Научная статья на тему 'Некоторые проблемы обеспечения кибербезопасности в Республике Казахстан'

Некоторые проблемы обеспечения кибербезопасности в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1309
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРЗАЩИТА / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биекенов Нурлан Амангелдинович

В статье рассматриваются концептуальные аспекты организации и развития национальной системы киберзащиты с учетом зарубежного опыта. Определены сферы экономики и безопасности, оторые могут стать главными жертвами хакерских атак. Предложены приоритетные направления стратегии защиты информационного пространства.Ключевые слова: киберзащита, киберпреступность, национальная безопасность, информа-ционное пространство, защита информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы обеспечения кибербезопасности в Республике Казахстан»

Биекенов Нурлан Амангелдинович,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, доктор юридических наук, доцент

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Высокие темпы развития в Казахстане информационно-коммуникационных технологий актуализируют вопросы защиты соответствующей инфраструктуры. Поскольку ее повреждение или разрушение может иметь значительные последствия для безопасности страны.

По оценкам экспертов, Казахстан занимает 18-е место в мире по количеству получаемого спама и 7-е по опасности веб-серфинга. Почти половина пользователей Интернета в 2010 году становились объектами атак со стороны хакеров, и эта цифра в 2011 году увеличилась на 47% [1]. По данным KasperskySecurityNetwork, Казахстан стал объектом 85% интернет-атак в Центральной Азии [2]. При этом за последние три года наблюдается тенденция их роста пропорционально развитию цифровой инфраструктуры.

Кроме того, увеличение числа пользователей интернета и расширение предоставляемых онлайн услуг привели к росту киберпреступ-ности, в основном в финансовой сфере.

К наиболее существенным особенностям этого вида преступлений обычно относят особую сложность их раскрытия и расследования, чрезвычайно высокую их латентность, прозрачность национальных границ для преступников и отсутствие единой правовой базы для борьбы с ними, нередко особо крупные размеры ущерба, высокопрофессиональный состав лиц, совершающих подобные преступления.

В наше время по всему миру насчитывается более тридцати тысяч сайтов, которые ориентированы на взлом и обучение этим приемам. За небольшие деньги любой подросток может позволить себе такую книгу, которая обучит его элементарным методам атаки на информационные системы, что лишний раз подтверждает актуальность исследуемой

проблемы и необходимость серьезного подхода к ее решению.

Имеются факты нападения на сайты правительственных учреждений. В частности, летом 2011 года, сотни компьютеров в государственных органах, главным образом, в дипломатических представительствах за рубежом, были заражены вирусом, который позволял хакерам получить контроль над компьютером и конфиденциальные данные.

До настоящего времени государственные информационные сети не подвергались политически мотивированным кибератакам, сходным с теми, что происходили в Эстонии в 2007 году или в Грузии в 2008 году. Хотя такие атаки остаются возможной угрозой, но актуальность приобретают проблемы, связанные с информационной безопасностью в стратегически важных секторах экономики -энергетике и транспорте, которые могут стать главными жертвами кибератак.

Так, национальная компания «Казахстан темiр жолы» поэтапно переводит в цифровой формат свои сложные операции, «KEGOC» нуждается в фазовой информации от своих сетей, чтобы лучше управлять потоками энергии.

Реализуется космическая программа, где большое значение играет контроль за спутниками связи. Вооруженные силы планируют развивать массовые электронные решения в аэрокосмической отрасли. Аналогичные технологии используются для мониторинга морских месторождений, судоходных путей нефтяных танкеров, экологических рисков и контрабанды на Каспии [3].

Наряду с этим оцифровывается сфера внутренней безопасности: документы, удостоверяющие личность, камеры видеонаблюдения, электронные запросы по уголовным делам, перехват сообщений сотовой связи, системы мониторинга и сбора информации и т.д.

Все это не только актуализирует проблему защиты информации, но и делает возможным использование 1Т-коммуникаций в организации общественных протестов или террористических актов, а также управлении возможными конфликтами.

Именно поэтому общество нуждается в твердых гарантиях ее устойчивости к кибератакам и другим критическим ситуациям, независимо от того, направлены ли такие атаки против коммерческих предприятий или государственных органов.

Для организации киберзащиты создан ряд структур (Управление «К» Комитета криминальной полиции МВД, аналогичное специализированное подразделение в КНБ, государственная служба технической защиты информации Министерства транспорта и коммуникаций), принимающих участие в обеспечении информационной безопасности государства. Они занимаются совершенствованием законодательства, изучением и сертификацией технических средств, обеспечением информационной защиты систем органов государственной власти, расследованием преступлений и обнаруженных кибератак, а также принятием мер по их пресечению.

Анализ работы указанных структур показал, что она зачастую не сбалансирована и не синхронизирована. Реализуемая защита киберпространства неодинаково эффективна во всех направлениях.

При этом в методологическом плане принимаемые меры ориентированы на сдерживание объективно развивающихся процессов, поэтому баланс безопасности может быть нарушен при относительно скромных ресурсах.

Изучение зарубежного опыта (в том числе с выездом в США, Эстонию, Китай и Южную Корею) организации кибербезопасности свидетельствует о значительной диспропорции уровня готовности к противодействию киберугрозам на национальном уровне, а также возможности использования передовых наработок в Казахстане.

В области государственной политики

На сегодня только 10 из 27 стран ЕС отработали стратегии кибербезопасности. Наиболее защищенными странами являются Дания, Великобритания, Финляндия, Швеция и Нидерланды. С целью устранения указанных недостатков 7 февраля 2013 года Европейская комиссия представила «Стратегию кибербезопасности ЕС».

Основные положения проекта документа предусматривают:

- разработку всеми странами-членами Евросоюза национальных стратегий кибер-безопасности;

- обязательную ратификацию всеми участниками политической организации «Конвенции Совета Европы о киберпреступности» от 2001 года, как основного международного правового инструмента противодействия преступности в кибер-пространстве.Справочно:вмиредействуют «Европейская Конвенция по киберпреступ-лениям» (подписан 43 странами, 39 из которых входят в Совет Европы, а оставшиеся - Япония, США, Канада и Южная Африка). В ней указаны определения терминов, связанных с проблемой классификации, и необходимые санкции по борьбе с кибертерроризмом. «Окинавская хартия глобального информационного общества» рассматривает аналогичную проблему, но распространяется только на США, Великобританию, Канаду, Германию, Францию, Италию, Японию и Россию;

- введение единого перечня стандартов готовности стран к противодействию кибер-угрозам;

- обязательное информирование европейскими компаниями определенного национального органа о выявленных киберинцидентах;

- улучшение синергии между гражданским и оборонным секторами в сфере кибербезопас-ности и т.д.

С 1 января 2013 года в составе Европола начал функционировать «Европейский центр по киберпреступности», основная цель которого состоит в увеличении защищенности граждан стран-членов ЕС от растущего уровня киберпреступности.

Аналогичные акты на политическом уровне приняты в России (Указ Президента РФ от 15.01.2013 года №31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации) [4], Республике Корея (июль 2013 года), США (февраль 2013 года) [5] и Украине (Доктрина информационной безопасности, 2009 год) [6].

Поэтому представляется необходимым разработать и принять государственную программу (концепцию, стратегию) кибер-защиты информационного пространства, предусматривающую:

- создание системы постоянного мониторинга

киберугроз;

- развитие национальных систем оперативного обнаружения кибератак и противодействия

им;

- совершенствование системы взаимодействия государственных силовых структур, отвечающих за кибербезопасность, и общественных организаций, работающих в области информационной безопасности;

- организацию программы научно-технических работ по проблемам кибербезопасности.

В области национальной безопасности

Казахстан становится частью более широкого киберпространства, в котором два главных соседа - Россия и Китай - особенно известны своим высоким уровнем киберпреступности. В 2011 году более трети мировых киберпреступлений, причинивших ущерб на $12,5 млрд., осуществлялись выходцами из русскоговорящего мира. Группы, вовлеченные в эту деятельность, все больше контролируются организованными преступными элементами. Китай также является убежищем для киберпреступников, особенно для тех, кто участвует в экономических преступлениях. Доклад США раскритиковал обе страны за использование высокотехнологичного шпионажа для своего собственного развития, а Китай назвал местом, где проживают «наиболее активные и стойкие преступники экономического шпионажа» [7].

Поэтому развитие мер по укреплению кибербезопасности должно осуществляться на отличной от соседей базе, а в идеале следует формировать собственную программную платформу, поскольку в стране используется импортное сетевое оборудование, которое, возможно, обслуживается зарубежными вендорами дистанционно и может быть в нужный момент отключено.

В частности, вся информация смартфонов, планшетников и компьютеров Apple посредством специальных программ доступна разведывательным службам США.

В 2009 году в Южной Корее были задержаны трое киберпреступников, которые промышляли сбытом не подлежащих огласке сведений более 20 миллионов соотечественников. Это является крупнейшей утечкой персональных данных в истории страны.

Используя решения иностранных разработчиков, государство получило, по сути, черный ящик, готовое техническое решение, выполняющее заложенные функции, но контролируемое иностранной компанией.

Государственные органы и электронное правительство пользуются иностранными антивирусными продуктами, что также не способствует обеспечению безопасности. Кроме того, следует разрабатывать собственные криптографические программы.

Партнерские же отношения с местными разработчиками дали бы государству непосредственно технологии, знания, специалистов, возможность создания собственных, контролируемых решений. Во всех развитых странах существуют компании по разработке антивирусных программ и других решений в области защиты информации.

В плане организации защиты интересен опыт Китая, где действует программа «Золотой щит» которая фильтрует содержание интернет-сайтов. Программа получила неофициальное название «Великий китайский фаервол». Так, данные от интернет-провайдера в этой стране передаются не напрямую к пользователю, а на специальный «сервер защиты», который, в свою очередь, решает, что именно можно показать потребителю. Так, в Китае в разное время попадали под запрет Google, Wikipedia и Youtube [8].

Создание средств защиты в стране на уровне государства неизбежно ведет к изучению средств нападения. Совершенствование защиты - это постоянно растущая квалификация кадров, изучение существующего кибероружия, отработка технологии атак для тестирования собственной защиты.

Кибероружие уже существует в мире как отдельный класс вооружения. Ведущие IT-державы открыто заявляют о создании собственного кибервооружения и подразделений для ведения кибервойн. В нынешнее время практически каждый политический или военный конфликт сопровождается противоборством в сети Интернет.

Согласно открытой информации, технологиями для проведения кибератак сейчас обладают единицы государств (между которыми уже возникают открытые противостояния в киберпространстве), но исследования в этой отрасли ведутся множеством стран.

Создание кибероружия в Казахстане является лишь вопросом времени. Формировать отрасль кибервооружения необходимо уже сейчас или в ближайшем будущем, как одну из задач государственной программы киберзащиты.

В области взаимодействия с частным сектором

Развитие информационных технологий

- многообещающий бизнес. К примеру, в Корее объем системы Е-1еагш^ (обучение с помощью Интернет и мультимедиа. Работают 18 виртуальных университетов) ежегодно растет на 8,2%.

Вместе с тем, существует очень мало систематизированной информации о безопасности в киберпространстве, поданной в доступной форме. Есть острая необходимость запуска программы обучения населения. Она должна быть рассчитана не только на узкоспециализированные структуры, но и на изучение основ кибербезопасности в школах и институтах, а также обучение людей, вышедших из школьного и студенческого возраста.

Для информирования и обучения необходимо, в том числе, создать информационно-консультационный центр, где пользователи смогут получать ответы на вопросы, связанные с

киберугрозами и киберзащитой.

В Украине уже создана такая информационная площадка (Antivirus.ua), миссией которого является создание условий для обмена квалифицированной информацией между рядовыми пользователями, экспертами, представителями правоохранительных структур, СМИ, учебных заведений.

Таким образом, быстрая информатизация, масштабы потенциальных последствий преступлений в киберпространстве требуют от государства серьезного внимания к развитию национальной системы кибербезопасности. Первоочередные шаги в этом направлении должны предусматривать разработку необходимой нормативно-правовой базы и повышение эффективности работы соответствующих институциональных структур с учетом зарубежного опыта в этой сфере.

Список литературы

1. «На долю Казахстана приходится 95,19% спама Центральной Азии», Киге^^, 26 августа 2011 г., http://www.kursiv.kz/novosti/v-kazakhstane/1195213705-na-dolyu-kazaxstana-prixoditsya-9519-spama-ca.html; «Казахстан занял 18-е место в мировом рейтинге стран-распространителей спама»,

19 июля 2011г., http://www.kursiv.kz/novosti/v-kazakhstane/1195212413-kazaxstan-zanyal-18-e-mesto-v-mirovom-rejtinge-stran-rasprostranitelej-spama.html./

2. Екатерина Исакова, «Хакеры выбирают Казахстан», Кш8гу^, 21 октября 2010 г, http://www. kursiv.kz/hi-tech/hitech- weekly/1195205432-xakery-vybirayut- kazaxstan.html.

3. Аналитический обзор по Центральной Азии //www.centralasiaprogram.org/images/Policy_ Brief_2-RUS.pdf.

4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140909/

5. http://www.whitehouse.gov/the-press-office / 2013/02/12/ executive-order-improving-critical-infrastructure-cybersecurity)

6. Азаров одобрил законопроект о кибербезопасности http://inukr.net/economy/158871-azarov-odobril-zakonoproekt-o-kiberbezopasnosti.html

7. Пентагон обвиняет Китай в кибератаках http://www.golos-ameriki.ru/content/us-china-cyberA655652.html

8. Путин «загрузил» ФСБ интернетом. http://digest.subscribe.ru/inet/protection/n985077559.html

Мащалада шетелдж тзжгрибеш ескере отырып, киберщоргаудыц улттыщ ЖYйесiн уйымдастырудыц жэне дамытудыц тужырымдамалыщ аспектiлерi щарастырылган. Хакерлж шабуылдардыц негiзгi щурбандары болуы ыщтимал экономика мен щаутЫздж салалары айщындалган. Ащпараттыщ кецiстiктi щоргау стратегиясыныц басым багыттары усынылган.

ТYйiн свздер: киберщоргау, киберщылмыстылыщ, улттыщ щаутаздщ ащпараттыщ кещстщ ащпаратты щоргау.

В статье рассматриваются концептуальные аспекты организации и развития национальной системы киберзащиты с учетом зарубежного опыта. Определены сферы экономики и безопасности,

которые могут стать главными жертвами хакерских атак. Предложены приоритетные направления стратегии защиты информационного пространства.

Ключевые слова: киберзащита, киберпреступность, национальная безопасность, информационное пространство, защита информации.

The article discusses conceptual aspects of organisation and development of the national cyber security system based on international experience. The sectors of economy and security, that could be the main victims of hacker attacks are defined. Priority directions of the strategy of information space security are proposed.

Keywords: cyber security, cyber crime, national security, information space, information protection.

Нурлан Амангелд!¥лы Биекенов,

КР Зац шыгару институты конституцияльщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк бас^ару бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., доцент

^азакстан РеспубликасындаFы киберкаушазджт камтамасыз етудщ кейбiр мэселелерi

Биекенов Нурлан Амангелдинович,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, д.ю.н., доцент

Некоторые проблемы обеспечения кибербезопасности в Республике Казахстан

Biyekenov Nurlan Amangeldinovich,

^ief research fellow of Department of the constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., docent

Some problems of cyber security in the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.