УДК 342.57 (470.67)
Э.К. Джамалова, Д.К. Гуруев
Некоторые проблемы формирования правосознания и правовой культуры
молодежи в Республике Дагестан
Дагестанский государственный университет, dgamalova@mail.ru
В статье раскрывается влияние норм обычного права на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи Дагестана как особой социально-демографической группы в современных условиях.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, молодежь, обычное право, традиции, адаты.
Начало XXI века стало переломным в формировании правосознания и правовой культуры молодежи в Республике Дагестан. Данный период формирования правосознания и правовой культуры молодежи в Республике Дагестан можно охарактеризовать как этап утверждения правосознания и правовой культуры нового формата.
Кризисные явления в Республике Дагестан, преломляясь сквозь специфические социально-психологические факторы формирования правосознания молодежи, отображаются в ее правосознании обостренно и даже парадоксально. Повышенная эмоциональность, ранимость, болезненное восприятие негативных явлений, крайность в суждениях вызывают недоверие к официальным властям, тонизируют различные формы неправового поведения молодежи. Существующая в обществе ситуация способствует нарастанию в молодежной среде криминальных настроений, стремления к быстрому обогащению, ухода в область «земных радостей», нигилистического созерцания мира. Меняется структура ценностей, и нравственными ориентирами для молодежи теперь нередко выступают сила, деньги, власть.
На современном этапе развития Республика Дагестан является достаточно сложным регионом в Российской Федерации в языковом, этническом, национальном, религиозном, социально-экономическом и политическом отношениях. Несмотря на значительные позитивные результаты, достигнутые в советский период, Дагестан не смог преодолеть отставание от развитых регионов России. Демократизация, рост национального самосознания и политической активности обострили все внутренние этнотеррито-риальные, национальные, религиозные, социальные и политические противоречия.
На сегодняшний день задача формирования правосознания и правовой культуры молодежи является одной из самых приоритетных, так как Республика Дагестан находится в сложной социально-политической ситуации. В республике идет активный процесс построения правового государства и гражданского общества. Этот процесс происходит с учетом местных особенностей и специфики ментальности дагестанского народа. Правосознание и правовая культура молодежи предопределяют успех гармоничного внедрения и функционирования правовых норм и институтов в обществе.
Уровень правосознания и правовой культуры молодежи определяется многими факторами, к которым относятся общая культура современного дагестанского общества, степень развития общего правового мышления молодых людей. В настоящее время все более актуальной становится проблема приобщения подрастающего поколения к основам обычного права. Одним из способов воспитания подрастающего поколения, проникнутого пониманием ответственности за судьбу нашего народа, является изуче-
ние взаимодействия права и обычая. А такая работа невозможна без активного и плодотворного использования народного опыта, национальных обычаев и традиций в наших школах.
Молодежь является наиболее гибкой и коммуникабельной частью общества. Именно эта социально-демографическая группа активнее всего реагирует на все процессы, происходящие в современном правовом поле Республики Дагестан. Сегодня на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи оказывает влияние ряд позитивных и негативных факторов. К положительным факторам относятся повышение роли права в жизни общества, процессы глобализации и установления стандартов поведения и сознания, повышение роли обычаев, традиций и других норм национально-правовых систем в воспитании подрастающего поколения.
Одновременно на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи воздействуют такие отрицательные тенденции, как массовая безработица, криминализация современного дагестанского общества, ухудшение материального положения значительной части населения, отсутствие государственной идеологии и др.
Таким образом, правовая культура и правосознание молодежи в Республике Дагестан находятся под влиянием как общих для всей страны, так и в существенной мере региональных особенностей геополитического, национального, социального, религиозного и др. характера.
Актуализируется проблема приобщения молодых людей к обычаям и национальным традициям дагестанского народа.
На протяжении многих веков огромный нравственный потенциал несли в себе обычаи (адаты), кодекс чести (намус) и традиции, которые имели силу закона, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы [4]. Моральные принципы молодежи, воспринятые в семье, являются наиболее устойчивыми, потому что здесь они доводятся до уровня чувства, которое в дальнейшем самой личностью может восприниматься как врожденный инстинкт.
Обычаи и традиции в жизни дагестанцев всегда играли важную роль. Нарушение обычая наказывалось гораздо строже, чем нарушение права, установленного государством или шариатом (мусульманским правом). Даже изменения материальной, социально-экономической основы тех или иных обычаев не приводит к их полному исчезновению. Именно на основе традиций у молодежи формируются положительные качества, являющиеся ценностями общечеловеческими.
В связи с этим не только право нуждается в пропаганде, но и положительно влияющие на правосознание молодежи обычаи и традиции. Особенно это актуально в условиях урбанизации и отсутствия в семье представителей старшего поколения, которые могли бы передать положительный опыт молодым членам семьи. Поэтому перед законодателем стоит важная задача - изучить нормативное воздействие религии, обычаев и традиций с целью эффективного использования их в правотворческом процессе.
Замечательно то, что, несмотря на разнообразие в деталях, основные обычаи у всех народов Дагестана мало чем различаются между собой. Это объясняется тем, что источником их происхождения являются одни и те же социально-экономические условия, общий для всех родовой строй.
Изучение обычаев и традиций дает возможность определить источники норм обычного права, характер преемственности культурного влияния других народов, проследить формирование и эволюцию обычно-правовых установлений, что позволяет выявить особенности развития сознания и представлений народов Дагестана, их социаль-
но-политических и нравственных воззрений, закономерности и особенности правового развития.
Обычаи и традиции играют важную роль в регулировании общественных отношений в Дагестане, но при принятии нормативно-правовых актов они учитываются недостаточно [3, с. 22]. Современными российскими исследователями отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства. В связи с этим наиболее эффективные и соответствующие требованиям современного правового пространства России социальные регуляторы могут быть закреплены в нормативно-правовых актах Республики Дагестан. Законодательство субъекта РФ не должно копировать федеральное, а приниматься с учетом региональных особенностей, обычаев и традиций народов Дагестана и соответствовать менталитету дагестанского общества. Задачу по созданию законодательства Республики Дагестан, учитывающего историко-традиционные регуляторы общественной жизни народов Дагестана, нельзя решить без научно-исследовательского юридического обеспечения, поскольку в современных условиях развития российской государственности и правовой системы нельзя допускать противоречий в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации.
Большое значение для молодежи имеет проведение в образовательных учреждениях занятий и лекций, посвященных обычному праву народов Дагестана. Основное внимание должно уделяться актуализации проблемы приобщения подрастающего поколения к основам национальных культур. Данное обстоятельство нельзя расценивать иначе, как серьезное понимание того, что педагогической и юридической наукам необходимо повернуться лицом к явно обозначившейся социальной потребности.
Изучение взаимодействия права и обычая приобретает особую актуальность в наше время, в период грандиозных перемен в общественной и культурной жизни.
Знакомство с каждым из народов, населяющих нашу страну, с его происхождением, развитием, особенностями быта, традиционными формами духовной культуры и общественных отношений, понимание сущности и основных закономерностей развития национальных процессов на современном этапе имеет большое значение для решения задач совершенствования национальных отношений, воспитания интернациональной идеологии наших народов. Знакомство с нормами обычного права и традициями определяет уважение к ним и формирует у представителей всех социальных категорий страны отношение к самобытным культурам всех народов как к общенародному богатству. Не менее важной стороной является воспитательная направленность на пропаганду культурных народных традиций.
Литература
1. Гарданов В.К. Обычное право как источник изучения социальных отношений народов. - М., 1997.
2. Джамалова Э.К., Кадилаев М.А. Особенности формирования правосознания народов Дагестана // История государства и права. - 2009. - № 20. - С. 41-43.
3. Джамалова Э.К. Преемственность институтов обычного права и их влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - № 3. - С. 20-27.
4. Джамалова Э.К. Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 2. - С. 21-24.
5. Сагидов А.М. Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан: ав-тореф. дис. ... к. юр. н. - М., 2008.
Поступила в редакцию 11 ноября 2013 г.
UDK 342.57 (470.67)
Some problems in shaping legal awareness and legal culture of Dagestan youth
E.K. Djamalova, D.K. Guruev
Dagestan State University; dgamalova@mail.ru
The article analyzes the influence of the norms of Common Law on the process of forming the legal consciousness and legal culture of Dagestan youth as a special socio-demographic group in modern conditions.
Keywords: legal culture, sense of justice, youth, customary law, traditions, adats.
Received November 11, 2013