УДК 343.1 Н.В. СПЕСИВОВ
аспирант, кафедра уголовного процесса, Саратовская государственная юридическая академия E-mail: [email protected]
UDС 343.1 N.V. SPESIVOV
Graduate student, Criminal procedure department,
Saratov State Law Academy E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATING INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS STANDARDS
IN THE RUSSIAN LEGISLATION
На основе анализа международного и российского законодательства, исследований российских и зарубежных ученых, а также правоприменительной практики автор рассматривает некоторые возникающие в теории и на практике проблемы имплементации международных стандартов прав личности как минимальных правовых требований, необходимых для существования международной системы обеспечения прав человека.
Ключевые слова: международные стандарты прав человека; общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, процесс имплементации.
Based on the analysis of international and Russian law studies, Russian and foreign scientists, as well as law enforcement, the author examines some of the theory and practice problems of implementation of international standards of human personality as minimum legal requirements necessary for the existence of the international system of human rights.
Keywords: international human rights standards; universally recognized principles and norms of international law, the Constitution, the implementation process.
Для российской правовой системы последнего десятилетия характерна интернационализация источников права, поскольку в государстве и обществе наступило осознание того, что только путем совместных усилий можно добиться эффективного разрешения социально-правовых проблем, одним из инструментов которого как раз и выступают международные стандарты прав человека. Россия, позиционируя себя частью мирового сообщества, в настоящее время связана многими международными обязательствами, что предполагает постепенное осуществление общей трансформации (инкорпорации) признаваемых государством в качестве обязательных международно-правовых норм. Статья 15 Конституции России предусматривает положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры страны являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила международного договора. Требование учитывать международные стандарты в сфере прав и свобод человека и гражданина также содержится в ч. 1 ст. 17 Конституции, в соответствии с которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны.
Тем самым, закрепив приоритет международных до-
говоров над национальными законами, Конституция РФ одновременно указывает на взаимосвязь и взаимодействие общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих положений российского Основного закона в части регулирования прав и свобод человека. Именно этим обеспечивается принцип международной законности, которая складывается из соблюдения государствами своих национальных конституций и из обязательности следования международным соглашениям и договорам. И чем лучше состыкованы действия государств на мировой арене с международно-правовыми нормами, тем выше уровень безопасности на планете планете [1].
В то же время общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не являются надконституцион-ными, а выступают частью российской правовой системы, основанной на Конституции РФ. Ныне можно говорить о восприятии сложившихся международных стандартов на высшем конституционном уровне в масштабах правотворчества и правоприменения [2].
Вместе с тем международные стандарты не должны восприниматься слепо, как нечто непреложное, так как это может привести к утрате национальной идентичности государства. Они не исключают адаптированного восприятия с учетом традиций и специфики национальной правовой системы. Таким «правовым фильтром» в процессе имплементации (или рецепции) международных стандартов могут и должны быть нормы
© Н.В. Спесивов © N.V. Spesivov
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
Конституции РФ. Принцип верховенства Конституции здесь должен неуклонно выполняться.
Процесс включения международных стандартов прав человека в национальное законодательство осложнен тем, что международно-правовые термины и категории не всегда схожи с имеющимися во внутригосударственном праве, и используемая в международных документах терминология не всегда совпадает с терминологией российского законодательства [3]. Это, например, отчетливо видно в том, как используется понятие о публичном характере уголовного судопроизводства в российском и международном процессе. В понимании европейского сообщества оно имеет трактовку гласности и доступности всех лиц к правосудию и информации о деятельности судов. В российском уголовном процессе публичность означает, что уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в интересах всего общества и от имени государства. В соответствии с принципом публичности, следователь и дознаватель обязаны, в пределах своих полномочий, в каждом случае поступления заявления или сообщения о преступлении провести необходимую проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного дела [4; 5].
Кроме того, международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права, где помимо общих черт имеются качественные отличия (по источникам, субъектам права, предмету правового регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм и т.д.). Наконец, не все международно-правовые стандарты приемлемы в рамках отечественной правовой системы ввиду особенностей российской культуры, религии, иных факторов [6].
Поэтому следование международным стандартам, их включение в национальную правовую систему является правом государства, реализация которого во многом определяется его обязательствами перед международным сообществом, вытекающими из ратифицированных договоров или членства в международных организациях. Исходя из принципа верховенства Основного закона страны, международные стандарты должны «подкреплять положения национального законодательства при регламентации и обеспечении прав и свобод участников судопроизводства» [7].
Как представляется, на данный момент наиболее приемлемым для России является использование механизма имплементации международных стандартов, поскольку в его рамках процесс согласования международной и национальной правовых систем не преследует цели наделения норм международного права силой национальных норм, а осуществляется за счет согласования норм международного и национального права. Это позволяет достичь наделения первых способностью действовать в своем собственном качестве в правовой системе соответствующего государства с санкции и при помощи вторых [11].
В переводе с английского "имплементация" (Ю тркшеп) означает «претворить в жизнь». Данный термин прочно укоренился в отечественной и зарубежной
доктрине международного права и представляет собой деятельность государства в лице его компетентных органов, направленную на осуществление обязательств, вытекающих из заключенных им международных договоров. Имплементация международных норм предполагает не только их отражение в национальном законодательстве, но и реальное воплощение в жизнь. Реализация международных обязательств за счет использования механизма имплементации обеспечивается требованиями принципа добросовестного соблюдения международных обязательств - принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться). Данный принцип предполагает соблюдение норм международного права в соответствии с государственным суверенитетом и предполагает наличие двух последовательных стадий имплементации международных договоров в национальное законодательство: стадии выражения согласия на обязательность договора и стадии его исполнения. Задачей первой стадии является выяснение вопроса, когда и в каких формах государство выражает окончательное согласие на обязательность для него международного договора, а задачей второй стадии - установить, кем и в какой степени исполнение договоров обеспечивается в национальном праве и на практике.
Как верно отмечают западные юристы, государства свободны в выборе того, каким образом международные обязательства перевести в сферу действия внутригосударственного права, поэтому установить какие-либо универсальные средства имплементации международных стандартов в сфере отношений с участием субъектов национального права крайне затруднительно [12]. «В связи с тем, что существует более двухсот национально-правовых систем и только одна система международного права, сущность их взаимодействия, по общему правилу, раскрывается в каждой из этих национальных систем по-разному» [13].
Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» регулирует преимущественно процедуру заключения, действия и прекращения международных договоров, но не уделяет должного внимания вопросу реализации международных договоров. В итоге основная масса вопросов разрешается уже в практике органов государственной власти, а население нередко вообще не знает о существующих международных договорах, затрагивающих его права и свободы в целом и в сфере уголовного судопроизводства, в частности. Существенной недоработкой также можно назвать отсутствие конкретного срока ратификации договоров, что приводит к необоснованному затягиванию этого процесса.
Международные стандарты прав человека обеспечивают не только совершенствование национального законодательства, но и служат своеобразным ориентиром для развития правовой доктрины, для корректировки правоприменительной деятельности. Последнее имеет огромное значение, так как именно правоприменительная деятельность является заключительным этапом
реализации международных стандартов. К сожалению, активность российских правоприменителей в области применения общепризнанных принципов и норм международного права ныне не высока [8;9;10]. Вместе с тем этим вопросам все большее внимание уделяют высшие органы судебной власти в стране, указывая в своих решениях на то, что международные стандарты прав человека являются составной частью российской правовой системы, подлежащей учету федеральным
законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм [14].
Непосредственное использование международных стандартов во внутригосударственном праве позволяет реализовать общемировые тенденции, направления развития в конкретных сферах правовых отношений, игнорирование которых может привести к отставанию страны в той или иной области.
Библиографический список
1. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике. Научно-практическое пособие. М., 2012. С. 6.
2. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. В. Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 172.
3. Де Сильвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящиеся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб., 2004. С. 363-370.
4. МановаН.С., ФранцифоровЮ.В. Уголовный процесс. Учебник. М., 2009. С. 147.
5. Аширбекова М.Т., Кудин Ф.М. Принцип публичности в российском досудебном производстве по уголовным делам (содержание и формы реализации). Волгоград, 2007.
6. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии // Государство и право. 2010. № 7. С. 42.
7. Международное право. Общая часть. Учебник. Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2011.
8. Игнатьева М.В. Влияние решений Европейского Суда по правам человека на правосудие в Российской Федерации // Международное и национальное правосудие: теория, история, практика. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2010. С. 261.
9. Меркушев А.Е. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 6. С. 24.
10. Скирда М.В. К вопросу о влиянии актов Конгрессов Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию на правовую систему Российской Федерации // Российский судья. 2007. № 7. С. 37 и др.
11. Sales P., Ekins R. Right-Consistent Interpretation and the Human Rights Act 1998 // The Law Quarterly Review. 2011. April V. 127. P. 222.
12. Akehurst's Modern introduction to International Law: seventh revised edition. Red. by P. Malahczuk. London, 2004. P 64.
13. Currie John H. Public International Law. Ontario, Irwin Law Inc., 2001. P. 194.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2002 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б. Фишер» // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 894.
References
1. Lygin N.Y., V.N. Tkachev. International legal standards and constitutional legality in the Russian judicial practice. Scientific and practical guide. M., 2012. P. 6.
2. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / ed. V.D. Zorkin, L.V. Lazarev. Moscow, 2009 . P. 172.
3. M. de SilvaLaw of the European Court of Human Rights . Guidelines jurisprudence relating to the European Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms. Litigation from 1960 to 2002, St. Petersburg. 2004. Pp. 363-370.
4. Manova N.S., Frantsiforov Y. Criminal trial. Textbook. Moscow, 2009. P. 147;
5. AshirbekovaM.T., KudinF.M. Principle of publicity in the Russian pre-trial proceedings in criminal matters (the content and form of implementation). Volgograd, 2007.
6. Kartashkin V.A., E.A. Lukashev. International legal standards of human rights: universalism , regionalism, reality / / State and Law. 2010. № 7. P. 42.
7. International law. General part. Textbook. Min. Ed. R.M. Valeev, G.I. Kurdukov. M., 2011.
8. IgnatievaM.V. Influence decisions of the European Court of Human Rights for justice in the Russian Federation / / National and international justice : theory, history and practice. Proceedings of the international scientific-practical conference. St. Petersburg. , 2010. P. 261.
9. Merkushev A.E. On some issues ofjudicial practice in cases involving minors / / Bulletin of the Supreme Court. 2000. № 6. P. 24.
10. SkirdaM.V. On the effect of acts of the Congress of the United Nations Crime Prevention and Criminal Justice on the legal system of the Russian Federation / / Russian judge. 2007. № 7. P. 37.
11. Sales P., Ekins R. Right-Consistent Interpretation and the Human Rights Act 1998 / / The Law Quarterly Review. 2011. April V. 127. P. 222.
12. Akehurst's Modern introduction to International Law: seventh revised edition / red. by P. Malahczuk. London, 2004 . P. 64.
13. Currie John H. Public International Law. Ontario, Irwin Law Inc., 2001 . P.194.
14. Decision of the Constitutional Court on February 14, 2002 number 4-P " In the case on the constitutionality of Article 140 of the Code of Civil Procedure of the RSFSR , the complaint of the citizen L.B. Fisher ' / / NW . 2002 . № 8. St . 894.