50% родителей считает, что продолжительность работы детей с компьютером не должна превышать более 15 мин, 35 % полагают, что продолжительность работы не должна превышать более 10 мин, 10,8% респондентов отмечают, что продолжительность работы детей с компьютером не должна превышать более 5 мин, и только 4% опрошенных склонны думать, что продолжительность работы детей с компьютером не должна превышать более 2-3 мин.
39% родителей допускают ежедневное использование компьютеров в воспитательно-образовательном процессе, 57% опрошенных считают возможным использовать компьютер 23 раза в неделю, а 4% респондентов - компьютер можно использовать не более 1 раза в неделю. При этом большинство опрошенных родителей (83%) считают, что использование компьютера должно осуществляться в различных ви-
дах деятельности детей. По мнению 69,6% респондентов, в работе с детьми следует чередовать различные компьютерные технологии.
Проведенный опрос свидетельствует о том, что экспериментальная работа по использованию ИКТ в коррекционном и воспитательно-образовательном процессе находит поддержку и одобрение со стороны родителей.
Таким образом, внедрение ИКТ в коррекци-онно-образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создает у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Литература
1. Вилков А. Л. Компьютерные дидактические технологии как средство воспитания личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №88.
2. Крыгина М. В. Новые информационно-коммуникационные технологии как фактор совершенствования образовательного процесса // Известия ТПУ. - 2009. - №6.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс; СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособие. - СПб.: Союз, 2000. - 192 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155)
Пеньковская Галина Алексеевна, заведующая детским садом № 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected].
Сидина Татьяна Александровна, старший воспитатель детского сада № 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]
Тараканова Алла Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, e-mail: [email protected]
Penkovskaya Galina A., head of compensative kindergarten № 51, St. Petersburg, е-mail: [email protected]
Sidina Tatyana A., head nursery teacher, compensative kindergarten № 51, St. Petersburg, е-mail: [email protected]
Tarakanova Alla A., candidate of Education, associate professor, Department of Speech Training, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, е-mail: [email protected].
УДК 373.2.016:796
© В. Г. Савватеева
Некоторые представления о биомеханике мышечного сокращения при коррекции плоскостопия
В статье представлены новые взгляды на возможность коррекции плоскостопия с помощью изменения условий выполнения физических упражнений с точки зрения биомеханических процессов мышечного сокращения. Ключевые слова: плоскостопие, биомеханика, мышечное сокращение.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
1 (4) / 2014
V. G. Savvateeva
Some ideas of muscular contractions biomechanics during flat-foot correction
The article presents new views on the possibility of flat-foot correction by changing of physical exercise conditions in terms of biomechanical processes of muscle contraction.
Keywords: flatfoot, biomechanics, muscle contraction.
Одним из биомеханических свойств мышеч-но-связочного аппарата является упругость. Обычно для представления биомеханики мышечного сокращения используют модель из комбинации сократительных и упругих компонентов (рис 1) [3]. Сократительный компонент реализуется мышечными волокнами, а параллельный и последовательный - сухожилиями, фасциями, оболочкой мышечного волокна, пучками мышечных волокон в месте прикрепления мышц к кости. Упругие компоненты мышцы представляют в виде пружин с нелинейными упругими свойствами. Свойства упругости в модели биомеханического сокращения реализуются параллельными и последовательными упругими компонентами, к которым относят соединительнотканные образования: сухожилия, фасции, пучки мышечных волокон [8]. При растягивании мышца накапливает энергию упругой деформации и восстанавливает свою первоначальную длину.
F
Рис. 1. Трехкомпонентная модель мышечного сокращения
Упругое сопротивление мышцы растет по мере растягивания мышцы, мышца представляет собой упругую систему с переменной жесткостью.
Полная механическая энергия мышцы, идущая на совершение работы по перемещению звеньев нашего тела, складывается из энергии сократительного процесса и энергии упругой деформации мышц.
В мышцах стопы при развитии плоскостопия утрачивается свойство упругости, стопа перестает выполнять одну из своих главных функций - амортизационную и продолжается ее патологическое уплощение. Для восстановления мышечно-связочного аппарата стопы необходимо восстановить утерянную функцию, вернуть упругость. Следовательно, условно представляя мышечное сокращение в виде трехкомпонент-ной модели, необходимо направить тренировочный эффект на параллельный и последовательный упругие компоненты.
Ранее представлялось, что в процессе формирования подсводного пространства стопы решающую роль играют мышцы стопы [10], а связки и сухожилия играют второстепенную роль. Сейчас сухожилиям и связкам придается особое значение, их роль в процессе мышечного сокращения неоднозначна и не сводится только к механическим пружинным свойствам [3; 4].
Главной частью мышцы для проявления упругости считается зона, где сухожилие вплетается своими волокнами в волокна мышечной массы, тем самым создаются условия для проявления особых двигательных свойств. В проявлении упругости важную роль играет строение сухожилия, которое состоит из коллагеновых волокон, позволяющих выполнять упругую функцию. При отталкивании сухожильные зоны работают по механизму «амортизаторов» в своей обратной отдаче. На голени и стопе сухожилия и связки многочисленны и хорошо выражены. Стопа с помощью сухожилий и мелких мышц представляет единый упругий двигательный рычаг.
Существуют исследования [1; 2; 5; 7], которые доказывают, что при возрастании упругости опоры возрастает вклад в двигательное действие упругих компонентов мышечного сокращения, а вклад сократительного компонента сокращается. Это значит, что к упругому и последовательному компоненту мышечного сокращения предъявляются особые требования, их роль в системе биомеханического сокращения мышц становится более значимой.
Исследования А. В. Жумаевой [2] показыва-
ют, что при снижении жесткости опоры растет вклад последовательного и параллельного упругих компонентов мышц, а вклад сократительного элемента мышц снижается. Тот же механизм наблюдался в исследовании О. Б. Немцева и А. В. Полянского [5], где выявлено, что при повышении упругости опоры пропорционально увеличивается время контакта с опорой за счет необходимости достижения максимума деформации опоры и за счет большего растяжения параллельного и упругих компонентов мышц, обеспечивающих движение стопы. Таким образом, при увеличении упругости опоры увеличивается возможность для оптимизации упругих компонентов мышц. В исследованиях О. Б. Нем-цева и А. В. Полянского выявлено, что при повышении упругости опоры уменьшается ударная нагрузка на опорно-двигательный аппарат при контакте с опорой.
В основе каждого двигательного акта лежит закономерность вариативности внешних и внутренних компонентов [3]. Наличие этих вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы. Основные физические свойства упругой опоры - гибкость, нестабильность, способность к деформации, способность аккумулировать энергию. Все перечисленные свойства способны в полной мере тренировать так называемые «гибкие» элементы функциональной системы. Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать
неадекватные моторные программы, учитывая не только внешние изменения ситуации, но и возможности сократительных, упругих параллельных и последовательных компонентов мышц.
Таким образом, необходимо увеличить упругость опоры при выполнении упражнений при коррекции плоскостопия. Система «мышечно-связочный аппарат прыгуна - упругая опора» позволяет рассматривать упругую опору в качестве тренажерного устройства для регулирования условий окружающей среды. Метод «искусственной управляющей среды» впервые был предложен профессором И. П. Ратовым [6]. Его суть заключается в следующем: достижение цели обеспечивается на основе дополнения естественных действий внешними искусственными энергосиловыми добавками, а целью является достижение планируемых показателей результативности выполняемых упражнений.
Реализуя метод «искусственной управляющей среды» и создавая необходимые условия, можно сконструировать для опорно-двигательного аппарата нижних конечностей более эффективный механизм мышечного сокращения, обеспечивая эффект перераспределения уровней активности в системе сократительных и упругих компонентов мышечно-связочного аппарата стопы.
Литература
1. Екимов А. Описание системы «прыжковая пневмопланка» // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). - М., 1999. - С. 28-32.
2. Жумаева А. В. Сопряженное технико-физическое совершенствование квалифицированных прыгунов в длину с использованием локальных отягощений: дис. ... канд. пед. наук: 14.00.04. - М., 2001. - С. 144.
3. Зациорский В. М. Биомеханика двигательного аппарата человека. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 43.
4. Ковалев В. А. Биомеханика и синергетика // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 23.
5. Немцев О. Б. Особенности взаимодействия бегуна с различными опорами // Физическая культура, спорт, биомеханика; материалы междунар. науч.-практ. конф. (17-18 мая 2007 г.) / Ин-т физ. культуры и дзюдо, Адыг. гос. ун-т. - Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 2007. - С. 122-126.
6. Попов Г. И. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
7. Ратов И. П. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 5. - С. 12-15.
8. Самсонова А. В. Биомеханика мышц: учебно-методическое пособие / под ред. А.В.Самсоновой. - СПб., 2008. - 217 с.
9. Сучилин Н. Г. Использование пневматических снарядов-тренажеров с регулируемой упругостью в подготовке национальных сборных // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): материалы конф. - М., 1999. - С. 113-115.
10. Уткин В. Л. Биомеханика физических упражнений. - М.: Просвещение, 1989. - С. 22.
Саватеева Валентина Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии №2 Иркутского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Сavateeva Valentina G., doctor of Education, Professor, head of the Department of Pediatrics № 2, Irkutsk State Medical University, е-mail: [email protected]