Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
адвокатура / структура адвокатуры / адвокатская палата / лицензия адвоката / органы управления палаты / юридическая стажировка / высший представительный орган / некоммерческая организация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Н. Имомкулов

В данной статье представлены правовые основы получения квалифицированной юридической помощи в Республике Узбекистан, внесение положительных изменений в стратегические планы государства в сфере адвокатуры, некоторые проблемы в деятельности адвокатов и адвокатов, количество адвокатов, предложения и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

А.Н. Имомкулов

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

В данной статье представлены правовые основы получения квалифицированной юридической помощи в Республике Узбекистан, внесение положительных изменений в стратегические планы государства в сфере адвокатуры, некоторые проблемы в деятельности адвокатов и адвокатов, количество адвокатов, предложения и рекомендации.

Ключевые слова: адвокатура, структура адвокатуры, адвокатская палата, лицензия адвоката, органы управления палаты, юридическая стажировка, высший представительный орган, некоммерческая организация.

Адвокатура является одним из важнейших институтов защиты прав человека. Статья 116 Конституции Республики Узбекистан предусматривает защиту обвиняемого, право на квалифицированную юридическую помощь на любой стадии следствия и судебного разбирательства, оказание правовой помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям 1 В Узбекистане невозможно построить правовое государство без развития базовых институтов гражданского общества. Сегодня перед юристами стоит важная задача. Эффективность адвокатской деятельности во многом зависит от того, насколько эффективно работает правовой механизм ее организации и осуществления во всех правовых сферах общественных отношений.

«О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» 2от 7 февраля 2017 года предусматривает ряд изменений в судебной системе, в том числе развитие адвокатуры, повышение роли работают адвокаты по уголовным, гражданским, административным и экономическим делам был установлен. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года .№1II1-4551 «О мерах по обеспечению законности и правопорядка, усилению общественного контроля и повышению правовой культуры в обществе» поставлены задачи по дальнейшему совершенствованию адвокатуры и коренным образом повысить статус юристов. В частности, в постановлении еще больше повышается роль и значение структуры Палаты адвокатов Министерства юстиции Республики Узбекистан путем разработки проекта документа Президента Республики Узбекистан о деятельности Палаты. адвокатов определен ряд задач, таких как доработка и установление дополнительных льгот для адвокатов. В целях обеспечения реализации решения Палатой адвокатов разработаны Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию адвокатуры и повышению статуса адвокатов» и «Концепция развития адвокатуры Республики Узбекистан». За последние 5 лет в развитии бара произошли существенные изменения. Можно сказать, что эту отрасль ждут огромные перемены.

«О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» , принятому 28 января 2022 года, и Государственной программе по ее реализации в «Год человеческого достоинства и активного добрососедства», Поставлены важные задачи по коренному повышению потенциала адвокатуры по защите прав, свобод и законных интересов человека, а также полному удовлетворению потребности населения и бизнеса в квалифицированных юридических услугах.

В частности, переход адвокатуры на полностью самоуправляемую систему, усиление подотчетности Коллегии адвокатов перед адвокатским сообществом, привлечение в систему молодых специалистов, формирование современных и эффективных механизмов и институциональной базы подготовки юристов. за счет внедрения современных информационных технологий и прекращения бюрократии, обмена электронными документами с судами, правоохранительными и другими государственными органами.

© А.Н. Имомкулов, 2022.

1 Конституция Республики Узбекистан, газета «Народное слово», 15 декабря 1992 г., № 243 (494); Вестник Верховного Совета Республики Узбекистан , 09.02.2021, № 03/21/671/0093

2Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 37, ст. 982; Национальная база данных законодательства, № 21.06.6217/0409

Говоря об институте адвокатуры, отмечается, что уже несколько лет количество юристов в Узбекистане невелико, и мы одна из последних стран мира по количеству юристов на душу населения. Это точно правда. Согласно статистике Госкомстата Республики Узбекистан на 1 января 2022 года постоянное население Республики Узбекистан составляет 35 271 276 человек По состоянию на декабрь 2021 года в Узбекистане 4100 юристов. Известно, что на каждые 8600 граждан нашей страны приходится один юрист. В Российской Федерации проживает более 145 миллионов 2человек, а Федеральная коллегия адвокатов в настоящее время насчитывает более 78 тысяч 3членов. Это означает, что на каждые 1800 граждан в России приходится один юрист. В других странах мы также видим, что количество юристов выше по сравнению с вышеуказанным соотношением. Поэтому увеличение количества юристов является одной из важных задач в пятилетних стратегических планах государства.

лиц с высшим юридическим образованием сдавать экзамен на адвоката после 3-х месячной стажировки, а также расширение категории лиц, допущенных к сдаче экзамена на адвоката без прохождения стажировки.

Согласно Закону Республики Узбекистан «Об адвокатуре», принятому 27 декабря 1996 года, получение лицензии является одним из основных условий получения статуса адвоката. Для получения лицензии соискатель должен пройти стажировку не менее 3 месяцев и сдать квалификационный экзамен. До достижения этого этапа гражданин Республики Узбекистан, намеревающийся заниматься юридической практикой, должен иметь 2 года юридического стажа. Именно этот 2-летний юридический стаж мешает студентам заниматься юридической практикой. В целом необходимо оптимизировать требования для получения статуса адвоката.

В связи с этим ученый А. Матмуротов, проводящий исследования по получению статуса адвоката, выступает за использование его альтернатив без полной отмены требований о наличии двухлетнего юридического стажа. В частности, А. Матмуротов « рассматривает требование о наличии юридического образования как альтернативу требованию о высшем юридическом образовании, освобождение от прохождения стажировки, а также предоставление непосредственно статуса юриста, освобожденного от всех требований к становлению адвоката». Необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» 4. Он также отметил, что полная отмена требования двухлетней юридической стажировки для ученого была предметом споров. На наш взгляд, введение альтернативных требований в законодательство, наряду с требованием о двухлетней юридической стажировке, было бы одним из положительных изменений, которое привело бы к привлечению в сферу молодых и квалифицированных кадров.

Известно, что Палата адвокатов Республики Узбекистан является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов Республики Узбекистан. Настоящий закон определяет основные задачи Палаты адвокатов, основные правила деятельности органов Палаты и их должностных лиц, а также территориальных отделений Палаты. Согласно этому основному правовому документу об адвокатуре, конференция палаты адвокатов является высшим органом палаты, а правление адвокатуры является исполнительным органом палаты адвокатов, избираемым из числа адвокатов и осуществляет текущее руководство камера. Ревизионная комиссия Палаты является органом финансового контроля Палаты адвокатов и избирается из числа адвокатов. Анализ нашего национального законодательства, анализ документов, регламентирующих деятельность палаты адвокатов, показывает, что деятельность руководящих органов палаты адвокатов требует пересмотра их взаимоотношений с адвокатами и иными государственными органами, регламента палаты. адвокатов.

В первую очередь необходимо пересмотреть полномочия и ответственность органов управления Палаты адвокатов, Конференции, Коллегии и Ревизионной комиссии. По словам исследователя адвокатуры В. Давлятова, «Конференция - это общее собрание адвокатов, высший представительный орган адвокатов. Конференция также является основным источником полномочий Палаты адвокатов и ее органов. Однако полномочия Конференции предусмотрены не в законодательстве, а в Уставе палаты адвокатов, утвержденном решением III конференции палаты адвокатов 17 ноября 2018 года. Далее он сообщил, что закон определяет правовой статус высшего органа адвокатов, в том числе порядок формирования его делегатов-адвокатов, вопросы кворума, а также избрание заместителей председателя палаты адвокатов, их освобождение от должности. , межконференционная отчетность, органы управления и другие вопросы принципиальной важности не регламентируются. Это в определенной степени препятствует эффективной, открытой, прозрачной и действенной организации работы высшего органа адвокатов». На наш взгляд, эти открытые вопросы важны при организации палаты адвокатов, ее

'https://stat.uz/uz/

2https://countrymeters.mfo/ra/Российская Федерация

3fparf.ru

4https://scholarzestcom/index.php/esj/article/view/l 514

регулировании на уровне закона, а не Устава, принятия Закона Республики Узбекистан «О палате адвокатов» или в готовящемся Законе «Об адвокатуре» вопросы необходимо подкрепить четкими нормами в виде отдельной главы. В частности, деятельность органа самоуправления адвокатов в Израиле 1, Казахстане 2, Российской Федерации 3и других странах регулируется законодательством. Данное изменение создаст основу для совершенствования деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан, укрепления позиций Палаты адвокатов в адвокатуре.

Надо признать, что вопросы института адвокатуры, независимости адвокатов, независимости их органа самоуправления нуждаются в позитивных изменениях. В Указе Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» также содержатся действенные предложения на этот счет. Мы считаем , что ожидаемые изменения послужат укреплению правовой базы отрасли и выведут ее на новый уровень.

Библиографический список

1.Турдалиев Д. Институциональная независимость адвокатуры в узбекистане: проблемы и пути их решения //Review of law sciences. - 2020. - Т. 3. - №. Спецвыпуск.

2.Davlyatov V. Legal nature and features of the legal status of advocacy structures //Review of law sciences. - 2020.

- Т. 4. - №. 1. - С. 10.

3.Matmurotov A. An analysis of some of the requirements for obtaining the status of an advocate in foreign countries.

- 2021.

4.Matmurotov A. Analysis Of The Requirement Having Work Experience In The Legal Profession For A Person Applying For The Status Of An Advocate In Order To Obtain A License For The Right To Practice Law //The American Journal of Political Science Law and Criminology. - 2021. - Т. 3. - №. 12. - С. 50-55.

5.Хакимова К. Особенности оплаты вознаграждения и компенсации расходов адвоката в соглашении об оказании юридической помощи в Республике Узбекистан и зарубежных странах //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. -№. 4/S. - С. 19-26.

6.Нурумов Д. Д. Адвокатнинг тадбиркорлик субъектларига юридик ёрдам курсатиш фаолиятининг назарий-^укукдй масалалари //Журнал правовых исследований. - 2021. - Т. 6. - №. 7.

7.Analysis of the results of sociological research on advocacy and activity of advocate (information-analytical information) // V.X.Davlyatov. - T : LESSON PRESS Publishing House, 2020. p 120

8. https://stat.uz/uz/

9.https://countrymeters.info/ru/Russian Federation

ИМОМКУЛОВ АЛИШЕР НОРБОБОЕВИЧ - магистрант, Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова, Узбекистан.

1http://www.knessetgov.il/review/data/eng/law/kns4_advocates_eng.pdf

2https://online.zakon.kz/document/?doc_id=33024087

3http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102076346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.