Библиографический список
1. Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века [Текст] : меж-вуз. сб. науч. статей / под ред. М. Д. Горячева, Т. И. Рудневой. — Самара : Изд-во «Самарский университет», 2010. — 183 с.
2. Беляцкий, Н. Менеджмент. Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум [Текст] : учеб. пособие / Н. Беляцкий. — Казань : Книжный дом, 2010. — 268 с.
3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») [Текст] : приказ Минобразования и науки РФ от 22 дек. 2009 г. № 781.
4. Смирнов, Т. М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр [Текст] / Т. М. Смирнов. — М. : ИМХО, 2011. — 57 с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Педагогич. о-во России, 2008. — 164 с.
6. Турнер, Д. Ролевые игры. Практическое руководство [Текст] / Д. Турнер. — СПб. : Питер, 2010. — 95 с.
7. Бакунчик, Н. Ю. Креативные формы обучения [Текст] : практикум / Н. Ю. Бакунчик. — Челябинск, 2010. — 74 с.
8. Королева, Л. Р. Сборник деловых игр и кейсов по экономическим дисциплинам [Текст] / Л. Р. Королева. — Челябинск, 2011. — 312 с.
УДК 377 О. Н. Кандерова, зав. кафедрой
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск М. В. Махалина, начальник Методического центра ЧИРПО, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
В статье на основе материалов областного конкурса методических разработок педагогических работников рассматриваются некоторые проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, отбора содержания обучения, выбора видов самостоятельной работы, конструирования учебно-познавательных, практических заданий и способов их решения.
Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, проблема отбора содержания, виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, конструирование учебно-познавательных и практических заданий.
Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования является актуальной проблемой. Это объясняется целым рядом сложившихся обстоятельств:
- во-первых, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) на внеаудиторную самостоятельную работу (далее ВСР) обучающихся
отводится 50 % от аудиторной нагрузки, более того, само понятие «внеаудиторная самостоятельная работа» в образовательные программы начального профессионального образования вводится впервые, следовательно, эффективная организация самостоятельной внеаудиторной работы будет существенно влиять и на качество подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста, приспособленного к самостоятельной профессионально ориентированной
деятельности на основе сформированных знаний, умений, опыта, личностных и профессиональных компетенций;
- во-вторых, увеличение количества часов на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся качественно меняет и функции преподавателей, касающиеся учебной и учебно-методической деятельности;
- в-третьих, развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне самостоятельной деятельности. В процессе внеаудиторной подготовки обучающийся учится самостоятельно ставить цели, планировать и реализовать действия и операции, соотносить полученный результат с поставленной целью, корректировать способы деятельности. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и овладения на его основе общими и профессиональными компетенциями и т. д.
Внеаудиторная самостоятельная работа — это вид учебной деятельности, которую обучающийся осуществляет индивидуально или в группе в установленное время и в установленном объеме без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. В условиях роста значимости внеаудиторной работы деятельность преподавателя и обучающегося наполняется новым содержанием, что требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения ВСР, внедрения новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков.
Внеаудиторная самостоятельная работа в учреждениях профессионального образования в рамках ФГОС является неотъемлемой частью учебной деятельности обучающихся. Однако следует признать, что обучающиеся, приступившие к освоению программ начального и среднего профессионального образования (далее НиСП), не владеют навыками самоорганизации, у большинства обучающихся не развиты умения работать с информацией. Это связано прежде всего с тем, что в учреждениях НиСП не созданы условия для реализации осознанных самостоятельных форм учебной деятельности обучающихся. Одним из усло-
вий эффективного выполнения ВСР является наличие методического обеспечения для сопровождения обучающихся по ее выполнению, которое на сегодняшний день разработано у педагогов недостаточно полно, а у некоторых полностью отсутствует.
С целью активизации деятельности педагогов по разработке методического обеспечения ВСР обучающихся по программам начального профессионального образования, а также выявления и распространения опыта их создания Министерством образования и науки Челябинской области был проведен областной конкурс методических разработок.
Анализ поступивших на конкурс материалов позволил не только обобщить и распространить опыт разработки методических материалов по организации и сопровождению ВСР, но и выявить наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при ее организации, а также предложить некоторые подходы к их решению.
В методических материалах, представленных на конкурс, просматривается проблема отбора содержания для ВСР обучающихся. Суть ее в том, что педагогические работники, осуществляя отбор содержания, не связывают его с общими и профессиональными компетенциями, т. е. содержание существует само по себе, а компетенции — сами по себе. Эта проблема, несмотря на то что технология по ее решению известна и описана во многих учебных пособиях, существовала практически всегда. В настоящее время ее решение дополнительно осложняется требованиями ФГОС.
На наш взгляд, при отборе содержания можно придерживаться следующего алгоритма действий: профессиональная компетенция ^ умения, необходимые для формирования компетенции ^ знания, необходимые для формирования умения. В рамках требований ФГОС при отборе содержания в целом и для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в частности важно следовать принципу профессиональной целесообразности, для этого необходимо учитывать особенности выбранной профессии/специальности с целью формирования профессионально важных качеств, знаний, умений и практического опыта (компетенций).
Другая проблема в методических разработках, представленных на конкурс, — определение видов заданий для ВСР. Как правило, педагоги предлагают однотипные виды заданий и упражнений для ВСР репродуктивного
уровня, по образцу. Конечно, выполнение задач и упражнений по образцу является обязательным условием, если мы говорим о формировании умений обучающихся в соответствии с минимумом требований ФГОС. Это самый первый уровень самостоятельной внеаудиторной работы — репродуктивный, его должен пройти каждый обучающийся, но он не должен быть единственным, поскольку уровень сложности задач самостоятельной работы должен соответствовать требованиям к уровню подготовки обучающихся, а от будущего специалиста сегодня требуется умение решать нестандартные, творческие задачи, которые соответствуют преобразующему и творческому уровню [1].
При определении видов заданий для ВСР, как и при отборе содержания обучения, педагогам необходимо опираться на общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС, поскольку сама сущность внеаудиторной самостоятельной работы направлена на их развитие. Определение видов заданий требует соблюдения принципа последовательности для: овладения знаниями; закрепления и систематизации знаний [2]; формирования компетенций. Остановимся более подробно на перечисленных видах самостоятельной деятельности.
Для овладения знаниями в конкурсных материалах предлагается такой вид самостоятельной работы, как чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, специальной литературы). Как правило, данный вид работы применяется по дисциплинам, по которым имеются специально подготовленные хрестоматии: экономика, право и т. п. Однако авторы работ считают возможным использование данного вида ВСР и по техническим специальностям, например, для ознакомления с новейшими достижениями науки и техники, новинками оборудования и материалов, современными производственными технологиями.
Данный вид заданий для формирования знаний и умений обучающихся будет эффективнее, если параллельно с ним выполнять анализ, структурирование и логическое последовательное изложение текста в виде конспекта [3].
В работах конкурсантов присутствует такой вид заданий по овладению знаниями, как изучение и осмысление нормативных документов: например, работа с товарно-сопроводительными документами, изучение требований ГОСТ, правил техники безопасности. Для более
эффективного усвоения знаний, на наш взгляд, необходимо совместить это задание с написанием тезисов, т. е. придать этим заданиям деятель-ностный характер.
К сожалению, в конкурсных методических разработках не представлен такой вид деятельности, как составление словаря профессиональных терминов с использованием словарей и справочников, а ведь это закладывает фундамент знаниевой компоненты будущего специалиста.
Для закрепления и систематизации знаний в перечне видов заданий ВСР представлено составление ответов на контрольные вопросы. Данный вид заданий является преобладающим в работах многих авторов, причем чаще всего используются тестовые задания. На наш взгляд, использование тестовых заданий для закрепления и систематизации знаний недопустимо, так как тест — это контрольно-оценочное средство, следовательно, использование тестовых вопросов возможно в качестве заданий для самоконтроля. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составлять контрольные вопросы, содержащие проблемную ситуацию, профессионально-направленную задачу.
Также в конкурсных материалах присутствует такой вид самостоятельной работы, как систематизация учебного материала посредством составления таблиц. Однако задания формулируются таким образом, что практического преобразования знаний не требуется. Следовательно, речь идет о репродуктивном уровне деятельности обучающихся (воспроизведение информации из прочитанного текста без преобразования). Для сравнения приведем примеры заданий по составлению таблиц: например, создание таблицы «Классификация типов химических реакций» предполагает воспроизведение информации из прочитанного текста, а таблицы «Способы изменения качества сырья и формирование новых свойств готовой продукции при разных методах консервирования» требует преобразования полученных знаний.
Анализ представленных на конкурс работ показал, что педагоги активно привлекают обучающихся к написанию рефератов, однако темы сформулированы не всегда удачно, а подчас и вовсе не соответствуют целям образовательных стандартов по профессиям и специальностям. Например, подготовка рефератов по таким темам, как «Решение иррациональных неравенств», «Чтение рабочих чертежей»
не приведет к формированию умений по решению уравнений, построению чертежей, заложенных образовательной программой; реферат на тему «Санитарно-технические требования к производственным цехам», по сути, станет воспроизведением нормативной документации. В то же время уровень учебно-познавательной деятельности обучающихся будет значительно выше при выполнении рефератов по темам «Анализ методов решения иррациональных неравенств», «Технологии чтения сборочных чертежей».
Существует еще один негативный момент в обращении к данному виду ВСР: практически любой реферат можно скачать в Интернете. В этой связи преподавателю необходимо продумать дальнейший путь реализации этого вида работы, например, подготовить учащемуся выступление по содержанию реферата на учебном занятии для всей группы и т. д. Следует также отметить, что подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции гораздо эффективнее, чем подготовка реферата и просто изучение информационных источников, так как позволяет в процессе учебного занятия не только проконтролировать выполнение ВСР, но и развивать комплекс операций логического мышления у обучающихся, формировать общие и профессиональные компетенции.
Для формирования компетенций в конкурсных работах представлен достаточно большой перечень видов работ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Остановимся лишь на тех, которые при анализе конкурсных работ обратили на себя внимание. Если такой вид самостоятельной работы, как решение ситуационных производственных (профессиональных) задач (например, проекты «Расшифровка маркировки продовольственных товаров, распознавание реквизитов маркировки», «Расчет количества сырья при приготовлении супов»), достаточно часто встречался в работах группы педагогов специальных дисциплин, то проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности (например, проекты «Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке», «Разработка плана мерчендайзинга для любой группы товаров») — очень редко.
Не часто педагоги обращаются к проведению и представлению мини-исследований в виде отчетов по теме. Тем не менее был представлен опыт проведения маркетинговых
исследований (например, «Изучите ассортимент копченых колбас в магазинах города, результаты исследования оформите в виде таблицы») и опытно-экспериментальной работы (например, «Проведите практические опыты на предмет фальсификации меда», «Проведите органолептическую проверку качества хлеба по натуральным образцам») обучающимися по профессии «Продавец, контролер-кассир».
Встречались и такие виды ВСР, как разработка технологических карт («Разработка технологической карты на блюдо из овощей»), составление технологических схем («Составление технологической схемы обвалки мяса», «Составление технологической схемы изготовления юбки»).
Наиболее эффективным является сочетание нескольких видов ВСР в рамках одного задания. Например, один из авторов рекомендует следующую схему подготовки к лабораторной работе:
«1) повторите устройство кривошипно-ша-тунного механизма по рабочему конспекту или указанной литературе;
2) просмотрите видеоролик, иллюстрирующий работу кривошипно-шатунного механизма и презентацию по данной теме;
3) прочитайте инструкцию по выполнению работы;
4) прочитайте требования по технике безопасности и охране труда, подготовьтесь к сдаче правил ТБ.
5) подготовьте ответы на контрольные вопросы».
Из примера видно, что в данном задании используются такие виды ВСР, как изучение и обобщение информационного материала, изучение и осмысление нормативных документов, ответы на контрольные вопросы.
Одной из проблем для педагогов при планировании и проектировании ВСР является конструирование учебно-познавательных и практических заданий. Обучающимся следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал, а предложить новое учебное содержание исходного материала, переработать его в определенного рода продукт с помощью различных средств и операций, опираясь на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).
Конкурс методических разработок внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся показал, что общей проблемой для пе-
дагогических работников в вопросах выбора видов работ, конструирования учебно-познавательных и практических заданий и т. д. чаще всего является отсутствие деятельностного подхода в содержании такого рода заданий.
Выявленные проблемы в организации внеаудиторной самостоятельной работы обучаю-
Библиографический список
щихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования по материалам проведенного конкурса не являются исчерпывающими. Авторы статьи преследовали цель проанализировать общие, характерные для большинства работ проблемы и обозначить подходы к их решению.
1. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений : Оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] : практико-ориенти-рованная монография и метод. пособие / Г. Г. Серкова. — Челябинск : ЧИРПО, 2003. — 107 с.
2. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования [Текст] : сб. нормативных правовых документов / сост. П. Ф. Ани-симов, Е. Д. Барер, С. В. Васильева и др. ; под ред. П. Ф. Анисимова. — М. : Ин-т проблем развития сред. проф. образования Минобразования России, 2002. — 410 с.
3. Щербаков, А. В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования [Текст] : метод. рекомендации / А. В. Щербаков. — Челябинск : ЧИРПО, 2007. — 60 с.
УДК 377+372.016:33 Н. Б. Константинова, зав. отделением Злато-
устовского металлургического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
В статье представлены результаты исследования, проводимого в Златоустовском металлургическом колледже, по учету формирования элементов общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине с применением портфолио. Накопленный опыт обобщен и отражен в портфолио, с помощью которого можно подготовить студента к итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова: учебная дисциплина, общие компетенции, профессиональные компетенции, портфолио, базовые компетенции, карта учета результатов, критерии оценки.
В соответствии с ФГОС нового поколения оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
1) оценка уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей;
2) оценка компетенций обучающихся.
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации выпускников является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В их числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свиде-
тельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения практики. Однако такие документы студент может представить в основном после изучения профессионального модуля, тогда какие документы, подтверждающие освоение компетенций можно представить после изучения учебной дисциплины? Ряд проблем возникает и при переходе на систему оценивания общих и профессиональных компетенций:
- нет единого подхода к составлению оценочных листов;
- нет четкого понимания правил определения признаков компетенций;
- не все педагоги применяют образовательные технологии, позволяющие отслеживать про-