Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ - НАВЕДЕНИЯ СПРАВОК'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ - НАВЕДЕНИЯ СПРАВОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАПРОС / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хусаинов Р. Р.

В статье дана краткая характеристика совершаемых в последние годы в России преступлений. Указана усиливающаяся роль оперативных подразделений в борьбе с преступностью. Определяется значение наведения справок как одного из часто используемых оперативно-разыскных мероприятий. Даны основные способы их проведения, перечислены выявленные недостатки и преимущества. Описаны имеющиеся проблемы при осуществлении наведения справок и некоторые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хусаинов Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEM QUESTIONS OF OPERATIONAL-SEARCH АCTIVITIES - INQUIRIES

The article gives a brief description of the crimes committed in Russia in recent years. The growing role of operational units in the fight against crime is indicated. The value of inquiries is determined as one of the frequently used operational-search activities. The main methods of their implementation are given, the identified disadvantages and advantages are listed. The existing problems in the implementation of inquiries and some ways to solve them are described.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ - НАВЕДЕНИЯ СПРАВОК»

Научная статья УДК 343.985.5(470)

Рамиль Равилович Хусаинов

Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, ramih296@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ - НАВЕДЕНИЯ СПРАВОК

Аннотация. В статье дана краткая характеристика совершаемых в последние годы в России преступлений. Указана усиливающаяся роль оперативных подразделений в борьбе с преступностью. Определяется значение наведения справок как одного из часто используемых оперативно-разыскных мероприятий. Даны основные способы их проведения, перечислены выявленные недостатки и преимущества. Описаны имеющиеся проблемы при осуществлении наведения справок и некоторые пути их решения.

Ключевые слова: оперативно-разыскное мероприятие, наведение справок, оперативно-разыскная деятельность, запрос, оперативные подразделения

Для цитирования: Хусаинов Р. Р. Некоторые проблемные вопросы оперативно-разыскного мероприятия - наведения справок // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 3 (11). С. 88-92.

Original Article

Ramil R. Khusainov

Ufa Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia, ramih296@gmail.com

SOME PROBLEM QUESTIONS OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES - INQUIRIES

Abstract. The article gives a brief description of the crimes committed in Russia in recent years. The growing role of operational units in the fight against crime is indicated. The value of inquiries is determined as one of the frequently used operational-search activities. The main methods of their implementation are given, the identified disadvantages and advantages are listed. The existing problems in the implementation of inquiries and some ways to solve them are described.

Keywords: operational-search activity, inquiries, operational-search activity, inquiry, operational units For citation: Khusainov R. R. Some problem questions of operational-search activities - inquiries // Law: retrospective and perspective. 2022. No. 3 (11). P. 88-92.

В последние годы в нашей стране, как и во многих других странах, происходят большие изменения в общественной жизни, связанные с быстрым развитием и внедрением достижений науки и техники, особенно в области информационных технологий. При этом необходимо констатировать, что преступный элемент очень быстро адаптировался в новых условиях и активно использует новые технологии в совершении противоправных деяний, о чем свидетельствуют по-

явившиеся новые методы и способы совершения преступлений. В связи с этим одной из важных задач государства, в первую очередь ее правоохранительной системы, является совершенствование существующих методов и разработка новых способов в борьбе с преступлениями, особенно совершаемыми с использованием 1Т-технологий.

В решении указанной задачи должны участвовать все правоохранительные органы, в том числе и оперативные подразде-

© Хусаинов Р. Р., 2022

ления органов внутренних дел, имеющие в своем распоряжении необходимые силы, средства и методы для получения информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях.

При реализации данной задачи задей-ствуются все правоохранительные органы, в том числе и оперативные подразделения органов внутренних дел, обеспечивающие своевременное реагирование на поступающую информацию о совершенных преступлениях. Сотрудники указанных подразделений выполняют возложенные на них задачи посредством проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), а также выполнения отдельных следственных действий по поручению органов предварительного расследования. При этом от своевременности и полноты поступающей информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях в целом зависит эффективность борьбы с преступностью. Не вызывает сомнений, что оперативно-разыскная деятельность (далее - ОРД) способствует выявлению и раскрытию наиболее тяжких, особо тяжких исерийных преступлений, особенно совершенных организованными преступными группами, выявлению латентных противоправных деяний и решению отдельных задач, стоящих перед органами внутренних дел.

Для успешной реализации основных задач ОРД оперативные подразделения должны обладать достаточным количеством оперативной информации, получаемой из различных источников. Одним из наиболее распространенных и эффективных способов получения необходимой информации является проведение такого ОРМ, как наведение справок. В связи с этим изучение проблемных вопросов организации, проведения и использования результатов наведения справок имеет большое теоретическое и практическое значение.

В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»)

наведение справок закреплено в качестве одного из оперативно-розыскных мероприятий, но в данном документе не дается законодательное определение и не описан механизм и способы его проведения.

Краткий анализ ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок, организацию и тактику осуществления ОРД, позволяет определить, что наведение справок представляет собой один из видов ОРМ, направленного на получение необходимой информации, имеющей значение для решения задач ОРД, посредством:

- направления запросов в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, физическим лицам, которые по предположению сотрудников оперативных подразделений располагают или могут располагать необходимыми сведениями;

- прямого изучения и ознакомления с соответствующими материальными носителями информации, в том числе с помощью использования различных систем учетов, информационных систем и иных источников [1].

Рассматриваемое ОРМ на практике чаще всего проводится в форме направления различных запросов в соответствующие компетентные органы, организации и физическим лицам, а также изучения субъектами ОРД или по их поручению и заданию отдельными лицами источников, содержащих необходимую информацию. Направляемые адресату запросы должны отвечать предъявляемым требованиям, касающимся вопросов законности и обоснованности их направления. При подготовке таких документов также излагаются причины и цели получения необходимой информации, к тому же необходимо учитывать вопросы конспирации. Адресат, в свою очередь, должен предоставить известную ему информацию.

К сожалению, в практической деятельности оперативных подразделений возникают некоторые проблемы, связанные с отказом в предоставлении необходимой информации. Например, Д. В. Кольцов в рамках своего

научного исследования проводил социологический опрос сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, которые отметили, что обладатели необходимой информации в ряде случаев отказывают в ее предоставлении, мотивируя это различными основаниями, например, отдельными положениями законодательства, связанного с ограничением распространения информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, или же указывая на техническую или правовую неточность в самом запросе. При этом нередко встречаются ситуации, когда сотрудники сталкиваются с игнорированием своих законных требований [2].

Возникающие проблемы связаны с недостаточной теоретической разработанностью рассматриваемого вопроса и недостаточным уровнем правового регулирования данного ОРМ - наведения справок. В связи с этим в рамках данной статьи считаем целесообразным рассмотреть проблемы, возникающие при наведении справок, в частности, при направлении запросов.

Стоит отметить, что в настоящее время не существует законодательного закрепления термина «запрос». Однако в действующих нормативных правовых актах он используется на постоянной основе, в том числе и в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Запрос представляет собой официальное обращение к компетентным органам и организациям с требованием или же просьбой о предоставлении необходимых сведений или значимой информации, необходимой для решения задач, стоящих перед оперативными подразделениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законное требование должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, о предоставлении необходимой информации обязательно для исполнения физическими и юридическими лицами независимо от их формы.

Для наведения справок могут быть использованы устное или письменное обращение.

Однако устный запрос возможен лишь при наличии благоприятной ситуации, дающей основание полагать, что обладатель информации ее предоставит. К тому же такая форма запроса подразумевает под собой получение только тех сведений, которые непосредственно не затрагивают частные интересы иных лиц, интересы ее обладателя и не содержат в себе информацию ограниченного доступа. Устные обращения в настоящее время практически не имеют места в оперативной практике, однако можно привести и примеры их успешного использования. Так, Октябрьский районный суд г. Пензы 25 июля 2019 г. в качестве одного из доказательств использовал информацию, полученную по устному запросу сотрудников оперативного подразделения [3].

Конечно, устный запрос имеет ряд специфических недостатков, среди которых можно выделить:

- отсутствие материально-фиксированного документа, содержащего требование о предоставлении информации, что в конечном итоге может привести к невозможности привлечения к ответственности лиц, обязанных ее передать, вследствие их отказа;

- наличие внутренних должностных инструкций, регламентирующих порядок предоставления сведений исключительно в ответ на письменный мотивированный запрос оперативных подразделений, что приводит к невозможности выдачи необходимой информации.

С учетом вышеизложенного необходимо констатировать, что в практической деятельности оперативных подразделений в большинстве случаев преобладает письменная форма запроса как более надежная и имеющая юридическое значение. В данном случае письменный запрос расценивается как индивидуальный правоприменительный акт, имеющий обязательный характер для его адресата.

Наведение справок удобно еще и тем, что для его проведения не требуется какое-либо санкционирование со стороны контролирующих государственных или судебных орга-

нов и, как правило, оно проводится по решению самого сотрудника. Исключением из данного правила могут быть случаи, когда требуемая информация имеет законодательное ограничение на ее распространение. В таких случаях потребуется получение соответствующего разрешения на ее получение и использование.

Одним из существенных недостатков законодательства, регламентирующего порядок предоставления информации при наведении справок, является отсутствие конкретных сроков исполнения соответствующего требования физическими и юридическими лицами, что может существенно замедлить данный процесс. В связи с этим считаем целесообразным дополнить ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» положением о необходимости предоставления сведений в течение 10 дней с момента поступления официального запроса.

Кроме указанной проблемы, существует также неоднозначная судебная практика по привлечению к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление запрашиваемых сведений уполномоченным органам. Некоторые исследователи в данной области полагают, что совершение такого умышленного деяния может быть квалифицировано по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -

КоАП РФ). Но указанная статья предусматривает ответственность за непредставление информации органам, осуществляющим государственный и муниципальный контроль и надзор, к которым, в соответствии с действующим законодательством, не относятся органы, осуществляющие ОРД. Исходя из Определения Верховного Суда от 28 апреля 2004 г. № 72-о04-6 [4], непредставление соответствующей информации по запросу оперуполномоченного необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника.

Таким образом, наведение справок представляет собой ОРМ, проводимое с целью получения необходимой информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц с целью выполнения основных задач, стоящих перед оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации. Для повышения эффективности результатов наведения справок необходимо разработать порядок его проведения и направления соответствующих запросов. С этой целью считаем необходимым на законодательном уровне определить сроки предоставления информации компетентным органам, утвердить конкретные требования, предъявляемые к форме и содержанию запросов на получение информации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Об оперативно-розыскной деятельности : модельный закон СНГ (принят 16 ноября 2006 г. постановлением № 27-6 Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств. 2007. № 39. ч. 1.

2. Кольцов Д. В. Запрос как форма реализации оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» (на примере подразделения ЭБиПК МВД России) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (78). C. 144.

3. Решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 25 июля 2019 г. по жалобе по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ // РосПравосудие. URL: https:// rospravosudie.com/court-oktyabrskij-rajonnyi-sud-g-penzy-penzenskaya-oblast-s/ act-547099141/ (дата обращения: 04.04.2022).

4. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации от 28 апреля 2004 г. № 72-о04-6 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2005. № 3.

REFERENCES

1. On operational-search activity : model law of the CIS (adopted on November 16, 2006 by resolution No. 27-6 of the Inter-Parliamentary Assembly of the CIS Member States) // Information Bulletin of the InterParliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States. 2007. No. 39. Part 1. (In Russ.)

2. Koltsov D. V. Request as a form of implementation of the operational-search activity «Inquiry» (on the example of the EBiPK unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia) // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2 (78). P. 144. (In Russ.)

3. The decision of the Oktyabrsky District Court of Penza dated July 25, 2019 on a complaint in a case of an administrative offense under Part 4 of Art. 19.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation // RosPravosudie. URL: https://rospravosudie.com/court-oktyabrskij-rajonnyj-sud-g-penzy-penzenskaya-oblast-s/act-547099141/ (date of access: 04.04.2022). (In Russ.)

4. Cassation ruling of the Judicial Collegium for Criminal Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated April 28, 2004 No. 72-o04-6 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2005. No. 3. (In Russ.)

Информация об авторе:

Хусаинов Р. Р. - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author:

Khusainov R. R. - Candidate of Law, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 01.07.2022; одобрена после рецензирования 15.07.2022; принята к публикации 23.09.2022.

The article was submitted 01.07.2022; approved after reviewing 15.07.2022; accepted for publication 23.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.