References
1. Polozhenie ob olimpiade po pedagogike dlya ad'yunktov Novosibirskogo voennogo instituta vnutrennih vojsk imeni generala armii I.K. Ya-kovleva MVD Rossii. Novosibirsk. 2015; Prikaz № 36.
2. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat'proektami. Moskva: Sinteg, 1997.
3. Berezhnova L.N. Pedagogicheskoe proektirovanie v voennom vuze. Sankt-Peterburg: Asterion, 2011.
Статья поступила в редакцию 26.01.15
УДК 335(100)
Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military studies), Colonel, Head of Department of Tactics and Managing of Forces, Military Educational-Research Center, Combined Arms Academy of Armed Forces of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: kam.mak2009@yandex.ru
Podmarenko A.A., Lieutenant Colonel, teacher, Department of Tactics and Managing of Forces, Military Educational-Research Center, Combined Arms Academy of Armed Forces of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: kam.mak2009@yandex.ru
THE SOME EDUCATIONAL ISSUES OF ORGANIZING AND TEACHING CLASSES ON TACTICS. The article examines the contradictions that had developed in the vocational educational system during the training of students majoring in "Tactics". In order to facilitate achieving the marked levels of competence by cadets, the author of the research paper works out and resents practical recommendations to teaching faculty of military departments how to conduct the organization of training sessions on the discipline of Tactics. The professional recommendations are supposed to increase motivation of military university students to acquire knowledge and skills on the subject; to change the order of organizing and conducting training; to transfer skills of methods of conducting a military combat among students; to stimulate creative thinking in young cadets. The analysis of professional activities of graduates, based on the experience of fighting, suggests the advisability of changing the approach to organization and conducting of classes on Tactics.
Key words: tactics, class in Tactics, teacher, cadet, symbolic marking, competence, electronic map.
Д.В. Суслов, канд. военных наук, полковник, начальник кафедры тактики (и управления войсками) военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: kam.mak2009@yandex.ru
А.А. Подмаренко, подполковник, преподаватель кафедры тактики (и управления войсками) военного учебно-научного центра Сухопутных войск «(Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: kam.mak2009@yandex.ru
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИКЕ
В статье рассматриваются существующие противоречия, сложившееся в системе профессионального образования, в ходе подготовке обучающихся по специальности «Тактика». В целях достижения курсантами установленных уровней компетентности, даются практические рекомендации профессорско-преподавательскому составу по организации учебных занятий по дисциплине. Это повышение мотивации курсантов на изучение дисциплины; изменение порядка, организации и проведения занятий; привитие обучающимся методических навыков по ведению боя, стимуляция творческого мышления. Анализ профессиональной деятельности выпускников вуза с учетом опыта боевых действий позволяет сделать вывод, о целесообразности изменения подхода к организации и проведению занятий по тактике.
Ключевые слова: тактика, тактическое занятие, преподаватель, курсант, условные обозначения, компетенции, электронная карта.
В условиях продолжающегося реформирования системы военного образования и наметившейся тенденции к уменьшению количества часов по военным дисциплинам в пользу дисциплин гражданского профиля, сохраняется необходимость выполнения новой парадигмы образования, основанной на иных ключевых компонентах, которые и составляют основу новых государственных стандартов. В нашем случае - это подготовка командира способного грамотно действовать и успешно решать задачи в сложных условиях общевойскового боя.
Анализ профессиональной деятельности выпускников вуза с учётом опыта боевых действий, полученного преподавателями, позволяет сделать вывод о необходимости изменения подхода к организации и проведению занятий по тактике. Данный подход условно можно разделить на определенные составляющие:
- повышение мотивации курсантов на изучение дисциплины;
- изменение порядка, организации и проведения занятий;
- привитие обучающимся методических навыков по проведению занятий.
Анализ контроля учебных занятий, проводимых в поле, показывает, что обучающиеся затрудняются принимать правильные решения по реально обозначенной тактической обстановке.
Проанализировав причины, можно сделать вывод, что некоторые преподаватели не стремятся вносить изменения в сложившуюся традиционную систему проведения полевых занятий.
Проведённое анкетирование обучающихся начальных курсов позволило сделать вывод, что, с их точки зрения, на полевых занятиях курсанты должны «активно действовать, как в компьютерной игре», выполнять «реальные» действия солдата на поле боя.
В целях повышения эффективности качества проведения занятий мы предлагаем следующие подходы:
- курсанты прибывают на занятия в зависимости от времени года в маскировочных халатах и разгрузочных жилетах, даже «боевой внешний вид» уже вызывает интерес к самому занятию [1];
- преподавателю предлагаем ещё один педагогический приём, повышающий мотивацию обучающихся, перед отработкой первого учебного вопроса в районе проведения занятия на незнакомой местности преподаватель ставит задачу с использованием подручных средства провести индивидуальную маскировку и отводит на это 10 минут [2]. По истечении отведенного времени следует построение обучающихся проверка выполнения по-
ставленной задачи, отмечаются лучшие, и выставляется первая оценка.
Опыт показывает, что курсанты проявляют поистине чудеса изобретательности использования подручных средств маскировки, этим и достигается заинтересованность к дальнейшему проведению занятий.
Для повышения качества проведения занятия целесообразно использовать технику и вооружение на всех этапах проведения занятия. В нашем случае для отработки учебных вопросов исследуемой темы необходимо использовать танк и три боевых машины пехоты, а с учётом решаемых задач взвод, как правило, может быть усилен огнеметным отделением (гранатометным отделением), т.е. еще одна боевая машина пехоты [3]. Для обозначения приданных подразделений указанных выше на занятия получаются учебные гранатомёты АГС-17 (АГС-30) и весовые макеты реактивных пехотных огнемётов [4].
Практика проведения полевых занятий требует, что на тактические занятия необходимо привлекать двух преподавателей. Один руководит действиями обучающихся, второй занимается обозначением действий противника и имитацией.
Опыт боевых действий показывает, что ход боя, как правило, происходит по определённым стандартным эпизодам с определёнными изменениями.происходящимипод воздействием объективных и субъективных факторов.
Есть и противники этого метода, которые утверждают, что неоонятии ояень мдого вяемени отводитсипаодрнбятоуоамти-ческих эпизодов [5]. В тоже время данная методика проведения занятий опробована на курсантах факультета морально-психо-
логического обеспечения, и как показал опыт, затраты времени на 1 и 2 курсах, вполне оправдана. При переходе обучаемых на старшие курсы они начинают творчески принимать решение в конкретно сложившейся обстановке [6].
Следует осветить еще однонаправленное преподавание тактики - это выработка способности курсантов осуществлять сбор данных обстановки, наносить её на рабочую карту, в том числе на электронную, оценивать данные обстановки с учетом прогноза её изменения, своевременно принимать обоснованные, эффективные управленческие решения, оформлять и вести боевые документы. Как правило, на начальном этапе своего обучения курсанты недооценивают значимость знания наизусть основных условных обозначений, применяемых в боевых графических документах.
На кафедре для повышения уровня штабной культуры у обучающихся учебные занятия по принятию командиром решения на бой проводятся на электронной карте. Посредством графического редактора Visio (можно также использовать Word, Excel, ГИС «Интеграция» которые имитирует работу АСУ ЕСУ ТЗ «Созвездие») обучающиеся получают практику:
- в работе с электронными картами,
- опыт разработки и ведения боевых документов (и что особенно ва жно, как праеильно е эстетечно выгляднттактические знаки на карте).
На кафедре предложен новый метод работы на электронной карое.куакантл, поруеант искедеур обстановку не электронной карте, шаблоны условных обозначений, задание как показано на рис.1.
Рис. 1. Вариант летучки на электронной карте с использованием графического редактора Visio (исходная обстановка,
набор условных обозначений).
Обучающимся необходимо готовые шаблоны условных обозначений из базы данных переместить на рабочую электронную карту для насыщения обстановки при принятии решения (рис. 2). В результате работы курсанта получается оформленный боевой графический документ с соблюдением всех требований штабной культуры, который в дальнейшем курсант перенесет на бумажную рабочую карту. Данными действиями обучающийся тренируется в установленное время правильно и точно обозначать положение своих войск и противника, показывать свое решение
на бумажной рабочей карте. Работа с бумажной рабочей картой необходима, т.к. в войсках командиру взвода приходится работать с ними. Не стоит забывать, что во время занятий по тактике, наблюдая за действиями преподавателя, курсанты получают не только знания, но и методические навыки, что, несомненно, положительно сказывается на качестве их подготовки.
Практика использования вышеперечисленных педагогических приёмов позволила повысить качество проведения занятий и добиться необходимого уровня компетентности курсантов.
Рис. 2. Ведение электронной карты с использованием набора условных обозначений.
Библиографический список
1. Ермак Д.Г. Мероприятия тактической маскировки. Армейский сборник. 2014; 4.
2. Боевой устав Сухопутных войск. Батальон,рота.Москва:Воениздат, 2013;Ч.2 .
3. Боевой устав Сухопутных войск. Взвод, отделение, танк. Москва: Воениздат, 2013; Ч.3
4. Общая тактика. С.А. Батюшкин, Н.К. Шишкин, Н.П. Мойсеенко. Москва: ООО «Каталит», 2009.
5. Разведка и иностранные армии. Новосибирск: НВВКУ, 2011.
6. Татарский М. Своевременно вступить в бой. Армейский сборник. 2014; 4.
References
1. Ermak D.G. Meropriyatiya takticheskoj maskirovki. Armejskij sbornik. 2014; 4.
2. Boevoj ustav Suhoputnyh vojsk. Batal'on, rota. Moskva: Voenizdat, 2013; Ch.2 .
3. BoevojustavSuhoputnyhvojsk. Vzvod,otdelen/e,tank.Moskva:Voenizdat, 2013;Ch.3
4. Obschaya taktika. S.A. Batyushkin, N.K. Shishkin, N.P. Mojseenko. Moskva: OOO «Katalit», 2009.
5. Razvedka i inostrannye armii. Novosibirsk: NVVKU, 2011.
6. Tatarskij M. Svoevremenno vstupit' v boj. Armejskij sbornik. 2014; 4.
Статья поступила в редакцию 25.01.15
УДК 371.11
Syumakova A.I., postgraduate,DepartmentofPedagogy and Psychology of Professional Education, North Caucasian Federal
University (Stavropol, Russia), E-mail: alina05_2010@mail.ru
PROGRAM-BASED AND TASK-ORIENTED TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. In the research work the task-oriented and program-based technologies of management in organizations of additional education of children are studied as a resource of innovative development of education. The author presents features of management as a humanitarian technology. The author concludes that additional education is a zone of the nearest development of education in Russia. The paper states that the Russian education has reached a stage of theoretical and practical development of program-based and task-related technologies in the system of additional education. Moving into the mode of the development, the organization of additional education is to determine the specifics of work of teachers. The new teaching management techniques develop pedagogical conditions of use of the ideas and principles of project management as a new tool for the implementation of the strategy for systemic change in the additional education of children.
Keywords: additional education of children, innovative development, program technologies, humanitarian technologies.
А.И. Сюмакова, соискатель каф. педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: alina05_2010@mail.ru