УДК 378.22
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГРАМОТНОСТИ) МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ
Назиркулов Н.Х.
Студент магистратуры «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
г. Астана, Республика Казахстан
nodirbek.nazirkulov@mail.ru
Научный рурководитель:
Мухтарханова А.М.
Канд. пед. наук, и.о. доцента кафедры иностранных языков «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева» г. Астана, Республика Казахстан ainagul_mukhtark@mail.ru
Аннотация. Современная модель профессионального образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики и общества и является значимым элементом в подготовке специалистов, готовых к преобразованию окружающего мира и действительности. До недавнего времени цели высшего профессионального образования формулировались через освоение обучающимися набором знаний, умений и навыков. Но современная ситуация такова, что в настоящее время заказ общества сосредоточен на востребовании выпускников вузов, обладающих готовностью к активному включению в производственный процесс, проявляющих способность практически решать встающие перед ними проблемы. Для разрешения существующих противоречий между потребностью общества в компетентных специалистах и существующей системой профессиональной подготовки современное высшее профессиональное образование ориентировано на достижение цели, связанной с качеством образования, итогом которого является формирование прочных знаний и умений, способности действовать в быстро меняющихся условиях, готовности к осуществлению непрерывного образования. это ведет к тому, что усиливается острая необходимость в формировании у студентов вузов общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам формирования общепрофессиональных, профессиональных компетенций, остается открытым вопрос определения специфики содержания, условий, путей и средств формирования исследовательской компетенции магистрантов, существует потребность в научном обосновании и разработке педагогических основ формирования исследовательской компетенции магистрантов технического вуза. Статья посвящена анализу проблемы организации научно-исследовательской работы магистров и готовности обучающихся в магистратуре к проведению научных исследований в современной высшей школе. Проанализированы и обобщены теоретические аспекты и практический опыт организации научной работы магистров. Проведено эмпирическое исследование освоения магистрами научно-исследовательской работ.
Ключевые слова: магистратура, научно-исследовательская деятельность, технические специальности, академическое письмо, научно-исследовательская работа магистров
Магистранты технических специальностей обычно занимаются научно-исследовательской деятельностью, которая направлена на решение актуальных проблем в
соответствующей области. Они могут работать как в рамках университетских научных лабораторий и центров, так и в индустрии.
Магистранты могут участвовать в научных конференциях и публиковать свои научные статьи в журналах, чтобы поделиться своими исследованиями и получить обратную связь от научного сообщества. Это может помочь им установить связи с другими учеными и привлечь финансирование для продолжения своей работы.
Кроме того, магистранты могут принимать участие в инновационных проектах, соревнованиях и хакатонах, чтобы развивать свои технические навыки и применять их на практике.
Академическое письмо (АП) уже много лет воспринимается специалистами в англоязычных странах как важная компетенция, позволяющая конструировать, систематизировать и расширять знания, а также осуществлять обмен знаниями между представителями научного сообщества [4, с. 8]. Актуальность данной темы была вызвана, по мнению авторов, значимыми изменениями, произошедшими за последние годы в научном сообществе. Например, рост доступности высшего образования для разных этнических, классовых и возрастных групп обучающихся привел к увеличению числа неанглоговорящих учёных и студентов, публикующих результаты своих исследований на английском языке. В итоге английский язык превратился в международный языковой код для осуществления глобальной академической коммуникации [14, с. 8].
Выявление актуальных проблем послевузовского образования в Республике Казахстан, направленных на повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования является актульаной темой в настоящее время.
Значение и важность работы обуславливается необходимостью изучения и решения актуальных проблем развития высшего образования в Казахстане с целью обеспечения нового уровня развития университетского образования, а также выхода казахстанских высших учебных заведений на лидерские позиции в мировом образовательном пространстве.
В настоящее время проведение научных исследований научно-педагогических работников и обучающихся и использование полученных результатов в образовательном процессе являются одной из основных задач высшего учебного заведения, при этом выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук относится к приоритетным функциям вуза. В условиях перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования научно-
исследовательская работа магистров (НИР) как важная часть профессиональной подготовки приобретает все большее значение [1, с. 4].
К основным компонентам научной работы магистров относятся:
1) обучающийся с его образовательными запросами;
2) преподаватель, координирующий и направляющий процесс выполнения научной работы в магистратуре;
3) содержательный компонент, включающий в себя необходимые знания и умения в области научной деятельности в целом, систему заданий, систему контроля выполнения различных этапов работы, как со стороны самого магистра, так и со стороны научных руководителей, выпускающих кафедр;
4) среда, в которой осуществляется процесс обучения магистров.
Мониторинг НИР магистров усложняется вследствие многообразия возможных форм ее организации и полученных результатов. Результаты НИР магистров могут иметь как конкретный характер (научная статья, доклад на конференции, участие в конкурсе др.), так и обобщенный (профессиональные компетенции), требующий особых средств контроля и оценки. Формализация оценки эффективности системы НИР магистров становится возможной благодаря сформулированным требованиям, предъявляемым к выпускнику соответствующей ступени обучения в области научной работы, т.е. с учетом компетентностной модели специалиста, ориентированной на сферу будущей профессиональной деятельности [2, с. 10].
Конкретные пути организации учебного процесса в условиях кредитной системы обучения отражены также в справочнобинформационном издании «Основы кредитной системы обучения в Казахстане» [5, с. 291].
Магистерская степень в Казахстане представляет собой уровень послевузовского образования. Планируются также различные модели подготовки научно-педагогических кадров, в том числе через прямой доступ бакалавров к докторантуре PhD. Нельзя не упомянуть и о возможных расхождениях в профилировании одноименных образовательных программ с точки зрения преобладания преимущественно профессиональной или академической направленности бакалавриата и магистратуры [8, с.
7].
Несмотря на множество возможностей, научно-исследовательская деятельность магистрантов технических специальностей может столкнуться с несколькими проблемами, включая [3, с. 9]:
1. Недостаток финансирования;
2. Ограниченные ресурсы;
3. Недостаточная экспертиза;
4. Ограниченный доступ к данным;
5. Сложность сотрудничества;
6. Ограниченный доступ к публикациям.
В целом, эти проблемы могут оказать влияние на успешность научно-исследовательской деятельности магистрантов технических специальностей и могут требовать дополнительных усилий и ресурсов для их преодоления.
Одним из важных факторов является всеобъемлющее проникновение информационных технологий в современную жизнь. Наличие и доступность электронных ресурсов позволяют специалистам реализовывать концепцию непрерывного образования, которая в последнее время стала довольно популярной именно благодаря распространению информационных технологий. В рамках высших учебных заведений у студентов должны быть сформированы навыки работы с подобными ресурсами для их дальнейшего использования с целью повышения квалификации, саморазвития и самосовершенствования [7, с. 7].
Проведение опроса среди магистрантов технических специальностей
Методы исследования, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет [9, с. 15].
С целью выявления основных проблем в научно-исследовательской деятельности магистрантов технических специальностей был проведен опрос (анкетирование) по следующим вопросам:
1. Магистрантом какого университета вы являетесь?
2. Кто принимал решение при поступлении на магистратуру по технической специальности?
3. На каком курсе вы обучаетесь в настоящее время?
4. Кто посодействовал в выборе темы вашей диссертационной работы?
5. Насколько сильно вы заинтересованы в теме вашей диссертационной работы?
6. Был ли у вас опыт в написании академического письма?
7. Хотели ли бы вы изучать предмет, в котором вас обучали академической грамотности?
8. Примечание.
На основании проведенного опроса, что большинство (60%) магистранты при выборе технической специальности опирались на собственные интересы. А также есть доля магистрантов, которая приняла решение, основываясь на рекомендации преподавателей.
Кто принимал решение при поступлении на магистратуру по технической [О Кслнроаать специальности?
5 отвеуое
аьораг дзьное направление
преподавателей
насточлк рещитш»!
- С (0 %)
2 140%)
-0(0%)
Рисунок 1 - Выбор специальности магистрантов технического направления Проведенный опрос показал, что меньшинство (20%) магистрантов технических специальностей в Казахстане при определении темы диссертационной работы, опирались на свое собственное мнение и на свои интересы.
При этом большинство (80%) магистрантов остановились на теме, которую им предложил научный руководитель.
Рисунок 2 - Выбор темы диссертационной работы На графике ниже можно наблюдать в какой степени магистранты технических специальностей заинтересованы в теме своих диссертационных работ.
Рисунок 3 - Заинтересованность в теме диссертационной работы Вместе с тем, в опросе были затронуты вопросы касательно опыта магистрантов в написании академического письма (рисунок 5 а) и в какой степени они заинтересованы во внедрении данной дисциплины в своих ВУЗах (рисунок 5б).
а)
б)
Рисунок 4 - а) был ли у вас опыт в написании академического письма; б) хотели ли бы вы изучать предмет, в котором вас обучали академической
грамотности
Проведённый анализ показал, что магистратура прочно заняла образовавшуюся в последние годы нишу для обучения и переобучения специалистов. Она стала самостоятельным институтом высшей школы со своими целями, задачами, ресурсами и,
главное, со своим контингентом. Малая инерционность магистратуры в отклике на возникающие вызовы общества позволяет ей каждый год увеличивать свою востребованность. При этом возрастает её самоокупаемость. Магистратура долго и мучительно встраивалась в казахстанские традиции образования [11, с. 20].
Представленные в работе данные и выводы могут служить основой для научной дискуссии о будущем отечественного образования.
Процессы глобализации в образовательной и научной сферах заставляют ставить вопрос о выделении курса АП как самостоятельной университетской дисциплины в Казахстане. Эта идея заимствована из англоязычного образовательного контекста, в котором основной задачей ЕАР является интеграция иностранных студентов в академическую коммуникацию. Одновременно с организационными формами курса заимствуются отдельные методики, признанные эффективными в рамках традиционного EAP-подхода, как необходимое условие того, что казахстанское образование и наука будут интегрированы в мировое академическое сообщество [10, с. 10].
Предпринятый в статье анализ позволил сделать вывод о том, что в казахстанском образовательном контексте адаптируются на практике отдельные методические приёмы традиционного ЕАР-подхода при отсутствии целостной концептуализации обсуждаемого курса. Между тем, сегодня он необходим как с методической, так и с социальной точки зрения [12, с. 6].
Если посмотреть на этот феномен с точки зрения проектирования образования, то можно фиксировать следующие факты:
1) увеличивается востребованность магистерского образования;
2) растёт популярность заочного обучения; становится больше доля студентов с опытом работы;
3) формируется преимущественно контингент взрослых магистрантов;
4) возрастает возможность оказания платных образовательных услуг;
5) спрос на программы смещается от академических к прикладным.
Каждый факт, по сути, является вызовом, на которые система образования должна ответить.
Для повышения научно-исследовательской грамотности магистрантов технических специальностей можно рассмотреть следующие пути:
1. Обучение научным методам и техникам исследования: улучшение знаний и навыков по научным методам и техникам исследования может помочь магистрантам эффективнее проводить исследования и получать более точные результаты.
2. Повышение доступности образовательных ресурсов: государство и университеты могут предоставить более широкий доступ к образовательным ресурсам, таким как книги, журналы, базы данных и программное обеспечение, которые могут помочь магистрантам получить доступ к современным технологиям и знаниям в их области.
3. Поддержка научно-исследовательских проектов и программ: университеты и правительство могут предоставить финансовую и организационную поддержку для научно-исследовательских проектов, которые магистранты могут проводить во время своего обучения.
4. Наставничество и советы от научных руководителей: научные руководители могут помочь магистрантам в выборе тем исследования, а также в обучении научным методам и техникам исследования.
5. Улучшение коммуникационных навыков: важной частью научно-исследовательской деятельности является умение эффективно коммуницировать свои результаты и идеи. Таким образом, улучшение коммуникационных навыков может помочь магистрантам демонстрировать свою научную грамотность и представлять свои исследования научным сообществом.
Литература
1. Алехина И.В. Проблема организации научно-исследовательской работы магистров в современной образовательной среде вуза / И. В. Алехина, Т. А. Павлова, О. А. Семерич // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1-2. - С. 115119. - EDN RDOXED.
2. Байденко В.И. Некоторые тенденции развития систем высшего образования в странах СНГ / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 46-58. -EDN MNHTSP.
3. Буркова И.Н. Магистрант 3 + + : портрет и новые запросы / И. Н. Буркова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 10. - С. 102-117. - DOI 10.31992/08693617-2022-31-10-102-117. - EDN OJNYPM.
4. Добрынина О.Л. Академическое письмо для публикационных целей и машинный перевод: возможен ли симбиоз? / О. Л. Добрынина // Высшее образование в России. -2021. - Т. 30, № 12. - С. 87-101. - DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-12-87-101. - EDN HNXUCF.
5. Жумагулов Б.Т. Развитие высшего образования в Казахстане: реалии и перспективы // Федеральный справочник. Образование в России. - № 8. - 2013. - С. 291294.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
7. Качалов Д.В. Формирование исследовательской компетенции магистрантов технического вуза / Д. В. Качалов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 2. - С. 26-36. - DOI 10.12731/2218-7405-20152-17. - EDN TTMMKR.
8. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития / О. В. Петрова, О. Р. Чепьюк, С. Д. Макарова [и др.] // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 89. - С. 20-33. - DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33. - EDN GGXBFJ.
9. Дворяткина С.Н. Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур / С. Н. Дворяткина, А. А. Дякина, С. В. Щербатых // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 3(57). - С. 108-125. - DOI 10.32744^.2022.3.7. - EDN CEPHBN.
10. Организация научно-исследовательской работы магистрантов / О. А. Степанова, М. В. Ермоленко, А. Д. Золотов [и др.] // Научное обозрение. Педагогические науки. -2017. - № 4. - С. 146-149. - EDN YJWXZB.
11. Технические специальности: второе рождение /https://ronl.org/referaty/raznoe/571294/
12. Шпит Е.И. Англоязычное академическое письмо в структуре отечественного высшего образования / Е. И. Шпит, В. Н. Куровский // Высшее образование в России. -2020. - Т. 29, № 2. - С. 83-91. - DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-2-83-91. - EDN CMFRSI.
13. Шейпак С.А. Академическое письмо: критика традиционного подхода / С. А. Шейпак // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 2. - С. 92-103. - DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-2-92-103. - EDN RKЛNM.