внести поправки в статьи 7-8 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» о наделении правом проведения ОРД структурных оперативных подразделений территориальных и федерального органов уголовно-исполнительной системы.

Вопрос второй. Каким образом осуществляется ОРД при исполнении наказаний в виде лишения свободы?

Из определения, данного законодателем, следует, что ОРД осуществляется только посредством проведения ОРМ. Цель их проведения законодателем также определена. Для достижения, указанной законом, цели в статье 2 ФЗ «Об ОРД» дан перечень задач оперативно-розыскной деятельности.

Статья 84 уголовно-исполнительного кодекса РФ, применительно к специфике функционирования учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, уточняет задачи ОРД, осуществляемой оперативными подразделениями ФСИН России, а именно: - обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; - выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; - розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений и т.д.

Кроме того, ст.84 УИК РФ законодателем размещена в главе 12 данного законодательного акта «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения». То есть, оперативно-розыскная деятельность, по сути, является одним из средств обеспечения режима.

Как мы уже отмечали, ОРД осуществляется посредством проведения

ОРМ. Основания для их проведения законодателем перечислены в ст.7 Федерального закона «Об ОРД». Одним из оснований является ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, (в нашем случае - ФСИН России) сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с определением Конституционного суда РФ под противоправным деянием рассматриваемый Федеральный закон подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление [5].

Таким образом, проводить ОРМ по фактам подготовки и совершения осужденными нарушений установленного порядка отбывания наказания запрещено. В то же время, именно нарушения установленного порядка отбывания наказания нередко выступают условиями совершения пенитенциарных преступлений.

По нашему мнению, для устранения противоречий между указанными законодательными актами Минюсту России, как одному из органов исполнительной власти, нужно выступить с законодательной инициативой по внесению поправок в действующий ФЗ «Об ОРД». Статью 7 данного закона дополнить пунктом 7 «основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также следственных изоляторах являются ставшие известными сведения о нарушениях установленного порядка отбывания наказания или содержания под стражей».

Список литературы

1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

2. Хохрин С.А. Уголовно-исполнительная характеристика пенитенциарной преступности // Известия Тульского государственного университета Экономические и юридические науки. Вып.2-2. Юридические науки - Тула: ТулГУ, 2014.

3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 33. - Ст.1316

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1997, № 2. Ст. 198

5. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Доступ из СПС «Консультант-плюс».

Иваньков Игорь Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент, iwanckow2011@yandex.ru,

(Россия, Рязань, Академия ФСИН)

Казак Игорь Брониславович, кандидат юрид. наук, доцент, kafedraord@mail.ru,

(Россия, Рязань, Академия ФСИН)

SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULA TION OPREA TIVNO-INVESTIGA TIVE SOFTWARE EXECUTION OF THE PENALTY OF DEPRIVATION OF LIBERTY

I.A. Ivankov, I.B. Kazak This article discusses the legal regulation of operational-investigative enforcement of sentences of imprisonment and suggests ways to address them.

Keywords: operativno-investigative activity, institutions executing punishment operational

units.

Ivankov I.A., candidat jurid. science, docent, iwanckow2011@yandex.ru, (Russia, Ryazan, Russian Academy of FSIN)

Kazak I.B., candidat jurid. science, docent, kafedraord@mail.ru, (Russia, Ryazan, Russian Academy of FSIN)

УДК 343

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННИХ ВОЛНЕНИЙ И БЕСПОРЯДКОВ

И.Р. Кадыркулов

В статье рассматривается и анализируется ряд нормативно-правовых актов Кыргызской Республики, обеспечивающие деятельность органов и подразделений МВД Кыргызской Республики по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков

Ключевые слова: предупреждение, пресечение, внутренние волнения, беспорядки, органы и подразделения Министерства внутренних дел.

Эффективность управленческой деятельности органов и подразделений МВД Кыргызской Республики всех уровней во многом зависит от надлежащей правовой обеспеченности (урегулированности) деятельности их должностных лиц, их отношений с другими субъектами охраны общественного порядка и общественной безопасности. Чем совершеннее нормы права и механизмы их применения, тем полнее обеспечено верховенство закона, увереннее и результативнее действуют должностные лица, как в обычных, так и в особых условиях.

Регулирующая, дисциплинирующая и организующая роль права еще более усиливается в особых условиях, так как без четкого правового регулирования (обеспечения) значительно повышается степень риска принятия и реализации ошибочных управленческих решений, цена которых в данной обстановке исключительно велика.

Как отмечено в Указе Президента Кыргызской Республики [1], «выполняя важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.