Научная статья на тему 'Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях'

Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях»

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ю.М. ПИСКА РЁВА, преподаватель бюджетного учета

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ1

Расчеты с подотчетными лицами Авансовый отчет ф. 286 (0504601)

Авансовый отчет является основным документом для учета расчетов с подотчетными лицами. В первой части отчета даются характеристика расходов, фамилия, имя, отчество подотчетного лица, должность и другие сведения о подотчетном лице. Далее указываются данные о полученном авансе, израсходованной сумме, остатки аванса или перерасход. Руководителями структурных подразделений подтверждаются целесообразность произведенных расходов и другие сведения. На второй странице приводится перечень документов, по которым производилась оплата расходов. Авансовый отчет подсчитывается, подписывается подотчетным лицом, проверяется бухгалтерией и утверждается руководителем учреждения.

В документе ф. 286 предусмотрено место для корреспонденции субсчетов по произведенным расходам.

Авансовый отчет ф. 286 (0504601), формат А4, бланк.

Норма расхода - исходя из количества авансовых отчетов, фактически использованных за предыдущие годы согласно данным учета в мемориальном ордере 8.

Мемориальный ордер 8 Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф. 386 (0504610)

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами ф. 386 (мемориальный ордер 8 (0504610). Учет в этой ведомости ведется позиционным способом. По каждой строке

• Продолжение. Начало см. в № 4 (76). 5 (77). 7 (79), 10 (82) - 14 (86) 2003 года.

записываются фамилия, имя, отчество подотчетного лица, суммы выданного аванса и суммы произведенных расходов, а также поступившая сумма неиспользованного аванса. По окончании месяца итоги по графе «Утверждена сумма расходов по отчету - кредит субсчета 160» и по графам «Дебет субсчетов» и «Вторые записи» записываются в книгу «Журнал - главная» ф. 308.

Позиционный способ учета означает, что учет ведется отдельно по каждому подотчетному липу, фамилия, имя, отчество которого приводятся по графе 4. В графах 5-7 переносятся остатки на конец месяца по субсчету 160 из ведомости ф. 386 за прошлый месяц, при этом указывается дата возникновения задолженности, которая позволяет осуществлять систематический контроль за состоянием расчетов с подотчетными лицами. В графах 8-13 указываются суммы, выданные в подотчет (причем возможно дважды), с указанием даты номеров расходных ордеров. Графы 14-16 предназначены для отражения возврата неиспользованных сумм аванса с указанием даты и номера приходного ордера, что позволяет проверить, соблюдается ли 3-дневный срок, отведенный для возврата неиспользованных сумм аванса после установленного срока или возвращения из командировки. В графе 17 приводится сумма фактических расходов, утвержденная по отчету (кредит субсчета 160). В графах 18-23 указываются произведенные расходы, которые показываются по соответствующим субсчетам (приобретенные малоценные предметы, материалы, а также оплаченные услуги). В графах 24 - 26 приводятся так называемые «вторые записи», то есть такие записи, которые вытекают из основных операций, но с ними не корреспондируют. Например, при приобретении малоценных предметов, основная запись: дебет субсчета 070, кредит субсчета 160, вторая запись означает отнесение расходов на дебет субсчета 200 (если

это бюджетные средства) и кредит субсчета 260 «Фонд в малоценных предметах».

В графах 27, 28 определяется остаток на конец месяца по субсчету 160 - по каждому подотчетному лицу.

В конце месяца ведомость подсчитывается. Сумма по ордеру определяется следующим образом. К сумме расходов по отчету (кредит субсчета 160) прибавляются итоги по графам 24 - 28 «Вторые записи». Полученная сумма записывается в графу «Сумма по ордеру» книги «Журнал - главная» ф. 308. Далее определяются остатки на конец месяца по графам 17-26.

Норма расхода - 15 бланков в год на каждого распорядителя средств, централизованную бухгалтерию, осуществляющую учет учреждений, состоящих на районном и городском бюджетах. Это количество увеличивается при наличии средств, полученных за счет внебюджетных источников, а также в учреждениях, централизованных бухгалтериях, имеющих большое число подотчетных лиц.

Расчеты с родителями за содержание детей

в детских дошкольных учреждениях Табель учета посещаемости детей ф. 305 (0304608)

Начисление платы производится в первый рабочий день текущего месяца согласно календарному графику работы детского дошкольного учреждения и табелю учета посещаемости детей ф. 305 (0504608) за предыдущий месяц.

Табель учета посещаемости детей ф..305 (0504608) является специальной формой и служит для начисления платежей, причитающихся к уплате родителями за содержание детей в данном месяце, перерасчетов по плате за дни непосещения детьми детского сада в прошлом месяце. Бланк заполняется на каждую группу. При посещении ребенком детского учреждения никаких отметок в табеле не делается. В случае непосещения (болезнь, карантин, отпуск родителей и другие причины) в графах за соответствующие дни записывается буква «Н» (целесообразнее, по нашему мнению, отмечать буквой, обозначающей ту или иную причину). Выходные и праздничные дни отмечаются в соответствующих графах буквой «В». Табель ведется воспитателем группы, подписывается руководителем детского учреждения и воспитателем группы и в установленные графиком сроки передается в бухгалтерию.

Форма 305 (0504608), формат А4, бланк.

Норма расхода:

1. 15 бланков в год на каждую группу детского дошкольного учреждения.

2. 15 бланков на 30 детей детской музыкальной школы (порядок учета расчетов с родителями за обучение детей в музыкальных школах аналогичен порядку, установленному для детских садов).

Ведомость по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях ф. 327 (0504609)

Аналитический учет расчетов за содержание детей ведется в ведомости по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях, ф. 327 (0504609).

Ведомость по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях ф. 327 состоит из трех частей: обложки, на с. 2 которой указываются: фамилия, имя ребенка, оплата по ставке, сумма по выписанной квитанции, начислено за дни посещения (количество дней и сумма), поступило в уплату (дата и сумма) и задолженность (недоплата и переплата) на конец месяца (данные показатели повторяются за каждый месяц начисления платы); вкладных листов 1 и 2. Количество вкладных листов 2 должно быть равно количеству групп в детском саду. Вкладной лист 1 формирует ведомость (по принципу оборотной ведомости), исходя из этого, составляется она на год или полугодие (по группам). В конце месяца по каждой группе подсчитываются необходимые итоги по графам: «Сумма по выписанной квитанции», «Начислено за дни посещения», «Поступило в уплату», «Задолженность на конец месяца».

Форма 327 (0504609), формат 2А4, бланк.

Норма расхода - 1 ведомость составляется на детское учреждение, но их количество зависит от наличия групп.

Мемориальный ордер 15. Свод ведомостей по расчетам за содержание детей в детских учреждениях ф. 406 (0504611)

В централизованных бухгалтериях на основании ведомостей ф. 327 составляется свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей ф. 406 (мемориальный ордер 15), итоги которого записываются в «Журнал - главная» ф. 308 (0504811).

На суммы начисленной платы производится запись по дебету субсчета 172 и кредиту субсчета 272; на суммы, поступившие от родителей, кредитуется субсчет 172 и дебетуется субсчет 110.

В детских дошкольных учреждениях, ведущих учет самостоятельно, мемориальный ордер составляется в установленном порядке на основании общей суммы начисленной платы по графе «Начислено за дни посещения» ведомости ф. 327. Корреспонденция субсчетов может быть составлена на ф. 327 под номером 15. Однако, если в ф. 327 записано много групп, для подведения итогов требуется оборотная ведомость ф. 285, поэтому целесообразнее итоги начисленной платы по каждой группе из ф. 327 в ф. 406 (мемориальный ордер 15).

Форма 406 (0504611), формат А4, бланк.

Норма расхода - 15 экземпляров на год на централизованную бухгалтерию и при необходимости - на учреждение, ведущее учет самостоятельно.

Утверждаю

Отчет в сумма

Руководитель учреждения

(прооисыо)

(подпись)

(расшифровка подписи)

АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ N1

от

Учреждение (централизованная бухгалтерия)

Структурное подразделение _

Источник финансирования _

Раздел (подраздел) _

Целевая статья _

Вид расходов _

Подотчетное лицо

Должность _

Форма 286 по ОКУД Дата

_ по ОКПО

поКСП

поФКР поКЦСР по КВР Табельный Ns

КОДЫ

0504601

Назначение аванса

Наименование показателя Сумма, руб.

остаток

Предыдущий аванс перерасход

Получен аванс (от кого и дата)

Итого получено (кредит субсчета 120)

Израсходовано

Остаток

Перерасход

Бухгалтерская запись Код по ЭКР Сумма, руб.

дебет кредит

1 2 3 4

Приложение:

документов

Целесообразность произведенных расходов подтверждаю Руководитель структурного__

подразделения

(подпись)

(расшифровка подписи)

Отчет проверен. К утверждению _ Бухгалтер_

руб.

коп.

(подпись)

(расшифровка подписи)

Остаток внесен

Перерасход выдан

в сумме

руб.

по кассовому ордеру Nt коп. от- "

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Расписка

линия

отреза

Принят к проверке от на сумму_

от

авансовый отчет Nt _ _______

руб._коп., количество документов

Бухгалтер

(подпись) (расшифроио подписи)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма 286 с. 2

Дата Номер документа Кому, за что и по какому документу уплачено Сумма расхода Код по ЭКР Дебет субсчета

по отчету принятая к учету

в рублях в валюте в рублях в валюте

1 2 3 4 5 6 7 8 9

X

Всего

Подотчетное лицо _ _

(подпись) (расшифровка подписи)

2 а 1

£

о. |

И

>х 2 2 5

5 I * §

о. с о £

* о

Ф О

ч

и

§ и

I 5 3

III

I

I

I—

I

I *

11 1

«I

2 2

1 !

- I г

о. П т

&

| £ | -Щ

«I

о ?

2 «а

ш |

с! з:

л 5 * §

Ш Ш

" I

< ш

> О со

Причины непосещения (основание)

ФШ

9 з 9 £ (.¡И И

& 1

л

<л см

со N

г>-сч

1Л N

N

СЧ

Я

N

8

о>

г 5

£ г^

£ со о

с щ X

■а г

со

сч

^

о

О)

со

г^.

•о

со

см

-

Плата по ставке

Номер лицевого счета

Фамилия, имя ребенка

ВЕДОМОСТЬ ПО РАСЧЕТАМ С РОДИТЕЛЯМИ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

за

Учреждение (централизованная бухгалтерия)

Структурное подразделение _

Единица измерения: руб.

Форма 327 по ОКУД

по ОКПО поКСП по ОКЕИ

КОДЫ 0504609

383

I

3 I

* * *8 ния, подлежащие оп-лате

Пропущено дней атом числе засчитываемых

Де

п

Я

СО см

см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

«О см

см

я

я

^ см

я

о>

к со

1 Г"»

со

I 1А

а

со

см

т-

О

а>

СО

<0

ю

ЧГ

со

см

Плата Ф к

!Ш м

¡1 и

I -

1 Н о

6 р н а»

|Г 1 во

® в г 3 г-

111 9 1 <0

I я 1 У8! «л

II 1М

р 18 I <о

11 II О

|| II а»

1г 1 со

^ 1

1.1» «о

ю

1111» ^

Оплата по став» Г)

¡1 м

21 -

а и о

Задолж на коне! недоплата а>

1г 1 со

£ «X к.

аз

•о

ШМ

Оплата по ставке со

п н о

Задолма на юней недоплата о

3 11 1 во

15 1 г-

1.11 ю

3>| й!! л

1111* *

Оплата по став«» со

I

1 ■

¡1 н ! э

I! 1! • »

•I 1 ■ 0

^ В я *

1 Н 1 ' 0

г»

ШН г

Оплата по ставке ч

н

¡«1

шн

н

Мемориальный ордер 15 Свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей

в детских учреждениях Форма 406

за_ _ г.

Учреждение (централизованная бухгалтерия) _

Источник финансирования _

Раздел,подраздел _

Целевая статья_

Вид расходов _

Единица измерения: руб.

по ОКУД Дета

по ОКПО

по ФКР по ЩСР по КВР по ОКЕИ

КОДЫ

0504611

383

N0 п/п Наименование учреждения Код учреждения Задолженность на начало месяца Начислено за дни посещения Оплачено по квитанции Задолженность на конец месяца

дебет кредит Д172 К 272 дебет кредит

1 2 3 4 5 6 7 8 9

\

Итого

Исполнитель

(должность)

(подпись) (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(подпись)

Приложение на

(расшифровка подписи)

листах

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

Редакция журнала решила опубликовать статью кандидата технических наук, заведующего сектором разработки задач административного управления и бухгалтерского учета НИИ систем связи и управления С. А. Машкова «Как строить мост - вдоль либо поперек реки, или несколько слов о «Концепции развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», впервые опубликованную в журнале «Все для бухгалтера» № 12 (108) 2003 года.

Предыстория вопроса такова. Правительство РФ поручило нескольким федеральным органам исполнительной власти подготовить и представить Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), а также мер по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета на основе принципов и правил, принятых в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Представленные варианты Концепции были обсуждены на заседании Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, в котором приняли участие представители общественности, бизнес-сообщества и научных кругов. Также 18 мая 2003 года было проведено еще одно заседание Методологического совета, на котором рассмотрены три варианта Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу - Минфина России, Минэкономразвития России, ФКЦБ России.

Предложенные варианты Концепции вышеназванных ведомств принципиально отличаются друг от друга.

Предложения Минфина России предполагают дальнейшее совершенствование национальной системы бухгалтерского учета, обеспечивающей формирование бухгалтерской отчетности в полном соответствии с требованиями российского законодательства и принципами, закрепленными в МСФО. Одновременно предполагается разрешить формировать финансовую отчетность только в соответствии с МСФО (путем трансформации бухгалтерской отчетности юридических лиц, составленной по российским правилам, в консолидированную финансовую отчетность по МСФО). В соответствии с требованиями Конституции РФ, российских за-

конов обосновывается сохранение государственного регулирования бухгалтерского учета в России.

Предложения Минэкономразвития России и ФКЦБ России предполагают постепенный (начиная с 1 января 2004 года) переход к формированию бухгалтерской отчетности юридических лиц и консолидированной бухгалтерской финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО, стандартами США, Великобритании и других стран с одновременным запретом ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по российским правилам. Также устраняется система государственного регулирования бухгалтерского учета. Для связи с Комитетом по МСФО в процессе внедрения МСФО в России предлагается создать на общественных началах Национальный совет, которому должны быть переданы функции методологического регулирования бухгалтерского учета в России (вопреки принятому в Конституции РФ).

По результатам обсуждения на Методологическом совете было принято решение «О Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 годы)». В решении было отмечено, что Минфином России проводится оптимальная политика по совершенствованию российской системы бухгалтерского учета, сближению ее с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Кроме того, Методологический совет считает, что работа по совершенствованию бухгалтерского учета в стране должна осуществляться на основе разработанного Минфином России варианта проекта Концепции. Представленные проекты вариантов Концепции Минэкономразвития России и ФКЦБ России не отвечают поставленной задаче, поэтому предлагается принять в качестве основополагающего направления развития бухгалтерского учета осуществление работ по дальнейшему совершенствованию российской (национальной) системы бухгалтерского учета. Для этого Минфину России следует продолжить выполнение комплекса работ по подготовке и утверждению соответствующих нормативных документов и рекомендовать заинтересованным органам исполнительной власти взять за основу предложенный Минфином России проект Концепции развития бухгалтерского учета и отчет-

ности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, внеся в него необходимые уточнения.

Однако отдельные моменты не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации. Тормозят процесс, в частности:

• избирательное применение новых правил учета, некоторые ПБУ вообще не применяются;

• чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета и на применение новых правил бухгалтерского учета требований налоговых органов, а также налогового законодательства. Некоторые изменения в налогообложении резко увеличили трудоемкость учетной работы (введение счетов-фактур, новый порядок отчисления в специальные фонды в виде единого социального налога и др.)* Производимые опросы показывают значительное увеличение трудоемкости расчета налога на прибыль;

• налоговые органы устанавливают порой порядки, не только труднообъяснимые, но и противоречащие здравому смыслу.

Так, централизованные бухгалтерии ведут объединенный учет за все обслуживаемые учреждения на едином балансе, применяют объединенные специализированные регистры учета. Однако налоговые органы требуют (практически за них) составлять платежные поручения на перечисление налогов отдельно по каждому учреждению, в результате такие бухгалтерии, например среднего уровня в г. Подольске, составляют ежемесячно 500 и более поручений, что заставляет бухгалтерии вводить дополнительную численность персонала и увеличивать расходы бюджета;

• негативное отношение к нововведениям со стороны сотрудников и управленческого персонала;

• отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры в связи с тем, что оценочная и аудиторская деятельность находится пока в процессе становления.

Реальное реформирование не должно быть коротким по срокам (2-3 года), а должно занимать от 10 до 15 лет, поскольку требуется время для смены целого поколения специалистов учета и пользователей бухгалтерской информации.

Автор совершенно правильно отмечает, что, по его мнению, название проекта Концепции Минэкономразвития России «... не соответствует его содержанию, а содержание не соответствует реальным потребностям общества». Разработчики Концепции описывают четыре варианта внедрения в России МСФО, но «... симпатизируют одному из вариантов, как самому, с их точки зрения, лучшему».

В первом разделе этой Концепции «Основные положения» перечисляется, для кого и для чего организации ведут учет своей деятельности и составляют, указывая отчетность:

• налоговую - для государственных налоговых органов;

• статистическую - для государственных органов статистики;

• финансовую - для внешних по отношению к организации заинтересованных лиц;

• управленческую - для заинтересованных лиц внутри организации. Добавим, если для этого останутся время и силы.

Наша позиция совпадает с авторской - в этом разделе необходимо привести результаты количественного анализа, поскольку объем отчетности, «... которую за год средняя организация представляет в государственные органы на бумажных носителях, измеряется десятками килограммов». Бухгалтер превратился за последние годы в агента МНС России в организации (введение счетов-фактур, персонифицированный учет - для Пенсионного фонда РФ, налог на прибыль - с учреждением наряду с бухгалтерским еще и налогового учета и многое другое) и уже не в состоянии подготавливать необходимую информацию для принятия важных решений на предприятии.

Вот чему следовало бы посвятить Концепцию развития учета и отчетности в РФ.

Также много претензий перечислено автором и по другим разделам Концепции Минэкономразвития РФ.

В проекте Концепции, как пишет автор, очень много благих пожеланий. Например, «... переход на МСФО должен проходить в условиях высокого профессионального уровня подготавливаемых нормативных правовых документов». С.А. Машков совершенно правильно отмечает, что необходимо взять за правило после подготовки проекта нормативного документа не сразу принимать его, а сначала обсудить с бухгалтерской общественностью, с тем чтобы не было нарушений Конституции РФ и законов.

По мнению автора, новый проект Концепции должен содержать:

• вводную часть - констатацию существующего положения дел, в которой главное - не формирование отчетности для различных государственных органов и вычисление налогов, а формирование информации для руководства предприятия;

• вторая часть - что должно быть достигнуто;

• третья часть - этапы и сроки.

По нашему мнению, наиболее приемлемой является позиция Минфина РФ, при которой предполагается дальнейшее совершенствование национальной системы бухгалтерского учета с принципами, закрепленными в МСФО. При этом обязательно должно быть сохранено государственное регулирование бухгалтерского учета, что закреплено в Конституции РФ.

Член редакционного совета Ю.М. Лис карева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.