Научная статья на тему 'Некоторые проблемы магистральных нефтепроводов'

Некоторые проблемы магистральных нефтепроводов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1011
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — В. В. Шайдаков, Р. Н. Хисаев

Рассмотрены вопросы накопления и утилизации нефтешламов, образующихся при эксплуатации нефтегазопроводов в ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the questions of accumulation and utilization oil waste whichy formed during the exploitation of oiland gas-pipes in OJSC «Severo-zapadnye magistralnye nefteprovody».

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы магистральных нефтепроводов»

УДК 656.56:504.064.47

В.В.ШАЙДАКОВ

Уфимский государственный нефтяной технический университет Р.Н.ХИСАЕВ

ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», Казань

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Рассмотрены вопросы накопления и утилизации нефтешламов, образующихся при эксплуатации нефтегазопроводов в ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы».

The article concerns the questions of accumulation and utilization oil waste whichy formed during the exploitation of oil- and gas-pipes in OJSC «Severo-zapadnye magistralnye nefteprovody».

По магистральным нефтепроводам ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», общая протяженность которых составляет 6000 км, ежегодно перекачивается 170 млн т нефти. Нефтепроводы проходят по десяти регионам Российской Федерации, из них треть эксплуатирует Республика Татарстан.

Одной из проблем транспортировки и хранения нефти на сегодняшний день является образование нефтесодержащих отходов - нефтешламов.

Основным источником образования нефтешламов служат аварийные разливы нефти, абсолютное большинство (89-96 %) которых вызывают сильные и необратимые повреждения природных биоценозов. В районе нефтепроводов существуют области с постоянно нарушенным растительным покровом (до 7 % от площади освоения). Наблюдается зона сплошного уничтожения растительного покрова на трассах трубопроводов, которая составляет около 15 % всей площади освоения. На трассах трубопроводов ширина зоны разрушения природы изменяется от 40 до 400 м для одной магистральной нити.

В 2002 г. на подконтрольных Госгор-технадзору России предприятиях и опасных производственных объектах произошло 207 аварий, среди которых 44 аварии произошло на магистральных трубопроводах. Главные причины аварийности - коррозия

металла труб, несанкционированные врезки в трубопроводы с целью хищения нефтепродуктов, неудовлетворительное состояние технических устройств и сооружений, нарушение производственной и технологической дисциплины, старение основных фондов.

В частности, по данным районных неф-тепроводных управлений (РНУ) в ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» (АК «Транснефть») аварийные ситуации связаны с коррозионными (свищи и язвы) и механическими повреждениями трубопроводов. В последнее время аварийные разливы чаще всего наблюдаются в местах несанкционированных врезок в трубопровод и доступов к оборудованию. В табл.1 представлены наиболее крупные аварии нефтепроводов ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», сопровождающиеся большими площадями загрязнений.

По данным службы экологической безопасности аварийность магистральных трубопроводов Альметьевского РНУ показана в табл.2.

Кроме этого, образование нефтешламов происходит вследствие зачисток резервуаров и полости нефтепроводов, а также улавливания отходов фильтрами-грязеуловителями. На объектах Альметьевского РНУ в период 1992-2003 гг. среднегодовой объем образования нефтешлама при зачистке резервуаров составил 1800 т, а при зачистке полости трубопроводов - 20 т.

Аварийность магистральных нефтепроводов

Таблица 1

Год Магистральный нефтепровод Причина Площадь загрязнения, м2

1999 Ромашкино-Куйбышев, Ду = 529, 205 км Механическое повреждение бульдозером при 1700

строительстве

2001 Пермь-Оса, 1 км Механическое повреждение 1200

2002 Альметьевск-Куйбышев, Ду = 1020, 201 км Несанкционированная врезка 2750

2002 Ромашкино-Куйбышев, Ду = 529, 124 км Несанкционированный доступ в колодец вантуза 1700

2002 Пермь-Оса, 1 км Коррозионный свищ 1680

Таблица 2

Аварийность магистральных трубопроводов Альметьевского РНУ

Причина аварии Год Трубопровод Утечки

Коррозионный свищ 1996 Альметьевск-Азнакаево-П, 6 км 10 м3

1997 Альметьевск-Ромашкино, Ду = 700, 1 км 0,8 т

1999 Альметьевск-Калейкино, Ду = 1020, (сол.), 1 км 5 м3

1999 Альметьевск-Ромашкино н/н № 5, подводящий нефтепровод Ду = 500 1 м3

Несанкционированный доступ 2000 Набережные Челны-Альметьевск, Ду = 530, 20 км 7 т

к оборудованию 2002 Пермь-Альметьевск, Ду = 1000, 416 км 4,3 т

2002 Пермь-Альметьевск, Ду = 1000, 329 км 4 т

2003 Киенгоп-Набережные Челны, 218 км 3,9 т

Разгерметизация сигнализатора 1997 Альметьевск-Горький-3, Ду = 1000, 164 км 1 т

Повреждение вентиля ковшом 1999 Альметьевск-Калейкино, Ду = 1000, (обессол.) 0,3 м3

экскаватора

Разрыв тела задвижки 513 2002 Набережные Челны-Альметьевск, Ду = 530, 0 км 1 м3

Разрушение стенки трубы 2003 Пермь-Альметьевск, Ду = 1000, 324 км 8,2 т

Неправильные действия обслу- 1997 УБКУА камера приема скребка, 1844 км 45 м3

живающего персонала

Рис.1. Количество образовавшихся и отправленных на переработку нефтешламов 1 - отправлено на переработку сторонним организациям; 2 - образовалось за год; 3 - наличие нефтешлама на начало года

- 81

Санкт-Петербург. 2004

Нефтешлам, образовавшийся в результате аварийных разливов и при очистке резервуаров и нефтепроводов после пропуска очистных устройств, складировался в амбары на нефтеперекачивающих станциях (НПС).

С 1997 г. амбары и пруды-накопители стали ликвидироваться. При этом нефтеш-ламы сдавались на переработку и утилизацию сторонним организациям, в частности ОАО «Татойлгаз» (см. рисунок).

В настоящее время утилизацию неф-тешлама проводят на установке по сжиганию нефтешлама канадской фирмы «ЕРСО».

Представителями фирмы «ЕРСО» совместно с операторами Альметьевского РНУ был произведен монтаж данной установки. За время проведения пуско-наладочных работ было переработано 50 м3 нефтешлама.

Проведенные анализы атмосферного воздуха и переработанного грунта показали следующие результаты: наличие нефтепродуктов в грунте - 0,012 ± 0,005 мг/г, содержание диоксида серы и оксидов углерода и азота в атмосферном воздухе в пределах ПДК. Это является важнейшим качественным показателем работы установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.