Научная статья на тему 'Некоторые проблемы государственной регистрации благотворительного фонда'

Некоторые проблемы государственной регистрации благотворительного фонда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / УЧРЕДИТЕЛЬ ФОНДА / УСТАВ / ДОКУМЕНТЫ / РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блохина Елена Сергеевна

Проведено сравнение планового и фактического сетевых графиков выполнения работ по регистрации благотворительного фонда в Кемеровской области, представлена диаграмма Гантта. Установлены и описаны причины различия плановых и фактических графиков в части сроков выполнения работ, которые сводятся к субъективным факторам, зависящим от конкретного учредителя, и объективному отсутствию достоверной и полной информации в свободном доступе. Ил. 3. Табл. 2. Библ. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы государственной регистрации благотворительного фонда»

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

УДК 334.012.46:005.8

Е.С. Блохина

Сибирский государственный индустриальный университет

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА

Поступательное развитие России в XXI веке невозможно без формирования духовно-нравственного общества людей, не чуждых сочувствия и сострадания друг другу, готовых к бескорыстной помощи и поддержке нуждающихся. Во все времена именно милосердие помогало человечеству выжить и передать свои знания и опыт новому поколению, что привело к развитию цивилизации.

В настоящее время все чаще и чаще можно слышать о создании и функционировании благотворительных фондов, которые занимаются решением самых разных социальных проблем - от помощи бездомным животным до оплаты лечения и реабилитации больных. Например, в 2016 г. на территории Кемеровской области Министерством юстиции было зарегистрировано 137 благотворительных фондов, работающих в различных направлениях, что видно из рис. 1. График построен по данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации [1], где отражены отчеты, сданные благотворительными фондами Кузбасса за предыдущий год работы.

Если проследить динамику количества создания новых фондов, то можно заметить некоторый спад, который начинается с 2013 г. (рис. 2). Снижение количества регистра-ций новых благотворительных фондов связано, скорее всего, со сложностями, с которыми неизбежно сталкивается учредитель, решивший заняться благотворительностью. Чаще всего человек, открывающий благотворительный фонд, не имеет юридического образования и поэтому неверно трактует нормы и правила закона, регулирующего изучаемую сферу.

Основным законом, регулирующим сферу благотворительности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон) [2].

Помощь алко- и наркозависимым Развитие сельских территории

Спорт

Помощь животным

Поддержка молодежи Помощь детям (медицинская)

Развитие города

Наука, искусство

111 1

0 10 20 30 40 Количество благотворительных фондов, гит

Рис. 1. Направления работы благотворительных фондов в Кемеровской области

Тем не менее, существует целый ряд иных законодательных актов, таких как Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и др., без анализа которых невозможно грамотно построить социальный бизнес [3, 4].

Необходимость изучения аспектов правового регулирования возникла при создании в Кемеровской области благотворительного фонда «Я помогаю жить» (далее БФ КО «Я помогаю жить») с целью избежания типичных ошибок и ускорения процесса регистрации фонда как некоммерческой организации.

Рассмотрим процедуру открытия благотворительного фонда на примере БФ КО «Я помогаю жить». Весной 2017 г. учредителем было запланировано учреждение Фонда и составлен сетевой график работ по его созданию (рис. 3).

160

2013 2014 2015 2016

Годы

Рис. 2. Благотворительные фонды, зарегистрированные на территории Кемеровской области

Рис. 3. Сетевой плановый график выполнения работ по регистрации БФ КО «Я помогаю жить»

Работы, отраженные в сетевом графике и в табл. 1, имеют свои порядковые номера, которые представлены на графике между соответствующими им событиями. Для графического изображения хода реализации процедуры учреждения фонда составлен график Ганта (табл. 1).

Однако расхождение во времени исполнения запланированных действий фактически началось с самого начала работы над открытием фонда. Если на изучение текущего законодательства, формирование идеи и выбора направления работы БФ КО «Я помогаю жить» (работы 1, 2) ушло 14 календарных дней как и было запланировано, то на подготовку пакета документов для его регистрации в Министерстве юстиции РФ (работа 3) ушло более пяти месяцев (табл. 2). Увеличение сроков указанных работ связано, прежде всего, со следующими факторами:

- выявлением необходимости грамотного составления учредительной документации, возникшей при изучении учредителем судебной практики в отношении других благотворительных фондов, в связи с чем устав БФ КО «Я помогаю жить» был передан на проверку и корректировку юристу, который согласился выполнить эту работу на добровольных началах;

- отсутствием возможности у учредителя оплатить работы по квалифицированной и быстрой подготовке пакета документов для регистрации благотворительного фонда; в настоящее время любой учредитель может обратиться в специализированную юридическую компанию, которая за 2-3 дня подготовит полный пакет документов, необходимых для регистрации фонда, однако цена такой услуги по Кузбассу достаточно высока и варьируется от 14 до 18,5 тыс. руб [5];

- желанием учредителя быть уверенным в том, что средства на реализацию благотворительных программ фонда будут перечислены сразу же после его открытия, для чего им были организованы и проведены деловые встречи с потенциальными меценатами; дело в том, что с первого дня регистрации любой организации, даже некоммерческой, возникает ее обязанность отчитываться в различные государственные службы (налоговая, фонд социального страхования и прочие) в строго определенные сроки, при нарушении которых следуют штрафные санкции, в связи с чем учредителю необходимо принять на постоянную работу главного бухгалтера с первого дня открытия фонда и соответственно оплачивать его труд.

Если вышеописанные факторы, повлиявшие на увеличение сроков регистрации фонда, были обусловлены конкретными желаниями учредителя, то все остальные возникли из-за

отсутствия полной и достоверной информации в открытом доступе о регламенте работы по регистрации аналогичных организаций.

В ходе изучения информации, находящейся в открытом доступе, учредитель не нашел ни одного исчерпывающего списка документов, необходимых для регистрации фонда. Все предоставленные списки были неполными и нуждались в дополнениях и корректировках, указанных в смежных подзаконных актах.

Например, на юридическом сайте Правовед.ги [6] юристом из Санкт-Петербурга опубликован полный список документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, в котором указана обязательность нотариального заверения подписи учредителя, в заявлении по форме № РН0001. Но, к сожалению, в статье нет пояснения того, как любой учредитель может сэкономить не только свое время при подготовке пакета документов для регистрации фонда, но и свои деньги.

Согласно Федеральному закону от 30.10.2017 г. № 312 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7], свидетельствована в нотариальном порядке подписи заявителя не требуется в случае предоставления документов непосредственно в регистрирующий

Последовательность и продолжительность работ по регистрации благотворительного фонда (план.)

№ п/п Работы Дата Продолжительность, дни

1 Определение направления работы фонда 01.05.2017 10

2 Изучение законодательной базы в сфере благотворительности 15.05.2017 4

3 Подготовка полного пакета документов для регистрации фонда 22.05.2017 18

4 Заключение договора аренды 06.06.2017 5

5 Формирование списка попечительского совета 06.06.2017 5

6 Поиск меценатов 06.06.2017 7

7 Формирование списка экспертного совета 06.06.2017 37

8 Подготовка списка получателей благотворительной помощи 06.06.2017 18

9 Разработка сайта 06.06.2017 37

10 Поиск волонтеров 06.06.2017 37

11 Передача документов для регистрации в Министерство юстиции 16.06.2017 30

12 Постановка фонда на учет (налоговая, ФСС) 31.07.2017 9

13 Формирование штатного расписания 14.08.2017 13

14 Работа фонда 01.09.2017 1

Последовательность и продолжительность работ по регистрации благотворительного фонда (факт.)

№ п/п Работы Дата Продолжительность, дни

1 Определение направления работы фонда 01.05.2017 10

2 Изучение законодательной базы в сфере благотворительности 15.05.2017 4

3 Подготовка полного пакета документов для регистрации фонда 22.05.2017 154

4 Заключение договора аренды 06.06.2017 142

5 Формирование списка попечительского совета 06.06.2017 83

6 Поиск меценатов 06.06.2017 139

7 Формирование списка экспертного совета 06.06.2017 114

8 Подготовка списка получателей благотворительной помощи 06.06.2017 123

9 Разработка сайта 06.06.2017 142

10 Поиск волонтеров 06.06.2017 114

11 Передача документов для регистрации в Мин. Юстиции 16.06.2017 138

12 Постановка фонда на учет (налоговая, ФСС) 30.12.2017 34

13 Формирование штатного расписания 30.12.2017 14

14 Работа фонда 07.02.2018 1

орган лично заявителем с предоставлением паспорта. Таким образом, оплата услуг нотариуса (порядка 1500 руб) не обязательна в том случае, если учредитель лично принесет документы в Министерство юстиции и предъявит свой паспорт.

Также на портале для предпринимателей Знай Бизнес.ru [8] опубликована статья «Регистрация фонда: пошаговая инструкция в 2017 году», в которой указано, что характерной особенностью благотворительного фонда является отсутствие уставного капитала. Однако, если благотворительный фонд планирует заниматься предпринимательской деятельностью, то на него распространяется действие Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017 г.) [9]. В этом случае отсутствие в уставе благотворительного фонда пункта, касающегося уставного капитала, будет являться основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.

На портале Business, который позиционирует себя как «Лучшая помощь начинающим предпринимателям, подробная информация, изложенная в максимально доступной форме» [10], представлен «список официальных бумаг», необходимых для регистрации фонда, в котором, среди прочего, учредитель должен предоставить в регистрирующий орган информацию о юридическом адресе будущего фонда (с указанием фактического местоположения, если они разнятся) и подтверждающие право собственности документы (на помещение организации). К сожалению, в статье не только не говорится о составе информации, о необходимости определенных пунктов, прописанных в ней, но и не акцентируется внимание читателя на факте о достаточно строгом отношении Министерства юстиции к помещению под благотворительный фонд.

На самом деле, фактически, помимо договора аренды помещения под благотворительный фонд, в регистрирующий орган необходимо предоставить гарантийное письмо от собственника, в котором будет содержаться информация о том, что он знает, какой деятельностью будет заниматься фонд, он согласен и одобряет эту деятельность. Отсутствие такого письма может являться причиной для отказа в регистрации фонда.

Таким образом, методом проб и ошибок был сформирован полный и достоверный список документов, необходимых для открытия

благотворительного фонда Кемеровской области «Я помогаю жить»:

1) два экземпляра заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма Р11001);

2) три экземпляра протокола общего собрания учредителей, в котором отражено решение о создании фонда (если учредитель один, то протокол не требуется);

3) три экземпляра решения о создании фонда;

4) два экземпляра устава (прошитые и пронумерованные);

5) два экземпляра сведений об учредителях (участниках) юридического лица;

6) оригинал и копия квитанции об уплате госпошлины (4000 руб);

7) документы, подтверждающие право собственности на помещение для фонда, либо:

7.1) договор аренды;

7.2) решение (или гарантийное письмо) о согласии на предоставление в пользование Фонду части нежилого помещения арендодателя.

Впоследствии, в течение трех месяцев с даты, указанной в решении о создании фонда, все документы передаются в территориальное подразделение Министерства юстиции Российской Федерации, которое, в свою очередь, в случае положительного решения в течение 15 рабочих дней выдает свидетельство о государственной регистрации благотворительного фонда, выписку из ЕГРЮЛ и заверенный устав.

Выводы. В результате незнания описанных выше аспектов сроки выполнения работ 4, 5, 6, 11 (табл. 2) увеличились в десятки раз. Трудности, с которыми сталкивается учредитель при регистрации благотворительного фонда, достаточно разнообразны. Они связаны с недостатком финансовых средств у учредителя, с дефицитом его времени, но большая часть затруднений вызвана отсутствием полной и достоверной информации в открытом доступе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации: отчеты некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. - Электронные данные. Минюст РФ, 2009 - 2017. - Режим доступа: http://unro.minj ust.ru/ NKOR.eports.aspx

2. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: [Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: [Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.

4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный Закон О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: [Федеральный закон от 30.10.2017 г. № 312-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33.

5. Юридическое агентство ДОРОФЕЕВА И ПАРТНЕРЫ: г. Новокузнецк [Электронный ресурс]. - Электронный данные. - Новокузнецк, 2016. - Режим доступа: http://www.usp42.com/price

6. Правовед.ги [Электронный ресурс] / Константин Жуков. - Электронные данные. -СПб., 2011 - 2017. - Режим доступа: https://pravoved.ru/question/10584/

7. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью (с

изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017): [Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33.

8. ЗнайБизнес ру [Электронный ресурс]. -Электронные данные. - 2017. - Режим доступа: http://znaybiz .ru/forma/ ooo/procedura /stoimost.html

9. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях: [Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.

10. Business [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - 2017. - Режим доступа: 10 http://fbm.ru/kak-sozdat-svojj-biznes/poshagovaya-instrukciya-po-sozdaniyu-bla.html

© 2018 г. Е.С. Блохина Поступила 6 февраля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.