Научная статья на тему 'Некоторые проблемы автотранспортной логистики в деятельностных схемах лесопромышленных предприятий'

Некоторые проблемы автотранспортной логистики в деятельностных схемах лесопромышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы автотранспортной логистики в деятельностных схемах лесопромышленных предприятий»

- изготовление опытных образцов,

- проведение металлографических и механических исследований,

- оценка результатов.

- планирование промышленного использования.

Перспектива проводимой работы заключается в том, что в дальней-

шем возможно создание замкнутого производственного цикла: наноматериал - изделие - эксплуатация -наноматериал.

Результаты расчетов диаметров (с!,м) микродифракционных колец

№ п/п замеров Радиус кольца Я, мм с1м = СЖ, С = 17 -постоянная микродифракции 7 * ипк1

1 5,3 3,21

2 7 2,43 2,49

3 7,7 2,21

4 8,0 2,12 2,15

5 10,1 1,68 1,52

6 11,7 1,45

7 12,6 1,35 1,3

8 13,1 1,3 1,3

* 1 Ьрелик С.С., Расторгуев Л.Н., Скаков Ю.А. Рентгенографический и элекгронно-оптический анализ. М.: Металлургия, 1970.

Микродифракционная картина порошка сплава Т15К6, полученного плазменной реакцией

УДК 656.078

Л.Э. Еремеева

Сыктывкарский лесной институт - СЛИ,

г. Сыктывкар

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СХЕМАХ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Понимание транспортной логистики часто происходит в основном как оптимизация функции транспортировки, без интеграции с остальными функциональными областями логистики, в рамках которых происходит взаимодействие в управлении потоковыми процессами, включая обеспечивающие и сервисные. Анализируя и проектируя транспортную логистическую активность, нужно опираться на такие требования, как оптимальный вид транспортировки, оптимальный вид транспорта, оптимальные тип и марка подвижного состава, оптимальная эксплуатация грузоподъемности подвижного состава, оптимальные схемы запасов и передачи материального потока с одного вида транспорта на другой, создание необходимых инфраструктурных объектов в материалопроводящей сети, их рациональное пространственное размещение, разработка транспортной сети и маршрутизация в материалопроводящей сети.

Обратим внимание на специфику лесопромышленной отрасли. В решении задачи сокращения общего времени прохождения процесса главное место занимает сопоставление общего времени выполнения той или иной задачи (элемента) процесса и доли времени, в течение которого образуется добавленная стоимость. Анализ отношения времени образования добавленной стоимости к общему времени выполнения задачи промышлен-

ной переработки лесоматериалов (сырья для лесоперерабатывающей отрасли), включая транспортировку, позволяет выявить резервы сокращения времени всего цикла процесса.

Специфика логистических сырьевых потоков материалопроводящей сети для анализируемой отрасли заключается в том, что преобладающим видом транспорта как на первом участке вывозки с лесосеки, так и на всей цепочке доставки лесоматериалов является автомобильный транспорт.

Следует учитывать сложность логистической системы, которая характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев), многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды. Обеспечение технической и технологической сопряженности в автотранспортной логистике требует согласования экономических интересов участников, а также использования единых систем планирования. Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.

Задача логистической оптимизации материального потока лесоматериалов заключается в необходимости удовлетворения потребностей получателей лесоматериалов и обеспечении минимальных затрат на поставку. Затраты на поставку включают закупку и транспортировку. Современный лесопромышленный комплекс часто организует холдинги, включающие сеть лесозаготовительных предприятий и лесоперерабатывающее предприятие, а также возможный лесной терминал.

Для формулирования математической модели логистической оптимизации грузопотоков лесоматериалов применим ряд обозначений:

г - количество лесозаготовительных предприятий (от 1 до т);

к - количество потребителей лесоматериалов (от 1 до;?); ] - количество лесных терминалов (от 1 до ¡у,

Ху - грузопоток лесоматериалов от лесозаготовительных предприятий до /-терминала:

с у - стоимость перевозки 1 м3 лесоматериалов от /-го лесозаготовительного предприятия до /-терминала: х//: - грузопоток лесоматериалов от ^-терминала до А-потребителя;

с,А - стоимость перевозки 1 м3 лесоматериалов от /-терминала до А-потребителя;

с]- стоимость погрузочно-разгрузочных работ, хранения 1 м3 лесоматериалов;

А', - объем грузопереработки лесоматериалов на /-терминале. м3;

Р, - объем лесоматериалов, поступающий от /-го лесозаготовительного предприятия до /-терминала:

С)к - объем лесоматериалов, потребляемый А-потреби-телем, м3;

2 - общие логистические издержки оптимальной организации грузопотоков лесоматериалов в холдинге.

С учетом вышеприведенных условных обозначений математическая модель транспортной задачи логистической оптимизации грузопотоков лесоматериалов в холдинге заключается в минимизации общих логистических издержек и формулируется следующим образом:

(т I / t п \

I 1с,*,+2>,*,+Ха-Х cjkxjk /=1 j=1 j=1 j=1 к= 1

Ш1П

Ограничения: Р = ^ х„. что характеризует объем лесоматериалов, поступающих с /-го лесозаготовительного предприятия на у-й терминал, м3.

I

О = ^ х,/;. характеризует потребность А-потребителя в лесопродукции, м3.

Ху > 0; хк > 0, что свидетельствует о том, что материальный поток может быть только положительным.

^ Р, = ^ Оц, характеризует равенство объемов лесопро-

/=1 ¿=1 ~ ‘

дукции, отправляемых с лесозаготовительных предприятий на терминалы и с терминалов принимается потребителями.

т п

А' = ^ Ху = ^ х//;. что свидетельствует о том, что объем

'■=1 ' грузопереработки на ^-терминале равен грузопотоку лесоматериалов от /-го лесозаготовительного предприятия до /-терминала и равен грузопотоку лесоматериалов от /-терминала до А-потребителя.

При этом обращение к терминальной системе транспортировки не случайно. Дело в том, что автотранспортная логистика в системе доставки сырьевых материалов подразумевает оптимизацию транспортных издержек. При этом одним из инструментов этой оптимизации является использование автопоездов более высокой грузоподъемности. Однако возникает проблема ограничения осевой нагрузки при движении автотранспорта [1]. По автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ограничения еще жестче, и временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза вводится в конкретные сроки весенней распутицы, в частности в Республике Коми, нагрузка на ось которых превышает допустимые значения на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия 6 т на ось; на автомобильных дорогах с переходным типом покрытия и грунтовых автомобильных дорогах - 1,5 т на ось [2]. Устанавливаются размеры платы в счет возмещения вреда применительно к каждому конкретному участку автомобильной дороги.

Именно эта проблема автотранспортной логистики может решаться терминальной транспортировкой в комплексе с преодолением вопросов сезонности и аритмичности в лесозаготовках и обеспечения лесоматериалами с минимизацией рисков и транспортных издержек, с использованием планирования автоперевозок лесоматериалов: на первичном участке - автотранспортными средствами более высокой проходимости, а на участках дорог общего пользования - подвижным составом наибольшей (допустимой по осевым нагрузкам) грузоподъемности, которые следует выбирать с учетом конструктивных особенностей автотранспорта по осевым нагрузкам, а также реализовывать логистический подход и в инвестиционных программах обновления подвижного состава, если транспортный логистический посредник входит в лесопромышленный холдинг. А совершенствование автодорожной транспортной сети относится к приоритетным задачам социальноэкономического развития России.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 (ред. от 16.04.2011) «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

2. Приказ Дорожного агентства РК от 23.03.2010 N 86 (ред. от 04.06.2010) «О введении режима временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.