УДК 349.422
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Г.Г. ФАЙЗУЛЛИН, И.Г. ГАЛЕКЕЕВА
Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Республика Башкортостан
Для рассмотрения вопроса о продовольственной безопасности как составной части национальной безопасности, прежде всего, необходимо более полно раскрыть содержание самого понятия - «национальная безопасность». В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации имеется лишь один нормативно-правовой акт, более или менее раскрывающий суть концепции национальной безопасности. Этим правовым документом является Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденная ранее Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 [1] и затем изложенная в новой редакции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 [2].
Законодатель в этом правовом акте определил само понятие концепции национальной безопасности Российской Федерации, под которым понимается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с Концепцией, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Определение народа как носителя суверенитета и единственного источника власти исходит из Конституции Российской Федерации в соответствии со статьей 3, в которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [3].
Под суверенитетом понимается верховенство власти народа внутри страны и независимость от других государств. Верховенство проявляется в способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, органов государственного управления. Независимость от других государств проявляется в возможности самостоятельно, без какого-либо вмешательства извне, формировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. При этом под вмешательством имеются в виду не только военно-силовое воздействие, но и другие способы давления, имеющие своей целью влиять на происходящие процессы внутри другого государства и регулировать их только с учетом интересов оказывающего давление государства.
В настоящее время самым действенным и наиболее распространенным является экономическое давление. Это объясняется тем, что все больше развивается система международных отношений, исключающая военно-силовые решения проблем и
разногласий между государствами, опирающаяся, прежде всего, на основополагающие нормы международного права. Укрепление экономических и политических позиций все большего числа государств в мире, возрастание роли международных организаций, усовершенствование международного права исключают военно-силовые решения межгосударственных споров и разногласий, и, тем более, исключают возможность военного вторжения с целью установления собственной власти.
То, что вопросу национальной безопасности во всем мире уделяется самое серьезное внимание, подтверждается содержанием норм международного права. Например, Конвенция, подписанная членами Совета Европы от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», с соответствующими изменениями, внесенными положениями Протокола № 3, вступившего в силу 21 сентября 1970 года, Протокола № 5, вступившего в силу 20 декабря 1971 года, и Протокола № 8, вступившего в силу 1 января 1990 года, лишь в ряде случаев допускает ограничение прав человека либо допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этих прав в период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего существованию нации [4].
Продовольственная безопасность является составной частью экономической безопасности и соответственно национальной безопасности любого государства и его народа. Государство для обеспечения продовольственной безопасности должно принимать все меры по регулированию и стимулированию производства продуктов питания, а также регулировать рынок продовольствия.
Между тем, считается, что угроза продовольственной безопасности наступает тогда, когда собственное производство сельхозпродукции опускается ниже 80 процентов от годовой потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания. Иначе говоря, продовольственная безопасность должна достигаться обеспечением продовольственной независимости государства.
Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно означенной темы, коснемся некоторых понятийных категорий, связанных с ней. Итак, что же следует понимать под «продовольственной безопасностью» и «обеспечением продовольственной безопасности»? Например, российские учёные-юристы и законодатели под продовольственной безопасностью государства понимают такое состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Обеспечение продовольственной безопасности должно сводиться к разработке и осуществлению экономических, организационных, правовых и иных мероприятий, направленных на предупреждение продовольственных кризисов, удовлетворение потребностей населения в жизненно важных продуктах на уровне физиологических норм питания. Продовольственный кризис может иметь место, когда возникает ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории государства, и в которой данная угроза может быть устранена только с применением мер государственного регулирования.
В этом смысле весьма поучительна предпринятая в своё время практика деятельности правительства США по регулированию продовольственного рынка. Так, в феврале 1933 г. президент компании «Молин Плов» Георг Пик выступил перед финансовой и сельскохозяйственной комиссиями сената с предложением предоставить Министерству сельского хозяйства право осуществлять программу производственного контроля в сельском хозяйстве. Целью этого плана провозглашалось обеспечение равенства доходов в сельском хозяйстве и промышленности. Принятый в последующем Закон от 12 мая 1933 г. о регулировании сельского хозяйства определил цели регулирования сельского хозяйства: «Современное чрезвычайное критическое экономическое положение вследствие сильного и все возрастающего несоответствия между ценами сельскохозяйственных и других товаров, которое в значительной степени лишает фермеров возможности покупать промышленные товары, нарушило обычный товарообмен и серьезно повлияло на активы фермеров, составляющие часть национальной кредитной структуры. Настоящим подтверждается, что положение дел в сельском хозяйстве, представляющем собой базисную отрасль производства, пришло в противоречие с национальными общественными интересами, затруднило и нарушило нормальную торговлю сельскохозяйственными товарами и создало необходимость немедленно провести в жизнь первый раздел этого закона» [5].
Таким образом, впервые в практике законодательного контроля за производством была применена гибкая система регулирования, главной задачей которой стало установление и поддержание определенного уровня объема производства и сохранение стабильных цен на сельскохозяйственные продукты. Закон, не устанавливая твердых предписаний или каких-либо рамок в поведении участников сельскохозяйственного производства, способствовал определенной защите интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства в целом.
На фоне нынешних преобразований, происходящих в условиях восприятия рыночных механизмов в России, также возникает необходимость в надлежащей системе государственного контроля в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что в данной области экономических отношений определенный комплекс мер предпринят. Прежде всего, существенные изменения претерпели формы и методы государственной поддержки агропромышленного комплекса
[6, с. 39]. Так, Правительством Российской Федерации 27 июля 2000 года были одобрены «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации до 2010 года», предусматривающие комплекс мер по стабилизации и развитию агропродовольственного сектора экономики страны [7]. Далее был принят ряд мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2002 году вступил в силу Федеральный Закон от 9 июля 2002 г. № 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [8]. Произошло увеличение объемов государственной поддержки сельского хозяйства за счет средств федерального бюджета. Такая же тенденция наблюдается и в субъектах Российской Федерации. Так, для повышения эффективности сельскохозяйственной экономики региона важное значение имеет утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. № 652 Федеральная целевая программа «Социально-экономическое
развитие Республики Башкортостан до 2006 г.» [9]. Эффективность принимаемых мер со стороны государственных органов на уровне субъектов Российской Федерации подтверждает, в частности, и тот факт, что за 2003 год АПК Республики Башкортостан вышел на третье место среди 89 субъектов Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции.
Продовольственная безопасность - это состояние экономики государства, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания.
Физиологические нормы питания - научно обоснованные и утвержденные нормы потребления пищевых веществ и энергии, при которых полностью удовлетворяется потребность человека в необходимых веществах и энергии. Жизненно важными продуктами питания считаются продукты питания, производимые на территории государства и являющиеся по структуре и объемам основой пищевого рациона населения. Более того, государство должно обеспечивать необходимый уровень производства продуктов питания в государстве, бесперебойное поступление продуктов питания в места их потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения, таким образом обеспечивая продовольственную безопасность. Должна быть обеспечена экономическая доступность продуктов питания - возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания при существующих системе цен, уровне доходов, социальных пособиях и льготах. С этой целью формируется государственный продовольственный резерв как часть государственного материального резерва, состоящая из неснижаемого и оперативного запасов продуктов питания и предназначенная для использования в условиях чрезвычайной продовольственной ситуации.
Продовольственная независимость государства - условие обеспечения продовольственной безопасности, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за пределов государства не возникает чрезвычайной продовольственной ситуации.
Государство должно гарантировать своим гражданам не только обеспечение физической доступности жизненно важных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания, но и соответствие качества производимых и реализуемых внутри государства продуктов питания требованиям установленных стандартов, применяемых внутри данного государства, соответствующим международным стандартам.
Для любой национальной экономики весьма важным является и то, что государство должно обеспечивать конкурентоспособность производимых сельскохозяйственных продуктов на мировом аграрном рынке. Эта проблема еще более актуализируется в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Безусловно, этого достичь вряд ли возможно без государственной поддержки, без государственного протекционизма аграрного сектора национальной экономики.
Протекция государства сельскохозяйственному товаропроизводителю должна выражаться в действиях защитного характера в виде ограничения импорта
сельскохозяйственной продукции с учетом возможности насыщения рынка продукцией отечественных сельхозпроизводителей.
В настоящее время, когда отечественные товаропроизводители объективно не могут конкурировать с производителями других более развитых государств, импорт той сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия, которые могут обеспечивать отечественные производители, приводит только к ухудшению состояния отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, снижению доходности их деятельности и конкурентоспособности.
Во исполнение Федерального Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ [10] принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 748 «Об утверждении Порядка осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и положения о государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [11].
Согласно указанных нормативных актов, государством осуществляются закупочные интервенции в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а также товарные интервенции в форме организации распродажи сельскохозяйственной продукции из федерального и региональных продовольственных фондов.
Такие интервенции осуществляются и в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них. Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия соответствующих видов, а также в случае роста рыночных цен сверх минимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется в условиях, иногда не зависящих от воли производителя. Специфической особенностью сельскохозяйственного производства является его зависимость от погодных условий, других случайных факторов, влияющих на результат, что делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной [12, с. 78-79]. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре контрактации наиболее полно отражают экономическое неравенство контрагентов, которое существует в отношениях по производству сельскохозяйственной продукции.
В силу уже самой специфики сельскохозяйственного производства неизмерима роль государства в поддержке сельскохозяйственного товаропроизводителя с целью интеграции российского сельского хозяйства в мировое аграрное производство. Повышение эффективности деятельности государства в этом направлении, без всяких сомнений, благоприятно отразится в обеспечении продовольственной безопасности России [13].
Весьма важным аспектом обеспечения продовольственной безопасности государства является повышение эффективности аграрного производства. Это требует
повышения технического потенциала в сельскохозяйственном производстве, применения современных технологий, квалифицированных кадров, улучшения плодородия почв, состояния семеноводства и племенного дела. Таким образом, решение проблемы продовольственной безопасности - многоплановый вопрос.
Подъем производства и поставок продовольствия для обеспечения потребления не ниже социальных норм - ключевая задача реализации продовольственной политики государства в российских регионах. Одним из направлений, способных решить эту задачу, является создание сети специализированных сельскохозяйственных оптовых рынков в промышленных центрах, что позволит сократить число посредников на пути продовольствия от производителя до покупателя. Большое значение имеет дальнейшее развитие собственной мясоперерабатывающей промышленности, жировой, кондитерской, молочной переработки, обеспечение благоприятных условий на продовольственном рынке для местных товаропроизводителей.
Более того, состояние земель в России - реальная угроза национальной безопасности, вызванная техногенным загрязнением, расточительным сельскохозяйственным землепользованием, водной и ветровой эрозией и другими процессами. Сельское хозяйство в период экономических и политических потрясений последних лет вынуждено переходить на самые примитивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 8 раз, а применение средств защиты от вредителей и болезней - в 20 раз. Правительственная программа повышения плодородия почв сорвана.
Вместе с тем, в настоящее время насчитывается более 160 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на регулирование отношений по использованию и охране земель, проведению земельной и аграрной реформы. Однако волнует и то, что региональные администрации стремятся не отстать от федеральных властей в разработке местного законодательства. Около 30 регионов уже обратились в Саратовскую областную Думу с просьбой дать возможность изучить саратовское законодательство о земле, самое либеральное в стране (Закон «О земле» у них предусматривает свободную куплю и продажу земель).
Система обеспечения безопасности Российской Федерации должна обладать свойством предвидения, способностью своевременно принять превентивные меры для предотвращения угроз национальной безопасности. В этой связи необходимо выводить аграрный сектор экономики из глубочайшего кризиса, в котором он оказался из-за непродуманных реформ.
Формирование в стране рыночного хозяйства показывает, что одновременно появляется и функционирует организованная преступность со своими экономическими интересами. Она проникает в сферу государственной власти в обличии коррупции, претендует на лидерство в отдельных секторах экономики (энергетика, нефтепереработка, сбыт сельскохозяйственной продукции и др.), тем самым вторгается в политику. По данным МВД РФ, организованными преступными группировками контролируется более сорока тысяч хозяйствующих субъектов. Для этой цели ими используются и всевозможные хозяйственные образования - свои легально действующие структуры, которые разными методами и средствами подавляют конкурентов подконтрольных фирм, занимаются вымогательством.
Бизнес все чаще и чаще становится криминальным, сопровождаемым финансовокредитными нарушениями и несоблюдением коммерческих правил сбыта продукции и товаров. Процветанию этого способствуют малоэффективность и несостоятельность многих норм действующего законодательства, призванного охранять безопасность в экономике и обеспечивать стабильность в производстве.
Интересы дальнейшего развития экономики, роста уровня ее эффективности и устойчивости требуют, чтобы была разработана научно обоснованная концепция экономической безопасности и борьбы с организованной преступностью, определяющая социальные, политические и экономические средства ее преодоления. Концепция, прежде всего, должна отражать идею создания инфраструктуры обеспечения безопасности в экономике, в ее предпринимательском секторе. В частности, она должна исходить из необходимости формирования особого общественного органа, который может стать центром социального и политического согласования интересов государства, производителя и предпринимателя, особенно в агропромышленном комплексе страны, страдающем от неэквивалентного обмена, несовершенства ценовой политики и неустойчивости сельскохозяйственного производства. Этот же орган мог бы выступать координатором позиций правоохранительных и надзорных органов (налоговых инспекций, антимонопольных комитетов, комитетов госконтроля и др.). Он же видится в качестве инициатора и разработчика законопроектов, организационных решений, нацеленных на укрепление гарантий нормальной производственной и коммерческой деятельности.
К числу первоочередных акций по созданию инфраструктуры безопасности с полным основанием можно отнести:
- образование особой страховой компании на базе информационной системы управления хозяйственными (коммерческими) рисками;
- учреждение специализированного фонда финансовой поддержки правоохранительных мероприятий;
- учреждение учебного заведения по подготовке кадрового потенциала в данной области отношений;
- создание организации по производству и импорту спецтехники;
- создание ассоциации охранных и сыскных организаций.
Создаваемые в целях реализации предлагаемой концепции органы инфраструктуры экономической безопасности могли бы, на наш взгляд, установить тесное сотрудничество с центром экономической безопасности - некоммерческой организацией, действующей под покровительством Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и других органов государства, предусмотренных Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, а также с зарубежными организациями.
Реализация концепции создаст надежную почву для действительного государственного протекционизма бизнесу, экономической активности, сведению до минимума прямого государственного вмешательства в экономику как главного источника злоупотреблений и коррупции.
Концепция экономической безопасности в качестве своих составляющих должна включать специальные разделы (концепции), посвященные отраслям и комплексам отраслей народного хозяйства страны, в частности, Концепцию продовольственной безопасности. Разработка и принятие общей концепции экономической безопасности, и основанных на ней специальных концепций, явится реальным
вкладом в реализацию Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а также стимулом к созданию соответствующего законодательства.
Осуществляя меры по обеспечению продовольственной безопасности, государство реализует непосредственную свою функцию, основанную на положениях Конституции Российской Федерации. Так, согласно п. 1 статьи 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3]. Согласно этого конституционного принципа, государство проводит такую социально-экономическую политику, которая способна обеспечивать экономическую безопасность, в том числе продовольственную безопасность, от чего в немалой степени зависит социально-политическая стабильность любого общества.
Таким образом, «продовольственная безопасность является экономической составляющей и выступает как самостоятельная проблема, решение которой обеспечит доступ всех жителей в любое время к продовольствию и в количестве, необходимом для активной здоровой жизни» [14, с. 169]. В целом здоровый генофонд населения любого государства зависит не только от достаточного количества продуктов питания, но и от экологически чистой продукции, предназначенной для употребления в качестве пищи. Следует также отметить, что задачи по производству необходимой сельскохозяйственной продукции окончательно не решают проблему, поскольку при этом немаловажно и то, что она должна отвечать экологическим нормам по своему качеству.
Для обеспечения национальной безопасности страны важное значение имеет благополучие в социальной сфере страны. Резкий спад и отставание социальной сферы от наиболее благополучных стран может быть детонатором социальных конфликтов в обществе. Как считают известные экономисты, «наибольшую угрозу существованию страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения: ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия и в конечном счете белка; рост бедности в результате абсолютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума и т. д.» [15, с. 14].
Государство создает организационно-правовые основы жизни. Общеизвестно, рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в совершенствовании этого механизма. Государство призвано быть арбитром, уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами, «куратором» формирования и поддержки рыночных отношений в экономике. В этом смысле заслуживает особое внимание такая деятельность государства, которая заключается в законотворчестве, то есть создании «правил игры» для регулирования многообразных отношений, особенно в аграрной сфере экономики.
Как известно, сельскохозяйственная экономика медленнее, чем другие, приспосабливается к меняющимся экономическим условиям. Вложенные в нее финансовые и иные ресурсы приносят меньшую отдачу. Однако уровень развития агропромышленного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Поэтому необходимо создать действенную систему государственного регулирования агропромышленного производства [16].
Какие же виды государственной поддержки применяются в России в настоящее время? Анализ многочисленных нормативно-правовых документов, различных программ и научных публикаций позволяет нам сводить подобную помощь в основном к следующим видам:
1. Введение таможенных пошлин с учетом роста внешнеэкономических связей.
2. Установление государством минимальных гарантированных закупочных цен на сельхозпродукцию.
3. Оказание по решению правительства помощи финансовой, материальной, в том числе на приобретение горючесмазочных материалов, особенно в период посевных и уборочных кампаний.
На этом круг наиболее первоочередных мер государственного воздействия в основном завершается. Вместе с тем, в условиях вхождения России в мировое хозяйство необходимо приведение сельскохозяйственного производства к стандартам, которые содержатся в доктринах рыночных стран. Они сводятся к следующим первоочередным мерам:
во-первых, в период экономических реформ и в связи с этим неизбежных структурных изменений в сельскохозяйственной отрасли экономики необходима четкая централизация ее финансирования;
во-вторых, самой приоритетной задачей государства при этом должно стать стремление обеспечить свое население продуктами питания отечественного производства;
в-третьих, государство должно принять жесткие меры по защите внутреннего продовольственного рынка путем применения протекционизма аграрного сектор экономики страны;
в-четвертых, государство должно проводить последовательный курс в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на мировом аграрном рынке.
Литература
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее -Концепция), утвержденная ранее Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. Ст. 5909.
2. Файзуллин, Г.Г. Правовые вопросы государственного управления сельским хозяйством в России /Г.Г. Файзуллин. - М.: Право и государство, 2004. - С. 184226.
3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации //Российская газета. - 1993, декабрь, № 237.
4. Щербов, В.В. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1950 года с соответствующими изменениями, внесенными положениями Протокола № 3, вступившего в силу 21 сентября 1970 года, Протокола № 5, вступившего в силу 20 декабря 1971 года, и Протокола № 8, вступившего в силу 1 января 1990 года //Права человека: сб. междунар.-правовых док. /В.В. Щербов. - Мн.: Белфранс, 1999. - С. 761-780.
5. Клюкин, Б.Д. Правовое регулирование сельского хозяйства США /Б.Д. Клюкин. - М.: Наука, 1972.
6. Коровкин, В. Продовольственная безопасность России: состояние и проблемы /В. Коровкин, И. Ленчевский, Е. Хлебтун //Международный сельскохозяйственный журнал. - 2003. - № 3. - С. 39.
7. Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации до 2010 года: Постановление Правительства Российской Федерации 27 июля 2000 года, № 563 //Собрание законодательства РФ от 06.08.2000 г.
8. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный Закон от 9 июля 2002 г. № 83 //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. Ст. 2787; Вестник федеральной службы России по оздоровлению и банкротству. - 2003. - № 12. - С. 4.
9. О Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие
Республики Башкортостан до 2006 года»: Постановление Правительства
Российской Федерации от 20 августа 2002 года, № 625 //Собрание
законодательства Российской Федерации от 02.09.2002.
10. О государственном регулировании агропромышленного производства: Федеральный Закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 29. Ст. 3501.
11. Об утверждении Порядка осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и положения о государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 748 //Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 28. Ст. 3560.
12. Гражданское право: учебник. Ч. 2 /под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1997. - С. 78-79.
13. Российская газета. - 2004, 10 марта.
14. Шерпаев, В.В. Проблемы продовольственной безопасности России /В.В. Шерпаев //Проблемы правового регулирования государственного протекционизма аграрного сектора экономики в России. - Уфа, 1999. - С. 169.
15. Экономическая безопасность /под ред. В.К. Сенчагова. - М., 1998. - С. 14.
16. Российская газета. - 1994, 25 января.
Получено 28.12.2004 г.