Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / CUSTOMARY LAW / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / АДАТЫ / ADATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э.К., Гуруев Д.К.

В статье раскрывается влияние норм обычного права на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи Дагестана как особой социально-демографической группы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems in shaping legal awareness and legal culture of Dagestan youth

The article analyzes the influence of the norms of Common Law on the process of forming the legal consciousness and legal culture of Dagestan youth as a special socio-demographic group in modern conditions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

УДК 342.57 (470.67)

Э.К. Джамалова, Д.К. Гуруев

Некоторые проблемы формирования правосознания и правовой культуры

молодежи в Республике Дагестан

Дагестанский государственный университет, dgamalova@mail.ru

В статье раскрывается влияние норм обычного права на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи Дагестана как особой социально-демографической группы в современных условиях.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, молодежь, обычное право, традиции, адаты.

Начало XXI века стало переломным в формировании правосознания и правовой культуры молодежи в Республике Дагестан. Данный период формирования правосознания и правовой культуры молодежи в Республике Дагестан можно охарактеризовать как этап утверждения правосознания и правовой культуры нового формата.

Кризисные явления в Республике Дагестан, преломляясь сквозь специфические социально-психологические факторы формирования правосознания молодежи, отображаются в ее правосознании обостренно и даже парадоксально. Повышенная эмоциональность, ранимость, болезненное восприятие негативных явлений, крайность в суждениях вызывают недоверие к официальным властям, тонизируют различные формы неправового поведения молодежи. Существующая в обществе ситуация способствует нарастанию в молодежной среде криминальных настроений, стремления к быстрому обогащению, ухода в область «земных радостей», нигилистического созерцания мира. Меняется структура ценностей, и нравственными ориентирами для молодежи теперь нередко выступают сила, деньги, власть.

На современном этапе развития Республика Дагестан является достаточно сложным регионом в Российской Федерации в языковом, этническом, национальном, религиозном, социально-экономическом и политическом отношениях. Несмотря на значительные позитивные результаты, достигнутые в советский период, Дагестан не смог преодолеть отставание от развитых регионов России. Демократизация, рост национального самосознания и политической активности обострили все внутренние этнотеррито-риальные, национальные, религиозные, социальные и политические противоречия.

На сегодняшний день задача формирования правосознания и правовой культуры молодежи является одной из самых приоритетных, так как Республика Дагестан находится в сложной социально-политической ситуации. В республике идет активный процесс построения правового государства и гражданского общества. Этот процесс происходит с учетом местных особенностей и специфики ментальности дагестанского народа. Правосознание и правовая культура молодежи предопределяют успех гармоничного внедрения и функционирования правовых норм и институтов в обществе.

Уровень правосознания и правовой культуры молодежи определяется многими факторами, к которым относятся общая культура современного дагестанского общества, степень развития общего правового мышления молодых людей. В настоящее время все более актуальной становится проблема приобщения подрастающего поколения к основам обычного права. Одним из способов воспитания подрастающего поколения, проникнутого пониманием ответственности за судьбу нашего народа, является изуче-

ние взаимодействия права и обычая. А такая работа невозможна без активного и плодотворного использования народного опыта, национальных обычаев и традиций в наших школах.

Молодежь является наиболее гибкой и коммуникабельной частью общества. Именно эта социально-демографическая группа активнее всего реагирует на все процессы, происходящие в современном правовом поле Республики Дагестан. Сегодня на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи оказывает влияние ряд позитивных и негативных факторов. К положительным факторам относятся повышение роли права в жизни общества, процессы глобализации и установления стандартов поведения и сознания, повышение роли обычаев, традиций и других норм национально-правовых систем в воспитании подрастающего поколения.

Одновременно на процесс формирования правосознания и правовой культуры молодежи воздействуют такие отрицательные тенденции, как массовая безработица, криминализация современного дагестанского общества, ухудшение материального положения значительной части населения, отсутствие государственной идеологии и др.

Таким образом, правовая культура и правосознание молодежи в Республике Дагестан находятся под влиянием как общих для всей страны, так и в существенной мере региональных особенностей геополитического, национального, социального, религиозного и др. характера.

Актуализируется проблема приобщения молодых людей к обычаям и национальным традициям дагестанского народа.

На протяжении многих веков огромный нравственный потенциал несли в себе обычаи (адаты), кодекс чести (намус) и традиции, которые имели силу закона, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы [4]. Моральные принципы молодежи, воспринятые в семье, являются наиболее устойчивыми, потому что здесь они доводятся до уровня чувства, которое в дальнейшем самой личностью может восприниматься как врожденный инстинкт.

Обычаи и традиции в жизни дагестанцев всегда играли важную роль. Нарушение обычая наказывалось гораздо строже, чем нарушение права, установленного государством или шариатом (мусульманским правом). Даже изменения материальной, социально-экономической основы тех или иных обычаев не приводит к их полному исчезновению. Именно на основе традиций у молодежи формируются положительные качества, являющиеся ценностями общечеловеческими.

В связи с этим не только право нуждается в пропаганде, но и положительно влияющие на правосознание молодежи обычаи и традиции. Особенно это актуально в условиях урбанизации и отсутствия в семье представителей старшего поколения, которые могли бы передать положительный опыт молодым членам семьи. Поэтому перед законодателем стоит важная задача - изучить нормативное воздействие религии, обычаев и традиций с целью эффективного использования их в правотворческом процессе.

Замечательно то, что, несмотря на разнообразие в деталях, основные обычаи у всех народов Дагестана мало чем различаются между собой. Это объясняется тем, что источником их происхождения являются одни и те же социально-экономические условия, общий для всех родовой строй.

Изучение обычаев и традиций дает возможность определить источники норм обычного права, характер преемственности культурного влияния других народов, проследить формирование и эволюцию обычно-правовых установлений, что позволяет выявить особенности развития сознания и представлений народов Дагестана, их социаль-

но-политических и нравственных воззрений, закономерности и особенности правового развития.

Обычаи и традиции играют важную роль в регулировании общественных отношений в Дагестане, но при принятии нормативно-правовых актов они учитываются недостаточно [3, с. 22]. Современными российскими исследователями отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства. В связи с этим наиболее эффективные и соответствующие требованиям современного правового пространства России социальные регуляторы могут быть закреплены в нормативно-правовых актах Республики Дагестан. Законодательство субъекта РФ не должно копировать федеральное, а приниматься с учетом региональных особенностей, обычаев и традиций народов Дагестана и соответствовать менталитету дагестанского общества. Задачу по созданию законодательства Республики Дагестан, учитывающего историко-традиционные регуляторы общественной жизни народов Дагестана, нельзя решить без научно-исследовательского юридического обеспечения, поскольку в современных условиях развития российской государственности и правовой системы нельзя допускать противоречий в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации.

Большое значение для молодежи имеет проведение в образовательных учреждениях занятий и лекций, посвященных обычному праву народов Дагестана. Основное внимание должно уделяться актуализации проблемы приобщения подрастающего поколения к основам национальных культур. Данное обстоятельство нельзя расценивать иначе, как серьезное понимание того, что педагогической и юридической наукам необходимо повернуться лицом к явно обозначившейся социальной потребности.

Изучение взаимодействия права и обычая приобретает особую актуальность в наше время, в период грандиозных перемен в общественной и культурной жизни.

Знакомство с каждым из народов, населяющих нашу страну, с его происхождением, развитием, особенностями быта, традиционными формами духовной культуры и общественных отношений, понимание сущности и основных закономерностей развития национальных процессов на современном этапе имеет большое значение для решения задач совершенствования национальных отношений, воспитания интернациональной идеологии наших народов. Знакомство с нормами обычного права и традициями определяет уважение к ним и формирует у представителей всех социальных категорий страны отношение к самобытным культурам всех народов как к общенародному богатству. Не менее важной стороной является воспитательная направленность на пропаганду культурных народных традиций.

Литература

1. Гарданов В.К. Обычное право как источник изучения социальных отношений народов. - М., 1997.

2. Джамалова Э.К., Кадилаев М.А. Особенности формирования правосознания народов Дагестана // История государства и права. - 2009. - № 20. - С. 41-43.

3. Джамалова Э.К. Преемственность институтов обычного права и их влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - № 3. - С. 20-27.

4. Джамалова Э.К. Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 2. - С. 21-24.

5. Сагидов А.М. Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан: ав-тореф. дис. ... к. юр. н. - М., 2008.

Поступила в редакцию 11 ноября 2013 г.

UDK 342.57 (470.67)

Some problems in shaping legal awareness and legal culture of Dagestan youth

E.K. Djamalova, D.K. Guruev

Dagestan State University; dgamalova@mail.ru

The article analyzes the influence of the norms of Common Law on the process of forming the legal consciousness and legal culture of Dagestan youth as a special socio-demographic group in modern conditions.

Keywords: legal culture, sense of justice, youth, customary law, traditions, adats.

Received November 11, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.